Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Предмет культурологии. Культура, её сущность, функции, периодизация

Предмет культурологии. Культура, её сущность, функции, периодизация [17.05.13]

Тема: Предмет культурологии. Культура, её сущность, функции, периодизация

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.13K | Скачано: 270 | Добавлен 17.05.13 в 10:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4

2. ПОНЯТИЕ И ТЕРМИН «КУЛЬТУРА». СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 5

3. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

ТЕСТ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

 

1.     ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Предмет культурологи – объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

В становлении культурологи как науки принято выделять следующие периоды: этнографический, эволюционистский, исторический. В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX века ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах – в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает её от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю – как теорию о событийно – деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно – историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности. [2, с. 11]

 

2.     ПОНЯТИЕ И ТЕРМИН «КУЛЬТУРА». СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Культура – это специфическая форма организации и развития жизнедеятельности человека, которая проявляется в продуктах материального и духовного труда, традициях, преемственности и новаторстве в развитии культуры, а также в системе определенных социальных норм и учреждений, связанных с развитием и функционированием культур. [2, c. 12]

Под материальной культурой понимаются все предметы деятельности человека: орудия труда, оружие, постройки и жилища, бытовой инвентарь, транспорт, одежда, результаты производственного, ремесленного и сельскохозяйственного труда.

Духовная культура представляет собой совокупность результатов духовной деятельности, имеющая социальное и гуманистическое знание. Основная форма существования духовной культуры – знания о природе, обществе и человеке, которые находят выражение в специализированных видах –  это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания. [3, c. 12]

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. [3, c. 14]

Следует раскрыть такие функции культуры как:

Информативно-познавательная, существующая в виде обыденной, научной, художественной, религиозной и других форм и видов знания, состоит в производстве, накоплении, хранении, приумножении и передаче информации посредством символов, знаков от поколения к поколению. Реализация этой функции требует специальных учреждений: библиотек, музеев, институтов и иных источников информации и т. д. [4, c. 35]

Очень важна коммуникативная функция культуры. Ни одну сколько-нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Он является существом общественным и для достижения своих целей нуждается в общении с другими людьми. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь. [4, c. 35]

Особый интерес для теоретического анализа культуры представляет её регулятивная функция, состоящая не только в выработке норм, правил поведения людей, но и в их закреплении в форме исторически складывающихся традиций, обычаев, характеризующихся относительной устойчивостью и статичностью.

Семиотическая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой.

Гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни". [4, c. 36]

Как уже ранее отмечалось, культура – сложная, многоуровневая система, поэтому культуру разделяют по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры.

Мировая культура – синтез высочайших достижений всех национальных культур народов нашей планеты.

Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп какого – либо общества. [3, c. 12 – 13]

В ХХ веке человек столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. «Проблемность» означает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из неё.

Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или её мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении?

Эта проблема находит свою конкретизацию в так называемых «алармистских» (от фр. аlarme – тревога) ситуациях. Суть первой заключается в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Сейчас эта проблема осознаётся всё более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», их «исчерпание по регионам». Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов. [1, c. 543]

Другая проблема алармистского характера связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Речь идёт об уничтожении лесов – лёгких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.

Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой.

Второй вид проблем внутреннего развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Всё это ведёт к дестабилизации мирового сообщества. [1, c. 544]

Культурная революция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновлённый человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоят целостная человеческая личность и её возможности, и альтернативы этому нет. Речь идёт прежде всего о «беспрецедентной культурной перестройке» миллиардов населения земного шара – всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.

Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция» и единственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества. Справедливость такого вывода представляется не менее значимой, чем практическая трудность реализации этой рекомендации. Практика ХХ века показывает, что человечество не в состоянии кардинально решать глобальные проблемы своего развития.

Для этого надо решить самую глобальную проблему – преодоления культурных «разломов», раскола культур, налаживания диалога культур. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций, как многосторонних так и двусторонних, осуществляемых во всех сферах культуры на основе уважения культурной самобытности каждой из культур и с учётом тенденций усиления культурного влияния одних стран на другие, тенденций универсализации в мировом культурном развитии. [1, c. 547 – 548]

 

2. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Эпоха просвещения обнаружила разрыв между природой и культурой. Этот вывод позволил французскому философу-просветителю Ж.-Ж. Руссо заключить, что культурные народы морально испорчены по сравнению с первобытными народами, у которых действуют определённые табу. Считал что во все времена и у всех народов в связи с подъёмом наук и искусств деградировала нравственность. Руссо в своих работах рассматривал сложное взаимодействие таких понятий, как природа, культура, цивилизация. Высказывал  желание о такой модели общественных отношений, при которой истинная сущность человека была бы искажена ложными умствованиями, условностями и предрассудками. Выдвинул понятие «естественного человека» – целостного, биологически здорового, морально честного и справедливого. Критерием высшей ценности у него становится природа. «Естественный человек», живущий пусть в невежестве, но в согласии с природой, доверяющий более своим чувствам и инстинктам, и есть тот образец морали, на который должен равняться современный человек. [3, c. 111 – 112]

Одно из ключевых положений концепции Шпенглера – идея души культуры, которая представляет собой символически выраженную смысловую систему культуры.

Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собственной культуры. История развития культур сводится к происхождению тех её стадий, которые в своём развитии переживает организм: детство, юность, зрелость, увядание.

Как считает Шпенглер, длительность жизни каждого культурного типа составляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа. Подготовительный период – накопление сил, рождение души культуры и определение её задачи, выделение прасимвола – это детство культуры. Затем идёт период собственно культуры – период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности. И наконец, наступает период упадка культуры, который Шпенглер называет цивилизацией. На этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, искусство вырождается. [3, c 126 – 127]

Вебер предложил свою концепцию "идеальных типов", в основе которой идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический). 1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им; 2-ой - традиционный - в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией; и 3-й тип власти - харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью.

На основе этих "идеальных типов" Вебер разработал следующую типологию культур. Традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида; рациональное же общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни.

Из веберовской концепции "идеальных типов" вытекает и третий тип общества -"харизматический", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью. [3, c. 141 – 142]

Русский философ Н. А. Бердяев видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианств.

В его концепции культура не просто предстает как феномен, имеющий сакральный оттенок, происхождение ее прямо выводится им из культа:"Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной". Понятие культуры сведено у Бердяева лишь к духовной сфере. Поскольку культура, в понимании Бердяева, охватывает лишь духовную сферу, она "иерархична": "высшая культура нужна лишь немногим. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура". Высшие цели культуры понятны и значимы лишь немногим, но именно на них, по мнению Бердяева "держится весь мир и вся история". [3, c. 137 – 138]

Русско-американский социолог П.Сорокин в своем фундаментальном труде "Социальная и культурная динамика" представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры.

Культура, по Сорокину, и есть ценностная система. Вне ценностей культура невозможна.

Поскольку через ценности обнаруживает себя весь спектр явлений культуры, то посредством анализа ценностей можно типологизировать культуру, описать процесс ее развития, спрогнозировать будущее. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение. В соответствии с этим критерием им выделяются три основных типа культуры.

Первый - идеациональный - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности.

Второй тип - идеалистический - Сорокин характеризует как смешанный, промежуточный между первым и третьим, идеалистическая культура, иными словами, ориентирована и на Бога, и на человека.

Современную культуру он определяет как чувственную. Чувственный тип культуры характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Основной принцип этой культуры - объективная действительность чувственна, культура эта свободна "от религии, морали и других ценностей". Реальный пейзаж, человек, реальные события и приключения, реальный портрет –  таковы его темы. Его цель – доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселении. Оно свободно от религии, морали и других ценностей, а его стиль "искусство ради искусства". [3, c. 127 – 131]

Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, философ. В своем известном труде "Культура и этика" Швейцер характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом технической целесообразности и материальной эффективности. Показателем же зрелости культуры он считает степень развития гуманизма, достигнутого обществом. По мнению Швейцера научно-технический прогресс опережает духовный.

Швейцер разрабатывает оригинальное учение, в центре которого - идея спасения гибнущей культуры. Спасти современную культуру, убежден философ, должно этическое обновление человечества, осознание им идеи, что не технический прогресс, а моральный должен стать целью культурного развития. В своем поведении человек обязан руководствоваться принципом - частные интересы должны учитывать общие, "соразмеряться" с ними.

 В своем учении о культуре Швейцер исходил из веры в божественное происхождение человеческого духа. Таким образом, принцип благоговения перед жизнью был выработан им на основе веры в святость жизни, как совершенного творения Создателя. [3, c. 152 – 153]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры — это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения.

 

ТЕСТ

Соотнесите указанные культурологические концепции и их представителей:

  1. Концепция кризиса культурыа. Э. Кассирер
  2.  
  3.  
  4. Символическая концепцияг. О. Шпенглер
  5.  

Ответ: 1 – г; 2 – в; 3 – д; 4 – а; 5 – б. [5]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. Ред. Г.В. Драча. – Изд. 16-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 570 с.
  2. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 600 с.
  3. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 295 с.
  4. Культурология: учебник для вузов / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
  5. Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. - 104стр., 2005. – Режим доступа:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.13K
Скачано: 270
Скачать бесплатно
17.05.13 в 10:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе