Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Развитие навыков общения у учащихся младших классов общеобразовательной школы

Развитие навыков общения у учащихся младших классов общеобразовательной школы [28.11.12]

Тема: Развитие навыков общения у учащихся младших классов общеобразовательной школы

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Дипломная работа | Размер: 237.44K | Скачано: 313 | Добавлен 28.11.12 в 12:50 | Рейтинг: 0 | Еще ВКР и дипломы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 3

1.1 История исследований игровых технологий 9

1.2 Влияние игры на развитие навыков общения у учащихся младших классов 24

1.3 Деятельность социального педагога по развитию навыков общения среди учащихся младших классов в процессе игровой деятельности
32

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46

ГЛАВА II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧЕРЕЖДЕНИИ 49

2.1.Диагностика навыков общения у учащихся 4-го класса в средней общеобразовательной школе с. Старотатышево Илишевского района 49

2.2. Содержание и результаты опытной работы по развитию навыков общения учащихся 4 -го класса в средней общеобразовательной школе с. Старотатышево Илишевского района 68

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

 

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется обучением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Игра, как бытийный феномен сравнительно недавно привлекла к себе внимание ученых. Анализ игры необходим и актуален, так как активные игровые элементы проникают в нашу жизнь, приобретая все большую значимость.

В преобладающей части исследований, посвященных вопросам игровой деятельности, рассматриваются лишь отдельные аспекты  – психологический (З.Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), педагогический (А. С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.В. Петрусинский, С.А. Шмаков) исторческий (Г.В. Плеханов). 

Игра способствует развитию коммуникативных навыков и может рассматриваться  как основа для построения  отношений. Игровая деятельность является основой для накопления  культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. При условии правильной методической инструментовки  игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира.  Различные подходы к использованию игры в коррекционно-развивающей работе дают основания говорить о неоценимой роли игры в преодолении у детей проблем внутриличностного и межличностного характера, а также коммуникативных проблем.

 Отметим, что на каждом возрастном этапе жизнедеятельность (способ реализации индивидом своей активности) человека складывается из многих сфер, среди которых можно выделить доминирующие, то есть те, в которых человек определенного возраста имеет потребность и возможность реализовать свою активность. Для младшего школьника такими сферами жизнедеятельности являются познание, предметно-практическая деятельность, игра, общение, спорт. Следует обратить внимание  на отсутствие теоретически и методически хорошо разработанного способа организации коммуникативной деятельности младших школьников в форме игры, что значительно тормозит ее использование в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность игровых технологий в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Ребенок больше становится ограниченным в живом общении и тем самым не добирает коммуникативные навыки и умения. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к младшему школьному возрасту, отметим, что в научно-педагогической литературе аспект активизации коммуникативной деятельности младших школьников средствами педагогики остается недостаточно разработанным. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы общей подготовки младших школьников к общению, готовности к нему, развития отдельных коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения представлены в педагогической науке достаточно широко. Проблема общения, получив свое освещение в работах педагогов ХIХ-ХХ вв. (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), сформировалась в 60-е годы XX века как самостоятельная теоретическая проблема. Она широко раскрывается в психолого-педагогическом аспекте (А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик,  и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений и др. Данная проблема разрабатывалась, в основном, применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает недостаточную  ее изученность в рамках педагогики начального обучения.

 Сегодня в научно-педагогической литературе по педагогии можно найти много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной практике. До недавнего времени основной акцент при рассмотрении вопросов о целесообразности и правомерности привнесения игры в педагогический  процесс делался на ее вкладе в обучение и воспитание младших школьников. Но происходящие в последние десятилетия процессы становления системы социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детства, ее активное включение в деятельность образовательных учреждений позволяют предметно обсуждать и изучать еще один аспект, особенно важный при работе с учащимися младших классов - место игры в решении проблем по развитию коммуникативных навыков, коррекции нежелательных вариантов детского развития учащихся начальной школы.

Актуальность поднятой проблемы так же вызвана потребностью педагогов, психологов и родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития навыков общения.

Таким образом, цель исследования – теоретически обосновать и опытным путем проверить использование игровых технологий, как средства развития навыков общения учащихся младших классов в деятельности социального педагога.    

Объект исследования – развитие навыков общения у учащихся младших классов  общеобразовательной школы.

Предмет исследования – социально-педагогические условия эффективного использования игровых технологий в деятельности социального педагога по развитию навыков общения у учащихся младших классов.

 Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие навыков общения  у учащихся младших классов будет более эффективным если:

- будет разработана педагогическая программа, основанная на игровых методах,  по формированию навыков общения;

- в процессе реализации программы будут соблюдаться принципы деятельностного и индивидуального подхода;

- в  содержании  игр будут учитываться   возрастные особенности младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа литературы выявить влияние игры на развитие навыков общения;

2) определить принципы и направления деятельности социального педагога по развитию навыков общения;

3) описать деятельность социального педагога по развитию навыков общения в процессе игровой деятельности младших школьников;

4) провести опытную работу с учащимися младших классов по развитию навыков общения с использованием игровых технологий.

Методологическую основу исследования составляют: моторный подход З.В.Мануйленко, методическая программа конструктивного общения Т.Г.Григорьевой.

 В качестве методов исследования были использованы:

Теоретическую основу исследования составляют ведущие идеи и положения  теории социально-педагогической деятельности психолого-педагогические теории развития игровой деятельности  (К. Гросса, Д.Б.  Эльконина, М.Я. Басова, Г.В. Плеханова, С.А. Шмакова),  педагогические теории (И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого), теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский), теория педагогического общения (А.А.Леонтьев).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлен и опытном путем обоснован комплекс игровых технологий  социально-педагогических условий, обеспечивающих наибольшую результативность для развития навыков общения у учащихся младщих классов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса развивающих мероприятий, а также в разработке методических рекомендаций учителям начальных классов, направленных на развитие навыков общения учащихся младших классов, с использованием игровых технологий.

Апробация результатов исследования осуществлялось путем публикации научной статьи в сборнике материалов « Студент – наука 2009» (Магнитогорск, 2009 г.).

База исследования – средняя общеобразовательная школа с.Старотатышево Илишевского района Республики Башкортостан, учащиеся 4-го класса.

Структура работы включает: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973.

2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. Что такое детство //Педагогический поиск. – М., 1997.

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.

5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика 1975.

6. Бенин В.Л., Фаттыхова Р.М., Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. – Уфа., 1998.

7. Бершадский М.Е. Консультации: обучение в начальной школе //Педагогические технологии.2006. №3. С. 86-89.

8. Битянова М.Р. Организация психолого-педагогической работы в школе. – М., 1998.

9. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога // Воспитание школьников. – 2004. - №8. С. 38-41.

10. Букатов В.М. Дидактическое значение игрового метода.- М., 1997.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. – М., 1996.

12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

13. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.,1991. 

14. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. – М.: Прометей, 2002.

15. Гайсина Г.И. Пособие по выполнению выпускной квалификационной работы. Для студентов  социально-гуманитарного факультета (специальность 031300 – Социальная педагогика). – Уфа: Изд-во ГПУ, 2007.

16. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика  и коррекция развития. – М.,1998.

17. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: "Знание", 1989.

18. Горбунова Г.Д., Тагирова Г.Ф. Игротерапевтические  методы работы с социально – дезадаптированными подростками. – Уфа, 2004. 

19. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. http://nkozlov.ru/library/psychology/d2550/

20. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. – М., 1985.  

21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Дл учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987.

22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

23. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2001.

24. Закон о защите детства (Законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка). – М., 1999.

25. Закон РФ « Об образовании». – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

26. Запорожец А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного    возраста. - М., 2003

27. Зайганова Н. Мифология в играх: учим этикету. // Воспитание школьников.-2005.-№7.-С.26-28.

28. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры / Под ред. В.В. Петрусинского. Кн. 5. – М., 1994.

29. Исаенко В. Играем в школе и дома .// Воспитание школьников.- 2007.-№9. С.44-47.

30. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

31. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1982.

32. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. О.С. Газмана. – М., 1988.

33. Карабанова О.А. Игра в коррекционной педагогике. – М., 2002.

34. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – М., 2004.

35. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – М., 2001.

36. Кулагина И.Ю., Колоцкий В.Н. Возростная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

37. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - Спб.: Питер, 2002.

38. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды/ Под общ. ред. Д.А.Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001.

39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

40. Линькова Н.П. Игры, игрушки. Воспитание способностей.- М.,1969.

41. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 130.

42. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т. 4. – М., 1957.

43. Манулейко З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов. – М., 2003.

44. Мендель Б.Р. Интеллектуальная игра как компонент образовательной практики: моделирование развития профессионально значимых качеств  // Педагогические технологии. 2007. №1. С. 29-35.

45. Меняева С.В. Подвижные игры дома и на улице. От 2-х до 14 лет. – М.: Айрис, 2008.

46. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

47. Минскин Е.М. от игры к  знаниям. - М.,1987.

48. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1980.

49. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002.

50. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. - Екатеринбург  2003.

51. Никитина Н.Н. Игровой тренинг общения в школьном классе //Классный руководитель. 2006. №5. С. 55-73.

52. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М., 1989.

53. Патрикеев А.Ю. Мозаика детского отдыха. Подвижные игры. – М.: ВАКО, 2007.

54. Педагогика. / Под ред., Пидкасистого П.И. – М., 2006.

55. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.

56. Петерсон Л.Г. Консультации: УМК «Школа 2000…» (начальная школа) // Педагогические технологии. 2006. № 2. С 96- 101.

57. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М., 1996.

58. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. – М., 1958. Т. V.

59. Поваляев В.Г. Диалектика игры // Вестник  МГПУ. – 2003.-№2.- С.37-39.

60. Подласый  И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2002.

61. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000.

62. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2002.

63. Психлолго-педагогический словарь для учителей и руководителей      образовательного учреждения. – Ростов-на-Д., 1995.

64. Развивающие игры для младших школьников / Сост. М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1996.

65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1990.

66. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2000.

67. Самоукина Н.В. «Игры в которые играют». – Дубна, 1996.

68. Самоукана Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения». – Ярославль, 2004.

69. Самоукина Н.В. Организационно – обучающие игры в образовании: практическое руководство. –М., 1996.

70. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

71. Словарь по сциальной педагогике / сост. Мардахаева Л.В. – М., 2002.

72. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей редакцией М.А. Галагузовой. – М., 2000.

73. Социальная психология / Под редакцией Петровского В.А. – М., 1987.

74. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н./Д., 2006.

75. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

76. Тамбиева С.О. Диалектическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности  младших школьников/ Автореферат. – Майкоп, 2007.

77. Тимошкина Н. Народная игра  и игрушка как средства освоения детьми полоролевых функций  // Воспитание школьников. – 2007.-№3.- С.62-63.

78. Толстой Л.Н. Воспитание и образование. – Пед. Соц. М., 1953.

79. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. - М., 1950.

80. Федеральный закон « Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

81. Фрейд З. По ту сторон принципа удовольствия. – М., 2000.

82. Хрестоматия по психологии: Учебн. Пособие для студентов пед. Ин-тов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

83. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.  Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

84. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

85. Шацкий  С.Т. педагогические сочинения: В 4т. / Под ред. И.А. Каирова и др. – М.: Просвещение, 1964.

86. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационной период?// Начальная школа. – 2006. - №10. – С.22-25.

87. Шмаков С.А. «…Потехе час». – М.: Знание, 1975.

88. Шмаков С.А. Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. – М.: Новая школа, 1993.

89. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб., 2000.

90.Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

91.Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1996.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 237.44K
Скачано: 313
Скачать бесплатно
28.11.12 в 12:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно ВКР и дипломы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные ВКР и дипломы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе