Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Русская философия XIX-XX вв. анализ текста
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.52K | Скачано: 310 | Добавлен 03.03.13 в 18:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Задание № 1. Анализ текста.
«История показывает, как развивалось национальное сознание, как трудными и сложными путями собирается вся земля, целое человечество вокруг невидимого, но могучего центра христианской культуры. Итак, у истории (а следовательно, и у всего мирового процесса) есть цель — цель всеобъемлюща и вместе с тем достаточно определенная для того, чтобы мы могли сознательно участвовать в ее достижении, ибо относительно всякой идеи, всегда можно по разуму и совести решить, согласно ли оно с идеалом всеобщей солидарности, направлено ли оно к осуществлению истинного всеединства…….истинным, или положительным всеединством я называю такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия…. Истинный гуманизм есть вера в Богочеловека, и истинный натурализм есть вера в Богоматери. Оправдание же этой веры, положительное откровение этих начал, действительность Богочеловека Истинное дело возможно, только если и в человеке и в природе есть положительные и свободные силы света и добра; но без Бога ни человек, ни природа таких сил не имеет».
(Соловьев В. С. Кризис западной философии (Против позитивизма). Соч. в 2 т. т. 2 . М.: Мысль, 1988.с. 553).
1) Какое направление русской философии характеризует это высказывание?
2) Свою философию Вл. Соловьев называет философией всеединства. Объясните, что такое «всеединство», в чем смысл и значение, а так же смысл «положительного» и « отрицательного» всеединства.
3) Что такое телеология? Дайте оценку философии истории Вл. Соловьева с этой точки зрения.
4) Гуманизм или пессимизм утверждает данное высказывание? Обоснуйте
Ответ:
1. Это высказывание характеризует направление русской философии конца 19 начала 20 вв называемое религиозной философией. Соловьев называет свое учение философией «истинного всеединства»,в котором всеединое существует не за счет всех, а в пользу всех. Ее он рассматривает как начало новой «положительной» философии, но «положительной» не в позитивистском смысле, а в плане противопоставления ее западноевропейскому рационализму. Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу теоретической философии».Соловьев утверждает, что бытие на земле невозможно без веры - веры в Богочеловека, веры в Богоматери. Ибо «истинное дело возможно, только если и в человеке и в природе есть положительные и свободные силы света и добра; но без Бога ни человек, ни природа таких сил не имеет».
2. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть сведена к каким-либо частным его определениям. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”.
3. Термин телеология (греч. teloς - цель, завершение, результат и logoz - учение) обозначает философскую дисциплину, изучающую целесообразность в жизни человека и мира, цели и смыслы его существования, а также смысл истории. С точки зрения телеологии, философия истории Вл.Соловьева такова – история человечества развивалась « трудными и сложными путями вокруг невидимого, но могучего центра христианской культуры». Цель истории - « по разуму и совести решать, согласно ли оно с идеалом всеобщей солидарности, направлено ли оно к осуществлению истинного всеединства».
4. Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;
Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.
Я считаю, что данное высказывание утверждает гуманизм ,так как в философии Вл. Соловьева присутствует истинная вера в целое человечество, развивающегося вокруг могучего центра христианской культуры.
Задание №2 Анализ текста
Прежняя ошибка уже невозможна, человек не может уже понимать вечную Истину первобытного христианства иначе как в ее полноте, то есть в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково православие. Всякое другое понятие о христианстве отныне сделалось невозможным. Представителем же этого понятия является Восток, по преимуществу же земли славянские и во главе их наша Русь, принявшая чистое христианство издревле по благословению божьему и сделавшаяся его крепким сосудом, может быть в силу того общинного начала, которым она жила, живет и без которого она жить не может. Она прошла через великие испытания, она отстояла свое общественное и бытовое начало в долгих и кровавых борьбах, по преимуществу же в борьбе, возведшей на престол Михаила.., и, сперва спасшая эти начала для самой себя, она теперь должна явиться их представительницею для целого мира. Таково ее признание, ее удел в будущем. Нам позволено глядеть вперед смело и безбоязненно.
(Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т.1.-1878.-С151.152).
«Философское мышление строгими выводами возвращается к незыблемым истинам веры, а разумность церкви является высшею возможностью разумности человеческой, не стесняя ее отправляясь от веры и возвращаясь к ней, в то же время дают рассудку свободу, внутреннему знанию – силу жизни – полноту». ( Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т. 1.- 1878.- С. 283. 284)
1)Какое направление в русской философии представлено в данных фрагментах? Ответ обоснуйте.
2)Какие характерные черты философии славянофилов изложены в приведенных высказываниях А.С. Хомякова
3)Какое место в философии славянофилов занимает православие?
4) Объясните место общины в социальной концепции славянофилов?
5) Как соотносятся знание и вера в концепции А.С. Хомякова? К какому философскому направлению относится эта концепция?
Ответ:
1. В данных фрагментах представлено направление русской философии называемое славянофильство. Принципом общественного развития славянофилы считали православие , общинность ,соборность, самодержавие. И в подтверждение этому привожу высказывания Хомякова - «наша Русь , принявшая чистое христианство издревле по благословению божьему и сделавшая его крепким сосудом может быть в силу того общинного начала, которым она жила, живет и без которого она жить не может. Таково ее признание, ее удел в будущем».
2. В приведенных высказываниях Алексея Степановича Хомякова ярко выражены такие характерные черты философии славянофилов , как православие ,истины веры , разумность церкви – славянский народ ,принявший чистое христианство, издревле верующий в бога и «отстоявший свое общественное и бытовое начало в долгих и кровавых борьбах, по преимуществу же в борьбе, возведшей на престол Михаила.., и, сперва спасшая эти начала для самой себя, она теперь должна явиться их представительницею для целого мира.» «Философское мышление строгими выводами возвращается к незыблемым истинам веры, а разумность церкви является высшею возможностью разумности человеческой, не стесняя ее отправляясь от веры и возвращаясь к ней, в то же время дают рассудку свободу, внутреннему знанию – силу жизни – полноту».
3. В философии славянофилов православие занимает ведущее место. Славянофильство - первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Славянофильство довело до сознательного, идеологического выражения вечную истину православного Востока и исторический уклад Русской земли, соединив то и другое органически. Русская земля была для славянофилов прежде всего носительницей христианской истины, а христианская истина была в православной Церкви. Славянофильство означало выявление православного христианства как особого типа культуры, как особого опыта религиозного, отличного от западнокатолического и потому творящего иную жизнь. Поэтому славянофильство сыграло огромную роль не только в истории нашего национального самосознания, но и в истории православного самосознания.
4. В социальной концепции славянофилов община занимает важное место. Общинность - один из принципов общественного развития России в философии славянофилов. А.С.Хомяков утверждает, что наша Русь существует лишь « в силу того общинного начала, которым она жила, живет и без которого она жить не может». Для славянофилов община - средство сохранения патриархальности на Руси, оплот против революционных волнений народа, средство удержания крестьянских масс в повиновении помещикам и воспитания в них смирения.
5. В концепции А.С.Хомякова знание и вера дополняют друг друга и не могут существовать друг без друга. Вера должна быть разумной, и вера сама есть «внутреннее знание». Вера - высшее состояние разума, и она сама разумна. Вера вносит в разум "нравственное начало", ибо сама "вера есть начало, по самому существу своему, нравственное", так как "вера - жизнь и истина в одно и то же время", она "есть такое действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом праведным, с Богочеловеком". Поэтому "верующий знает истину". Центральное понятие философии Хомякова - «соборность». Соборность – это общность людей. Эту общность, в первую очередь, определяет вера в православные ценности. Однако в общине они подкреплены ещё взаимопомощью в труде, взаимовыручкой, общими экономическими и социальными интересами.
Задание № 3 Анализ текста
«Главное (при анализе исторического процесса – В.Р.) должно состоять в различении культурно-исторических типов, то есть самостоятельных своеобразных черт религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного художественного развития…
Рассматривая историю отдельного культурного типа, можно сделать вывод: если цикл его развития вполне принадлежит прошедшему, мы точно и безошибочно можем определить возраст этого развития, - можем сказать: здесь оканчивается детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его старость, здесь его дряхлость, - или, что тоже самое, разделить его историю на древнейшую, древнюю, среднюю, новую, новейшую и.т.п… . Итак, естественная система истории должна заключатся в различении культурно – исторических типов развития, как главного основания для деяний, от степеней развития, по которым только эти типы ( а несовокупность исторических явлений) могут подразделяться.
Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны. За ними не признавалось только их первостепенного значение, которое, вопреки правилам естественной системы и даже просто здравого смысла, подчинялось произвольному и как мы видели, совершенно нерациональному делению по степеням развития. Эти культурно-исторические типы или самобытные цивилизации, расположенных в хронологическом порядке суть: 1) египетский, 2)китайский 3)ассирийско-финикийский , халдейский или древне- симитический 4) индийский 5)иранский 6)еврейский 7) греческий 8) римский 9) ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития».( Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991. – С. 87-88)
1) К какому течению в русской философии относится Н. Я. Данилевский?
2)Какой вклад в развитие мировой философии внес Н. Я. Данилевский
3)Что такое культурно-исторический тип в понимании Н. Я. Данилевского? Каковы циклы его развития
4) В чем состоит сущность исторического процесса по Данилевскому? Сравните его концепцию с теорией исторического процесса Маркса.
Ответ:
1. Естетствоиспытатель, философ, публицист, культуролог Н.Я.Данилевский является основоположником теории культурно-исторических типов.
Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. Концепции единства мировой истории он противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов: 1)египетский, 2)китайский,3) ассирийско-финикийский, халдейский или древнесемитический, 4)индийский, 5)иранский,6)еврейский,7) греческий, 8)римский, 9)новосемитический или аравийский, 10)германо-романкий или европейский. Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом.
2. Выдающийся вклад в развитие мировой философии внес русский философ Н.Я.Данилевский, создав теорию культурно-исторических типов, которая рассматривается как одно из существенных приоритетных достижений русской социально-исторической мысли. Данилевский сформулировал основные законы функционирования культурно-исторических типов, вытекающие из предложенной им системы.
Во-первых, самобытный тип составляют племя или семейство народов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию.
Во-вторых, для возможности зарождения и развития самобытной цивилизации народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью.
В-третьих, каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и не передаваемые другим начала цивилизации; влияние других культур на формирующийся тип очень ограничено.
В-четвертых, цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств”.
В-пятых, культурно-исторические типы в своём развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма, - рост, цветение и увядание: ,,Народы… рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают”. Развитие и изменение в рамках отдельных национальных образований,- где прогресс, движение к своему совершенству вовсе не избавляет от последующей деградации,- и есть реальная история.
3. Культурно-исторический тип — самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге “Россия и Европа”. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т. е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы.
В зависимости от степени развития основ культурной деятельности (религия, культура, политика, экономика) Данилевский выделял одно-, двух-, трех- и четырех основные культурно-исторические типы. Эволюция, или историческая динамика культурно-исторического типа, определяется органическими и культурными основаниями. Основа эволюционной трансформации органической составляющей культурно-исторического типа - прохождение стадий жизненного цикла от рождения до “старости” и смерти. Кроме того, культурно-исторический тип эволюционирует от догосударственного этнографического состояния к государственному, к стадии расцвета культуры - цивилизации.
Культурно-исторические типы Данилевский уподобляет живым организмам. Их жизненный цикл протекает как у многолетних одноплодных растений, у которых время роста длится долго, а период цветения и плодоношения краток и навсегда истощает их жизненные силы. На первом, подготовительном этапе этого цикла, измеряемом тысячелетиями, происходит смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность, оригинальность, накапливаются силы для последующей деятельности, закладываются особенности в психологии народов, составляющих культурно-исторический тип. На втором этапе (400-600 лет) складывается государство. Оно охраняет от чужого вторжения не только землю, но и «душу народа», обеспечивает его политическое и культурное единство, создает условия для развития его творческой силы. Затем наступает третий, цивилизационный период - период расцвета творческой, созидательной деятельности народа. Накопленный ранее потенциал реализуется в мощном культурном взлете, воплощаясь в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики. Израсходовав свой потенциал, культурно-исторический тип вступает в последний период своего существования. Народы или успокаиваются на достигнутом, дряхлеют в апатии самодовольства, или достигают неразрешимых противоречий, приходят к выводу, что их идеал был ошибочен, и впадают в апатию отчаяния.
Данилевский не отвергает идею исторического прогресса. Более того, по его мнению, прогресс человечества может идти только благодаря тому, что каждый культурно-исторический тип доводит его в каком-то направлении до предела, после чего необходимо, чтобы он начинался с новой исходной точки и шел по другому направлению.
4. Сущность исторического процесса по Данилевскому состоит в том, что он выделяет четыре основные сферы культурной деятельности, включающие в себя все проявления « исторической жизни, обозначаемых словами культура и цивилизация».
Деятельность религиозная, объемлющая собой отношение человека к Богу - “понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной”
Деятельность культурная, объемлющая отношения человека к внешнему миру: теоретически-научное, эстетическое, техническое.
Деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собой как членов одного народного целого.
Деятельность общественно-экономическая, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира.
Теория исторического процесса Маркса заключается в материалисти-ческом понятии истории. Согласно материалистическому пониманию истории, фундаментом, базисом любого конкретного общества, т.е. социально-исторического организма, является определенная система социально-экономических (производственных) отношений. Существует несколько типов социально-экономических отношений и, соответственно, несколько качественно отличных друг от друга их систем или общественно-экономических укладов (рабовладельческий, феодальный и т.п.). Каждая такая система социально-экономических отношений является общественной формой, в которой происходит процесс производства. Согласно концепции Маркса, историю можно условно разделить на 3 периода:
На первом этапе человек в принципе свободен, однако он находится в животном состоянии, свободен как животное: он, с одной стороны, не может отчуждаться от себя, т.е. потерять свою свободу, но, с другой стороны, не может осознать свою свободу и пользоваться ей. Чтобы познать себя, человек должен пройти стадию отчуждения от себя.
Второй этап всемирной истории - отчуждение человека от себя.В экономической сфере источником отчуждения служит возникновение частной собственности. Здесь имеются 2 формы отчуждения:1)отчуждение человека от продукта его труда 2)отчуждение человека от его труда.
Поскольку человеку не принадлежит собственность, поскольку результаты его труда ему тоже не принадлежат, труд человека не доброволен, а принудителен.
В социальной сфере отчуждение проявляется в 2-х формах:
1).Отчуждение человека от самого себя (поскольку от человека отчуждается его личная жизнь, она - не принадлежащая ему деятельность). Его личная жизнь ... повернутая против него самого, не зависящая от него, не принадлежащая ему деятельность.
2).Отчуждение людей друг от друга, от общества.
По мнению Маркса, в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько, насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство, люди попадают под гнет товарно-денежных отношений. Место человека в обществе определяется количеством имеющегося у него капитала, и уже не люди пользуются деньгами, а деньги управляют миром. Вследствие социальной дифференциации, возникновения антагонистических классов, появляется и государство, которое выступает как машина поддержания господства одних классов другими. Поэтому неимущие, составляющие большинство общества отчуждаются от государства и власти.
В духовной сфере также производится именно такая продукция, которая может принести прибыль, но она вовсе не ориентирована на удовлетворение подлинно духовных потребностей человека.
Третий этап всемирной истории станет действительностью тогда, когда человек преодолеет отчуждение. Важнейшим направлением преодоления отчуждения является ликвидация частной собственности. Уничтожение частной собственности повлечет за собой также уничтожение антагонистических классов, которое, в свою очередь, делает излишним государство. Возникает самоуправляющееся общество. Уничтожение частной собственности, государства, товарно-денежных отношений приведет к тому, что в духовной сфере отпадет необходимость творить ради денег, вследствие чего произведения духовной культуры станут не средством получения прибыли и удовлетворения их духовных потребностей, а способом самореализации идей и удовлетворения их подлинно духовных интересов.
Задание № 4. Анализ текста.
«Деятельностью человека является не творчество жизни, но ее защита, воссоздание живого и натиск на омертвелое. Можно допустить в пределе, что все имеет ожить в результате хозяйственного труда и жизнь будет восстановлена во всей своей мощи, однако и это может быть допущено не в том смысле, чтобы она была создана человеком, но только им воссоздана. Этот мир хотя и не есть еще лучший из возможных миров, но он может и должен стать таковым, ибо он потенциально наилучший» - как учит нас Н. Федоров».
(Булгаков С. Н. Философия хозяйства Соч. в 2 т. т. 1 с. 160).
1. Что подчеркивает С. Булгаков, цитируя представителя русской философии Н. Федорова?:
2. Материалист или идеалист Н. Федоров, судя по цитируемому фрагменту?
3. Как называется направление русской философии, к которому относится Н. Федоров?
4. В чем смысл оптимизма в высказывании Н. Федорова?
Ответ:
1. В своем философском труде «Философия хозяйства», вышедшим свет в 1912 г, русский православный мыслитель С.Булгаков раскрывает концепцию его взгляда на мир через призму хозяйства, хозяйственной деятельности человека и общества. По Булгакову, хозяйственная деятельность имеет своего субъекта и свой объект. Субъектом хозяйства выступает человечество. Именно человечество, а не отдельные люди. Человечество как субъект хозяйства – не только совокупность внешне разрозненных людей, живущих в данный момент на Земле, но также сумма всех поколений живших со времен Адама на Земле людей, которые создавали материальную и нематериальную культуру, являющуюся общим наследием человечества. Объектом хозяйства являются не только непосредственные предметы труда, но также весь мир, вся вселенная. Ключевым признаком хозяйственной деятельности является труд, трудовая деятельность человека. Труд преобразует не только окружающий мир, но самого человека. Подтверждение правильности своей концепции взгляда на мир и подчеркивает С.Булгаков, цитируя представителя русской философии Н.Федорова. Федоров утверждает, что в результате хозяйственного труда «все имеет ожить и жизнь будет восстановлена во всей своей мощи». Хозяйственной «деятельностью человека является не творчество жизни, но ее защита, воссоздание живого и натиск на омертвелое».
2. Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм.
Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Судя по цитируемому фрагменту, Н .Федоров – идеалист, так как в этом фрагменте по моему мнению первично сознание, мышление, духовное , а не материальное.
3. В середине XIX столетия в России появляется уникальное направление философской мысли, впоследствии получившее название космического направления, или русского космизма. В широком смысле этого слова под космизмом вообще понимается целая область русской культуры, включающей не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.
В русском космизме XIX-XX столетий можно выделить три течения — философско-религиозное, поэтическо-художественное и естественно-научное. Данное деление является условным, так как одних и тех же авторов можно отнести как к философско-религиозному, так и поэтически-художественному направлению, с философским перекликается также естественно-научное направление.
Н. Ф. Федоров относится к философско-религиозному направлению русского космизма, является его основоположником. В своей работе «Философия общего дела» Федоров поднимает вопрос о необходимости реальной, активной работы над преодолением несовершенства человека — как нравственного, так и физического. Согласно учению Федорова, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. Только дело, замечает Федоров, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке, захватить всю его душу, реализуя полностью, без остатка. И этим делом, считает он, должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бессмертия человечества — для всех живших и ныне живущих поколений. Познание, опыт и труд, по мнению мыслителя, способны привести к преобразованию физической природы человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной. Федоров выступает с обличением варварской, хищнической цивилизации, называет ее обреченной. Цивилизацию не восстанавливающую, а только эксплуатирующую не может ждать что-либо кроме ускоренного конца. Вместе с тем данный конец Федоров не считает фатальным, он убежден, что людей ждет преображение — это новая Вселенная, в которой человек, преодолевший силою знаний и могуществом техники смерть, воскресит всех умерших, выступит небывалым прежде фактором развития.
4. Чтобы ответить на вопрос № 4 задания, следует сначала дать определение понятию оптимист. Оптимист - это тот, кто считает, что наш мир безупречен, ибо создан совершенным Богом, и что мы, люди, живущие в нем, также единственны и неповторимы. Вера в то, что этот мир прекрасен (или, по крайней мере, более всего подходит для нашей эволюции), поддерживалась многими мыслителями на протяжении всей истории. Позиция философского оптимизма такова: если вещи несовершенны, то их, как минимум, можно привести в порядок. И это не подчиняется чему-то невидимому, нисходящему сверху, а зависит только от нас, от наших усилий, наших рук, наших мыслей, представлений, оценок, нашей философской способности любить мудрость, не довольствуясь просто любовью, а стараясь становиться все мудрее.
Смысл оптимизма в высказывании Н.Федорова в том, что по его глубокому убеждению «этот мир хотя и не есть еще лучший из возможных миров, но он может и должен стать таковым, ибо он потенциально наилучший».
Литература
1) Копры по « Философии»
2) А. Якушев «Философия» Издательство: А-ПРИОР, 2009 г
3) Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева философии. 1989 г.
4) Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия» 2005 г.
5) Максимов А.М. «Природа человека и его свобода» 2005г.
6) Булгаков С.Н. «Философия хозяйства»
7) Балашов Л. Е. «Философия» 2005г.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.