Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Анализ текста по философии вариант 11

Анализ текста по философии вариант  11 [12.04.13]

Тема: Анализ текста по философии вариант 11

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.18K | Скачано: 292 | Добавлен 12.04.13 в 12:52 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Вариант № 11

План работы
Задание № 1. Анализ текста 3
Задание № 2. Анализ текста 5
Задание № 3. Анализ текста 10
Литература 14

Задание № 1. Анализ текста.
1. «Бытие категория онтологии с помощью которой определяется нечто, что есть как таковое, вне и независимо от человека и его сознания». (Современная философия: словарь и хрестоматия. М., 1996, стр. 15).

2. «Бытие философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе процессов материальной жизни людей». (Советский энциклопедический словарь. М., 1980, стр. 187).

3. «Бытие философская категория, обозначающая прежде всего, существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении «Я есть»)». (Философский энциклопедический словарь. М., 1998, стр.56).

4. «Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом нечто реальное существующее». (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988, стр. 93).
Объясните как постепенно уточняются определения категории «БЫТИЕ» в фрагментах 1, 2, 3, 4 и почему эти определения следует считать материалистическими?

Ответ.
Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Вот, как даётся в нашем тексте, понятие «бытие». Оно происходит от слова «быть» (наличествовать, присутствовать) и обозначает беспредельную реальность – все, что нас окружает, независимо от конкретных объектов. Все, что есть, укоренено в жизни – реки, пустыни, горы, космос, культура – можно назвать «бытием». Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает, прежде всего, существование в мире. Бытию противостоит наше сознание.
Бытие есть нечто, которое, тем самым есть. Можно было бы принять нечто началом бытия, равно как бытие началом нечто, но любое из них перешло в другое, стало им, поэтому начало любого из них тут же исчезает в самом нем: начало бытия в бытии, начало нечто в нечто. Поэтому бытие есть свое же начало, для себя начало. Однако, первично бытие это сознание, сознание - вне человеческого сознания так же, как и материя. Существует нечто, что есть. Сознание не зависит от объективного мира. Подразумевается что существует мир, существует общество и процессы общества как материя.
То, из чего устроен мир, можно назвать философским понятием «материя». Конкретное, естественнонаучное представление о материи меняется, преобразуется. Поначалу думали: все, что составляет Вселенную, состоит из атомов. Потом оказалось, что есть гораздо более мелкие частички. Однако каким бы ни был мир с точки зрения физиков, философы обозначают реальность мира одним словом «материя». Итак, что было вначале – материя или сознание? Таков основной вопрос философии.
Тех философов, которые исходным началом признавали материю, стали называть материалистами, тех же, которые исходили из идеи, – идеалистами. По определению материалистический подход состоит из сознания и материи, а значит, сознание - духовная реальность, материя - мир. Так и в нашем задании собраны дубоватые фрагменты, от вульгарно-материалистического суждения (№1), до смешения всего, и материального бытия, и духовного и даже бреда больного в одну кучу у Спиркина (№4).
 Я считаю, что мир сам по себе не озадачен проблемами, т.е. мыслями по поводу каких-то трудностей. Например, природа не рефлектирует по поводу собственных стихий и катаклизмов: они становятся проблемами для человека. Но люди в ходе своей жизнедеятельности создают и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся всего рода человеческого, из чего и вытекают различные определения такого философского понятия как «бытие».

Задание № 2. Анализ текста.
1. «Бытие, очевидно не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы присоединиться к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или известных определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». (Кант И. Соч. М., 1964, т. 3, стр. 346).

2. «Является ли бытие вещью?... Нигде среди вещей мы не найдем бытия. Но бытие не вещь, не что-то, находящееся во времени. Несмотря на это, бытие по-прежнему определяется как присутствие, как настоящее через временное Бытие это никакая не вещь, следовательно, бытие не будет ничем временным, но при этом бытие все же определяется как присутствие через время». (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, стр.81).

3. «Человек единственное существо в мире, которому в его личном бытии открывается бытие. Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом Он прорывает всю как будто завершенную в мире действительность Он дйствительно знает себя как человека только тогда, когда будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира Ибо он не может понять себя в мире просто как результат мирового процесса. Поэтому он преступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ, стремясь туда, где он становится уверенным в своих истоках». (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, стр. 455).
По отношению к кому авторы фрагментов 1, 2, 3 пытаются определить сущность «БЫТИЯ» и почему их позицию следует считать субъективно-идеалистической?

Ответ.
Рассмотрим каждый фрагмент в отдельности. «Бытие явно не есть реальный предикат, т. е. понятие о чем-то таком, что могло бы входить в понятие той или иной вещи. Оно есть просто полагание вещи или известных определений самих по себе».
Тезис Канта содержит два высказывания. Первое — отрицательное, отказывающее бытию в характере реального предиката, хотя еще никоим образом не в характере предиката вообще. Соответственно, следующее затем в тезисе утвердительное высказывание характеризует бытие как «просто полагание».
Проблема бытия до немецкой классической философии была не проблемой о том, что такое существование само по себе, а проблемой о том, что подлинно существует. В немецкой классической философии и после неё основной стала проблема о том, что есть подлинно существующее в человеке и какие свойства и особенности человека и его сознания позволяют найти путь к подлинному существованию. Квинтэссенцией неклассического подхода к проблеме бытия стала философия Хайдеггера. Он является одним из немногих мыслителей, в центре философствования которых стоит именно категория бытия. Для Хайдеггера Бытие дано только в понимании бытия. Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально волевое, практически-озабоченное бытие. Учение Хайдеггера о бытии представляет собой попытку герменевтического истолкования человеческого существования во всей полноте его бытия, фундамент которого он сначала усматривал в актах речи, а позднее – в языке вообще. Ну а предложение из фрагмента №2 «Нигде среди вещей мы не найдём бытия». Смысл жизни не является чем-то материальным. Его следует искать в духе и своем самосовершенствовании (у всех оно разное - кто-то приходит к гармонии с собой и убивает страх через религию, кто-то через любовь, кто-то через совершенствование своего тела и духа, кто-то через осознание, кому-то достаточно философии...). Каждому свое,  материальный мир - это не ответ на вопрос о смысле бытия.
Мир бездонен, однако человек, согласно Ясперсу (фрагмент №3), находит в себе то, чего он не находит нигде в мире, - нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой позитивной науки: свободу и то, что с ней связано.
Карл Ясперс (1883 - 1969) - знаменитый немецкий философ, сподвижник Мартина Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Считается классиком европейской философии.
Предметное бытие - это окружающий материальный мир: материя со всеми ее видами и подвидами, классами и родами, мертвая и одушевленная, растения и животные, общество и общественные структуры. Экзистенция - это подлинная природа человека и в то же время одно из его проявлений. А таких проявлений, по Ясперсу четыре:
1. Эмпирическое Я (Dasein - наличное бытие). Это наша телесность, физиология, наследственность, психология, манеры поведения. Чтобы существовать в этом мире, человек создает язык, орудия, структуры, деяния, предметно создает самого себя.
2. Сознание вообще. Это понимание человеком того, что все, что его окружает, все, что он знает, дано ему через сознание. Только то, что входит в сознание есть для него бытие.
3. Дух - жизнь идей. Например, идеи о мире, о душе, о жизни, о задачах нашего осуществления дают нам импульс для достижения понимания всеобщего смысла окружающего. Они не предметы, но проявляются в схемах и образах, они воздействуют на нас в настоящем, нам что-то удается понять благодаря их наличию, и одновременно они представляют собой бесконечную задачу. Там, где исчезают идеи, мир распадается на бесконечность рассеянных предметов.
4. Возможная экзистенция - это проявляющееся в нас чувство того, что мы вырастаем из истоков, которые находятся за пределами эмпирически объективного наличного бытия, за пределами сознания вообще и духа. Эта наша сущность проявляется:
- в неудовлетворенности - человек постоянно ощущает свое несоответствие своему Dasein, своему знанию, своему духовному миру;
- в стремлении к единому, которое в конечном счете есть бытие и вечность, ничто другое не удовлетворяет человека;
- в сознании непостижимого воспоминания, будто человек также ведает о творении или будто может вспомнить то, что он созерцал до бытия мира;
- в сознании бессмертия не как продолжения жизни в другом образе а как уничтожающей время укрытости в вечности.
Здесь человек обретает опыт не посредством знания о чем-то, а посредством действования. Здесь путь ведет человека через мир и через себя самого к трансценденции. "Человек - единственное существо в мире, которому в его наличном бытии открывается бытие. Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может удовлетвориться наслаждением наличным бытием. Он прорывает всю как будто завершенную в мире действительность наличного бытия. Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие (Dasein), он все же настойчиво стремится к бытию (Sein). Ибо он не может понять себя в мире просто как результат мирового процесса. Поэтому он переступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ, стремясь туда, где он становится уверенным в своих истоках, как бы соучаствуя в творении" (Ясперс К. Философская вера // Смысл н назначение истории. М.. 1991. С. 455).
Трансценденция - это бытие, которое не Dasein, не сознание и не экзистенция, но нечто трансцендентное всему этому. Это абсолютное в противовес конечному.  
Что есть бытие? По Ясперсу, - это постоянный вопрос философии. В повседневной жизни бытие предстает как эмпирическая действительность, как знакомое и мыслимое предметное бытие в своих разветвлениях и в своем многообразии. Хотя это бытие как целое необозримо, человек может его знать и относительно познавать через отдельные вещи или области вещей. Но это познанное бытие постоянно обнаруживает непознанное на своих границах.  
В просветлении экзистенции человек, вырываясь из мирового бытия, приходит к себе как возможной экзистенции. Здесь он свободен, но это тоже не бытие, его личностное бытие само относится к такому бытию, которое есть не экзистенция, а трансценденция. Вообще мы нигде, по Ясперсу, не имеем дело с бытием как таковым (das Sein), а всегда только с неопределенным бытием (ein Sein). Если мы хотим понять бытие как таковое, мы всегда терпим поражение.  
Вопрос же о бытии как таковом нами не может быть понят подлинно, считает Ясперс, в силу разорванности между образами бытия. Разорванность бытия не испытывает ни Dasein, ни сознание вообще. Впервые экзистенция ищет бытие, будто она его, это бытие, потеряла и должна найти. Ее суть и состоит в поиске бытия.
Авторы данных фрагментов придерживаются субъективно-идеалистической позиции, т.к. отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы, чьи цитаты нам даются  в задании либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.

Задание № 3. Анализ текста .

1. «Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». (Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986, стр. 45).

2. «Мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем и обладаем им совершенно непосредственно не через познающее сознание, а через первичное переживание». (Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, стр. 481).

3. По Марксу общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, сущностью человека является «совокупность всех общественных отношений», а общественная жизнь является «по существу практической» «Сознание никогда не может быть чем-либо иным как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». (См. Маркс К. Соч. т.3, стр.3, стр.25).
В чем видят авторы фрагментов 1, 2, 3 особенности бытия человека в обществе?

Ответ.
Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Выход из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и установок человека.
Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все великие учения Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает вывод, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» (фрагмент №1).
Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идиоматических изменениях в языке индустриальных стран.
Некоторое изменение смыслового значения понятий бытия и обладания нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это связано с тем, что действие заменяется на эквивалент обладания: вместо "Я думаю" - "У меня есть идея".
Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за последние десятилетия: если в начале века пациент, приходя ко врачу говорил: "Я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке эта фраза выглядит иначе: "У меня есть проблемы. У меня бессонница. " Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности.
Доказывая, что существование по принципу обладания не является естественным, Фромм приводит интересный пример: во многих древних языках слово иметь вообще отсутствует и должно передаваться косвенной формой - "это относится ко мне".
Позиция русских философов объясняется, прежде всего, спецификой всего русского мировоззрения, базирующегося на ином, по сравнению с западным, мироощущении. Специфику такого мироощущения описывает С.Л.Франк: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление как род ее деятельности просуществует только на этой почве - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типично русского онтологизма». В этом мироощущении неустранимо чувство сопричастности человека и его внутреннего мира чему-то, что превышает способности и возможности конечного бытия людей, неустранимо ощущение того, что «мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем и обладаем им совершенно непосредственно - не через познающее сознание, а через первичное переживание» (фрагмент №2).
«Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 25 – фрагмент №3). В проблеме взаимосвязи природного и социального бытия диалектический материализм исходит из первичности природы, из признания существования природного мира, независимого от социально-практической деятельности человека.
Ф. Энгельс писал, что бытие есть предпосылка единства мира, «... ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения». Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного мира. В этом смысле общественное бытие, мир культуры выявляет существо и структуру бытия как такового. Таким образом, социальное бытие не обособлено от материи, в нём обнаруживаются её универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности, которые присущи самому бытие, превращает его потенции в действительность.
Являясь наукой, социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых она исследует сущность и особенности бытия людей в обществе на всех этапах его развития: "общественное бытие", "общественное сознание", "общественные отношения", "общественная деятельность", "культура" и др. Эти философские категории представляют собой самые абстрактные формы логики отображения общественной практики. В них осуществляется движение мысли к адекватному постижению социальной действительности, вырабатываются универсальные свойства разнообразных способов деятельности людей. Именно философские категории позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные знания о деятельности человека. В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.

Литература.
1. Губин В.Д. «Основы философии» М. 1999г.
2. Кохановский В.П. «Философия: учебник для вузов» М. 2000г.
3. Кириленко Г.Г. «Философия: справочник студента» М. 1999г.
4. Фролов И.Т. «Введение в философию» М. 1989г.
5. материалы сайта http://dialectics.ru
6. материалы сайта http://discursm.chat.ru

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.18K
Скачано: 292
Скачать бесплатно
12.04.13 в 12:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе