Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Материализм и идеализм в русской философии

Материализм и идеализм в русской философии [22.12.12]

Тема: Материализм и идеализм в русской философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.28K | Скачано: 237 | Добавлен 22.12.12 в 00:36 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Архангельск 2012


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского 4
2.Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия Вл.С.Соловьева 7
3.Практическое задание 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Русская философия - составная часть отечественной культуры. В русской философии выделяют такие направления как материализм и идеализм.

Материализм (от лат. materialis - вещественный) - одно из  главных философских направлений, которое разрешает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление психическое, субъективное.Для русского материализма характерно особо уважительное отношение ко всем естественным наукам, технике, медицине, прославление человеческого разума.Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму, это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Основными представителями русской философии были Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и т.д.

Цель контрольной работы -изучить, раскрыть материализм и идеализм  в русской философии. При этом необходимо охарактеризовать материалистические традиции в России и философию Н.Г. Чернышевского; охарактеризовать русскую религиозно-идеалистическую философию и философию В.С.Соловьева;показать вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ. ФИЛОСОФИЯ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Материалистическая традиция в России была заложена М.В. Ломоносовым. М.В. Ломоносов (1711-1765) - атомист, механицист, гелиоцентрист, эволюционист, геолог, известный в первую очередь как ученый, к философии шел от естествознания. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц  - материальных монад, считал что движение присущи только материи.«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность.Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».[2, стр. 304]

М.В. Ломоносова был верующим человеком, придерживался концепции деизма. С одной стороны, он допускал наличие Бога, но, с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями.

Обосновал материалистические начала бытия А.Н. Радищев (1749-1802). Он разрабатывал учение о бытии, человека и его душе. Главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта. Весь живой и неживой мир, по его словам, состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи-движение. В отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое иправовое уравнивание людей.

Материалистом являлся и Н.Г. Чернышевский, он же был последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии. Подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».[1, стр. 69]

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».[2, стр. 234]

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых - служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Как уже говорилось, простейшее положение мировоззрения Чернышевского был антропологический принцип. Исходя из общих понятий о «натуре человека», о его стремлении к «собственной пользе», Чернышевский сделал революционные выводы о необходимости изменения социальных отношений и формы собственности. По мысли Чернышевского, последовательно проведенный антропологический принцип совпадает с принципами социализма.

Чернышевский поддерживался позиции антропологического материализма. И учение Фейербаха («учитель Чернышевского») по его мнению, «завершилось развитие немецкой философии, которая, теперь в первый раз достигнув положительных решений, сбросила свою прежнюю схоластическую форму метафизической трансцендентности и, признав тождество своих результатов с учением естественных наук, слилась с общей теориею естествоведения и антропологией». Развивая учение Фейербаха, он выдвигал критерием истинности практику. Чернышевский противопоставлял диалектический метод абстрактному метафизическому мышлению, сознавал классовый и партийный характер политических теорий и философских учений.[3, стр. 195]

Изучая антропологизм, Чернышевский потихоньку изучал  материалистическое понимание истории. Он неоднократно подчеркивал, что «умственное развитие, как политическое и всякое другое, зависит от обстоятельств экономической жизни».

Чернышевский был против учений А.И. Герцена. А.И. Герцен призывал в своих трудах к идеям западничества, он прекрасно знал историю западной философии. Выступал против дилетантизма в науке, восхваливая ее. Настаивая на единстве эмпирии и теории, Герцен руководствовался диалектической логикой, рассматривал природу в ее изменчивости и развитии. Он подчеркивал единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, личности и народа, естествознания и философии, науки и жизни. Российское будущее он связывал с идеалами народного, по преимуществу крестьянского, социализма.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ Вл. С.СОЛОВЬЕВА

Русская религиозная философия - богатое и новое по замыслу и духовной смелости идейное течение.

Для русской философии типично соединение правды-истины, правды-справедливости, мысли, чувства и действия, т.е. неприятие абстрактного идеализма, оторванного от душевного переживания и волевого импульса к деятельности. Отсюда русская философия пытается сочетать рациональные, логические и мистические, интуитивные формы отношения человека к миру, поэтому русскую философию называют конкретным идеализмом в отличие от западного абстрактного идеализма. Это система непосредственного знания - живознания, которая трудно подвергается логической обработке. Русская философия всегда находится в стихии интуитивно-образного восприятия мира; ее мало заботят разработка категориального аппарата и приведение этого аппарата в систему. Отечественная философия этого периода тесно связана с православием и с вопросами духовно-нравственного бытия человека, с поиском смысла жизни, любви и милосердия.[4, стр. 274]

Русская философия всегда пыталась уяснить специфику русской духовности.Нигилизм, по мнению русских философов-идеалистов, есть специфическая черта русской духовности. В силу религиозно-догматического склада своей души, русские всегда ортодоксы или еретики, они агюкалиптики или нигилисты. К середине XIX века под влиянием освободительных идей просвещения сложился особый тип образованных людей - разночинная интеллигенция, усвоившая социалистические идеи Запада, откуда вышли революционеры и социалисты. Этот социокультурный тип стал носителем нигилистического сознания. Для последнего необходимо отрицание середины жизненного процесса, исторического процесса, оно не хочет знать ценностей культуры, оно устремляется к концу, к пределу. Духовные истоки нигилизма раскрыл Ф. Достоевский. Он считал, что природа русского человека является благоприятной почвой для антихристовых соблазнов. Им раскрыты такие черты нигилистического душевного типа, как бесноватость, смердяковщина, страсть к всеобщему уравнению, бесчестие, стыд собственного мнения, претензии на исправление замысла Божия о человеке и мире.

Спецификой русской философии также является онтологизм. Существует мнение, что теория познания является центральной философской проблемой. Онтологизм русской философии означает, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Иными словами, познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения личности к миру. Для русской философии характерна разработка нового образа разума и рациональности для решения проблемы всестороннего понимания человеческого бытия, проникновения в его внутренний мир. У отечественных философов речь идет скорее не об иррационализме, не об отбрасывании разума, а об его дополнении другими элементами культуры. Субъект познания у них выступает не в качестве гносеологического, а как целостный субъект, не только познающий, но и переживающий, обладающий не только разумом, логическим мышлением, но и чувствами, интуицией, верой и т.д. Познание объекта с точки зрения русских философов-идеалистов - это не просто отстраненное осмысление его как бы со стороны, как объективно-безличной реальности: познаваемый объект переживается как своя собственная судьба, ему дается ценностная оценка. В соотнесении гносеологии с гуманистической этикой заключается важная особенность русской философии, которую часто определяют как духовность.

Больше всего русская философия уделяет свое предпочтение теме о человеке, о его судьбе и путях. Антропоцентризм - важная черта русской философии. Сутью этого является признание абсолютной значимости человеческой личности, ее жизни, ее внутреннего мира, т.е. независимости оценок личности от ее классовой сословной, национальной и т.д. принадлежности. Каждая личность абсолютна и значима, ценна сама по себе, независимо от ее положения в мире. Эта абсолютная значимость коренится в приобщении данной личности к абсолютным ценностям, которые коренятся в божественной личности, т.е. личность становится личностью лишь через внутреннюю работу души к приобщению к абсолютным ценностям добра, истины, справедливости, красоты. Все эти ценности носят абсолютный характер и не зависят от различных эпох, культур, интересов. Через эти ценности, через работу души по приобщению к ним люди соединяются друг с другом, образуя абсолютное единство духовных устремлений. Свободное собирание индивидуальностей вокруг высших ценностей называется соборностью. Западная философия противопоставляет человеческую индивидуальность человеческой коллективности (толпе), считая, что всякая связь сдругим есть умаление собственной личности и носит принудительный характер. В русской же философии считается возможным свободное единение личностей на основании внутреннего стремления к общим духовным ценностям. В католицизме, особенно в протестантизме, личность имеет более центральное и независимое значение, индивидуальное начало преобладает над коллективным; в православии личность всегда рассматривается в контексте общности, общинности.

Наиболее крупным русским религиозным философом был Владимир Сергеевич Соловьев.Философия В.С.Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик религиозной философской традиции.

Соловьев В.С. попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Особенность его подхода  заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий. Другой важной особенностью Соловьева является то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства, поэтому учение носит название «философия всеединства».

При разработке этой идеи он исходил от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Всеединство по Соловьеву выступает следующее: «Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство - это прежде всего,единство творца и творения».

Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание, исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого».[6, стр. 171]

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии, т.е. мудрости. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является « душа мира» - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.[7, стр. 52]

Человечество по Соловьеву придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог. Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По сравнению с высшей любовью все является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.

3. ПОКАЖИТЕ ВКЛАД РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В СОКРОВИЩНИЦУ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Русская философия внесла огромный вклад  в сокровищницу мировой философской мысли. Она разработала ряд важнейших философских понятий, такие как русский материализм и идеализм, философия всеединства и т.д.

Основой русской философии была русская художественная культура, а это живопись, литература, музыка.В ней всегда было представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в нее были включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения, истину, добро и красоту.

В русской философии нашел свое развитие символизм, который во многом оказался востребованный отечественным искусством.

С помощью русской философии наследуются православно-христианскаяматафизика культуры и истории.Русские религиозные мыслители внесли большой вклад в  церковь, историю, культуру. Обогатилось содержание софиологии.

Своеобразие русской философии определяется самой личностью русского философа, многимихарактерными чертами его духовного облика.

Русские философы рассмотрели единство всех сил человека: чувственных, рациональных и мистических. Основы познания видели в интуиции, в слиянии внешнего для человека сего внутренним.

Мир понимается в русской философии не как простая целостность, а как положительное нравственное единство, обычно отождествляемое с религиозным опытом жизни.

Нравственная составная часть русской философии реализуется на индивидуальном и общественном уровнях, на индивидуальном - это этический персонализм, общественном - соборность. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических воззрений, в том числе и в деле культивирования таких ценностей, как справедливость и свобода.

Русская философия - школа обостренных мысли и чувства. Без нее достижение философских вершин крайне затруднительно, особенно для россиянина, неизбежно являющегося в той или иной степени носителем отечественных традиций.[2, стр.326]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия - это целостный процесс материалистического и идеалистического направлений. И материалисты, и идеалисты рассматривали  веру, религию, церковь, но по разному.

Русская философия охватывает все стороны бытия и человеческого существования. Прежде всего следует отметить творчество В.С. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию - понятие «Софии». Софийность, соборность, всеединство на долгие годы становятся главными идеями русской философии.

В русской философии получает дальнейшее развитие религиозно-идеалистическая философия.

Русская философия сохранила в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Она направлена на изменение и совершенствование мира и  на  самого человека.

Важнейшим условием изучения русской философии является характеристика материалистической традиции в России и характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Хотя изучению русской философии уделялось много времени, до конца она не изучена и не рассмотрена, многие ее аспекты и в наше время остаются загадкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Философия / Под ред. Гуревича П.С. - М.: Замилов, 2003.
  2. История философии / Под ред. Канке В.А. - М.: Логос, 2005.
  3. Философия / Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - М.: Просвещение, 2009г.
  4. Философия / Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Русская философия истории / Под ред. Новикова Л.И., Сиземской И.Н. - М.:Магист, 1997.
  6. Философия / Под ред. Радучик А.А.- М.:, 2006 г.
  7. Философия / Под ред. Якушева А.В. - М.: Приор, 2004.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 22.28K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
22.12.12 в 00:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе