Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »

Состояние и особенности реализации политики в сфере здравоохранения региона

Состояние и особенности реализации политики в сфере здравоохранения региона [25.04.13]

Тема: Состояние и особенности реализации политики в сфере здравоохранения региона

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики

Тип: Реферат | Размер: 25.82K | Скачано: 215 | Добавлен 25.04.13 в 17:12 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Финансовый университет


Содержание.

Введение 3

1 раздел. Состояние и особенности реализации политики в сфере здравоохранения регионов 4

1.1 . Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения 4

1.2. Цели и задачи муниципального здравоохранения 5

1.3. Финансирование муниципального здравоохранения 10

2 Раздел 2. Проблемы муниципального здравоохранения и способы их решения на примере Ярославской области 12

Заключение 17

Список литературы 18

Приложение 1 19

 

Введение.

В настоящее время в период перехода России к рыночной экономике и глобализации активно ведется реформирование всех социальных сфер жизни населения. И в том числе система здравоохранения не осталась без изменений.

Последние отзывы о работе системы медицинского обслуживания со стороны граждан были, достаточно, негативны. Население страны все чаще вынуждено прибегать к услугам платной медицины из-за неудовлетворительного качества бесплатной медицинской помощи. И это вполне обоснованно. На первом месте по социальной значимости можно поставить снижение доступности бесплатной медицинской помощи в силу неадекватной организации самой помощи вследствие проблем организации труда среднего и врачебного медицинского персонала как в амбулаторных, так и стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Проблема недостаточного финансирования на деле связана с неэффективностью использования средств вследствие сложности внедрения на рынке медицинских поставок конкурентной среды, что приводит к удорожанию себестоимости медицинской услуги. Сложившая таким образом ситуация привела к необходимости активного реформирования, в том числе и системы государственных закупок в области здравоохранения.

Решением данной проблемы должно заниматься правительство как на Федеральном уровне, так и на региональном.

Актуальность данной  темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно-правовых проблем государственного управления современным здравоохранением.

 

1. Состояние и особенности реализации политики в сфере здравоохранения регионов.

1.1 Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

• новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

• формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

• приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

• защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.

 

1.2.  Цели и задачи муниципального здравоохранения

Главная цель муниципального здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральный закон 2003 г. возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления.

К ним относятся:

• контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

• формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

• координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

• осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

• лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

• регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

• создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

• санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Полномочиями органов местного самоуправления являются (в соответствии с Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями;

12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 6 и 11 настоящей части и пунктом 17 части 2 настоящей статьи;

13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации [ 2,ст. 14].

В Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральным Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливается право каждого гражданина на медицинскую помощь в гарантированном  объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования [ 2  ].

С 1 января по 31 декабря 2012 года Российская Федерация в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи):

1) медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 года в муниципальной собственности;

2) медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

В 2012 году производится реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

 

Финансирование муниципального здравоохранения.

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер.

Рис. 1. Источники финансирования муниципального здравоохранения

Рис. 1. Источники финансирования муниципального здравоохранения

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования).

Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество.

Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании. Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования. Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются  учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.

 

Раздел 2. Проблемы муниципального здравоохранения и способы их решения на примере Ярославской области.

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли, что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения, но и на его развитии, так как современные медицинские технологии весьма трудоемки.  Среднемесячная заработная мед. работника всех звеньев в Ярославской области составляет от 6 000 руб. Наибольший уровень оплаты труда у зубных врачей и техников, а также врачей и провизоров в коммерческих структурах – от 15 000–18 000 руб. Среди мед. работников среднего звена наибольший уровень оплаты труда зафиксирован у акушерок от 8 000–7 000  рублей, фельдшеров-лаборантов – от 9 000 руб. Заработная плата медсестры, самой востребованной профессии на рынке труда, составляет в среднем 5 000–7 000  рублей в зависимости от квалификации.

В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционирование материально-технической базы учреждений и организаций здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инфраструктурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:

• недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально технической базы, наращивания научно-практического потенциала, материального стимулирования работников;

• повышение спроса населения на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре;

• наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.

Также немаловажно, принятие мер со стороны Федерального уровня.

В 2011-2012 годах на здравоохранение было выделено 630 миллиардов рублей. Со следующего года консолидированные вложения в отрасль вырастут в несколько раз - до 2,5 триллиона рублей, сообщил глава правительства. "В 2015 году эти средства достигнут 3 триллионов рублей, и в последующие годы они будут наращиваться", - утверждает премьер.

В целях повышения уровня отечественной медицины, скором времени в Правительство должна быть внесена государственная программа по развитию здравоохранения на период до 2020 года.

Первый ее приоритет - повышение качества и доступности медицинской помощи. По словам Медведева, Минздрав должен принять меры для повсеместного введения единых современных стандартов медуслуг. "Наша важнейшая задача - сократить разрывы между регионами, между городским населением с одной стороны и сельским населением, в том числе решить проблему нехватки врачей, медсестер в малых городах и сельской местности", - отметил глава правительства.

Привлечение новых кадров по-прежнему в значительной степени затрудняет низкий уровень зарплат медицинского персонала. Над решением проблемы работают не первый год, но еще требуется время. Глава Минздрава Вероника Скворцова привела данные Росстата. По ним среднемесячная заработная плата работников государственного здравоохранения в 2012 году составила менее 18 тысяч рублей, или 73,5 процента от средней зарплаты по экономике страны. В муниципальных медицинских учреждениях, где трудится почти половина медиков страны, ситуация еще хуже - там средний оклад работников всего 14,6 тысяч рублей. По Ярославской области в сентябре 2012 года средняя заработная плата работников медицинской сферы за месяц составила 14,7 тысяч рублей (Приложение №1). К сравнению, в странах ЕС зарплата врачей, анестезиологов, диагностов начинается от 7 и доходит до 15 тысяч евро в месяц.

Правительство предпринимает меры в данной сфере: за два ближайших года фонд заработной платы планируется увеличение приблизительно на треть, а к 2018 году, средняя зарплата врачей должна быть в 2 раза выше, чем средняя зарплата по соответствующему региону. Таким образом, заработная плата врачей по Ярославской области к 2018 году (по данным на сегодняшний день (приложение №1) должна составлять свыше 40 тысяч рублей.

Госпрограмма по медицине не должна обходить вопросы повышения квалификации кадров. Проблема подготовки среднего звена медицинских работников беспокоит все профессиональное сообщество. "Нам нужно и уровень образования подтянуть, и иметь большее количество исследовательских университетов именно этого профиля, то есть медицинского профиля, стимулировать их интеграцию с ведущими научными учреждениями на базе научно-образовательных, биомедицинских кластеров", - заявил премьер-министр.

Будущее отечественной медицины за развитием частно-государственного партнерства. Минэкономразвития подготовило законопроект, который должен привлечь в сферу частные инвестиции, Особое внимание также будет уделяться развитию высокотехнологичной медицины, разработке и внедрению инновационных продуктов и т.д.

За два года реализации программы модернизации здравоохранения области рентгенологическое оборудование обновлено практически во всех лечебных учреждениях, закуплены томографы, проводится ремонт в больницах. 

Программа должна завершиться в конце 2012 года, но обновление продолжится. Минздрав России выделил нашей области 350 миллионов рублей дополнительно. В планах регионального правительства - решить проблему с диагностикой. 

Ярославские власти  продолжают работу в этом направлении,  включились совместно с федерацией в реализацию программы  модернизации отрасли. В 2011 году был принят ряд мер по решению проблем здравоохранения области.

В 2011 году на региональную программу модернизации  здравоохранения выделено более  6 млрд. рублей. В программу капитального ремонта включено 25 учреждений. В 4 учреждениях здравоохранения работы полностью завершены, и объекты введены в эксплуатацию. Начато освоение  нового корпуса Соловьевской больницы, идет активный ремонт в других корпусах больницы. Был начат ремонт поликлиники Семашко. В 51 учреждении внедрены стандарты оказания медицинской помощи. Постепенно повышается заработная плата медработникам.

Были проведены встречи, которые позволяют находить пути решения тех проблем, которые накопились в здравоохранении. Принято решение о переводе с 2012 года всех учреждений здравоохранения на областное финансирование, на одноканальную систему. Этот переход позволит сделать более прозрачным финансирование и постепенно ввести на территории области единый стандарт оказания медицинских услуг.

Следует признать, многие учреждения перешли в областную собственность в плачевном состоянии, причем это касается далеко не только сельской местности.

Для того чтобы была оказана качественная медицинская помощь, мы не 2011 году закупили более 2 тысяч единиц). Большой объем забот связан с повышением уровня заработной платы и ответственности медицинских работников. Были новая отраслевая система оплаты труда. Которая позволит, с одной стороны, ввести дифференциацию ставок и окладов, с другой стороны, более качественно оценивать результаты труда.

 

Заключение.

Таким образом. на основании исследования реформирования системы здравоохранения как на уровне России в целом, так и на региональном уровне на примере Ярославской области, можно сделать ряд определенных выводов.

Проблемы здравоохранения на сегодняшний день, безусловно, очень актуальны. Во-первых, большие очереди в поликлиниках, вызванные отсутствием автоматизации в работе медицинского персонала, отнимают большое количество времени и сил больных. Во-вторых, ошибки при диагностики, приводящие к серьезным последствиям из-за неправильного лечения пациента, как правило, вызваны отсутствием нормально функционирующего оборудования. В-третьих, отсутствие постоянного обучения персонала приводит к некачественному забору анализов, что также часто является причиной неправильного диагноза. Проблема недостаточного финансирования на деле связана с неэффективностью использования средств вследствие сложности внедрения на рынке медицинских поставок конкурентной среды. И это привело к необходимости реформирования системы государственных закупок в системе здравоохранения.

В последние годы, как удалось выяснить, со стороны государства были сделаны очень объемные вложения в эту отрасль социальной политики страны. Только в Ярославской области объем ассигнований бюджета на региональную программу модернизации  здравоохранения в 2011 году выделено более  6 млрд. рублей.

Однозначно, чтобы достичь положительного результата необходимо тесное и четкое взаимодействие всех уровней власти, и обеспечить решение ряда  немаловажных проблем в данной отрасли, существующих в России.

 

Список литературы.

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"от 21.11.2011 N 323-ФЗ
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 29.12.2006. № 258-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318;
  4. О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 октября 2005 г. № 617 // Российская газета. - 2005. - 08 ноября.
  5. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  6. Акопян, А.С. Здравоохранение в рыночной России / А.С. Акопян // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. - С. 56.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.82K
Скачано: 215
Скачать бесплатно
25.04.13 в 17:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе