Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Трудовые стратегии современной российской молодежи

Трудовые стратегии современной российской молодежи [11.12.12]

Тема: Трудовые стратегии современной российской молодежи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Практическая работа | Размер: 74.03K | Скачано: 285 | Добавлен 11.12.12 в 23:34 | Рейтинг: 0 | Еще Практические работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2012


ГЛАВА 1. Методологический раздел 4
1.1 Обоснование актуальности 4
1.2. Проблемная ситуация 6
1.3. Научная разработанность 6
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий 10
1.5. Цель исследования 14
1.6. Задачи исследования 14
1.7. Предмет исследования 15
1.8. Объект исследования 15
1.9. Гипотеза 15
Глава 2. Методический раздел 16
2.1. Методы сбора социологической информации 16
2.2. Место и время проведения 16
2.3. Название инструментария 17
2.4. Характеристика инструментария 17
2.5. Выборка исследования 17
2.6. Метод обработки эмпирических данных 19
2.7. Практическая значимость исследования 19
Список использованной литературы 20
Приложение 21
Анкета 21
Маршрутизация 33
Рабочий план 33
Говорящая анкета 34
 
Обоснование формулировки темы исследования
Социально-экономический потенциал страны прямо зависит от трудовой активности молодого поколения, для которого участие в производительном труде - это фактор его социокультурного и профессионального становления. В современных условиях, когда происходят кардинальные изменения в сфере экономики, принципиальное значение имеет трудовая социализация молодежи, усвоение общезначимых норм и ценностей как регуляторов социального поведения. В России наблюдается рост нелегальной экономической деятельности, поэтому очень важно определить, какие у современной молодежи трудовые стратегии.
Объектом исследования выступает современная молодежь России, от которой зависит то, как будет складываться судьба нашей страны в будущем, будет ли она процветать или, наоборот, придет в упадок.
Предметом исследования являются виды экономического поведения молодежи. Предполагается рассмотреть степень распространенности как легальных, так и нелегальных видов экономической деятельности.
Каждый человек в современных рыночных условиях понимает необходимость обеспечения себе уверенности в завтрашнем дне. Основным способом достижения этого является наличие работы, которая приносит доход. Определение с выбором экономической деятельности является самым актуальным вопросом именно для молодежи, что говорит и логической взаимосвязи между структурными компонентами, заключенными в формулировке темы.
Формулировка темы, не являясь длинной, отражает суть исследования, что говорит о ее лаконичности.
 
ГЛАВА 1. Методологический раздел
1.1 Обоснование актуальности
Актуальность данной темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью анализаэкономического поведения в экономическом и социальном развитии общества.
В нашей стране  в советский период  придавалось огромное значение трудовому воспитанию людей, развитию сознательного отношения к труду. Труд создал человека, он явился важнейшим условием выделения человека из животного стада. И сейчас труд продолжает создавать и формировать человека. Все подлинно человеческое в людях формируется посредством их участия в общественно полезном труде и в общении с другими людьми.
В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в слогане - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90-х. В те времена молодые люди были готовы  посвящать работе чрезвычайно много времени, чтобы собственными усилиями достичь желаемых высот. Поколение 21-ого века имеет другие жизненные приоритеты: большей частью не хочет работать в офисе, по четкому графику, и вообще,  не готово отдавать работе большую часть своего времени. Раньше святым был труд, сейчас зарплата. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству». Так каким же образом современная молодежь предполагает зарабатывать деньги? Выбираемая и реализуемая стратегия зависит от представлений каждого индивида об успехе, путях его достижения, о своем предназначении и будущем.В сложившейся ситуации от ответа на этот вопрос зависит то, в каком направлении будет развиваться наша страна.
В этом процессе можно отметить ряд весьма неоднозначных тенденций. С одной стороны - увеличение разнообразия сфер занятости, являющихся для молодежи базисным фактором ценностной значимости профессиональной подготовки, стимулом обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
С другой стороны, следует отметить слабость и неэффективность институциональной основы социализации молодежи в сфере труда. Уровень безработицы в апреле 2012г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта.В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012г. составил 15,6% .
Вопрос о том, как заработать деньги,  приобрел особую актуальность в последние пятнадцать лет, когда деятельность, ориентированная на получение прибыли, утратила моральное осуждение, а сами деньги заняли прочное место в жизни нашего соотечественника, став мощным источником формирования обыденного сознания и регулятором экономического поведения.Сквозь призму денег происходит выработка ценностей, рождается новая аксиология, "обновляется" этика.
Конкуренция на уровне массового сознания национальных и так называемых западных ценностей не могла не привести российское население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, ставший крайне противоречивым и хаотичным. В этом усматривается релятивизация ценностей, как глобальная тенденция нравственной динамики современного общества: человеку все труднее разобраться, что хорошо, а что плохо, что одобряется, а что осуждается. В такой аморфной культуре резко возрастает психологическая нагрузка на живущего в ней человека, его психика несет бремя ценностной конфликтности.В связи с этим особый интерес представляет отношение молодежи к различным способам обогащения. Поэтому является важным исследованиепредставлений молодежи о том, как заработать деньги.
В трудовом поведении молодежи прослеживается девиация, которая проявляется также в неформальной трудовой деятельности, а именно в таких ее видах:  законная деятельность, скрываемая или преуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств; неформальная (неофициальная) легальная деятельность, в том числе деятельность инкорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд; неофициальная нелегальная деятельность.
Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Российский рынок труда выходит из кризиса, говорится в докладе Международной организации труда (МОТ). Вместе с тем эксперты организации обращают внимание на рост неформальной занятости в стране с 20% до 25% за последние 10 лет. Российские специалисты называют такое увеличение умеренным и отмечают, что под понятие «неформальная занятость» могут попадать работники совершенно разных категорий – от простых фрилансеров до тех, кто не платит со своей деятельности налоги. Структура неформально занятых по возрасту отличается от структуры занятых в экономике в целом прежде всего повышенным удельным весом младшей возрастной группы (до 25 лет) и лиц старше 60 лет, а также пониженным удельным весом лиц в возрасте 40-49 и 50-59 лет. Таким образом, в неформальную занятость в наибольшей степени вовлечены менее конкурентоспособные на рынке труда социально-демографические группы населения - молодежь и лица пенсионного возраста. Негативные последствия присущи практически всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики.  В связи с этим особый интерес представляет отношение молодежи к различным способам обогащения, исследование представлений молодежи о том, как «сделать» деньги, «сколотить капитал».
В современных реалиях социальные проблемы молодежи сливаются с общими трудностями каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Движение экономики к рынку обусловило значимость иной совокупности социальных качеств личности, таких как приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициатива, предприимчивость, ориентация на богатство как цель.  И молодежь хочет денег — любым образом. И конфликт возникает чаще всего между желаемым и возможностью реализации. Что и приводит к росту доли нелегальных способов заработка.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. С одной стороны, рыночная экономика значительно расширила границы приложения сил и способностей молодежи в сфере труда, а с другой, в связи с ослаблением роли государства в экономике, ценностно-этнической основы труда, выбор сферы деятельности этой группы населения зачастую не соответствует получаемой специальности, выходит за рамки правовых норм. Современная молодежь стремится получить деньги любым способом, зачастую забывая о моральных ценностях.  
 
1.2. Проблемная ситуация
Проблемная ситуация данного исследования состоит в противоречии потребностей студенческой молодежи в быстром достижении материального благополучия и рынке труда, не обеспечивающем  даже элементарные условия занятости, что влечет за собой то, что молодежь прибегает к нелегальным видам занятости.
 
1.3. Научная разработанность
В ходе изучения научно-теоретических источников выявлены следующие направления изучения: экономический подход, правовой подход, статистический подход, социологический подход. Исследования трудовых стратегий молодежи отображены в следующих работах:
Так у Харченко И.И. рассматриваются формирование  и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи. Автор пишет о том, что в жизненных планах и намерениях юного поколения усилилась мотивация на достижение успеха по 3 направлениям - как в структуре мотивов продолжения образования, так и в структуре мотивов выбора профессии более значимыми стали статусные мотивы (положение в обществе, карьера, престиж), самореализации (реализовать себя как личность, получить знания) и высоких заработков.Для современного состояния сознания молодежи характерно противоречивое единство между пробивающими себе дорогу либеральными ценностями и традиционными ценностями, укоренившимися в историческом сознании молодых людей. Автор предполагает (вслед за другими исследователями), что такое противоречивое единство двух культурных пластов сохранится и дальше как особая российская модель национального самосознания. Несмотря на это можно наблюдать, что достижительная мотивация, ориентация на успех, характерная для обществ с рыночной экономикой, пробивает себе дорогу в сознании и поведении молодого поколения, выступая как значимая тенденция последнего десятилетия. Проведенный анализ результатов исследования показал, что фактически по мере взросления и социализации молодежи ее поведение в период транзиции из сферы образования на рынок труда становится более развитым, основанным на все более «просчитанных» оценках как своих возможностей (потенциала) и ограничений, так и востребованности этого потенциала рынком труда. При этом заметно снижается амбициозность в отношении приемлемых для них статусных позиций и уровня материальной обеспеченности (сочетающаяся в то же время с низкой удовлетворенностью материальной стороной жизни).В диссертационном исследовании получены эмпирические данные, характеризующие реализацию профессионально-трудовых стратегий работающей молодежи, в числе которых, следующие: а) опровергаются бытующие представления о том, что выпускники вузов получают дипломы только ради «корочек» и в основном не работают по полученной специальности. Так большинство выпускников вузов работают по специальности или близкой к ней, а 60% безработной молодежи с вузовской подготовкой ищет работу именно по специальности; б) достаточно высокая удовлетворенность молодых работников своей работой в значительной мере обусловлена их удовлетворенностью содержанием труда, хорошим коллективом и в гораздо меньшей степени связана с вознаграждением за их труд и с карьерным ростом. в) низкое качество взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда проявлялось в слабой востребованности знаний, полученных в период обучения .
В своем исследовании Скутнева С.В. на основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере делает следующие выводы.  На основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере можно сделать следующие выводы. Молодежь ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить "качество жизни", завоевать определенный социально-экономический статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек. Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости - все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Гендерные стереотипы и установки начинают формироваться в раннем возрасте посредством социализации под воздействием ее агентов - семьи, СМИ и т.д., а в молодежном возрасте становятся основой для реального поведения .
В работе Максименко А.А. полученные результаты выявили следующую картину структурных показателей.
Первый фактор, названный исследователями «Дон Кихот», отражает получение денег при помощи способностей (0,76), честности и порядочности (0,84) и отсутствию жадности и скупости (–0,86). Это, безусловно, праведный путь к достижению денег. Однако на фоне хотя и небольших, но положительных факторных нагрузок таких признаков, как образование (0,40), трудолюбие (0,42) рассматриваемая стратегия получения денег выглядит как идеалистическое благородство. Похоже, таким способом деньги действительно зарабатывают, а не «делают».
Второй по весу фактор (1,78) «Емеля». Включает такие признаки, как нужные связи (0,69), везение, удача (0,52). Кроме того, сюда вошли с отрицательным знаком образование (–0,62), трудолюбие, усердие (–0,64). Это наиболее легкий способ получения денег, портрет истинного  бездельника, ловца удачи, верующего в то, что деньги могут прийти сами собой, «по щучьему веленью» без затрат специальных трудовых усилий. И хотя мечта о таком способе достижения денег имеет общечеловеческую природу, и наверняка представлена не только в русском фольклоре, но и народов других стран. Однако «…специфика России в том, что эти мечты о «поле чудес» получили мощное психологическое подкрепление, связанное с переходом к принципиально новому строю общественной и экономической жизни, который сопровождался взлетом ожиданий и надежд, в том числе и на легкие способы обогащения».
Третий фактор «Скупой рыцарь» выражает степень согласия с тем, что деньги можно «сделать» благодаря сочетанию терпения, бережливости (факторная нагрузка 0,75) и отсутствию желаний, амбиций (–0,77) – позиция, направленная на пресечение всякого рода трат, имеет явно выраженный пассивный характер.
Таким образом, в рассмотренных выше факторах нашло отражение идеалистическое и противоречивое представление российской вузовской молодежи по поводу того, как «делать» деньги. И если М. Бэринг в собирательном образе русского человека видит Петра Великого, князя Мышкина и Хлестакова, то портрет российского молодого человека, задумавшего «сколотить» состояние, по итогам данного исследования, обозначится в синтетическом триединстве Дон Кихота, Емели и скупого рыцаря .
Так же в 1995 году было проведено исследование ВЦИОМ по«Вкакой степени высогласны с тем, что нынешняя молодежь думаеттолько о деньгах и карьере?». По итогам исследования выяснилось, что наибольшее число респондентов согласны с этим высказыванием. Ответы согласен «в средней степени», «в большей степени», и « в наибольшей степени» выбрали более 80-ти % опрошенных, причем последняя категория является самой популярной.
Исследование ВЦИОМ «Как Вы считаете, что в наибольшей степени влияет на выбор молодежью будущей профессии?», проведенное в 2007 году показало, что более половины опрошенных считают, что «Ожидание высоких денежных доходов, оплата труда в выбранной сфере занятости» в наибольшей степени влияют на выбор профессии молодежью.
Тарасова А. Н., исследуя неформальную занятость на рынке труда, пришла к следующим заключениям. В России в настоящее время существует и интенсивно развивается неформальная занятость. Если в развитых странах Запада без оформления трудовых отношений работают преимущественно малоквалифицированные работники и мигранты, то в России неформальная занятость широко распространена практически среди всех социально-демографических и профессиональных групп, не исключая и высоко квалифицированных. В неформальную занятость в разной степени вовлечены все социально-демографические группы. При этом существует взаимосвязь между уровнем участия в неформальной занятости и такими характеристиками как пол, возраст, образование, форма собственности;
Оценивая общие тенденции развития неформальной занятости в России, было выявлено, что она проявляется скорее не как дисфункция процесса рыночной трансформации, а как механизм амортизирующий этот переходный процесс и способствующий активному включению населения в рыночные отношения. Рассматривая «неформальность» на рынке труда не как ограниченный сегмент реальности, а как характер социально-экономических отношений, выяснилось, что она существует во всех без исключения формах занятости, в разной степени, в разных проявлениях. При этом неформальная занятость не противопоставлялась формальной, и различия между ними не были столь значительны, как представлялось на первый взгляд. В России формальная занятость сопрягается с неформальными практиками (трудоустройство по знакомству, выплаты из «черной кассы», использование рабочего времени и имущества в личных целях и т.п.).Была выдвинута гипотеза о неоднозначности влияния неформальной занятости на характер отношений работодателя и работника. В ходе исследования было выявлено, что регулярно работающие без трудового договора, имея более высокие показатели участия в неформальных практиках, вместе с тем демонстрируют большую активность при достижении согласия с работодателем, стараются договориться «по всем пунктам» и прийти к определенному компромиссу, чем формально занятые .
В работе Могильчака Е.Л. экономические ориентации понимаются как предрасположенности к оценке и реализации ценностей и норм экономической деятельности, ее форм и средств. В статье автор делает следующие выводы: относительно ориентации на трудовую деятельность - каждый пятый студент не стал бы работать в случае наличия больших денег, 37% - все равно бы работали, 42% - не смогли однозначно определиться: относительно ориентации на интересное содержание труда - только 10-15% студентов выбрали вузовскую специальность осмысленно, главенствующую же роль сыграли сопутствующие факторы, в том числе финансовые возможности семьи; относительно ориентации на труд руководителя и бизнесмена - 70% студентов видят себя в будущем в качестве владельцев частной фирмы. Студенты, считающие развитой у себя склонность к работе руководителем и одновременно указавшие, что могли бы заниматься бизнесом, составляют 41% опрошенных.Ориентация на ценность материального благополучия. Для подавляющего большинства опрошенных студентов материальное благополучие имеет большое значение .
Изучение деятельности молодежи в трудовой сфере является довольно распространенным.
В то же время необходимо отметить, что тема неформальной занятости начала рассматриваться в экономической социологии совсем недавно. В связи с этим большинство работ по неформальной занятости на российском рынке труда посвящены проблеме определения неформальной занятости и измерении ее масштабов.
Однако поскольку используются различные оценочные методы, результаты разных исследований не свести воедино, а оценки доли неформально занятых в общей численности занятых колеблются в весьма широком диапазоне.
Соответственно, ощущается определенный дефицит конкретных социологических исследований, которые раскрывали бы влияние различных факторов на распространение неформальной занятости. Кроме того, до сих пор не обозначена роль неформальной занятости в развитии рыночных отношений между работодателем и наемными работниками.
 
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий
Для дальнейшего анализа проблемы, необходимо провести интерпретацию и операционализацию основных понятий.
1.    Трудовой –
1)    Соотносящийся по знач. с сущ. труд, связанный с ним.
2)    Основанный на применении труда.
3)    Проявляющийся в труде.
2.    Стратегия – общий, всесторонний план достижения целей .
3.    Современный  -
1)    Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-л., чем-л.
2)    Относящийся к настоящему времени, к настоящей эпохе.
3)     перен. Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего времени.
4)    Важный для настоящего момента; актуальный, злободневный.
4.    Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования .
5.    Условия  -  
1)    Обстановка, в которой протекает что-либо, обстоятельства, при которых совершается что-либо
2)    Обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование, осуществление чего-либо.
6.    Рыночные отношения  — экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.
7.    Экономическая деятельность –
1)    динамичная система активного воздействия личности, социальной группы или общности на окружающую природную и социальную действительность, в процессе которого происходит преобразование этой действительности, производство необходимых для людей жизненных благ, а также воспроизводство человека как существа общественного. Экономическую деятельность осуществляют люди, занимающиеся трудом и созидающие продукты труда — разнообразные товары.
2)    деятельность по производству (или) реализации товаров (работ, услуг), а также любая иная деятельность, направленная на получение прибыли (доходов), независимо от результатов такой деятельности.
8.    Неформальная Экономическая Деятельность  - деятельность,  которая осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним  хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут  (полностью или частично) производить продукты  или услуги для собственного потребления.
9.    Нелегальная(криминальная) Экономическая Деятельность  - незаконная экономическая деятельность  хозяйствующего субъекта, охватывающая, прежде всего, те виды производства и продажи продукции, которые прямо запрещены существующим
Структурная операционализация
Структурная операционализация
Факторная операционализация
Факторная операционализация
1.5. Цель исследования
Целью исследования является выявление трудовых стратегийсовременной российской молодежи в условиях рыночных отношений,  в частности, в отношении легальности и нелегальности трудовой деятельности.
 
1.6. Задачи исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.    Изучить влияние степени удовлетворенности молодежью уровнем жизни на трудовые стратегии
2.    Определить факторы, в большей степени влияющие на формирование трудовых стратегий молодежи
3.    Определить стратегию  трудоустройства московской молодежи  по специальности
4.    Определить трудовые ориентации студенческой молодежи
5.    Выяснить отношение молодежи к различным способам обогащения (легальным и нелегальным);
6.    Определить особенности включенности молодежи  в рынок труда в системе рыночных отношений;
7.    Определить влияние успеваемости на учебе на трудовые стратегии студентов
8.    Определить влияние уровня образования и характера трудовой деятельности родителей на трудовые стратегии.
9.    Определить влияние уровня престижности вуза на формирование трудовых  стратегий
10.    Определить влияние уровня обеспеченности студенчества на ихтрудовые стратегии
11.    Определить влияние религиозности на трудовые стратегии
12.    Выяснить, насколько, по мнению молодежи,  уровень развития законодательной базы государства, относительно нелегальных видов трудовой деятельности, влияет на ее распространенность
 
1.7. Предмет исследования
Предметом данного социологического исследования являются трудовые стратегии молодежи в условиях рыночных отношений.
 
1.8. Объект исследования
Объектом исследования являются социальные и половозрастные группы студенческой молодежи Москвы десяти вузов (Финансовый университет при Правительстве РФ, МГУ, МГИМО, РГУНГ им. Губкина, МАДИ, РУДН, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МЭСИ, МПГУ, РГСУ).
 
1.9. Гипотеза
Гипотеза – основание: в современных экономических условиях трудовые стратегии молодежи направлены на предпочтение нелегального труда, если он приносит большой доход, нежели попытка свести концы с концами на официальной работе.
Гипотезы - следствия:
1.    Молодежь считает, что уровень жизни населения в нашей стране находится на невысоком уровне, что и толкает некоторых из них в сферу неофициальной трудовой деятельности
2.    Трудовые стратегии студенческой молодежи формируются под влиянием в основном экономических факторов, нежели личностных.
3.    Большинство студентов считают, что не будут работать по полученной специальности. Ведущей стратегией трудоустройства студенческой молодежи будет работа не по специальности, большинство предпочитают устраиваться в доходные организации независимо от образования.  
4.    Ведущей трудовой стратегиейсовременной молодежи является достижение материального благополучия.
5.    Среди множества способов обогащения молодежь считает для себя приемлемыми и нелегальные виды трудовой деятельности.
6.    В современных рыночных условиях молодежь стремится много зарабатывать, при этом не уделять работе много времени и сил.
7.    При более высокой успеваемости, студенты менее склонны к нелегальной трудовой деятельности. Чем ниже успеваемость, тем выше склонность к нелегальной трудовой деятельности.
8.    Высокий уровень образования родителей и более статусный характер трудовой деятельности родителей способствуют формированию положительных трудовых стратегий.
9.    Студенты с большим достатком менее склонны к возможности осуществления нелегальной трудовой деятельности. Чем ниже уровень достатка у студентов, тем они имеют большую склонность к неформальной трудовой деятельности.
10.    Студенты из более рейтинговыхвузов менее склонны к возможности осуществления нелегальной трудовой деятельности, чем студенты из более престижных вузов.
11.    Религиозность лишь в некоторой степени сдерживает молодежь от нелегальных видов трудовой деятельности
12.    Совершенство законодательной базы является ключевым критерием уровня распространенности нелегальной трудовой деятельности. Именно из-за неточностей в российском законодательстве большая доля студенчествасчитает возможным занятость в сфере неформальной трудовой деятельности.
 
Глава 2. Методический раздел
2.1. Методы сбора социологической информации
Сбор первичной социологической информации будет осуществляться методом раздаточного анкетирования.
 
2.2. Место и время проведения
Место проведения исследования: г. Москва
Время проведения исследования: 20 июня 2012 г. – 25 июня 2012 г.
 
2.3. Название инструментария
Анкета данного социологического исследования называется «Молодежь и неформальная занятость».
 
2.4. Характеристика инструментария
В анкете представлено 31 вопрос, в том числе:
Виды вопросов:
1.    По содержанию:
•    Вопросы о личности респондента (14) – № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17.
•    Вопросы о фактах сознания (12)– №8, 14, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 32,33.
•    Вопросы о фактах поведения (7)– №19, 20, 22, 25, 26, 29, 31.
2.    По форме:
•    Закрытые вопросы (25) – № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 33.
•    Полузакрытые вопросы (8) – № 6, 9, 17, 21, 22, 23, 24, 25.
3.    По оформлению:
•    Табличные (4)  - № 10, 11, 12, 13.
•    Линейные (29) - № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33.
Контрольное время заполнения анкеты - 20 минут.
 
2.5. Выборка исследования
Данное социологическое исследование является выборочным (т.к. объём генеральной совокупности составляет более 200 единиц), многоступенчатым, гнездовым.
Доверительная вероятность – 95%
Доверительный интервал («погрешность») - ±5%
Генеральная совокупность – 149239 чел.
Выборочная совокупность – 383 чел.

Вид исследования

Тип Выборки

Метод отбора (формирование выборки)

Принципы отбора (единицы, в том числе шаг выборки)

География проведения опроса (ВУЗы г.Москвы)

-       По целям:
Практически-прикладное, описательное
-        По периодичности:
Единовременное
-       По методам:
Выборочное

Многоступенчатая
Гнездовая, квотная:
- материальное состояние
- занятость
-семейное положение
- возраст
- пол

Территориальная
Четырехступенчатый механический отбор – ВУЗы, факультеты, группы, респонденты группе

10 ВУЗов г. Москвы, в каждом ВУЗе - факультеты, на каждом факультете - группы

1.     Финансовый университет при Правительстве РФ
2.     МГУ
3.     МГИМО
4.     РГУНГ им. Губкина
5.     МАДИ
6.     РУДН
7.     РЭУ им. Г. В. Плеханова
8.     МЭСИ
9.     МПГУ
10. РГСУ
 

ВУЗы г.Москвы

Численность студентов

% студентов  от генер. совокупности (10 ВУЗов - 149239)

Количество лиц, опрашиваемых в ВУЗе

Финансовый университет при Правительстве РФ

4538

3,04%

12

МГУ

38150

25,6%

98

МГИМО

4851

3,3%

13

РГУНГ им. Губкина

5100

3,4%

13

МАДИ

10150

6,8%

26

РУДН

30000

20,1%

77

РЭУ им. Г. В. Плеханова

12250

8,2%

31

МЭСИ

5100

3,4%

13

МПГУ

14000

9,4%

36

РГСУ

25100

16,8%

64

ВСЕГО:

149239

100%

383
2.6. Метод обработки эмпирических данных
В данном социологическом исследовании предусмотрен следующий метод обработки эмпирических данных:
•    Ввод первичных данных в программу MS Excel
•    Дальнейшая обработка автоматизированным путём
 
2.7. Практическая значимость исследования
Практическая значимость данного исследования имеет несколько направлений.
В первую очередь, для вузов. Результаты исследования могу показать слабые стороны в получении образования, которые стоит изменить.
Результаты представляю интерес для таких Министерств РФ, как  Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации,так как оно отражает состояние образования и рынка труда, их соответствие друг другу.
Так же для Государственной Думы, так как совершенствование законодательной базы, в данном случае относительно нелегальной трудовой деятельности  является ее функцией.
Проанализировав полученные данные можно оценить состояние профессионального самоопределения студенческой молодежи, определить предпочтение данной группой населения легальной или нелегальной формы занятости и выработать на этой основе методы социально-экономического регулирования выявленных проблем в данной сфере.
 
Список использованной литературы
1.    Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2009. – 416 с.
2.    Дудина О.М. Социальная и профессиональная адаптация молодой экономической интеллигенции на рынке труда и занятости: Монография. - М.: Финакадемия, 2010. – 112 с.
3.      Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
4.    Зерчанинова Т.Е. Социология. Словарь. – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 64 с.
5.    Максименко А. А. Как российская молодежь намерена "делать" деньги // Социс. 2005. № 7. С. 131–133.
6.    Могильчак Е. Л. Экономические ориентации студенчества – их взаимосвязи и методы формирования // Социс. – 2005. - № 10. – С. 57 – 62.
7.    Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 5-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 480 с.
8.    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
9.    Российская социологическая энциклопедия/под ред. Осипова Г. В. -  Москва: Норма-Инфрам•М, 1998 год.
10.    Скутнева С.  Стратегия жизненного самоопределения молодёжи в трудовой сфере  // СОЦИС. – 2006. – № 10. – С.88-95.
11.    Тарасова А. Н. Неформальная занятость на рынке труда :Дис. канд. социол. Наук. -  Тюмень, 2004. -  150-155 c.
12.       Харченко И.И. Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи: диссертация кандидата социологических наук. -  Новосибирск, 2007. – 395 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с практической, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 74.03K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
11.12.12 в 23:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Практические работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Практические работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Практическая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе