Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »

Современная практика государственно частного предпринимательства и партнерства

Современная практика государственно частного предпринимательства и партнерства [22.03.13]

Тема: Современная практика государственно частного предпринимательства и партнерства

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.44K | Скачано: 308 | Добавлен 22.03.13 в 14:08 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Вариант - 12

План работы

1. Теория партнерства государства и частного сектора 3

2. Партнерство государства и частного сектора в системе отношений государства и общества. Место и роль партнерства в процессе разгосударствления 5

3. Понятие «институт партнерства» («институт развития») 7

4. Практика партнерства и создания новых «институтов развития» 8

5. Задача 11

6. Список литературы 12

 

1.Теория партнерства государства и частного сектора

За последние 10-15 лет во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой, складывается новая институциональная система хозяйства. Значительные изменения осуществляются в системе экономических отношений государства и частного сектора в духе морально-консервативных доктрин. Происходящие трансформации охватывают все сферы деятельности, уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные стороны их отношений с частным сектором (функциональные, организационные, финансовые и т.д.), проявляясь в национальном, региональном и глобальном масштабах. Партнерство – это равноправные юридические отношения, существующие между двумя или более хозяйствующими субъектами, связанными на договорной основе объединением основных капиталов в бизнесе. Государственно-частное партнерство -  юридически оформленные, равноправные договорные отношения на фиксированный или неопределенный период времени между юридическими лицами. При этом стороны взаимодействуют в процессе принятия решений и «соинвестируют ограниченные ресурсы такие как финансы, персонал, оборудование и информация для достижения конкретных целей» [8].  Основное в партнерстве – это «существенное расширение пространства для свободного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны» [28].

Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и частного сектора проявились в административно-финансовых реформах Японии и ряда стран Латинской Америки. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих и других странах мира существенно сократился государственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу. Национальные правительства уже не считают сферой своей исключительной ответственности многие виды хозяйственной деятельности. Они передают в частную собственность или во временное (долгосрочное, среднесрочное) владение и управление частному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право, регулировать и контролировать их деятельность.

В партнерстве государства и частного сектора наблюдается несколько тенденций. Среди них  - перемещение центра тяжести решения социально экономических проблем с федерального уровня на местный и региональный, повышение роли муниципальных и городских органов власти в партнерствах с частным бизнесом; институционализация вертикальных союзов между центральным и местными органами власти и укрепления горизонтальных связей между ними и частным сектором хозяйства; диверсификация партнерства государства и частного сектора в направлении включения его в орбиту социальных, правоохранительных и военных сфер.

В современном понимании партнерство государства и частного сектора (ПГЧС) – организационный и институциональный процесс между государством и частным сектором (бизнесом) в целях реализации масштабных национальных и международных общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей промышленности до обеспечения общественных услуг. Международная практика образования партнерств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных отраслях: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, экология, недвижимость, общественный порядок и безопасность, телекоммуникации, финансовый сектор, образование и т.д.

Система государственно-частных партнерских отношений – один из основополагающих элементов функционирования смешанной экономики. Из всего многообразия экономических функций государства одной из основных является «формирование институциональной среды, составной частью которой и являются институты партнерства» [29].

В связи с появлением партнерства государства и частного сектора возникают три концептуально-теоретических вопроса. Первый – об отношениях между государством и социальными классами. Второй – о роли государства в экономике, об определении оптимальных масштабов и границ государственного вмешательства в экономические процессы. Последний вопрос фокусируется вокруг процессов разгосударствления, происходящих с разной интенсивностью в подавляющем большинстве стран мира и места партнерств государства и частного сектора в этих процессах.

 

2. Партнерство государства и частного сектора в системе отношений государства и общества. Место и роль партнерства в процессе разгосударствления.

Концепция государственно-частного партнерства определяется природой государства, относительно которой в западной научной литературе имеются две основные точки зрения. Первая отражает представление о государстве как инструменте осуществления гегемонии правящего класса, вторая провозглашает нейтралитет государства и служение его на пользу всего общества. Придерживаясь такого понимания сущности государства, одни утверждают, что партнерства являются аппаратом, который создан государством и отвечает интересам доминирующего класса, другие, что партнерства – это механизм отражающий интересы широкого диапазона общественных групп.

Ряд ученых достаточно категоричны во мнении об очевидном смещении партнерства в сторону обслуживания интересов капитала. Например, Т. Барнеков, Р. Бойл и Д. Рич доказывают, что партнерства представляют механизм, посредством государства обслуживает капитал. Многие исследователи отмечают, как органы власти помогают частному капиталу максимизировать прибыль от проектов в рамках партнерства с государством. В результате проведенного анализа партнерства в сфере городского развития в США Д. Сквайр заключает, что главной их целью (партнерства) было создание условий для развития больших корпораций и крупной промышленности»

Другие полагают, что партнерство – это механизм, способствующий гармоничному развитию экономики и гарантирующим защиту интересов различных классов общества.

В соединении государства и бизнеса проявляется противоречие между обслуживанием общественных интересов и обеспечением прибыли. Даже в развитых странах с мощной институциональной базой партнерских отношений государственно-частное партнерство иногда используется для реализации преимущественно частного интереса. Побочные негативные явления приводят к деформации в экономической политике нарушений условий конкуренции, росту недоверия между государством и частным сектором. На практике эти явления часто принимают форму коррупции.

В течение последних 20 лет в большинстве стран государства проводило мероприятия по либерализации экономики, постепенно сворачивая свою деятельность в сфере материального и нематериального производства и ослабляя участие в формировании капитала.

Государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор. Частный сектор, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство свой организационный опыт, знания, инновации, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и услуги при минимальных издержках.

Зарубежный опыт свидетельствует, что ГЧП – уникальный механизм для стимулирования сотрудничества в областях, где инновации имеют глубокие корни в науке. Признано, что ГЧП – важный инструмент для построения «инновационных сетей в междисциплинарных областях исследований, таких например, как нанотехнологии и геномика» [9]. Примером успешного государственно-частного партнерства являются «Программа кооперативных исследовательских центров» в Австралии, «Национальные центры технологических исследований и инноваций» во Франции, программа «Ведущие технологические институты» в Нидерландах», «Программа технологических центров поддержки» в Испании и др.                                                                                      

 

3. Понятие «институт партнерства» («институт развития»).

Институты развития – это организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов. По форме институты развития являются государственными структурами – государственными корпорациями или акционерными обществами со 100%-м государственным капиталом, а также некоммерческими организациями. Основной целью их работы является выполнение возложенных на них конкретных задач. Роль институтов развития заключается в том, чтобы путем государственного финансирования, предоставления специальных механизмов поддержки создать в обществе стимулы для инвестиций в сложные сегменты социально-экономической деятельности.

В отличие от частных банковского и финансового секторов институты развития, не вступая в конкуренцию с последними, используя вложенные в них бюджетные средства, предоставляют долгосрочные кредиты на льготных условиях, поддерживают малый и средний бизнес, инфраструктурные проекты, международную торговлю, участвуют в развитии инновационной сферы.

Выделяются следующие виды партнерства (ранжированные по степени участия частного сектора в реализации прав собственности): поставка продукции для государственных нужд; гражданские контракты на выполнение работ и оказания общественных услуг; контракты технической помощи; субконтракты; контракты на управление, лизинг; концепции и партнерства типа «страна – управление – передача» и «строительство – управление – владение».

Институты развития выступают инструментом, посредством которого государство инициирует, направляет нужные процессы и вовлекает в них частный сектор, налаживая государственно-частное партнерство. Среди всего спектра институтов развития можно выделить финансовые организации, осуществляющие прямое или косвенное финансирование приоритетных проектов (банки развития, так называемые фонды фондов, страховые и лизинговые компании и др.) и нефинансовые, представляющие инфраструктуру, облегчающую ведение предпринимательской деятельности и оказывающие специальные услуги (особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.)

Наиболее распространенным видом института развития являются банки развития. В зависимости от выполняемых ими функций, банки развития могут быть универсальными и специализированными. В мире институты развития как инструмент государственной политики работают уже около 80 лет. Банки развития успешно функционируют в большинстве стран (по некоторым данным в мире насчитывается более 700 таких организаций).

Особые экономические зоны – это «локализованные территории, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, способствующий выравниванию экономического развития и дальнейшему подъему их экономики» [4,49].

 

4.Практика партнерств и создания новых «институтов развития».

Финансовые институты развития функционируют в разных странах. Например, Немецкий банк развития (KfW) в Германии, Китайский банк развития (CDB) в Китае. Финансовые институты развития представлены на субрегиональном (Черноморский банк реконструкции и развития), региональном (Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития) уровнях.

17 мая 2007 года был подписан Федеральный закон №82-ФЗ «О банке развития, создаваемом на базе Внешэкономбанка, а также капитала Экспортно-импортного банка и российского банка развития. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» создана и действует в соответствии с Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» от 27.07.2007 №1007-р. В структуре направлений Банка 26% принятых органами управления относятся к развитию инфраструктуры, 23% - к развитию инноваций, 21% - повышению ресурсоэффективности, 10% - поддержке экспорта.

Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ РФ) – принципиально новый инструмент, активизирующий инвестиционную политику в инновационной сфере и направленный на обеспечение роста и диверсификации экономики. Он формируется из средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете на поддержание наиболее значимых инвестиционных и инновационных проектов, которые реализуются на условиях ГЧП. В федеральном бюджете на 2006 г. для финансирования ИФ РФ было предусмотрено 69,7 млрд. руб. Средства ИФ РФ «должны быть использованы для финансовой поддержки государством крупных проектов стратегического значения, реализуемых частным бизнесом» [4,59]. На средства Инвестиционного фонда РФ были созданы два открытых акционерных общества: «Российский инвестиционный фонд информационных технологий» [7], и «Российская венчурная компания» [8] .

«Российский инвестиционный фонд информационных технологий», 100% акций которого находятся в федеральной собственности, был создан для государственной поддержки инновационных проектов отрасли информационно-телекоммуникационных технологий (ИТ – отрасли). «Российская венчурная компания» - 100% акций уставного капитала принадлежит государству. Предполагалось, что в структуру этого акционерного общества войдут от 8 до 12 новых специализированных фондов, ориентированных на разработку проектов в сфере нанотехнологий, биотехнологий, ядерных технологий и др.

В рамках технико-внедрических особых экономических зон механизмы финансирования основаны помимо привлечения инвестиций (в том числе иностранных) на аренде земельных участков и имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В 4 зонах технико-внедрического типа зарегистрированы семь резидентов: два – в ОЭЗ Санкт-Петербурга (точное приборостроение), два – в Москве (Зеленоград – макро-, нано- и информационные технологии), два – в Дубне (ядерное, физическое направление и информационные технологии и один – в Томске (ИТ – технологии, нано- и биотехнологии).

В ИКТ-секторе Томска представлены следующие направления: «Телекоммуникации и связь», «Производство электрического и электротехнического оборудования, ИТ-услуги». Данный сектор является одним из наиболее динамично развивающихся секторов. Потенциальный объем производства продукции в биотехнологическом секторе Томской области к 2020 г. составит более 2,5 млрд. долл., при этом среднегодовой прирост выпуска может достигнуть 27,1%.

По прогнозным расчетам Минэкономразвития России одна особая экономическая зона должна дать до 14 тысяч новых рабочих мест и до 1 млрд. руб. дополнительных ежегодных налоговых поступлений.

 

Задача

Определите ВВП и ВНП (валовой национальный продукт) страны в прогнозном периоде, если ВВП в текущем году достиг 267 млрд. долл. В соответствии с прогнозом в следующем году:

- валовые частные инвестиции увеличатся на 16 млрд. долл.;

- государственные закупки товаров возрастут на 7 млрд. долл.;

- приток доходов от инвестиций за рубежом достигнет 13 млрд.  долл.;

- отток доходов по инвестициям нерезидентов составит 15 млрд. долл.;

- товарные запасы увеличатся на 5 млрд. долл.

Решение:

Формула для расчета ВВП: ВВП = Потребление + Инвестиции + Государственные расходы + (Экспорт – Импорт)

ВВП = 267 + 16 + (7+5) + (15 – 13) = 297 млрд. долл.

Формула для расчета ВНП: ВНП = ВВП + чистые поступления от доходов факторов от остального мира

ВНП = 297 + 13 = 310 млрд. долл.

Ответ:

ВВП = 297 млрд. долл.

ВНП = 310 млрд. долл.

 

Список литературы

1.Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика. – 2002. – №7. – С.28-37.

2.Государственное регулирование экономической деятельности: сб. ст. – М.: Юристъ, 2000. – 315с.

3.Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве / под ред.Р.А. Матусевич, С.Б. Сиваев. – М.: Фонд ин-т экономики города, 2006. – 243с.

4.Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А.К. Казанцева, Д.А. Рубвальтера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 329с.

5.Корнийчук Г.А. Предпринимательская деятельность: юридический ликбез. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 282с.

6.Мурзаков А.П. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений // Финансы. – 2006. –№1. – С.22-26.

7.Постановление Правительства РФ от 9 августа 2006 №478.

8.Постановление Правительства РФ от 24 августа 2006 №516 об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

9.Предпринимательское право в рыночной экономике: сб. ст. – М.: Новая правовая культура, 2004. – 500с.

10.Предпринимательство и инновации: региональные приоритеты и перспективы развития – 2010: материалы пятой ежегодной международной научно практической конференции. – Барнаул: Азбука. 2010. – 443с.

11.Предпринимательство и инновации: региональные приоритеты и перспективы развития – 2011: материалы шестой ежегодной международной научно практической конференции. – Барнаул: Азбука. 2011. – 442с.

12.Предпринимательство: сб.ст. / под ред. Л. Мордовинцева. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 231с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.44K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
22.03.13 в 14:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе