Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 73.57K | Скачано: 227 | Добавлен 30.10.13 в 13:26 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Содержание
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение» 3-10
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение» 11-13
3. Тест 14
4.Приложение 15-16
Список используемой литературы 17
1.Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение»
Переход к преподаванию новой учебной дисциплины – «Деловое общение» невольно заставляет нас заново переосмыслить целый ряд ключевых, с теоретической и методологической точки зрения, вопросов:
На первый вопрос можно ответить утвердительно, поскольку есть такая наука, специально изучающая именно социально-психологические проблемы делового общения, наряду с организационными, правовыми, политическими и другими проблемами.
Социальная психология, стремясь одновременно охватить и личность, и общество, пытается ответить на вопрос: как может индивид воздействовать на то, что его окружает – на социальные институты и общество, частью которого оно является – если одновременно это окружение обусловливает его самого ( Пэнто Р., Гравитц М. методы социальных наук, М., 1972, с. 162).
Наука «Деловое общение» совпадает с социальной психологией лишь частично, поскольку собственно социально-психологические, т. Е. личностно-групповые стороны общения рассматриваются в ней в тесной связи с культурой и этикой межличностного общения, его управленческо-организационными особенностями. Больше внимание уделяется в ней изучению личностных характеристик, обусловленных индивидуально-типическими чертами взаимодействующих в составе рабочих групп субъектов. Но только этим содержание науки о деловом общении не исчерпывается.
Если под объектом можно понимать все то, что связано с социально-психологическими, этическими и организационными аспектами делового общения, то вопрос, о предмете делового общения в качестве особой отрасли научного знания, во многом остается дискуссионным.
Образ существующих точек зрения по поводу ее теоретического фундамента – социальной психологии, позволяет констатировать многообразие методологических подходов.
Считая динамический подход наиболее удачным, можно дать следующее определение предмета изучаемой дисциплины.
Предметом психологии делового общения как науки выступает психологическая и нравственная сторона делового общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп. В центре ее внимания – особенности формирования и функционирования психологических, культурно-этнических и организационных (управленческих) отношений между людьми в процессе социальной деятельности.
Иными словами, это объект науки, воссозданный в исторически изменчивом категориальном аппарате. Это научное знание, которое обладает внутренней логикой, своей структурой и развивается по своим собственным законам.
Наука о деловом общение существенным образом отличается от обыденных житейских знаний. Более конкретно их различие проявляется в следующем:
Наука «Деловое общение» существует на стыке трех наук: общей психологии, социологии и менеджмента и имеет под собой философский фундамент. (см. приложение №1). Она к тому же тесно связана с аксиологической проблематикой. В ней органически сочетаются психологические, организационные и этнические моменты; есть общие функции с социологией и этикой.
Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-либо дела, создающие условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает реализацию таких способов достижения лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Психология делового общения обеспечивает эффективное деловое общение на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни. Деловое общение – это особая форма общественных отношений, непосредственно связанная с экономическими отношениями. Она изучается на трех уровнях:
Непосредственным объектом изучения психологии делового общения выступают социальные субъекты как носители психического, их реальные связи и отношения, а также объективные и субъективные факторы, детерминирующие их социальную деятельность.
Вместе с тем, можно говорить о специфических объектах в качестве которых выступают различные стороны как личности, так и социальной группы (трудовой коллектив, рабочая группа), а также закономерности и механизмы функционирования межличностного общения.
Особенности уровней исследования во многом обусловливает содержание основных блоков исследуемых ею проблем:
Дисциплина «Деловое общение» проявляет взаимосвязь с дисциплиной «Социальная психология» в исследовании закономерностей межличностного общения и в изучении общения в единстве перцепции, коммуникации и интеракции.
Все эти проблемы изучались в рамках основополагающих принципов психологии делового общения, составляющих ее методологическую основу:
Принцип детерминизма -- предполагает изучение закономерностей зависимости психических явлений от порождающих их факторов, рассмотрение их взаимосвязей и взаимообусловленности;
Принцип единства сознания и деятельности – предусматривает формирование, развитие и проявление сущности личности и в процессе ее практической деятельности;
Принципы развития --- признание взаимодействия внешних влияний и внутренний условий психической деятельности, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому;
Принцип системности – ориентирует на целостное изучение человека в единстве его духовных, социальных и природных факторов. Данный подход предполагает также рассмотрение человека в единстве всех уровней и форм его активности, включая не только профессиональную деятельность, но и повседневные отношения, его личностное развитие в целом.
Законы психологии делового общения – существенный элемент в структуре науки – совокупность необходимых и устойчивых причинно-следственных связей между явлениями:
Законы, характеризующие основное содержание и этапы развития отдельных элементов исследуемого социального объекта |
Законы, исследующие взаимосвязь между различными сторонами изучаемого явления |
2.Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение»
Как и любая наука, психология и этика делового общения имеет свой категориальный аппарат, т.е. определенную совокупность предельно общих, ключевых понятий. Вокруг этого аппарата, составляющего основу науки, сформировалась целая система мене общих понятий, в той или иной мере способствующих уяснению сущности межличностных коммуникаций.
Однако следует заметить, что категориальный аппарат психологии делового общения не является чем-то застывшим. Он постоянно видоизменяется, многие понятия наполняются новым, конкретно-историческим содержанием.
Вместе с тем, существует определенный ряд устаревших понятий, которые в своей совокупности составляют как бы ядро категориального аппарата психологии делового общения. К ним, кроме центральной, предметообразующие личность и малую группу, механизмы их взаимодействия, нравственные нормы и ценности, деловой этикет и т.д.
При этом, с разных сторон описывая межличностное общение, эти понятия в разной степени тяготеют к одному из трех аспектов межличностной коммуникации – психологическому, организационному или этническому.
Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.
Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.
Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам "Я — Ты" "Я — Мы", "Мы — Они". Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.
Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.
Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые "мы-чувства" и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.
Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
3.Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Правильным ответом является ответ а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров.
Одна из основных особенностей делового общения – партнер выступает как личность, значимая для других партнеров. Партнеры заинтересованы друг в друге, у них одна цель, взаимное понимание и деловое сотрудничество.
Предметная область дисциплины «Деловое общение» заключает в себе психологические и этнические проблемы общения в предпринимательской деятельности и психологическую структуру личности делового партнера. Она исследует деловое общение в рабочей группе, проблемы межличностного общения и деловую коммуникацию и профессиональную деятельность, психологические характеристики малых и больших групп.
Список использованной литературы
Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 528с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 297 с. Сидоров П.И.
Деловое общение: Учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 848с. Титова Л.Г.
Деловое общение: Учебное пособие / Л. Г. Титова. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 271с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.