Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Контрольная по КСЕ вариант 9

Контрольная по КСЕ вариант 9 [15.05.13]

Тема: Контрольная по КСЕ вариант 9

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.22K | Скачано: 251 | Добавлен 15.05.13 в 15:17 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Архангельск 2013


Оглавление

1. «Анализ» как метод естественнонаучного познания. 3

2. Проблема этногенеза с точки зрения антропосоциогенеза. 6

3. «Биосфера», «нооосфера» с позиции эволюционно-синергической парадигмы   13

4. От чего зависит поведение человека (по Фрейду)?. 18

5. Таблица сравнительных характеристик живого и неживого. 20

Список используемой литературы: 23

 

1. «Анализ» как метод естественнонаучного познания

Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.

В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то -- менее существенных -- свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией (или используют термин абстрактное -- в отличие от конкретного).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров.

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического, анализа. По отношению же к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов.

Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.

В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Вышеупомянутая абстракция материальной точки позволяет в некоторых случаях представлять самые различные объекты -- от молекул или атомов до гигантских космических объектов. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль. Если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальных точек, то такая идеализация становится недопустимой при изучении структуры атома. Точно так же можно считать материальной точкой нашу планету при рассмотрении ее вращения вокруг Солнца, но отнюдь не в случае рассмотрения ее собственного суточного вращения.

Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).

Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным.

Но в отличие от реального эксперимента в мысленном эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно.

В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его в идеализированном, «чистом» виде.

 

2. Проблема этногенеза с точки зрения антропосоциогенеза

Процесс антропогенеза (происхождения человека) и процесс социогенеза (происхождения общества) представляют единый процесс. Человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Поэтому в философии термин «антропосоциогенез» обозначает происхождение человека и общества в целом. Представление об обществе развивалось в рамках различных философских направлений и школ, которые различным образом отвечали и отвечают на ряд вопросов, связанных с генезисом, природой, сущностью и смыслом жизни человека и общества, динамикой общественного развития. Все они в той или иной мере давали и дают определённый положительный вклад в теорию общественного развития.

В религиозной философии (теологии) человек и общество являются порождением божественного разума, творением Бога. Так, представитель христианской (католической) религиозной философии епископ Аврелий Августин в своих рассуждениях исходил  из положений Ветхого завета. Человек – творение Бога, представленного человекообразным существом мужского пола. Августин развивает идею единства человеческого рода, происходящего, согласно Ветхому завету, от одних и тех же прародителей – Адама и Евы. Августин утверждал, что история человеческого общества имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение. Смысл истории в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества.

Начало истории в творении перволюдей. Августин разделил историю развития общества на шесть периодов. Первые пять периодов у него связаны с ветхозаветной историей (до II в. до н. э.). Шестой период начинается с первого пришествия Иисуса Христа и заканчивается  вторым пришествием, страшным судом, отделением грешников от праведников, после чего первые будут отданы на вечные муки в ад, а вторые – на вечное блаженство в рай.

Считают, что при всей своей фантастичности философия истории Августина подготовила теорию общественного прогресса, когда прогресс связывается уже не с христианизацией человечества, а с прогрессом науки и искусства, с прогрессом в области производства материальных благ общества.

Аналогичной точки зрения на происхождение общества придерживался более поздний представитель религиозной христианской философии Фома Аквинский, который утверждал, что общественный порядок с его сложной феодальной иерархией есть отражение божественного порядка. Убеждённый монархист Фома Аквинский считал, что государство представляет собой божественное установление. Власть государя (монарха) он выводил из «божьей воли», государь не только правитель, но и творец государства. Однако он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Душа от Бога, а потому верховная, всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Все подданные – от нищих до светских владык – должны беспрекословно повиноваться воле церкви и её служителей. Римский папа, учил Фома, есть «наместник Христа», которому как вассалы должны быть подчинены все светские государи. Светская власть должна, по требованию церкви, беспощадно карать еретиков.

Представитель русской религиозной философии Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 гг.) отмечал, что существуют небесная история и небесная судьба человека, которые предопределяют земную судьбу и земную историю человека. Есть пролог на небе, в котором задана мировая история, поставлена её тема. Проблема антропогенеза рассматривалась и другими представителями религиозной философии.

В идеалистической философии все социальные явления, события истории определяются духовными факторами. В объективном идеализме человек и общество в целом являются порождением мирового духа, мирового разума. Так, классический представитель объективного идеализма немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) за первооснову мира принимал мировое мышление. Это мировое мышление называл мировым духом, абсолютной идеей. Абсолютная идея не материальна, существует вне пространства и времени. Это чистое мышление. В процессе саморазвития абсолютная идея перевоплощается в материальный мир. Она отчуждается от чистого бытия в природу, как «инобытие» духа. Здесь проходит стадии развития: неживая, живая природа, а затем перевоплощается в человеческое общество. По существу, в объективном идеализме Гегеля общество является порождением Мирового духа.

В материалистической философии сущность антропогенеза рассматривалась в теме «Сознание», где отмечалось, что на основе учения Ч. Дарвина Ф. Энгельсом была разработана  философская концепция становления человека, в которой выделяются следующие этапы: 1) усвоение прямой походки и освобождение передних конечностей от передвижения; 2) приобретение передними конечностями функции руки; 3) изготовление орудий труда; 4) возникновение речи в результате коллективной деятельности. В качестве основных Ф. Энгельс выделил – изготовление орудий труда и возникновение членораздельной речи. Эта концепция подтверждается данными современной археологии, палеонтологии и антропологии.

Первые дикие люди (гоминиды) жили стадным образом. Это было стадо диких людей, в котором господствовали видовые биологические законы.

Социогенез начинается с перехода от стадного образа жизни неандертальцев к первому общественному состоянию людей клановой (родовой) общности людей, осуществлялся на основе появления новых механизмов – социальных механизмов обмена и регуляции. Первые регуляторы наметились в процессе согласования действий при коллективной охоте. Координаторами коллективных действий являлись наиболее опытные охотники.

Второй механизм регуляции был связан с естественным разделением труда. Это было разделение примитивных производственных функций по полу и возрасту. Мужчины преимущественно организовывались на коллективную охоту, женщины и дети выполняли более лёгкую работу, связанную с собирательством плодов и растений, а также обустройством жилища обитания. На основе такой регуляции формировались экономические отношения родоплеменной общности. Особая роль в переходе от биологического стадного образа жизни к первобытному социуму принадлежит механизмам регуляции семейно-бытовых отношений. В стадной общности людей существовали неупорядоченные связи между мужчинами и женщинами. Здесь отсутствовала социальная регуляция. Это была групповая биологическая семья. На основе этого появляется первая форма социальной семьи путём введения такого регулятора, как запрет связи между родителями и детьми. Эта форма социальной семьи получила название кровнородственной.

Затем появляется вторая форма групповой семьи – пуналуальная, в которой исключаются связи между родными братьями и сёстрами. В результате этих форм регуляции сформировалась сфера семейно-бытовых отношений первобытного общества. Эти две основные сферы дали толчок к формированию других сфер общественной жизни. Таким образом, учение антропосоциогенеза полностью принимается в рамках диалектико-материалистической философии.

Наряду со словом «общество» широкое применение в общественных науках имеет слово «этнос» (от греч. «этнос» – народ).

Понятие этногенеза означает возникновение народа. Поскольку первая форма социальной жизни представлена родом и племенем, а понятие народа отождествляют с понятием народности, то этногенез – это возникновение народности в результате слияния племён в единую общность.  Этническая общность в своей основе есть общность происхождения, этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос – особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово «народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать», «порождать». Еще в XVII – XVIII вв. и даже в XIX в. для обозначения этноса нередко употреблялось слово «раса».

Л. Н. Гумилев (1912 – 1992 гг.) выдвинул концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождения отдельных народов, этносов). Для Л. Гумилева теория Ч. Дарвина годна для объяснения лишь внутривидовых изменений, природа же изменений в обществе, исчезновения одних народов и появления других – иная.

Пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Начало этногенеза Л. Гумилев связывает с механизмом мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака – пассионарности. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Гумилев назвал их «пассионариями». Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они защитники Отечества, они – открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой оказываются наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос...»

Однако энергия («пассионарный заряд») не остается неизменной в этносе, она уменьшается. Вследствие желаний пассионариев «быть самими собой», не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит «рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома». В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ.

Однако вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена. Это фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Затем исчезает и память, приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим замыслам обывательский покой».

Только благодаря вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, считает Л. Гумилев. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, только учитывая внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные «недостающие звенья» в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы.

 

3. «Биосфера», «нооосфера» с позиции эволюционно-синергической парадигмы

Следующий этап развития биосферы Земли связан с эволюцией живого вещества и вызванного этим изменением физико-химического состава планеты. Этот процесс подробно описан В.И. Вернадским и составляет суть его учения о биосфере. Впервые единую картину мира и роль в нем живого вещества представил русский ученый, натуралист, философ, академик Владимир Иванович Вернадский. Он обосновал, что возникновение биосферы на Земле - это объективный результат развития общего космического процесса. При этом биосферу нужно рассматривать как целостную геологическую оболочку Земли, состоящую из живого и неживого. Вернадский подчеркивал, что для строения биосферы характерны физико-химическая и геометрическая разнородности. Разнородность строения является господствующим фактором, резко отличающим биосферу от всех других оболочек земного шара. Живое вещество охватывает всю биосферу, ее создает и изменяет. Живое вещество едва ли составляет одну - две сотых процента по весу. Но геологически оно является самой большой силой в биосфере, определяет все идущие в ней процессы. В.И. Вернадский показал, что тонкая оболочка Земли - биосфера, состоящая из разнородных структур - живого и неживого вещества, поддерживает в состоянии динамического равновесия все протекающие в ней процессы благодаря непрерывному перетоку (круговороту) атомов из косной материи через живое вещество снова в неживую природу. Он раскрыл геологическую роль живых организмов в создании современного газового состава атмосферы, в формировании горных пород, вод мирового океана. Учение В.И. Вернадского - это философское и естественнонаучное обобщение законов развития нашей планеты с позиций единого космического процесса и исключительной роли, которую выполнило и выполняет на ней живое вещество. В.И. Вернадский создал его в 20-30-е годы ХХ века. Отчасти это было "предвидение, предсказание прошлого". Многие экспериментальные и фактические данные, подтверждающие правильность его идей, появляются только сейчас. На основе учения Вернадского в настоящее время биосферу определяют как активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Такое определение биосферы отражает важный тезис: наша планета Земля такая, какая она есть сегодня, только потому, что на ней существует жизнь!

Одним из уникальных этапов эволюции биосфеpы явилось возникновение разума и интеллекта как высшей познавательной способности живого организма. Это столь же загадочная и необъяснимая перестройка процесса развития материального мира, как и возникновение жизни. Мозг человека и мозг животного, особенно высших млекопитающих, состоит на одних и тех же нейронов. При этом мозг человека обладает способностью познавать сам себя, видеть себя со стороны, познавать окружающий мир. Благодаря появлению разума возникает общество - совокупность индивидуумов, способ-ных к совместному труду, к планомерной деятельности, к совместной духовной жизни. Появление интеллекта радикальным образом ускорило темпы практически всех процессов, протекающих во внешней оболочке Земли - биосфере. Но был один процесс, который вследствие появления интеллекта стал замедляться - это развитие человека как биологического вида, а примерно 30-40 тысяч лет назад механизм генетического развития человека на основе внутривидового отбора перестал функционировать. Эволюция, морфологическое совершенствование человека, в том числе и развитие мозга, закончились! Почему это произошло? Для отказа от дальнейшего использования механизма, которому человек обязан своим утверждением на вершине биологической пирамиды, должны были быть неординарные причины. Одна из гипотез (академика Никиты Николаевича Моисеева) основывается на том, что на определенном этапе эволюции наших предков помимо силы, выносливости и других чисто физических качеств, определяющих выживание прачеловека, стала осознаваться определяющая роль знания, опыта и мастерства. Знания и опыт повлекли за собой формулирование целого ряда запретов-табу в поведении и действиях членов общества. Мудрецы и умельцы, которые во все большей степени обеспечивали благосостояние рода или племени, далеко не всегда были самыми сильными и смелыми членами общества, кому обычно естественный внутривидовой отбор давал преимущества. Жизненной необходимостью рода-племени стала защита не только самок и потомства, но и тех, кто оказывался носителем знаний и мастерства. На этой основе сформировался важнейший из всех запретов - "не убий!". В силу его исключительной важности для любой человеческой общности он оказался в основе морали и существует в том или ином виде у всех народов, во всех религиях. Возникновение именно этого запрета, вероятно, и поставило пре-дел морфологическому совершенствованию организма человека. В самом деле, указанный запрет способствовал выживанию тех умельцев, которые способны не только хранить нужные знания и навыки, но и приобретать новые и, что самое главное, передавать их другим поколениям. Принцип "не убий!" разрешал противоречие между сильным и умным в пользу последнего. Защита слабых - эта дополнительная и весьма обременительная нагрузка, которую по необходимости взяло на себя рождавшееся общество, - прекратила действие естественного отбора, а следовательно, и индивидуальное развитие человека. Появление жизни на планете Земля - это реализация одной из возможных форм самоорганизации материи. Это естественный процесс космического масштаба. То же самое можно сказать и о двух рассматриваемых явлениях эволюции живого вещества на Земле - возникновении разума и норм морали. Так же, как и возникновение жизни, они есть формы самоорганизации материи. Являются ли они неизбежной фазой развития живого? Очевидно, нет. Это связано с тем, что любые системы (в том числе и живые) обладают пороговыми состояниями, переход через которые по достижении точки бифуркации ведет к кардинальному качественному изменению протекающих в них процессов - к изменению их организации. Переход системы в новое состояние, так же, как и характер ее новой организации, неоднозначен, то есть после бифуркации существует множество возможных структур (возможных путей самоорганизации материи), в рамках которых в дальнейшем будет развиваться система. И предсказать заранее, какая из этих структур реализуется, нельзя. Нельзя в принципе, поскольку это зависит от тех неизбежно присутствующих случайных воздействий - флуктуаций внешней среды, которые в момент перехода через пороговое состояние и будут определять выбор. Поэтому необходимо понимать, что человек как биологический вид, обладающий разумом и развивающийся в рамках определенных норм морали, есть явление уникальное, неповторимое. В привычном нам "виде" он больше нигде и никогда не возникнет. Это с одной стороны. С другой стороны, он всего-навсего одна из бесчисленного множества возможных реализаций самооpганизации материи во Вселенной - естественного космического объективного процесса и никаких особых привилегий нарушать или развиваться вопреки объективным законам и процессам не имеет. Он просто будет навсегда уничтожен "породившей" его Вселенной, в которой будут реализовываться все новые и новые формы самоорганизации материи, но вид Homo Sapiens уже никогда не повторится. Поэтому, мысля космическими категориями, у человека нет другого выхода и выбора, как действовать в согласии с планетарными объективными законами эволюции. Об этом уже в первые годы ХХ столетия начал говорить В.И. Вернадский. Он отмечал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро он превратится в решающую геологообразующую силу. И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - в ноосферу. Произойдет объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым силой разума. Термин "ноосфера" предложил французский исследователь Леруа в 1924 г., впоследствии он широко использовался Пьером Тейяр де Шарденом - французским палеонтологом, занимающимся вопросами эволюции; В.И. Вернадский стал употреблять этот термин только в последние годы своей жизни. С термином ноосфера до сих пор не все просто, поскольку однозначное его толкование отсутствует. Среди специалистов-естественников широко распространена наиболее простая его трактовка - сфера разума, так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Переход биосферы в ноосферу означает при таком понимании всего лишь постепенное освоение человеком биосфеpы. Однако В.И.Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, закладывал в него гораздо более глубокий, философский смысл. Он считал, что согласованное с природой развитие общества, ответственность за природу и ее будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Исходя из такого взгляда, ноосфера - это такое состояние бисферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах эволюции человека. Выполнение принципа совместного развития, обеспечения коэволюции (совместного развития) биосфеpы и общества потребуют от человечества регламентации своих действий, определенных ограничений. Уже сегодня человечество подвело планету к той предельной черте, дальше которой начинаются необратимые процессы.

 

4. От чего зависит поведение человека (по Фрейду)?

Фрейд считал, что поведением человека управляют инстинкты и желания - то есть отражение физических потребностей в психике. У каждой силы должен быть источник энергии, таким источником для этих факторов стало состояние возбуждения. Фрейд говорил, что человеческая энергия не бесконечна, любое проявление эмоций, любое действие, направленно на то, чтобы освободить накопившуюся энергию. Все мотивы человека сходятся к энергии возбуждения, к ее высвобождению.

Зигмунд Фрейд выделял два вида инстинктов: инстинкты Жизни и Смерти.

Инстинкты жизни или Эрос - все инстинкты самосохранения, поддержания жизни организма, продления жизни вида. Сексуальный инстинкт, по мнению Фрейда, являлся основной движущей силой поведения человека, этот инстинкт был назван либидо. Энергия либидо может высвобождаться только в сексуальном поведении и несет в себе энергию всех жизненных инстинктов. Все многочисленные сексуальные инстинкты Фрейд разделил на три, связав каждую из них с определенной эрогенной зоной: рот, анус, половые органы.

Инстинкты смерти или Тонатос - отвечают за агрессивное поведение: жестокость, убийство, самоубийство. Инстинктом смерти Фрейд объяснял войны, революции. Именно из-за существования этих движущих сил, он считал невозможным полного отсутствия войн и насилия.

Движущие силы личности, основанные на стремлении к смерти рассматриваются в современной науке мало, так как существует мнение, что эта теория родилась у Фрейда под впечатлением от смерти дочери, и, следовательно, не может рассматриваться как обоснованная теория.

Фрейд характеризировал инстинкт с четырех сторон:

Источник движущей силы - потребность или состояние личности.

Цель инстинкта - высвобождение либо восстановление энергии.

Объект - движущая сила всегда направленна на какой либо предмет: это может быть другой человек, или тело самой личности. Выбор объекта достаточно разнообразен, более того, человек может откладывать высвобождение энергии на этот объект на вполне длительное время. Любой поведенческий акт поведения может либо направлять энергию на определенный объект (катексис), либо наоборот, препятствовать достижению цели (антикатексис).

Стимул - необходимое количество энергии для удовлетворения потребностей.

Фрейд также разработал концепцию смещения активности, в которой говорилось о том, что в случае невозможности достигнуть поставленной цели, энергия высвобождается благодаря смене деятельности. Именно смещенной активностью Фрейд объяснял творчество, утверждая, что в нем заложены подавленные потребности личности. Многие поведенческие феномены Фрейд объяснял смещением сексуальных или агрессивных движущих сил. Энергия смещается в другую деятельность, когда не может найти выхода через необходимую ей.

 

5. Таблица сравнительных характеристик живого и неживого

Есть несколько фундаментальных отличий в вещественном, структурном и функциональном планах. В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Принципу наименьшего действия подчиняются все системы неорганического мира. В биологическом и растительном мире это принцип не имеет такого широкого распространения. Любое животное или растение стремятся создать такую морфологическую оболочку, которая бы была благоприятна для размножения и годна для сопротивления условиям среды.

В этом случае вступает в действие принцип экономии материи, который не действует в неорганическом мире. Ярким примером этому служит стремление живых организмов к экономии костной субстанции при распределении материи, дающее максимум прочности во всех нужных направлениях.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т.д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти».

Кроме этого, живые организмы проявляют лишь одним им свойственный феномен - феномен роста. Неорганические кристаллы увеличиваются путем присоединения идентичных элементов; живой организм растет путем "всасывания", идущего изнутри и направляющегося наружу. Мы имеем также еще одно коренное различие: молекулярные элементы неорганической материи, не меняются во все время существования данной совокупности, тогда как элементы, образующие живую ткань, в процессе роста сгорают, удаляются и возобновляются, сохраняя общее начертание формы организма. Например, раковина (внешний скелет морских организмов) растет, сохраняя свою первоначальную форму, несмотря на свой асимметричный рост; рога животных растут только с одного конца. Долгое время считалось, что объекты неживой природы (например, кристаллы) отличаются от живых объектов (например, растений, цветов) видом используемой симметрии. Отвечая на вопрос: "Где граница между живой и мертвой природой?" многие известные специалисты в области симметрии и кристаллографии обращают внимание на то, что это различие состоит в использовании в живых организмах так называемой "пятерной" или "пентагональной" симметрией, связанной с золотым сечением. Известный русский ученый А.В. Шубников по этому поводу пишет так: "Что касается организмов, то мы для них не имеем такой теории, которая могла бы ответить на вопрос, какие виды симметрии совместимы и какие несовместимы с существованием живого вещества. Но мы не можем не отметить здесь тот в высшей степени замечательный факт, что среди представителей живой природы, пожалуй, чаще всего встречаются как раз простейшие из невозможных для затвердевшего, окристаллизованного "мертвого" вещества симметрии (пятерная симметрия)". Характерной чертой строения растений и их развития является спиральность. Еще Гете, который был не только великим поэтом, но и естествоиспытателем, считал спиральность одним из характерных признаков всех организмов, проявлением самой сокровенной сущности жизни.

 

Список используемой литературы:

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.
  2. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 2001.
  3. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 1998.
  4. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.
  5. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. - М: Изд. Мысль, 1996.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 26.22K
Скачано: 251
Скачать бесплатно
15.05.13 в 15:17 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе