Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Мировые религии
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Реферат | Размер: 32.12K | Скачано: 401 | Добавлен 09.02.10 в 14:47 | Рейтинг: +11 | Еще Рефераты
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2008
Содержание:
1. Буддизм 3
2. Ислам 9
3. Христианство 17
4. Литература 23
1.Буддизм.
Буддизм - древнейшая мировая религия, родившаяся в 6 в. до н.э. в Индии. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В буддизме непосредственный основатель учения – Будда Шакьямуни. Он создал его самостоятельно, без опоры в какой-либо традиции. Он был царевичем из страны Шакья в Северной Индии. Собственное имя – Сиддхартха Гаутама. Годы его жизни по-разному определяются в буддийских хрониках. Современная наука считает наиболее достоверными даты 566-476 до н.э. Он чудесным образом появился на свет через правый бок матери. Согласно буддийским преданиям, отец Сиддхартхи, желая, чтобы сын впоследствии стал его преемником и занял трон правителя княжества, и с детства пытался оградить царевича от темных сторон жизни. Князь опасался, что его сын увидит жизнь в ее истинном виде, поэтому не выпускал Сиддхартху за пределы дворца, а когда юноша подрос, женил его на прекрасной царевне Яшодха-ре. Наследник жил, не покидая царского дворца до зрелого возраста. Вскоре у него родился сын Рахулу. Так как молодой принц никогда не покидал свой прекрасный дворец, то не видел вокруг себя и не знал ничего безобразного, мрачного и тяжелого. Вся его жизнь проходила в бесконечных праздниках, пирах и развлечениях. Сиддхартха считал, что все люди на земле живут также счастливо, не зная нужды, страданий, болезней и смерти. Но надеждам царя, рассчитывавшего, что его сын станет наследником престола, не суждено было сбыться, так как произошли четыре встречи, которые изменили молодого принца.
Как повествовали буддийские тексты, Сиддхартхе наскучило постоянно находиться в пределах дворца, и он решил посмотреть на мир. Царевич приказал своему слуге вывезти его за ограду отцовского дома. В результате он получил впечатления, которые полностью изменили его представления об окружающем мире. Сначала принц повстречал сильно сгорбленного и худого старика. Пожилой человек сказал Сиддхартхе, что таков удел всех людей, включая и его самого. Согласно легенде, в тот момент будущий Будда воскликнул: «Какой смысл и какая польза от юности, от жизнеспособности и силы, если все завершается вот так?!»
Во время следующей тайной прогулки произошла вторая предсказанная встреча: принц увидел больного человека и осознал, что и от этой беды никто не застрахован. В третий раз Сиддхартха встретил похоронную процессию: по древнему обычаю, труп несли на носилках, чтобы предать его сожжению. Это событие было привычным для простых индусов, но на принца оно произвело ошеломляющее действие. Гаутама понял, что люди не могут направлять и контролировать свою жизнь и не в силах повлиять на судьбу.
Сиддхартху долго мучили вопросы, на которые он не знал ответов. В результате он пришел к следующим выводам: конечно же, никто не хотел стареть, и, тем не менее с этим ничего нельзя поделать; никто не хотел болеть, но люди не были способны полностью избавиться от болезней; а если смерть неизбежна, то тогда бессмысленна жизнь.
Но больше всего Гаутаму поражало смирение людей, принимавших такое положение вещей как нечто естественное и покорно смирявшихся перед неизбежностью смерти, болезней и страданий. Не в силах избавиться от тягостных мыслей, ошеломленный и подавленный новыми впечатлениями, будущий основатель мировой религии не знал, как ему поступить дальше до той поры, пока не сбылось последнее пророчество. Сиддхартха повстречал садху — святого старца, который бродил по улицам, собирая подаяния. В индуистской традиции садху — это человек, оставивший стремление к благополучию и материальному достатку. Святые скитальцы считали, что обычный мир слишком изменчив и наполнен страданиями («царство сансары»), поэтому в нем невозможно обрести дом. Увидев странника, Гаутама понял: чтобы вести жизнь святого отшельника, необходимо было отказаться от всего; отречься от будущего престола, забыть про семью, не стремиться к радостям жизни. В тот момент Сиддхартха решил навсегда оставить родной дом. Предания повествовали о том, что Гаутама покинул пределы княжества Сакья, выбросил свои роскошные одежды, отрезал волосы и бороду и отправился странствовать по миру. В буддистских текстах это событие трактовалось как «продвижение Сиддхартхи вперед».
В течение шести лет Гаутама занимался умерщвлением своей плоти: ограничивал себя в пище, сне, не мылся и ходил практически нагим. Постепенно он приобрел уважение среди аскетов, у него появились ученики и последователи. За эти годы Сиддхартхе удалось поднять свое сознание на более высокий уровень. Но впоследствии он понял, что при помощи подобной практики он не достигнет желаемой цели — прекращения страданий. В возрасте 35 лет Шакьямуни стал Буддой – достиг «просветления» после длительной медитации под деревом Бодхи. За этим последовало создание общины, которую позже Будде пришлось отстаивать от претензий своего сородича Девадатты на первенство. В возрасте 80 лет Шакьямуни ушёл в нирвану, - то есть умер и окончательно покинул бренный мир.
Учение Будды, в отличие от некоторых других, никогда не претендовало на титул единственно верного. Оно рассматривается как один из возможных путей постижения истины, поэтому сам Будда не требовал слепо принимать его слова на веру. Он хотел, чтобы ученики искали в них смысл, если же он там не будет найден, то такие слова должны быть отброшены.
Основными ценностями буддизма являются «три драгоценности», или «три прибежища» — Будда, дхарма (дхам-ма) и сангха.
Будда — это человек, достигший просветления, или нирваны. Таким человеком стал Сиддхартха Гаутама, который положил начало буддистской традиции, став проповедовать людям дхарму. Будда не считался ипостасью какого-либо бога, он всего лишь учитель, наставляющий учеников, как им достигнуть того, чего достиг он сам. Буддисты предпочитают называть себя последователями дхармы, а не последователями Будды, подчеркивая тем самым приверженность, прежде всего учению.
Слово дхарма имеет несколько значений. В данном контексте оно означает истину, учение, закон. Буддисты стремятся на практике выполнять дхарму, то есть жить по нравственным законам, которые и проповедовал Будда. Дхарма может быть осуществлена любым человеком Независимо от его пола, возраста или национальности.
Сангха — это община буддистов. В узком смысле под этим словом понимают монастырскую общину, в широком — всех людей, осуществляющих дхарму, составляющих, где бы они не находились, духовное братство.
Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г.Ф.Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально".
Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов.
Буддийское мировоззрение не сконцентрировано на поклонение одному существу, божеству или человеку. Будда не бог, он не может стать спасителем или искусителем грехов других людей. Будда – это всего лишь человек, пробужденный из мрака жизненных ошибок, алчности, себялюбия и невежества. Поэтому он стоит намного выше остального человечества, на таком духовном уровне, который наделяет его поистине магической силой.
Уже при жизни Будды начала складываться буддистская община – сангха. Это было сообщество странствующих монархов во главе с самим учителем. В первые годы существования религии буддисты не видели нужды записывать поучения учителя. Однако к письменной фиксации они перешли раньше, чем представители других индийских религий. Уже в 5-3 вв. до н.э. отдельные буддийские тексты принимают устойчивую форму, а затем и записываются. Среди первых книг буддистов – собрание подлинных проповедей – «Дхарманада».
Буддизм является прежде всего практическим учением. Как говорил Будда, его менее всего интересует обсуждение отвлеченных вопросов о том, кто сотворил мир или как он устроен, так как абстрактные рассуждения ничем не могут помочь людям. Он пояснял это следующим примером: человек, раненный стрелой, больше всего озабочен тем, чтобы вынуть стрелу и облегчить боль; кто и зачем стрелял, женат или холост стрелявший, представляются менее важными вопросами. Будда считал, что единственно значимый предмет для наставлений — то, что происходит здесь и сейчас. Этическая практика буддизма отталкивается от пяти наставлений (панча шила), предписывающих человеку, как ему надлежит поступать, и ограждающих его от действия «трех ядов». Эти наставления выражаются в обязательствах, которые человек должен дать самому себе.
1.Я обязуюсь не причинять никакого вреда живым существам.
2. Я обязуюсь ничего не брать у других, если мне не отдадут этого добровольно.
3.Я обязуюсь не нарушать супружескую верность.
4.Я обязуюсь воздерживаться от лживых речей.
5.Яобязуюсь воздерживаться от употребления опьяняющих напитков и наркотиков, что бы не терять контроль над собой.
Буддизм учит, что люди тесно взаимосвязаны друг с другом и своим поведением каждый влияет на других людей и все общество в целом.
Более глубокое понимание этого учения подразумевает, что последствия действий индивидуума выходят за пределы его личного, земного существования и влияют на судьбы всего мира, а также на последующие воплощения человека. В буддизме содержится мысль о взаимодействии человека (микрокосма) и Вселенной (макрокосма). Это обязывает людей стремиться к гармонии с природой и с уважением относиться к каждому живому существу.
Среди важнейших ценностей буддизма — мудрость (прад-жня) и сострадание (каруна). Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Для достижения мудрости применяется практика медитации, происходящая из древнеиндийской системы йоги. Медитация способствует умственному и духовному развитию личности, раскрытию внутреннего потенциала человека (интуиции).
Суть медитации в достижении такого состояния сосредоточенности и спокойствия, при котором сознание позволяет приходить и уходить самым разным мыслям и образам, оставаясь при этом совершенно невозмутимым. Такое отстраненное созерцание должно привести в итоге к прозрению истинной природы вещей. Человек становится способным относиться ко всем окружающим доброжелательно и достигает состояния мудрости.
Главной целью буддизма является достижение просветления, или нирваны. Это слово буквально означает «погашение». Нирвана не является каким-либо другим миром, пребывая в ней, человек находится там же, где и раньше. Нирвана — это особое состояние сознания, при котором достигается понимание истинной сути вещей и избавление от страстей и невежества.
В ночь медитации под деревом Бодхи Гаутаме открылись Четыре Благородные Истины. Они составляют ядро буддийской философии.
Первая из истин – «все есть сострадание». Она основывается на признании непостоянства и переходящего характера всех вещей. Все представляет собой только образы, которые постоянно созидаются, чтобы затем опять уничтожаться, всякое индивидуальное существование есть несчастье и боль – вот источник буддийского страдания.
Буддизм скорбит о самом существовании как о несчастье: не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение и подчинение закону рождения есть страдание. Так как существование всегда есть нечто преходящее, лишенное субстанции, само себя пожирающее, то в буддизме оно обозначалось в образе пламени.
Вторая истина, о происхождении страдания, приводит нас в характерную буддийскую сферу. Страдание возникает в человеке потому, что люди привязаны к бытию. Человеку присуща танха – жажда жизненных наслаждений и самой жизни, вообще существования. Так как существование само по себе исполнено скорби, то есть страдание будет сохраняться до тех пор, пока люди желают жизни и стремятся к возобновлению существования. В каждом человеке действуют чувства, которые через соприкосновение с внешним миром производят ощущения. Искусство жизни состоит в освобождении от привязанностей человека.
Третья истина связана с освобождением от страдания. Страдание должно быть полностью уничтожено, ничто не должно напоминать о нём. Полное освобождение от страдания является основной целью учения буддизма. Это означает освобождение от бесконечного цикла перерождений и погружение в блаженное состояние нирваны. Нирвану в буддизме следует понимать как угасание страстей. Нирвана может быть достигнута уже при жизни, её можно ощутить путем медитации перед смертью, однако это не будет полным ощущением.
Четвёртая истина учит, как освободится от страдания, и достичь нирваны. Для этого нужно следовать Благородным Восьмеричным Путём, который является основой учения Гаутамы и определяет буддийский образ жизни. Восьмеричный Путь составляет следующие элементы: праведное воззрение, или знание, предполагает признание Четырёх Благородных Истин; праведное мышление, означает стремление ума к доброй воле, отказ от ненависти, злобы и чувственных желаний; праведная речь – освобождение от лжи, пустословия и сплетен; праведное действие, охватывает весь спектр морального поведения, не допуская воровства, убийств и супружеской неверности; праведное занятие, означает, что способ заработать себе на жизнь не должен приносить вреда другим людям; праведное сознание, свидетельствует о тщательном взвешивание мыслей, слов, эмоций и поступков и т.д.
Выдающийся правитель династии Маурьев Ашока (273-232 до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы, созданы могущественные монашеские общины.
2.Ислам.
Арабское слово «islam» на русский язык переводится как «предание», «вверение себя кому-либо». Мировая монотеистическая религия ислам (мусульманство) стала третьей после буддизма и христианства, по времени основания. Возникнув на Востоке, это вероучение испытало на себе сильное влияние предыдущих религий; оно основывалось на тех же идеях, предполагало использование схожих традиций и обрядов. В первых рукописных текстах четко прослеживаются культурные и теоретические положения, заимствованные из ранних учений, но уже тогда ислам имел самобытные черты. Отличительной чертой этой религии является сильное воздействие на культуру и обычаи многих народов Азии и Африки.
Мусульманство требует веры в единого всесильного и милосердного господина — Аллаха, в божественное предназначение судеб и поступков людей, в загробную жизнь после физической смерти. Истинно верующим проповедники обещают воздаяние за добрые и злые дела, соответственно, в раю и аду. По теории ислама, праведников на небесах ждет чудесное воскресение из мертвых, грешников — «страшный суд». Мусульмане считают «чистой» только свою религию, резко отвергая священные тексты иудеев и христиан, о содержании которых они, часто имеют смутные или превратные представления.
Некоторые религиозные взгляды и обычаи покоренных народов, в измененной форме, стали значимыми составными элементами ислама. Это видно из народных празднеств, посвященных почитанию святых, противоречащих монотеистическому учению. Часто личности особо ревностных или мученически погибших мусульман объявлялись богоугодными и обращались в святых. Старые могилы превращались в места поклонения. До настоящего времени в исламе сохранились традиции древнего культа камней, деревьев и других, одушевленных вещей и явлений.
Несмотря на то, что монотеистические религии были давно известны арабам, особенно жителям Мекки и Ястиба, распространения они не получили продолжая существовать наряду с язычеством.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная, священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Возникновение ислама среди языческих народностей, расселявшихся на большей части Аравийского полуострова, во многом предопределилось борьбой двух религиозных систем — христианской Византии и государства Сасанидов, впоследствии преобразовавшегося в Иран. Родоначальником Сасанидов, династии иранских шахов правивших в 224-651 годах был Ардашир I. В начале VII века на земли Ирана пришли арабы, кардинально изменив не только государственность, но и мировоззрение коренных жителей. Расположенные по противоположным сторонам Великого Шелкового пути, эти страны существовали, в основном, за счет торговли.
Караваны из Индии и Китая шли через Мекку, пересекая Аравийские земли, контролируемые воинственными правителями сильных африканских государств. Плата, взимаемая с коммерсантов, служила основным источником доходов арабов-горожан и бедуинов, кочевавших вблизи крупных поселений. Наиболее оживленной была Южная торговая дорога, свободная от контроля соперничавших племен.
В начале I тысячелетия арабы, как крестьяне, так и кочевники широко расселились по всей территории северной Африки. Кроме того, захватив часть земель Месопотамии, Сирии и Палестины, они создали самостоятельную державу. Впоследствии, в процессе разделения, на территории современного Ближнего Востока сформировались отдельные иудейские и арабские царства. Имея собственные государственные образования, эти народы испытывали влияние более сильных держав, Ирана и Византии, в дальнейшем обусловивших тесную связь ислама и, возникшего ранее, христианства. По библейскому преданию общим предком евреев и арабов был Авраам, имевший двух жен. Одна их них родилась в Иудее, другая в африканских песках. Сыновья этих женщин и стали родоначальниками двух народностей.
В начале эры арабы не знали единого вероучения; они поклонялись многочисленным идолам, мертвым предкам, различным силам природы и небесным светилам. В племенах, проживавших на южной оконечности полуострова, был распространен культ камней, поставленных на ребро. Самым знаменитым объектом поклонения был Черный камень в храме Кааба в Мекке. Камень правильной кубической формы, стоявший в окружении таких же камней меньшего размера, символизировал высший божественный дух. Наличие монотеистического символа в языческом святилище, отражало начавшееся складываться у арабов представление о существовании единого верховного божества.
Поначалу деятельность новоявленных проповедников не имела особого успеха. Однако нашелся человек, способный разбудить сознание людей и создать на основе нетрадиционных взглядов полноценную религию. Этим человеком был Мухаммед, вошедший в историю ислама в качестве первого и единственного «истинного» пророка ислама.
Основатель новой религии родился 20 апреля 570 года, в Мекке. Он происходил из знатного рода корейш, к тому времени обедневшего и утратившего былое могущество. Отец его Абдоллах, был мелким торговцем и умер до рождения сына. Через шесть лет умерла мать Эмина, отличавшаяся нервным характером и впечатлительностью. Остались сведения, что иногда Эмина отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, проживавшей в пустыне. После смерти родителей сироту принял сначала дед Абдоль-Мотталиб, затем дядя Абу-Талиб, человек благородный и добрый, но крайне бедный.
Вскоре мальчик уже сам зарабатывал на хлеб: за убогую плату он пас коз и овец у мекканцев, считавших это занятие слишком низким для себя. Работая пастухом, Мухаммед почти не встречался с людьми. Вероятно, раннее отшельничество повлияло на характер юноши: впоследствии, будучи знаменитым и окруженным многочисленной свитой он имел некоторые трудности в общении. В возрасте 24-25 лет будущий пророк поступил на службу, вначале погонщиком, потом приказчиком, к богатой, вдове Хедидже. Путешествия с караваном по ее торговым делам способствовали расширению кругозора замкнутого молодого человека, охотно завязывавшего знакомства с представителями разных народностей и вероучений.
Через некоторое время Мухаммед женился на Хедидже, которая была на 15 лет старше юноши. Вероятно, она сама предложила ему свою руку. Неожиданно счастливый брак (у них было много детей, но все сыновья умерли) принес Мухаммеду значительный авторитет в обществе корейшитов. Историки отрицают корыстные расчеты молодого Мухаммеда, он искренно любил свою жену, окружившую мужа материнской заботой. После смерти Хедиджи у Мухаммеда было много жен, но первая супруга осталась самой почитаемой. Освободившись от материальных забот, Мухаммед начал заниматься религиозными проблемами.
Племя корейшитов проповедовало язычество. По их мнению, всю природу, отдельные места и жилища населяли невидимые духи, добрые и злые. Соплеменники Мухаммеда поклонялись идолам, разделенным на племенных и семейных; люди свободно общались с богами, чтили их, в основном, по привычке.
Доисламские арабские вероучения представляли одного создателя, называемого «всевышним богом» — «Аллах Теаля». Незначительные боги считались его детьми. Этому творцу они поклонялись, его именем скрепляли договора, подписывая вначале документа слова «во имя твое, Аллах!». Злобных людей корейшиты именовали «врагами Аллаха».
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем приемнике Мухаммеда - Османе) свод, получивший название "Коран" ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом Джабраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Вероучительными книгами ислама являются Коран и Сунна. Коран состоит из 114 частей (сур), которые в свою очередь, состоит из смысловых отрывков разной величины. Всего Коран включает 6204 отрывка, разделённых для удобства культовой деятельности на 30 частей и 60 разделов.
Коран представляется «словом Аллаха», которое было ниспослано пророку Муххамеду через архангела Джабраила. Изначально содержание Корана передавалось устно. После смерти пророка и его учеников и последователей, хранивших священное откровение, остро созрела необходимость письменного оформления Корана.
В настоящее время известны списки Корана, датируемые 7-8 вв. Один из них хранится в Мекке, в святилище Кааба, другой в Медине, во дворе мечети Пророка. Известны так же списки хранящиеся в Канре (Египетская национальная библиотека) и Узбекистане.
Другой священной книгой выступает Сунна (араб. «обычай»). В отличие от Корана, Сунна является не божьим словом, а преданием о жизни пророка Мухаммеда, который свои поступками наглядно показал эталон жизнедеятельности правоверного мусульманина. Хотя Сунна и уступает в святости Корану, она представляется боговдохновенной книгой, поскольку пророк говорил и жил по воле Аллаха, непосредственно через откровение был с ним связан. Сунна – это, прежде всего, руководство для повседневной жизни, которое включает в себя религиозно-духовную, социально-экономическую, правовую и нравственную сферы. Исторически Сунна выступает средством приспособления мусульман к меняющимся реалиям жизни.
Вероучение ислама находит своё отражение в 5 основных догматах:
1.Единобожие – вера в одного бога. Ислам основывается на монотеизме и отрицает любое проявление многобожия. Аллах, исходя из учения, является единственным творцом всего сущего.
2.Вера в божественную справедливость, в правосудие аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые дела, так и за предосудительные.
3.Признание пророческой миссии Мухаммеда и живших до него библейских пророков. Согласно преданию, пророк Мухаммед является «печатью пророков», то есть последним пророком единого Бога. До него пророческой деятельностью занимались другие пророки: Ибрагим (библейский Авраам), Мусса (Моисей), Ильяс (Илья), Сулейман (Соломон), Дауд (Давид) и другие (в Коране их насчитывается 28), передавшие откровения Бога людям. Однако только Мухаммеду было поручено завершить и представить историю откровений в чистом исламском виде.
4.Вера в воскресение после смерти, Судный день и потусторонний мир. Мухаммед пророчествовал о воскресении умерших, суде Аллаха и последующем пребывании людей в потустороннем мире – аду или раю. Согласно этому догмату, в день страшного суда поступки людей будут взвешены на весах справедливости, а сами люди пройдут испытания, которые сводятся к прохождению по «тонкому как волос и острому как лезвие меча» мосту. В зависимости от совершенных грехов мусульмане либо пройдут по нему подобно молнии и окажутся в раю, либо упадут в ад.
5.Учение о имате-халифате, то есть исламском государстве.
Кроме 5 основных догматов, можно выделить также и другие вероучительные положения:
1.Вера в святость, несотворённость и вечность священного писания – Корана.
2.Вера в бессмертие души, покидающей тело после смерти и участвующей в Страшном суде.
3.Вера в существование ангелов и демонов, выполняющих волю Аллаха. Исламская традиция упоминает об ангелах – Джабраиле (вестнике Бога), Микаиле (архистратиге), Накире и Мункаре (ангелах, допрашивающих людей после смерти), Ридване (страже рая), Малике (страже ада), Исрафиле (первом спутнике Мухаммеда), Израиле (ангеле смерти), Иблисе (падшем ангеле, дьяволе, главе джинов и шайтанов, враждебных Аллаху и человеку). Кроме того, считается, что каждый мусульманин при жизни имеет 2-х ангелов, которые фиксируют его добрые и злые поступки.
4.Учение о джихаде (араб. «усердие») – «войне за веру».
В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупными по численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.
3.Христиаство.
Христианство (от греч. Christos - помазаник) одна из мировых религий. Христианство распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Главная идея Христианства - искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. В основе догматики и богослужения Христианства - Библия, или Священное писание.
Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (греч. «католикос» - вселенский, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (как своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.
Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное с различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов - это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
Рассмотрим отличия католицизма и православия:
1.Вселенское Православие (православие- т.е. "правое" или "правильное", дошедшее без искажений) - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти автономных Церквей.
В отличие от Православных Церквей, Римский Католицизм отличается прежде всего своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической Церкви.
2.Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов Церкви как к «Священному слову» изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не может быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом, православие стремится сохранить дух христианской веры таким, каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека. Основная задача богослужений, основу которых помимо Священных Писаний составляют тексты, написанные еще Василием Великим и Иоанном Златоустом, не столько рассказать или объяснить бога, сколько помочь каждому человеку обрести общение с богом в сердце своем. В этом смысле православие более мистериально, что обусловило появление соответствующей православной культуры. Православие как оно исповедывалось лучшими людьми Византии, России, Болгарии и т.д.- есть стиль жизни полной поиска искренней веры, искренней доброты и искреннего милосердия.
Католицизм рассматривает христианское предание скорее как "семена", которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к богу.
В настоящее время главой Католической церкви является Папа Иоанн Павел II, поляк по происхождению. Это первый более чем за 500 лет папа - не итальянец и первый папа-славянин. До избрания на папский престол он был кардиналом Краковским.
Избирают Римского папу кардиналы, то есть высший слои духовенства Римско-католической Церкви, который идет сразу вслед за папой. Кардиналов немного, всего около 250 человек. Они избирают папу на особом заседании, которое называется конклав.
Папа руководит Римско-католической Церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. В светском правительстве это соответствовало бы министерствам.
Римский папа руководит Католической Церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами при нем. Римско-католическая Церковь насчитывает сейчас более 600 миллионов членов. Это самая большая из христианских конфессий. Католицизм распространен, прежде всего, в странах Южной и Центральной Европы, а также в странах Южной и Центральной Америки (в силу того, что колонизация их осуществлялась в свое время испанцами и португальцами). Много католиков также в Северной Америке, в США, особенно в южных штатах, которые тоже были исторически связаны с Испанией, и в восточных штатах. Распространен католицизм и в таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Филиппины. Из стран, которые входили в состав Российской империи, католическими являются Польша, страны Прибалтики - Латвия и Литва, особенно Литва. В Латвии лютеран больше, чем католиков. Эстония исторически преимущественно лютеранская страна. Там есть католики, но более всего лютеран.
Одной из наиболее дискуссионных проблем в истории христианства является проблема происхождения этого учения. Известные исследователи и историки религии рассматривают её по-разному. Некоторые исследователи, в частности крупнейший протестантский историк христианства Д.Штраус, считали, что в основе евангельских сказаний лежат подлинные исторические события, связанные с деятельностью проповедника Иисуса.
Другая группа ученых считали, что христианство просто многое заимствовало из других восточных культов, а существование Иисуса Христа отрицали. Современные историки в большинстве своём не подвергают сомнению историчность Иисуса Христа.
Обширные источники изучения раннего христианства подразделяются на две большие группы: христианские, среди которых различают канонические произведения Нового Завета, неканонические сочинения; а так же произведения раннехристианских авторов; и нехристианские.
Среди канонических сочинений важнейшими являются четыре Евангелия – рассказы о земной жизни Иисуса Христа. Христианская традиция приписывает их авторство Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Все они, кроме Евангелия от Иоанна, достаточно близки по содержанию. Евангелия, Деяния апостолов, автором которых считается евангелист Лука, Апокалипсис, приписываемый евангелисту Иоанну, а так же послания апостолов, первых исследователей Христа, церковь называет боговдохновенными, поэтому каждое их слово рассматривается как абсолютная истина. Все эти сочинения составляют христианский Новый Завет. Он был создан в течение относительно короткого времени, если сравнивать со сроками написания Ветхого Завета. Несмотря на множество неточностей, выдумок, явных нелепостей, эта группа источников является очень ценной.
Ветхий и Новый Заветы составляют христианскую Библию. Эта священная книга принимаются христианами как единая целостность, последовательно раскрывающая не только деяния Бога, но и его мысли и волю.
Неканонические сочинения не являются боговдохновенными, но тоже признаются церковью. Многие известны только по названиям, от других сохранились фрагменты. З дошедших до нас наибольший интерес представляет «Учение 12 апостолов», или «Дидахе», описывающий ранний период существования христианства.
К раннехристианским источникам относятся сочинения Отцов Церкви и так называемых апогелов – защитников христианства от его литературных врагов, а так же археологические находки. Особенно важное значение имеют погребения и надписи христиан. Ценные сведения о раннем христианстве содержат рукописи общины ессеев, поживавших вблизи Мёртвого моря. На территории современного Египта были найдены документы раннехристианской секты гностиков.
Сейчас христианство является самой распространённой религией в мире. Сотни миллионов его приверженцев по всему миру являются подтверждением того, что это действительно великая религия, в которой находят ответы на вопросы и скептики, и искренне верующие люди.
Литература:
Аверинцев С.С. Христианство: Энцик.слов.: В 2 т./ Редкол. – М.: Больш. рос. энцикл., 1998. – 356с.
Алексеев С.В. Все религии мира: Большая энциклопедия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 657с.
Астапов С.Н. История религий: Энциклопедия для школьников – Р-н-Д: Феникс, 2007. – 523с.
Бондаренко Г.Г. Путь Иисуса. Историяхристианства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 224с.
Дубенюк Н. Всеобщая история религий мира: Учебное пособие – М.: РИОР, 2007. – 448с.
Крымский А.Е. История мусульманства – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с замеч. авт. – М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. – 462с.
Маркова А.Н. Культурология: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600с.
Шахнович М.М. Религии мира: учеб. пособие по дисциплине «История религии», для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». – С.-Петерб. гос. ун-т. – Изд. 2-е, доп. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2005. – 286с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.