Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные дипломные работы »

Пропедевтика изучения рациональных чисел в курсе математики начальной школы

Пропедевтика изучения рациональных чисел в курсе математики начальной школы [28.01.13]

Тема: Пропедевтика изучения рациональных чисел в курсе математики начальной школы

Раздел: Бесплатные дипломные работы

Тип: Дипломная работа | Размер: 1.90M | Скачано: 1065 | Добавлен 28.01.13 в 06:58 | Рейтинг: 0 | Еще ВКР и дипломы


 Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы формирования понятия рационального числа в курсе математики начальной школы

1.1 Исторический аспект происхождения дробей 5

1.2 Понятие рационального числа и действий над рациональными числами в курсе математики 12

1.3. Положительные рациональные числа 17

1.4. Множество положительных рациональных чисел как расширение множества натуральных чисел 24

Глава 2 Методические аспекты формирования понятия доли и дроби в курсе математики начальной школы 34

2.1. Методика формирования понятия доли и дроби в курсе математики начальной школы 34

2.2 Формирование понятия доли и дроби в вариативных программах обучения математики 46

2.3 Дидактическое обеспечение уроков математики в 4 классе по формированию понятия доли и дроби 57

Заключение 70

Список используемой литературы 72

 

Введение

В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

История развития математики тесно связана с измерением величин. Однако, как показала практика, для этих целей натуральных чисел недостаточно; довольно часто единица величины не укладывается целое число раз в измеряемой величине. Чтобы в такой ситуации точно выразить результат измерения, необходимо расширить запас чисел, введя числа, отличные от натуральных. К этому выводу люди пришли еще в глубокой древности: измерение длин, площадей, масс и других величин привело к возникновению дробных чисел – что явилось основой введения понятия рационального числа.

 В V в. до н.э. математиками школы Пифагора было установлено, что существуют отрезки, длину которых при выбранной единице длины нельзя выразить рациональным числом. В связи с решением этой проблемы, появились числа иррациональные. Рациональные и иррациональные числа назвали действительными.

Действительные числа – не последние в ряду различных чисел. Процесс, начавшийся с расширения множества натуральных чисел, продолжается и сегодня – этого требует развитие различных наук и самой математики.

Понятие рационального числа в начальных классах в явном виде не вводится. На этом этапе изучения математики идет пропедевтическая работа, направленная на формирование данного понятия.  Младшие школьники знакомятся с понятием доли числа и с дробными числами. Затем понятие дроби уточняется и расширяется в средней школе. В связи с этим учителю необходимо владеть понятием дроби и рационального числа, знать правила выполнения действий над рациональными числами, свойства этих действий. Все это нужно не только для того чтобы математически грамотно ввести понятие доли и дроби и обучать младших школьников выполнять с ними простейшие действия, но и, что не менее важно, видеть взаимосвязи множеств рациональных и действительных чисел с множеством натуральных чисел. Без их понимания нельзя решить проблему преемственности в обучении математике в начальных и последующих классах школы.

Все вышеизложенное позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Пропедевтика изучения рациональных чисел в курсе математики начальной школы».

Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет исследования – пропедевтика формирования понятия рационального числа в курсе математики начальной школы.

Цель исследования – разработать и апробировать на практике дидактические материалы, способствующие формированию понятий доли и дроби в курсе математики начальной школы.

Гипотеза исследования: пропедевтическая работа, направленная на формирование понятия дроби как рационального числа будет успешной, если учитель:

- изучил теоретические основы введения понятия рационального числа в курсе математики;

- определил методику ознакомления младших школьников с понятиями доли и дроби;

- подобрал дидактические средства, способствующие формированию понятия доли и дроби в процессе обучения математики в четвертом классе.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- выявить теоретические положения, лежащие в основе пропедевтике формирования понятия рационального числа на начальном этапе изучения математики;

- выявить методические приемы, способствующие формированию понятия доли и дроби на уроках математики;

- разработать и апробировать на практике методическое обеспечение уроков математики, направленных на пропедевтику формирования понятия рационального числа в курсе математики начальной школы.

Для решения поставленных задач использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования, опрос, опытно – практическая работа.

Экспериментальная база исследования: МОУ Борисоглебская СОШ № 11, 4 класса, учитель Энгель О.А.УМК «Школа России».

Практическая значимость исследования состоит в формировании математического понятия дроби как рационального числа, подборе заданий, направленных на формирование дроби как рационального числа.

 

Глава 1 Теоретические основы формирования понятия доли и дроби

1.1 Исторический аспект происхождения дробей

С возникновением представлений о целых числах возникали представления и о частях единицы, точнее, о частях целого конкретного предмета. С появлением натурального числа n возникло представление о дроби вида  , которая называется сейчас аликвотной, родовой или основной [21].

Исторически дроби возникли в процессе измерения. В основе любого измерения всегда лежит какая-то величина (длина, объем, вес и т.д.). Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей.

Так возникали первые конкретные дроби как определенные части каких-то определенных мер. Только гораздо позже названиями этих конкретных дробей начали обозначать такие же самые части других величин, а потом и абстрактные дроби.

Римляне пользовались, в основном, только конкретными дробями, которые заменяли абстрактные части подразделами используемых мер. Они остановили свое внимание на мере «асс», который у римлян служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Асс делился на двенадцать частей – унций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12…

Список используемой литературы

  1. Александрова Э.И. Математика // Программы для четырехлетней начальной школы: образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000. С. 48-76.
  2. Алышева ТВ. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной шкоды. //Дефектология. -1992. № 4. - С.25-27.
  3. Алышева ТВ. Система работы по изучению арифметических действий с обыкновенными дробями во вспомогательной школе.: Авгореф. Дис. Канд.пед.наук М, 1992. -16с.
  4. Андронов И.К. Арифметика дробных чисел и основных величин: Пособие для средних школ. М: Учпедгизу 1955.-344с.
  5. Андронов И.К. Окунев А.К. Арифметика рациональных чисел: Пособие для учителей -М: Просвещение, 1971.-399с.
  6. Аргинская И.И. Математика // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л.В. Занкова. М.: Центр общего развития. 2000.С.87-125.
  7. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова/ И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, А.В.Полякова, З.И.Романовская/.- М., 1993.
  8. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах/ А.К. Артёмов, Н.Б. Истомина- М., Воронеж, 1996
  9. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова: учеб. пособ. для уч-ся шк. отд. пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984
  10. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс»: Пособие для учителя/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2001. – 64 с.
  11. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс»: Пособие для учителя/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.
  12. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс»: Пособие для учителя/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2001. – 64 с.
  13. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»: Пособие для учителя/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2001. – 64 с.
  14. Белошистая А.В. Счёт предметов. Программа авторского коллектива под руководством М.И. Моро 1 кл. / А.В. Белошистая // Вкладка к журн. "Начальная школа".-2007.- № 8.-с.31-32
  15. Белошистая А.В. Методический семинар: вопросы обучения решению задач. // Начальная школа.- №11.- 2003.- с.50-56.
  16. Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций.М, 2007
  17. Буденная, Л.В. Сложение и вычитание дробных чисел и сказки А.С. Пушкина/ Л.В.Буденная // Математика 1999 г. №17 с.27
  18. Виленкин Н.Я., Пышкало А.Н. и др. Математика: Учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности 2121- «Педагогика и методика начального обучения», – М.: Просвещение, 1977.
  19. Волков Д.А. Упражнения для устного счета по теме «Обыкновенные дроби». // Математика в шко. -1997. -№2.-С. 13-14.
  20. Грилю Л.А. Обучение письменным арифметическим действиям с десятичными дробями: Дис. канд пед, наук М, 1995. - С.54-58.
  21. Депман И.Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965. 415 с.
  22. Дорохов, Т.С. Дроби и проценты / Т.С.Дорохов//Математика1997 г. № 30 с.3
  23. Ивлиева, И.А.Как научить трудных подростков теме «Дроби»/ И.А.Ивлиева //Математика 1997 г. №36 с.4
  24. Ивашова, И. Все действия с обыкновенными дробями/ И. Ивашова //Математика 2000 г. №2 с.16
  25. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика // Программы для четырехлетней начальной школы: образовательная система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000. С. 114-130.
  26. Депшан, Р.О.За страницами учебника Математика/Р.О.Депшан//Математика 2000 г. №5 с.26
  27. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Метод. пособие для учителей и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 72 с.
  28. Зайцев В.В., Гладышева Е.П. Развивающее обучение математике младших школьников в условиях вариативных методических систем: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2001. – 109 с.
  29. Захарова А.М. Математика // Программы для четырехлетней начальной школы: образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000. С. 131-155.
  30. Иванова, Л.С. Нахождение числа по доле/ Иванова Л.С. //Начальная школа 1999 год. №8 с. 2Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
  31. Истомина Н.Б., Латохина Л.Г., Шмырева Г.Г. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  32. Клюйков С.Ф. Числа и познание мира. – Мариуполь: Полиграфический центр газеты «ИнформМеню». 1997г. – 112 с.
  33. Мигунова, Н.П. Устный журнал «Путешествие в мир чисел» [Текст] / Н.П. Мигунова, Б.Е. Корольков // Математика в школе, 2000. – № 5. – С.64-68.
  34. Общие вопросы преподавания математики в начальной школе: учебное пособие для студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования»./Автор-состав. О.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 60 с.
  35. Произволов, В.В. Число и задачи о нем [Текст] / В.В. Произволов // Математика в школе, 1996. – №4. – С.56-58.
  36. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 №164 и от 31.31.2009 №320)// http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html
  37. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2005, части 1–3.
  38. Программа «Учусь учиться» по математике Петерсон Л.Г. для 1–4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 112 с.
  39. Программы общеобразовательных школ. Начальная школа (1-4) –М, 2002
  40. Рыбников, К.А. Из истории арифметики [Текст] / К.А. Рыбников // Математика в школе, 1986. – №4. – С.65-71.
  41. Свечников А.А. Путешествие в историю математики или Как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 168 с.
  42. Симонова, Л.В. Сложение обыкновенных дробей/Л.В.Симонова // Математика 1999 г. №10 с. 25
  43. Смоляков, А.С. Как перевести периодическую дробь в обыкновенную/ А.С.Смоляков // Математика 1999 г. № 21 с.21
  44. Л.П. Математика.Учебник для вузов.М, 2007
  45. Шевкин, А.В. О порядке изучения обыкновенных и десятичных дробей [Текст] / А.В. Шевкин // Математика в школе, 1995. – №4. – С.45-47.
  46. Романова, Р.С. Путешествие в страну Дроби / Р.С.Романова//Математика 1999 г. №44 с. 6
  47. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики./Л.П.Стойлова, А.М.Пышкало/ -М.: Просвещение, 1988.
  48. Стойлова Л. П. Математика. /Л.П.Стойлова/- М., «Академия», 1997.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 1.90M
Скачано: 1065
Скачать бесплатно
28.01.13 в 06:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно ВКР и дипломы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные ВКР и дипломы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе