Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению »
Тема: Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации
Раздел: Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению
Тип: Контрольная работа | Размер: 173.32K | Скачано: 343 | Добавлен 25.04.13 в 17:54 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Москва 2013
Содержание
1. Основы конституционного строя Российской Федерации 3
2. Основы государственного устройства и структуры власти 5
3. Тесты 14
4. Список используемой литературы 15
1. Основы конституционного строя Российской Федерации
Вопрос следует изложить на основе материалов Конституции РФ с учетом поправок (см. новую редакцию этого акта в Российской газете от 21 января 2009 г.), конституционных законов, а также учебной и прочей литературы по теории государства и права, конституционному праву. При этом следует сделать акцент на политическом устройстве (демократической форме власти), правах и свободах граждан.
Основы конституционного строя - система общих принципов, которые определяют содержание правового воздействия на отношения в основных подсистемах общества в условиях конституционного строя, совокупность объективных ценностей, правил организации общества, основных начал и институтов государственного строя, находящихся под защитой государства и определяющих его конституционную природу. Основы конституционного строя определяют ключевые черты системы власти, формы правления, государственно-территориального устройства, политического режима. Нормы основ конституционного строя адресованы всем субъектам права, правоприменяющим субъектам и предполагают для реализации содержащихся в них целей включение правовой системы государства. Специфика основ конституционного строя выражается в их целостности, устойчивости, особом порядке изменения и юридическом верховенстве по отношению к остальным положениям конституции, всем нормативным актам государства. Основы конституционного строя по ст. 16 Конституции РФ не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ: никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя. Если конституция - это норма измерения законов, то основы конституционного строя выступают как норма измерения положений самой конституции. Обращают на себя внимание интегративные качества основ конституционного строя, которые объективно взаимосвязаны, представляют собою целостную систему и выражают качественную определенность ее содержания. Основы конституционного строя РФ представляют собой принципиальные положения Конституции РФ, закрепленные в ее гл. 1. В РФ необходимый перечень конституционных принципов был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г., положения которой должны были стать основой при разработке новой Конституции РСФСР и Союзного договора. Категория " Основы конституционного строя" впервые закреплена Шестым Съездом народных депутатов РСФСР в апреле 1992 г. в ч. 1 ст. 1 Конституции (Основного Закона) РСФСР. Конституционная комиссия предложила изложить целостный перечень основ конституционного строя в концептуально связанном самостоятельном разделе проекта Конституции России; многие положения раздела вошли в Конституцию РФ. РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). К числу основ конституционного строя РФ Конституция РФ относит также: принцип государственного суверенитета(ст. 1 и 4, ч. 1 ст. 15), включая верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, а также территориальное верховенство государства: принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать их (ст. 2);принцип единого и равного гражданства РФ (ст. 6): принципы народовластия (ст. 3); федерализм как принцип государственно-территориального устройства (ст.5): принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7); принцип единства экономического пространства, многообразия и равенства форм собственности, в том числе на землю и природные ресурсы (ст. 8 и 9);принципы организации государственной власти через разделение властей по горизонтали (ст. 10 и 11) иразграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов по вертикали (ч. 3 ст.11); признание и гарантированность местного самоуправления и его самостоятельности (ст.12); идеологическое и политическое многообразие, принцип многопартийности (ст.13);принципы светского государства (ст. 14); принципы верховенства права, в том числе всеобщей подчиненности Конституции, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ (ст.15);принцип устойчивости конституционного строя, обеспечиваемый через верховенство основ конституционного строя по отношению к другим положениям Конституции и особый порядок их изменения (ст.16).
2. Основы государственного устройства и структуры власти.
В этом вопросе необходимо раскрыть: содержание и специфику федеративного устройства Российской Федерации (глава 6 Конституции РФ); разграничение и содержание предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ; структуру и содержание федеральных конституционных органов власти.
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Носителем власти в России, ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Правовое государство
- это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления.
Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.
Конституция РФ устанавливает, что Россия - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания.
Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие «социальное государство», главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.
На основании Конституции РФ (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) (см. схему).
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.
Его особая роль в системе государственной власти проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, представление страны в международных отношениях.
Значительная часть полномочий Президента направлена на обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти в стране. При взаимодействии с законодательной властью глава государства имеет право назначать выборы Государственной Думы, а также распускать ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент вносит законопроекты в нижнюю палату парламента, подписывает и обнародует федеральные законы. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В полномочия Президента по отношению к Правительству (исполнительной власти) входят: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; назначение на должность заместителя Председателя и других должностных лиц Правительства, а также освобождение их от занимаемых постов; отмена решений органов исполнительной власти в случае их противоречия с Конституцией, федеральными законами; принятие или отклонение отставки Правительства.
В плане взаимодействия Президента с судебной властью он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Вносит предложения об освобождении их от должности.
Государственное устройство - это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное (см. тему «Сущность и форма государства»).
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития культуры, обычаев этих национальных групп. Велика роль формы государственного устройства в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому могут мешать как чрезмерная децентрализация, так и чрезмерная централизация государственной власти.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают права выхода субъекта из Федерации. Труднейшей проблемой федеративного государства является распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов Федерации.
Субъекты могут иметь свои конституции, гражданство, органы государственной власти. Федеральные власти совместно с властями субъектов Федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов и совместную компетенцию.
В Конституции Российской Федерации закреплена федеративная форма государственного устройства. Россия состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации является нарушением Конституции РФ.
Одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров Российской Федерации с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Правовой статус субъектов РФ гарантируется Конституцией России. Субъекты Российской Федерации сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться как равноправные субъекты. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.
Равноправие субъектов Российской Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Российской Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании РФ, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти.
Такое решение проблемы разграничения предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Субъекты РФ обладают своей территорией, которая является составной частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются главой администрации. Эти органы вправе принимать на себя определенные полномочия федеральных органов исполнительной власти (по соглашению с ними) и в свою очередь передавать федеральным органам осуществление части своих полномочий. Если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина, то Президент РФ вправе приостановить их действие до решения этого вопроса.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международнаяправосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.п. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.
Осветим некоторые особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации. В отличие от других субъектов Федерации, республики признаются государствами. Однако их государственная власть не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции России или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Тесты
1. Что не характерно для федеративного государства?
а) однопалатный парламент;
б) двухпалатный парламент;
в) двухканальная налоговая система.
Пояснение:
К б)Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
К в) налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с1992 года. Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога сгосударственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложениеюридических лиц, по существу, было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.
2. Какую форму правления имеет Российская Федерация.
а) президентская республика;
б) парламентская республика;
в) президентско-парламентская;
г) авторитарно-демократическая.
Пояснение:
Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Список используемой литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.