Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »
Тема: Реформы С.Ю.Витте
Раздел: Бесплатные рефераты по истории
Тип: Эссе | Размер: 19.27K | Скачано: 236 | Добавлен 06.05.13 в 23:52 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
Вуз: Финансовый университет
Содержание
Введение 3
Заключение 8
Список источников и литературы 9
Введение
В данной работе мы рассмотрим такую проблему отечественной истории как изучение реформ выдающегося российского государственного деятеля Витте Сергея Юльевича. За время своей карьеры он выступал в качестве министра путей сообщения, министра финансов, председателя Совета министров, члена Государственного совета, графа и действительного тайного советника
Актуальность темы вызвана тем, что она заслуживает рассмотрения и оценки, так как конец XIX – начало XX века – эпоха в которой жил и творил Витте, является поистине переломным моментом в ходе исторического развития нашего государства.. Правящие круги были вынуждены прибегнуть к принятию многочисленных реформ в различных сферах общественной жизни. Одним из родоначальников данных реформ и был Сергей Юльевич Витте. Его реформы существенно изменили положение России в мире. Витте придерживался скорее индустриального развития страны. Всего он осуществил 6 реформ ( реформы в налоговой системе, введение винной монополии, реформы в железнодорожном хозяйстве, денежная реформа, реформа в сфере аграрного сектора экономики, реформы в промышленности), мы рассмотрим некоторые из них более подробно.
1. Денежная реформа 1895--1897 годов.
Министр финансов Сергей Витте последовательно проводил политику ускоренного развития отечественной промышленности, сочетая ее с решительными мерами в области финансов. Уже в 1893 году доходы государства значительно превысили расходы. Это было достигнуто благодаря жесткой экономии средств и поискам новых источников государственных доходов. Принятые меры позволили в 1897 году провести денежную реформу, установившую золотой эквивалент рубля. Рассмотрим эту реформу более подробно.
Благодаря денежной реформе рубль стал стабилен, и страна заняла почетное место в мировой экономике. Воплощение идеи Витте, конечно, нуждалось в крупном капиталовложении. Для этого была введена государственная монополия на винно-водочные изделия, увеличены налоги и введен золотой стандарт, т. е. только золото выступало всеобщим эквивалентом и являлось основой денежного обращения. Денежная реформа обеспечила свободный обмен рубля на золото. Новая денежная система включала в себя следующее:
1. Десятирублевая монета новой чеканки представляла собой основную монету России. С 1885 года можно было обменять старые рубли на новые золотые в соотношении 1 руб.=1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их можно было обменять на золото в соотношении 1 руб. 50 коп.= 1 руб. золотом.
4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка.
5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере
2. Разработка рабочего законодательства
В России быстро росла промышленность, модернизировались социальные структуры, и перед правительством встал вопрос, заключающийся в проблеме взаимодействия рабочих и предпринимателей. Предусмотрев возможные споры в данной сфере, правительство издало ряд законов, регулирующих деятельность фабрикантов и рабочих, а также создало специализированный орган, который должен был следить за соблюдением этих законов. Когда реформированием государственных дел начал заниматься Витте, он реорганизовал данный орган и распространил его влияние на 60 губерний и областей по территории России. В компетенцию фабричной инспекции, как ее называли в Правительстве, входили следующие полномочия:
Изначально предположения Витте относительно взаимоотношений предпринимателями и рабочими сводились к тому, что данные отношения строились по принципу патриархальности. Но по ходу развития виттевской программы, наблюдается совершенное исчезновение патриархальных отношений на заводах и фабриках. Рост забастовочного движения являлся вполне убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о социальной напряженности на предприятиях.
С участием Витте, фабричное законодательство стало усовершенствоваться, а также разрабатываться законы об организации рабочего времени, о вознаграждении отдельных категорий рабочих, о введении на фабриках института фабричного старосты и т.д.
Вероятно, Витте рассчитывал установить полный контроль над всем, что происходит на фабриках и заводах – от производственной сферы до социальных отношений. Политика реформатора сталкивалась с упорным сопротивлением со стороны Министерства внутренних дел, которое в свою очередь пыталось подчинить себе фабричную инспекцию и руководить деятельностью всей промышленности.
Социальная напряженность росла, в связи с чем, принятые законы урезались. Витте, несмотря на все происходящее, все-таки сумел сохранить за собой главенствующую роль над фабричными инспекциями и представлял государство в Главном фабричном комитете.
По сравнению с экономической и законодательной реформе в фабричной деятельности, аграрная реформа Витте была менее успешной. Не в коем случае не стоит указывать на главного реформатора того времени, что именно он виновен в многочисленных проблемах в сфере аграрного сектора. Основными направлениями виттевской политики в области аграрного сектора были:
Витте уделял особое значение крестьянскому вопросу, так как был ярым сторонником консерватор, строящих свою политику на поддержании экономического положения внутри деревни. Как полагал Витте, тяжелое социальное положение, ухудшает и тормозит платежеспособность со стороны крестьян, что цепной реакцией отражается на всей экономики страны. Выход из подобной ситуации Витте видел лишь в ликвидации правовой обособленности крестьян и уничтожении их имущественной неполноправности. Однако желание Витте создать комиссию, которая бы занималась данным вопросом, не увенчалась успехом. Экономическое и социальное обновление не было подкреплено столь же решительными шагами по преобразованию политических структур. Небывалое напряжение всех сил общества не находило законного выхода. Оно могло выражать свое недовольство или обнародовать свое видение проблем только нелегальным путем. Предлагая свое видение российской государственности и либералы и революционеры отбрасывали существующую государственную систему, упрекая ее в отсталости, неповоротливости, недемократичности. В то же время общественные деятели не обращали должного внимания на политические традиции страны, зрелость народных масс, их подготовленность к тем или иным переменам. Все более громкий спор власти и общества заставлял широкие слои населения прислушиваться к нему, вынуждал их делать выбор, присоединяться к той или иной спорящей стороне. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий.
В конце XIX века в стране разразился промышленный и финансовый кризис. Крупные крестьянские волнения заставили императора создать ряд совещательных комиссий, которые должны были пересмотреть большую часть крестьянского законодательства. Витте при этом возглавлял «Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Основные направления своей программы Витте представлял в подъеме развития деревни и пересмотре правового статуса крестьян. Реформатору пришлось ожесточенно биться за свои предложения с консервативными кругами. Помимо этого Витте должен был исходить из интересов императора, который в самом начале формирования данный коллегий объявил свои противоречивые установки.
Аграрная реформа, проведенная в конце XIX – начале XX века переплетала в себе как феодальные пережитки, так и буржуазные начала.
Заключение
Министр финансов Сергей Витте последовательно проводил политику ускоренного развития отечественной промышленности, сочетая ее с решительными мерами в области финансов. Уже в 1893 году доходы государства значительно превысили расходы. Это было достигнуто благодаря жесткой экономии средств и поискам новых источников государственных доходов. Российская экономика стала развиваться очень быстрыми темпами. Правительство, уделяя большое внимание развитию технических знаний, за короткий срок открыло несколько технологических и политических институтов.
Исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод, что поставленные перед нами задачи выполнены, а именно:
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана.
Список источников и литературы
1.Витте С.Д. Воспоминания в 3-х томах. М. 1960.
2.Ильин С. В. Витте. / 2-е изд. — М., 2012. — С. 25.
3.История России. Краткий курс для поступающих в вузы. Максимов Ю.И. – 3-е изд, стер. – М.: Экзамен, 2010 – 320 с;
4.История России. Пособие для абитуриентов. Семенова Е.В. – Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2000. – 35с
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.