Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Международная интеграция и Европейский Союз

Международная интеграция и Европейский Союз [23.03.13]

Тема: Международная интеграция и Европейский Союз

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.86K | Скачано: 209 | Добавлен 23.03.13 в 11:54 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2011


Содержание:

1. Сущность и предпосылки Международной экономической интеграции 3

2. Формы и преимущества международной интеграции 6

3. Практика международной экономической интеграции. Тенденции развития МЭИ и роль внешнего фактора 9

4. Европейский союз: предпосылки и этапы формирования западноевропейской интеграции 12

5. Государства-члены 17

6. Механизм управления интеграционными процессами ЕС.

Финансы и бюджет ЕС. Введение единой валюты евро 19

7. Приложение№1 23

8. Приложение№2 24

9. Список литературы 25

 

1.Сущность и предпосылки Международной экономической интеграции.

В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое. В конце XX в. МЭИ стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок.

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие:

1.Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.

2.Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

3.Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.

4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения.

Международная экономическая интеграция происходит на микро- и макроуровнях.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие предприятий и ведет к образованию союзов и соглашений между ними, созданию филиалов за границей.

На макроуровне взаимодействуют национальные хозяйства: формируются экономические объединения, проводится согласованная экономическая политика.

Объекты МЭИ - товары и услуги, материально-денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом производственного и научно-технического сотрудничества обмена на региональном уровне. Они производятся и потребляются в различных странах в рамках блока с использованием преимуществ межстранового объединения факторов производства.

Субъекты МЭИ - экономически обособленные стороны (субъекты хозяйствования), осуществляющие международное производственное и научно-техническое сотрудничество и обмен. Это предприятия, работающие в различных сферах национальной экономики и осуществляющие хозяйственное взаимодействие (экспортно-импортные, валютно-финансовые, производственно-кооперационные, научно-технические, консультационные и другие операции) с зарубежными (в рамках блока) партнерами. Субъектами МЭИ в рамках блока выступают также интегрирующиеся государства.

Механизм МЭИ – система экономических методов, организационных мер и институтов, обеспечивающих ее осуществление как на страновом, так на наднациональном (региональном) уровне. Это могут быть наднациональные органы, действующие на постоянной основе и предполагающие делегирование части суверенитета государствами - участникам блока (как в ЕС); различные структуры, в том числе финансовые, функционирующие с определённой периодичностью; встречи в верхах и др.Каждый интеграционный блок в зависимости от степени зрелости интеграции, своих целей и особенностей обязательно формирует те или иные элементы механизма МЭИ в своих рамках.

Экономическая интеграция не только объективный, но и регулируемый процесс. В его основе – передача национальными властями ряда важных компетенций наднациональным структурам. От эффективности и особенностей механизма интеграции в значительной степени зависят ее эволюция и влияние на национальные экономики стран-участниц, а также их социальную сферу. Если же эффективный механизм сформировать не удалось, развитие МЭИ весьма затруднительно (например, в СНГ).

В тоже время наличие такого механизма обязательно, так как любая интеграция – это система (хотя не любая система интегрирована). Становление интегрированной целостности не означает формирования единообразной системы. В ее рамках сохраняется неограниченное национальное разнообразие. Именно механизм интеграции обеспечивает достижение поставленных целей и реализацию задач.

На практике интеграционные блоки создаются для решения следующих основных задач.

1.Повышение благосостояния в интегрирующихся странах (происходит благодаря снижению издержек производства и обращения, т.е. цен на ряд товаров и услуг, росту доходов и образованию новых торговых потоков) достигается за счет наращивания объемов и расширения ассортимента торгуемых товаров и услуг, обеспечения лучших условий применения ограниченных ресурсов и роста эффективности хозяйственной деятельности в региональных масштабах.

2.Усиления экономического положения стран – членов интеграционных блоков в отношениях с третьими государствами и международными экономическими и финансовыми организациями (например, с ВТО).

3.Развитие регионального политического сотрудничества и упрочение политических позиций стран – партнеров по интеграционному блоку в отношениях с третьими странами (на мировой арене)

 

2.Формы и преимущества международной интеграции.

Известны различные формы интеграции, зависящие от уровня, стратегии и конечной цели интеграции:

Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот (например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле). При этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, не вошедшими в данное объединение.

Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран. ЗСТ предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. Важным остается вопрос о происхождении импортируемых из других стран-участниц товаров (произведены ли они внутри зоны или в третьей стране). Члены ЗСТ должны определить, какой процент внезонального участия в производстве товара позволяет считать его внутризональным (обычно это 50% экспортной цены готового изделия).

Создание таможенного союза предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран, т. е. дополнение ЗСТ единым внешнеторговым тарифом, может привести к росту импорта в ряд стран. Образование таможенного союза изменяет направление и наполнение не только взаимных товарных потоков, но и с третьими странами. Такие изменения могут способствовать как повышению, так и понижению благосостояния отдельных стран.

Формирование общего рынка двух и более стран предусматривает поэтапную отмену всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнеторгового тарифа, т. е. общий рынок включает таможенный союз и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами. Особую трудность в этом процессе представляет проблема квот, т. е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и общего рынка в целом. Идея общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС.

Экономическое сообщество означает создание общего рынка и проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и других проблем.

Экономический и валютный союз немыслим без создания единого внутреннего рынка, полной гармонизации и унификации экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка; осуществления единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Любая из названных форм интеграции может быть конечной целью стран-участниц объединения или только этапом в их продвижении к более высокой форме интеграции.

Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:

Помимо преимуществ интеграции также может повлечь за собой издержки для участвующих стран. Одни из них – сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы). Другие интеграционные издержки связаны с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект. Интеграционные издержки могут быть связаны с неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействия в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки проводят ассиметричную по срокам либерализацию.

В целом экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок – ЕС и НАФТА.

 

3.Практика международной экономической интеграции. Тенденции развития МЭИ и роль внешнего фактора.

3.1. Практика международной экономической интеграции.

Подавляющее большинство стран мира состоит в одном или нескольких региональных интеграционных объединениях. Из 170 реально работающих региональных интеграционных объединений 84% являются зонами свободной торговли, что связанно с медленным и трудным процессом торговой и инвестиционной либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО (в том числе в рамках «Дохийского раунда»), сложностями реального сокращения торговых барьеров среди стран с разными уровнями экономического развития.

Со второй половины 1990-х гг. растет количество мегарегиональных соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с вовлечением стран разных континентов, а так же стремление создать общерегиональную зону свободной торговли. В частности, в рамках АТЭС зона свободной торговли может быть создана к 2010-2020 гг., есть проект Всеамериканской зоны свободной торговли в составе 34 стран Западного полушария (ФТАА), Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран, Панафриканского экономического сообщества к 2028 г.

Важным показателем уровня развития связей внутри интеграционного объединения является доля взаимной торговли ее стран-участниц. (Смотреть приложение № 1)

 

3.2.Тенденции развития МЭИ и роль внешнего фактора.

В различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно по-разному: с различными по характеру отношениями между странами участницами, с разными организационными структурами, с различающимися между собой результатами интеграционной деятельности.

Эти результаты, равно как и приоритеты в объединении ресурсных факторов, дифференцированы исторически; и в отдельные периоды развития мировой экономики экономическая интеграция как форма объединения факторов производства имела существенно различающиеся характер и роль.

После Второй мировой войны – 1950-60-е гг. – толчком для развития МЭИ стала острая необходимость объединения производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании (ЕОУС) и Евратома, а также ЕЭС в Европе.

Постепенно (в 1970-80-е гг.) ядром международного интеграционного развития становится непосредственно производство – обрабатывающая промышленность, в целом технологическая сфера. Либерализация торговли в интеграционных блоках важна не сама по себе. Она предполагала рост производства, более рациональное его размещение в рамках блока на основе более эффективного использования ресурсов (подтверждается практическим опытом ЕС).

В это время основное значение для формирования интеграционного объединения имели внутренние факторы – уровень развития национальной экономики, ее конкурентоспособности, «готовность» включиться в интеграционное сотрудничество и начать либерализацию торговли для последующего «сращивания» производственной структуры.

В условиях глобализации (1990-2000-е гг.) все более важное значение для стран, объединяющихся в интеграционный блок, приобретает необходимость полноценно защищать национальную экономику, ее финансовую сферу от нежелательного внешнего воздействия, что невозможно осуществить традиционными методами.

Основополагающими – инициирующими и стимулирующими интеграционные экономические процессы, особенно в развивающихся странах с 1990-х гг., -  становятся внешние (глобальные) факторы. Усилившееся соперничество экономических центров силы, их  стремление расширить сферы своего влияния активизирует стремление государств «третьего мира» коллективно (в рамках интеграционных блоков) противостоять вызовам глобализации и нивелировать ее негативные последствия для национальных экономик, одновременно все более активно включаясь в объективные процессы глобализации. На этом этапе (даже если страны развивающегося мира внутренне и не вполне готовы к сотрудничеству в рамках интеграционного объединения) они стремятся коллективными усилиями на наднациональном уровне создавать необходимые предпосылки. И это, как правило, предпосылки производственные. Поэтому в зависимости от основополагающих мотивов интеграции можно выделить три этапа или три волны в развитии МЭИ.

Первый этап – конец 1950-х- 1970-е гг. – первая волна интеграции – количественное расширение интеграционных процессов, в том числе в мире (как развитом  - Европа и Северная Америка, последняя – без «организационного оформления», так и развивающемся мире). На этом этапе активно создавались интеграционные блоки, в том числе развивающимися странами, строились планы ее развития, делались первые шаги, направленные на либерализацию торговли.

Второй этап – 1980-е гг. – кризис (затухание) интеграционных процессов, особенно в развивающихся странах. «Формальное» существование интеграционных блоков не оказывает значительного положительного влияния на экономики стран-участниц.

Третий этап, вторая волна интеграций – середина 1990-х гг. – настоящее время – новое усиление интеграционных процессов, в том числе в развивающемся мире, под влиянием глобализации. Основным фактором активизации региональной экономической интеграции выступает острая необходимость для менее развитых стран объединяться с целью коллективного противостояния вызовам глобализации и сглаживания ее негативных последствий.

Следовательно, МЭИ тесно связана с другими процессами в мировой экономике и международных экономических отношениях, оказывает на них определенное влияние и сама подвержена воздействию с их стороны.

 

4.Европейский союз: предпосылки и этапы формирования западноевропейской интеграции.

Европейский союз- одно из первых в мире интеграционных объединений; создан после Второй мировой войны и включает на сегодняшний день 27 стран Западной, Центральной и Восточной Европы; самый крупный в мире торговый блок.

Предпосылки экономической интеграции в рамках любого блока: классические (теоретические) и специфические, характерные только  для того или иного конкретного интеграционного объединения.

В Западной Европе экономические предпосылки: необходимость восстанавливать разрушенную войной экономику, расширять рынки сбыта, изыскивать новые источники сырья и энергетические ресурсы за пределами своих стран и более рационально их использовать в региональных границах, повышая, таким образом, совокупную конкурентоспособность и возвращая позиции мирового  экономического лидерства. Это было возможно только в условиях экономического объединения.

Определенное значение в развитии интеграционных процессов имели и политические мотивы: необходимость нормализовать отношения между Германией и Францией, установить мир, добиться политической стабильности и безопасности в Европе, коллективно противостоять экономической экспансии США и политическому давлению СССР.

Таким образом. Западноевропейской экономической интеграции предопределялась объективными факторами. Налицо было и понимание важности интеграции на международном  уровне.

Формирование западноевропейского интеграционного объединения прошло ряд этапов. Оно произошло в 1951 г в Париже, где по предложению министра иностранных дел Франции Р. Шумана  подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) сроком на 50 лет в составе Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов.

Первый этап западноевропейской интеграции – 1951-1957гг. В этот период: ликвидированы таможенные пошлины и нетарифные ограничения в торговле сырьем – железной рудой, углем и сталью; устранены  препятствия в перемещении рабочей силы, занятой в этой отраслях; установлены в рамках ЕОУС  единые транспортные тарифы на сырье и продукцию интегрируемых отраслей. При создании ЕОУС не предполагалось установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. Деятельность ЕОУС привела к образованию 10 февраля 1953г общего рынка  железной руды, 15 марта 1953г – железного лома, 1 мая 1953г – чугуна и стали, 1 августа 1954г – специальных сталей. В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали стал выше, а падения производства угля и цен на него – значительно ниже, чем в остальных странах Западной Европы. Успешная реализация договора ЕОУС позволила странам – участницам объединения перейти к следующему этапу экономической интеграции.

Второй этап – 1957 – 1967гг. С целью углубления экономической интеграции в те же шесть государств в 1957г в Риме учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Основная цель Римского договора – «содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств – членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет»(ст.2). Это предполагало:

Создание общего рынка предполагалось осуществить к 1970 г. Для решения поставленных задач и осуществления конкретных мер по их реализации Договор учреждал институциональную структуру ЕЭС: Совет Министров, Европейскую комиссию, Европейский парламент и Европейский суд. Они должны были разрабатывать законодательную базу интеграционного процесса и координировать экономическую политику государств-участниц (в рамках  компетенции Сообщества). Таким образом, шесть европейских государств отказались от части своего суверенитета в пользу создания общего рынка, сближения экономической  политики стран – членов, гармоничного развития экономической деятельности в Сообществе, стабильности, повышения уровня жизни и более тесных связей  между государствами, которые оно объединяет.

В апреле 1965 г.  Подписан договор о слиянии ОУЕС, Евратома и ЕС в Единый совет и единую  Комиссию, которые вместе с  Европейским парламентом  и Судом образовали общую институциональную структуру. Этот договор вступил в силу с 1 июня 1967 года.

В 1968 г. Создан таможенный союз (с опережением графика на 18 месяцев). Во взаимной торговле товарами устранены внутренние таможенные сборы и количественные ограничения, но сохранились процедуры таможенного контроля и оформления товаров на  государственных  границах между странами, входящими в ЕЭС.  Сохранились нетарифные ограничения, предусмотренные  национальными законами. Они препятствовали свободному движению товаров. Свободное движение лиц введено лишь для тех, кто занят наемным трудом (исключая государственных служащих). Введение свободного движения услуг и  капиталов вообще не было начато, включая банковские  страховые услуги,  связанные  с движением капитала, транспортные услуги  многие виды валютных  операций и др.

Свобода движения капитала предусматривалась Римским договором «настолько, насколько это необходимо для успешного функционирования  Общего рынка»  (ст. 67),  т.е только для текущих операций. Эти ограничения объяснялись жестким контролем правительств стран-партнеров в сфере денежной и фискальной политики. Мобильность капитала в рамках Сообщества воспринималась ими как потенциальная угроза эффективности национальных денежных инструментов.

Особенность европейского таможенного союза – устранены внутренние таможенные пошлины и количественные ограничения, но сохранялись сложные процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах между странами-членами ЕЭС, а также множество других ограничений, предусмотренных национальными законодательствами и препятствовавших свободному движению товаров.

Общая торговая политика введена с 1 января 1970 г.   Ответственность за нее перешла от государств-членов к ЕЭС, а с 1 января 1973 г. Эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой.

Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-участников равные условия во внешней торговле, а следовательно, равные условия конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынке. Сообщество также наделено правом вести переговоры по вопросам мировой торговли.

Однако координация политики между странами оставалась минимальной, что и не позволило Сообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок. Несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены ЕЭС в течение длительного времени не могли отказаться от политики закрытого регионализма, в тои числе от взаимных протекционистских мер.

Задача создания общего рынка не решена к сроку, обусловленному Римским договором(1970). Общий рынок не удалось создать и в 1970-х, и в начале 1980-х гг. из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971), мировых экономических кризисов в 1970-х  гг., экономического кризиса начала 1980-х гг. Этот третий период западноевропейской интеграции – 1970 начало 1980-х гг. – из-за указанных проблем и трудностей ознаменовался усилением центробежных тенденций в ЕЭС и развитием «евроскептицизма», даже несмотря на вступление в Сообщество новых стран-членов.

1 января 1973 г. В Сообщество вступили Дания, Ирландия и Великобритания, а с 1 января 1981 г. – Греция. В 1986 г. Испания и Португалия становятся членами Европейского сообщества. Число стран-членов возрастает до 12.

Центральным событием четвертого этапа (1986-1992) стал Единый Европейский акт (ЕЕА), признавший наличие в ЕЭС общего рынка и поставивший задачу перехода к единому внутреннему рынку, а также создание в рамках ЕС единого правового пространства и единой экономической сферы для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Одновременно создавалась правовая база дл распространения интеграции на новые сферы: науку, технику, валютные отношения, охрану окружающей среды, внешнюю политику. К концу периода единый внутренний рынок ЕС был создан.

На пятом этапе (1992-2000-е гг.) в соответствии с решениями Маастрихтского договора о Европейском Союзе (1992) поставлена задача создания Экономического валютного союза (ЭВС) с единой европейской валютой  – евро, которая превратила Сообщество в реальный единый рынок, поскольку снимает внутренние различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а значит, и в ценах, налогах, политике и валютных рынках. Именно за этот период подведена окончательная база под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров и факторов производства.

Одновременно с дальнейшим углублением западноевропейской интеграции начался процесс ее расширения ЕС. В 2004 г. 10 государств стали членами ЕС – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния.

Выявление этапов развития европейской интеграции позволяет сделать вывод: на протяжении всего периода существования ЕС происходили углубление интеграционного процесса и трансформация его от простейшей формы к экономическому и валютному союзу. В этом главная особенность регионального интеграционного процесса в Европе. Это единственная интеграционная группировка, которая последовательно прошла в своем развитии все стадии интеграции, вплоть до ЭВС.

Анализ особенностей интеграции в Европе (смотреть приложение № 2табл. 6.1) приводит к заключению: экономическая интеграция имела циклический характер; на современном этапе в связи с расширением и углублением интеграции усиливаются дезинтеграционные тенденции.

 

5.Государства-члены.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина, и Сербия, входят в официальную программу расширения.  Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

30 июня 2011 года Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к Евросоюзу должно совершиться 1 июля 2013 года, при этом государство станет 28 участником организации. Ожидается, что договор о вступлении будет подписан до конца 2011 года, после этого его ратифицируют страны — участницы Евросоюза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

 

6.Механизм управления интеграционными процессами ЕС.

Финансы и бюджет ЕС. Введение единой валюты евро.

6.1.Механизм управления интеграционными процессами ЕС.

Механизм  функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, которая состоит из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством (но на практике стараются  добиваться единодушного голосования). Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

1.   Регламенты - подлежат непосредственному применению во всех странах.

2.   Директивы - претворяются в жизнь через принятие национальных законодательных актов.

3.   Решения - касаются лишь некоторых предприятий и организаций.

4. Рекомендации - не имеют обязательной силы. В Совет Министров ЕС входят министры иностранных дел всех стран-участниц, в его работе принимают участие также другие члены правительств.

Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран – членов ЕС. Здесь обсуждаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.

Комиссия Европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдение таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм. Местонахождение КЕС - г. Брюссель (Бельгия).

Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган. Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет. Помимо этого, фактически каждое решение Совета ЕС по любым вопросам требует утверждения Европарламентом, или, по крайней мере, запроса его мнения. Также, в функциях парламента, контроль над  работой Еврокомиссии. Парламент даже обладает правом роспуска Еврокомиссии, чего впрочем, никогда не было. Европейский парламент состоит из 732 членов, которые избираются гражданами стран-членов ЕС. Пленарные заседания Европарламента проходят либо в Брюсселе (Бельгия), либо в Страсбурге (Франция).

Суд Европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. Местонахождение Суда ЕС - Люксембург.

Новые институты формирующегося валютного союза – Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейская система центральных банков (ЕС ЦБ).

К настоящему времени  в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного, и политического союзов, находятся в стадии принятия единой Конституции.

Конституция ЕС – один из самых громких проектов за все время существования этой организации. Впервые руководители стран ЕС заговорили о необходимости ее принятия в 2001 г. В целом конституция означает новое качество развития ЕС.  В этом документе ЕС получает дополнительные наднациональные возможности: координация действия стран-членов, объединение финансов без ограничения национального суверенитета. С другой стороны, государства-члены оставляют за собой контрольные полномочия.

Европейская конституция должна была вступить в силу после того, как ее ратифицируют все государства ЕС (в основном через проведение референдумов). Все планы были разрушены провалом референдумов по этому вопросу во Франции и в Нидерландах в 2005 г. Итоги этих референдумов приостановили процесс ратификации Конституции ЕС. После продолжительной паузы в 2007 г. главами 27 государствами  ЕС.  В новом тексте Конституции усиленно национальное начало, предусмотрено изменение структуры  управления ЕС, увеличение бюджета, усложнение приема новых стран-членов. Новую Конституцию также ожидает ратификация всеми странами-членами. С ее принятием европейцы почувствуют сильнее свою общность, хотя в любом случае их ожидают серьезные проблемы.

 

6.2.Финансы и бюджет ЕС.

Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергетическая и т.д. Европейский инвестиционный банк, будучи автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС на региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые  складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств. И во-вторых, в доходную часть бюджета выделяется 1,2-1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

Что касается расходной части бюджета ЕС, то большая часть тратится на проведение единой аграрной политики – 45,7%, на координирование структурной, региональной и социальной политики – 35,7%, а остальное – на программы поддержки остальных регионов и территорий.

 

6.3.Введение единой валюты евро.

Особое место в формировании и развитии ЕС играет введение единой валюты евро, правовой основой которого является Маастрихтский договор, подписанный в феврале 1992 г. В соответствии с этим договором утверждается единое европейское гражданство; устанавливается политический союз; формируется экономический и валютный союз (ЭВС). С 1 января 1999 г. была введена в безналичный оборот единая наднациональная валюта евро, а с января 2001 г. – в 11 государствах ЭВС – наличная валюта евро, используемая параллельно с национальными валютами. Первые 11 государств были определены по соответствию требованиям Маастрихтского соглашения по конкретным экономическим показателям: инфляция – не более 1,5%, дефицит бюджета не более 3% ВВП, государственный долг не более 60% ВВП. Греция первоначально не удовлетворяла предъявленным требованиям, Великобритания, Швеция и Дания отказались войти в ЭВС по политическим и конституционным препятствиям. В 2002 г. к зоне евро присоединилась Греция, в 2007 г. – Словения, в 2008 г. – Кипр, Эстония, Литва, Латвия.

Принятие едино валюты может рассматриваться в качестве дополнение к созданию единого рынка, так как оно призвано содействовать дальнейшему углублению экономической и финансовой интеграции европейских стран.

Приложение №1

Таблица №1. Внешняя торговля товарами ведущих интеграционных объединений мира, млрд. долл. и %

Интеграционное объединение

Экспорт в 2005 г.

Доля, 1990 г. %

Доля, 1995 г. %

Доля, 2000 г. %

Доля, 2005 г. %

Темп прироста, 2000-2005 гг.

ЕС-25, всего Взаимный экспорт

4001

2673

-

-

100,0

67,5

100,0

66,8

7

6

НАФТА, всего Взаимный экспорт

1477

824

100,0

42,6

100,0

46,0

100,0

55, 6

100,0

55,8

12

11

АСЕАН, всего Взаимный экспорт

653

162

100,0

20,1

100,0

25,5

100,0

24,0

100,0

24,9

15

15

МЕРКОСУР, всего  Взаимный экспорт

 

163

 

21

 

100,0

 

8,9

 

100,0

 

20,5

 

100,0

 

21,0

 

100,0

 

12,9

 

21

 

23

Приложение №2

Таблица №2. Расширение и углубление европейской интеграции

Даты

Этапы

углубления

Даты

Этапы расширения

1951-1957 гг.

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

1951 г.

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

1958-1968 гг.

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

1958 г.

Страны ЕЭС-6

1968-1986 гг.

 

1972 г.

 

1979 г.

 

 

1985 г.

Таможенный союз ЕЭС

 

“Валютная змея”

 

Европейская валютная система (учреждение экю)

 

Единый Европейский акт

1973 г.

 

1979 г.

 

1986 г.

ЕЭС-6 плюс Великобритания*,Ирландия, Дания*

 

(ЕЭС-9)

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

 

1997 г.

 

 

 

 

 

 

1999 г.

 

2002 г.

 

2004 г.

Экономический и Валютный союз

 

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

 

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г.

Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)

2004 г.

Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)

2007 г.

Болгария, Румыния

 

Список литературы:

  1. Булатова А.С., Ливенцева И.И., Мировая экономика и международные экономические отношения – М.: Магистр, 2010г. – 654 стр.;
  2. Королев И.С., Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет, М.: Юристь, 2003г. - 604 стр.;
  3. Спиридонов И.А., Мировая экономика – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010 г. – 128 стр.;
  4. Халевинская Е.Д., Мировая экономика и международные экономические отношения – М.: Магистр, 2009г. – 365 стр.;
  5. Шкваря Л.В., Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве, – М.: ИНФРА-М, 2011г. – 315 стр.;
  6. Использованные Сайты: allbest.ru, enbv.narod.ru, re-beat.narod.ru, ru.wikipedia.org, www.empitry.com,  , www.my-mir.info, www.market-pages.ru.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 34.86K
Скачано: 209
Скачать бесплатно
23.03.13 в 11:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе