Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная стратификация общества: особенности и причины

Социальная стратификация общества: особенности и причины [05.04.13]

Тема: Социальная стратификация общества: особенности и причины

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 18.49K | Скачано: 537 | Добавлен 05.04.13 в 19:55 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 2
1. Понятие «социальной стратификации общества», причины и типы 3
2. Западные социологические теории социальной стратификации 8
3. В 30-40-е годы ХХ в. американский социолог У.Уорнер на основе произведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев или, как он назвал классов: высший высший класс, низший высший, высший средний, низший средний, высший низший, низший низший класс. Укажите используемые критерии принадлежности к каждому классу и определите качественный состав каждого класса. 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
 
Введение
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. Социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Цель работы – изучить особенности социальной стратификации общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: исследовать понятие «социальной стратификации общества», ее причины и типы, а также изучить западные социологические теории социальной стратификации. При решении задач применен историко-типологический метод.
Актуальность, новизна темы: изучение социальной стратификации общества позволило более грамотно создать социально-профессиональную иерархию в обществе в виде официально закрепленного разделения труда, которая выполняет важные функции для поддержания жизнедеятельности общества.
 
1.    Понятие «социальной стратификации общества», причины и типы
Социологическое понятие стратификации отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.
Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.
Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии.
Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин выделял три вида стратификации:
- экономическую (по критериям дохода и богатства);
- политическую (по критериям влияния и власти);
- профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).
В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При это преобладает доля среднего класса.
К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.
B состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.
Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и снятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т.д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).
Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.
В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы.
Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип — открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.
Рабство— форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.
Кастовая система — стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста - это замкнутая группа, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда.
Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.
Классовая система— стратификационная система открытого типа, которая не предполагает юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.
Классовая система характерна для современного общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.
Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе.
Среди них можно отметить следующие:
- физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств — силы или красоты и др.
- этакратическая стратификационная система. В данной системе дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти.
- социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда. Ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.).
- культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию.
- культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях по тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, — все это может служить основанием ранжирования социальных групп).
- социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.
Во всем мире используют два показателя стратификации:
- высота стратификации – социальная дистанция между самым высоким и самым низким статусами данного конкретного общества;
- профиль стратификации – показывает соотношение численности мест (социальных позиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.
Степень социальной стратификации общества меняется с течением времени в одной и той же стране. Согласно теории Г. Ленски максимальный уровень расслоения общества наблюдался в эпоху рабовладения и феодализма. Согласно теории К.Маркса, неравенство в обществе постоянно нарастает ("эскалация неравенства"). П.А.Сорокин утверждает, что уровень неравенства в обществе колеблется.
Таким образом, все методы изучения социальной стратификации сводятся к выбору критериев выделения групп населения в обществе и собственно проведению исследования по выделению данных групп. Основной проблемой является выбор критериев, согласно которым выделяются группы населения. Но это зависит от теоретических взглядов исследователя на проблему социальной стратификации, также как и название выделяемых групп.
 
2.    Западные социологические теории социальной стратификации.
Первым пытался объяснить природу социальной стратификации К.Маркс. Он видел причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации Основа выделения классов – экономическая система (характер и способ производства). При таком биполярном подходе нет места среднему классу. Примечательно, что основоположник классового подхода К.Маркс, так и не дал четкого определения понятию "класс". Первое определение класса в марксистской социологии дал В. И. Ленин. Впоследствии эта теория оказала огромное влияние на изучение социальной структуры советского общества. Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому стратификационная структура общества сводилась к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами. Но уже к концу XIX века стала очевидной узость данного подхода.  
 Функционалистская теория стратификации (теория функциональной значимости) была сформулирована К.Дейвисом и У.Муром. П их мнению: стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением. Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация – структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.
Классовая концепция немецкого социолога Р.Дарендорфа основана на  марксистской теории, но Р. Дарендорф ставит во главу угла именно распределение власти и авторитета. Собственность низводится в ранг одной из форм реализации власти. Причем, отмечается падающее значение этой формы в виду массовой корпоратизации собственности и перехода контролирующих функций в руки менеджеров. А авторитет менеджера современной корпорации уже имеет принципиально иной источник – уровень образования, значение которого для распределения ролей непрерывно повышается, и должностные позиции в бюрократической иерархии. Наряду с ослаблением значимости собственности, Дарендорф также допускает и происходящее уравнивание в сфере уровней и стилей жизни. Ибо все это не затрагивает главного – неравномерного распределения ресурсов власти и авторитета, существующего в любом без исключения индустриальном обществе. Он таким образом, делает попытку освободить теорию классов от бремени частной собственности. Классы становятся аналитической категорией, отражающей распределение власти и авторитета между социальными группами. Отношения групп неизбежно принимают дихотомический характер господства и подчинения (в каждом отношении может быть только две противоположных стороны). Поскольку власть и авторитет остаются неизбывно дефицитным ресурсом, борьба за эти ресурсы принимает форму конфликта. Классы в результате оказываются ничем иным, как конфликтными группами. Этим они собственно и отличаются от страт как описательной категории, обозначающей множественные ранговые позиции, занимаемые квази-группами на иерархических шкалах.
Французский социолог Ален Турен исходит из того, что в новом обществе (программируемое общество) экономические решения и экономическая борьба не обладают автономией и центральным местом, как это было в предшествующем обществе. Конфликтность по-прежнему лежит в основе всех социальных отношений. Но власть определяется не как обладание, а как господство, способность контролировать «области неопределенности». С дисперсией власти конфликты становятся более многомерными. Трудящиеся участвуют в них уже не только как работники, но как потребители, жители определенных районов и территорий. Вместе с конфликтностью сохраняется и классовый характер общества. Однако, Турен достаточно жестко отделяет классовый анализ от проблематики социальной структуры. Основные формы господства в постиндустриальном (программируемом) обществе базируются в первую очередь на знаниях и образовании. А технократия превращается в новый господствующий класс.
Другой же социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям:
- престиж, профессия, власть и могущество
- уровень дохода
- уровень образования
- степень религиозности
- положение родственников
- этническая принадлежность.
Бернард Барбер, исходя из того, что индивиды занимают разное положение в социальных системах, обладающее некоторой степенью иерархии, выделял две основные фигуры — пирамиду и ромб. В этих основных стратификационных моделях, в свою очередь, выделяются три уровня: высший слой, средний слой и низший слой. Высший слой — это элитарное меньшинство населения, контроль богатства которого осуществляется через систему налогообложения. Средний слой — это слой людей, занимающих промежуточное положение между полюсами социальной иерархии. Их сближает уровень дохода, характер потребления, стиль жизни, фундаментальные ценности. По ряду признаков (образование, род занятий, доход и т.д.) данный слой также дифференцирован. Но, несмотря на это, он является основным слоем, который стабилизирует и цементирует все общество. Чем больше этот слой количественно, тем успешнее и надежнее он может нейтрализовать крайности высшего и низшего слоя. Сознательная забота о среднем слое со стороны государства является залогом стабильности общества, а разорение и размывание среднего класса — верный путь к дестабилизации. Низший слой занимают люди, утратившие устойчивые связи с представителями вышестоящих слоев и опустившиеся на социальное “дно”. Это люмпенизированный, аутсайдерский слой. Пирамидальная и ромбовидная фигуры показывают, что всегда есть некоторое меньшинство — “элита” или совокупность “элит”, которое занимает ранги ближе к вершине. При этом если в пирамидальной фигуре сравнительно небольшое число населения обладает средними рангами, а почти вся масса находится в низших рангах, то, в отличие от этого, в ромбовидной фигуре большее количество населения находится в средних. Б. Барбер указал также, что за последние сто лет западное общество проделало эволюции от пирамидального типа структуры в ее различных стратификационных изменениях к ромбовидному типу.
Таким образом, в обществе современного типа, хронологической и типологической предтечей которого является западное общество, огромное большинство людей принадлежит к средним рангам, и их позиции сплошь и рядом символизируются “белыми воротничками”.
 
3. Критерии принадлежности к классам и их качественный состав
Одной из теорий социальной стратификации, разработанных в американской социологии ХХ века, является теория У.Л. Уорнера. Предметом исследований Уорнера были расовые отношения, проблемы равенства и неравенства, социальная структура, система стратификации и символическая жизнь современного городского сообщества, роль крупных организаций и корпораций в современном обществе, связь между социальной системой и психическими заболеваниями. Социальная стратификация рассматривалась им как функциональная предпосылка существования современного индустриального общества, его внутренней устойчивости и равновесия. Полагая, что каждое общество имеет ту или иную доминирующую структуру, связанную со «сквозной темой» соответствующей культуры, Уорнер считал, что в типичном современном американском обществе в целом доминирующей культурной темой являются самореализация, достижение, успех, а основной организующей структурой общества — обеспечивающая реализацию этих устремлений система классовой стратификации. Позиция в социальной структуре (статус) определяется такими характеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход.
Уорнер в своем исследовании столкнулся с тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокого социального положения, престижа и признания со стороны других. Поэтому он предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. В своей типологии классов У.Уорнер использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Он предпринял попытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик, в котором учитывались образование, место жительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать, каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Эти классификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимых в США.
- Верхний высший класс включает, так называемые, «старые семьи», состоящие из наиболее преуспевающих бизнесменов и профессионалов, проживающих в привилегированных частях города.
 - Нижний высший класс по уровню материального благополучия не уступает верхнему высшему классу, но не включает старые родовые семьи.
- Верхний средний класс состоит из собственников и профессионалов, которые обладают меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвуют в общественной жизни города и проживают в довольно благоустроенных районах.
- Нижний средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие.
- Верхний низший класс включает малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.
- Нижний низший класс составляют те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест.
Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе – класс, к которому данный слой относится. Например, термин «верхний высший класс» означает верхний слой высшего класса.
Таким образом, можно сказать, что классовая система обеспечивает детям с момента рождения социальный статус их родителей. В классовом обществе у низших и высших классов разные права и привилегии, обязанности и обязательства. Система ценностей классового, в отличие от кастового, общества, позволяет перемещение вверх и вниз по социальной лестнице (социальная мобильность).
 
Заключение
Таким образом, социальная стратификация включает в себя социальную дифференциацию и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев, таких как социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др. Классовые теории стратификации отличаются многообразием, на протяжении становления и развития социологической мысли к данной тематике обращались учёные, опиравшиеся на различные исследовательские установки, что и обусловило наличие разнообразных подходов.
В итоге, указанное направление исследований в социологии носит исключительно важный характер, что объясняет его перспективность, непреходящий интерес к нему со стороны учёных.
 
Список используемой литературы
1.    Добреньков В.И., Кравченко А.И Социальная стратификация и мобильность, Социология: 2 том, 2003г., глава 1. – с. 5-10;
2.    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 116-118
3.    Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 254-256.
4.     Заславская Т.И. Социентальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2003. – с. 307-311.
5.    Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 254-256;
6.    Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. М., 2003. С.59.
 
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.49K
Скачано: 537
Скачать бесплатно
05.04.13 в 19:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе