Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Развитие науки управления в СССР в 20-е и 30-е годы ХХ в.

Развитие науки управления в СССР в 20-е и 30-е годы ХХ в. [18.11.12]

Тема: Развитие науки управления в СССР в 20-е и 30-е годы ХХ в.

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 68.88K | Скачано: 260 | Добавлен 18.11.12 в 20:14 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2012


СОДЕРЖАНИЕ

1. Вклад отечественных ученых в развитие управления в СССР 3

1.1 Теория А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука» 3

1.2 Концепция «трудовых установок» А.К. Гастева 5

1.3 Теория социалистического рационализма О.А. Ерманского 7

1.4 Теория «всякой организационной деятельности» П.М. Керженцева 9

2. Практическая часть 11

3. Заключение 12

4. Список используемой литературы 13

 

Развитие науки управления в СССР в 20-е и 30-е годы ХХ в.

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили из­вестный русский экономист А.Л. Ордин-НащокинА.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев(главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управле­ния России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребо­вало создания новой общественной организации управ­ления социалистическим производством. 

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богда­нов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. 


1.1  Теория А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука»

А.А. Богданов установил, что формирование организованностей в природе, технике и обществе имеет общие черты. Это позволило ему предложить всеобщую организационную науку (тектологию).

Всеобщая организационная наука А.А.Богданова.

По мнению Богданова любая управленческая задача, требующая разрешения состоит из целого ряда элементов. В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм заимствований. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности  сменяющих друг друга состояний. В основу построения этой науки Богданов положил универсальные организационные принципы, которые были пригодны для всех сфер человеческой деятельности.

Основные принципы:

  1. Рассмотрение части системы по отношению ко всей системе, к окружающему ее миру. В соответствии с этим происходит планомерноераспределение средств для достижения равновесия общественного хозяйства.
  2. Принцип цепной связи. На основе которого был сформулирован закон наименьших, согласно которому прочность цепи определяется слабым звеном.

Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два универсальных типа систем — централистический
(эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для систем первого типа
(эгрессия — от латинского «выхождение из ряда») характерно
наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа, напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами.

Здесь мы видим единство и различие пластичности и прочности. Дегрессия (от латинского «схождение вниз») имеет важнейшее положительное значение с организационной точки зрения: лишь она делает возможным развитие пластичных форм, охраняя нежные комбинации от грубой их среды.

Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы — механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается термином «подбор»: это понятие А. А. Богданов заимствует из биологии и распространяет его на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.
Кроме биологии, важным источником идей и образов был для А. А. Богданова язык. Во «Всеобщей организационной науке» и других работах он многократно возвращался к одному из своих любимых тезисов об исторической роли языка как фактора, организующего общественное сознание, полагая, что «слово предшествует мышлению». Не менее увлекало его присутствие в языке «скрытой системности» — регулярных звуковых и смысловых соответствий между словами различных, но связанных общим происхождением языков. Имея в виду прежде всего успехи сравнительно-исторического метода, позволившего систематизировать эти соответствия и частично восстановить историческое прошлое языка, А. А. Богданов писал
о языкознании как о «ранее всех развившейся части идеологической науки» '.
Одно из выражений этого увлечения — многочисленные этимологии, приведенные на страницах предлагаемой вниманию читателя книги,— остроумные и смелые, хотя нередко и ошибочные.

 

1.2 Концепция «трудовых установок» А. К. Гастева

Известный совет­ский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулиро­вана и обоснована концепция, получившая название «тру­довые установки». Внедрением методики трудовых установок в практи­ческую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудо­вых движений отводилось инструктажу. 

Теория трудовых движений в производственных процес­сах и организации рабочего места: цитовцы усматривали проти­воречие между необходимостью роста производительности труда и жестким стандартом на выполнение операций. Устранить это противоречие предлагалось на основе жесткой инструкционной карточки в сочетании со свободой личной инициативы.

  1. Методика рационального производственного обучения: на первое место вышел человек труда, важнейшей задачей стано­вится сохранение его физического и психического здоровья. Ци­товцы отвергали взгляд на возможности человека как на нечто, раз и навсегда данное. Делался вывод о необходимости постоян­ных тренировок способностей человека. К 1924 г. цитовцами на­работаны практические методики ускоренного производственно­го обучения.

Теория управленческих процессов, в соответствии с ко­торой НОТ можно и нужно внедрять в любых условиях.В 20-е годы А. К. Гастев выдвинул также концепцию «уз­кой базы», «узкого места», с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.А.К. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения. А.К. Гастев разработал концепцию узкой базы. Суть ее в следующем: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка».
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых ус­тановок, выбор слишком узкой базы исследования, ори­ентация на индивидуальность рабочего.

На рисунке №1 он предлагает схему обучения российских менеджеров.

Рис.№1

Рис.№1

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значитель­ный вклад в создание теории социалистической рациона­лизации

 

1.3 Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского.

Ему принадлежит «Научная организация труда и управления». Он внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. «Научная организация труда»; «Теория и практика рационализации труда».

опираясь на народно-хозяйственных подход он выделил несколько ступеней его осуществления:

  1. рационализация отдельного рабочего процесса
  2. рационализация производственно процесса в рамках предприятия как единого целого
  3. рационализация всей промышленности
  4. рационализация всего народного хозяйства
  5. рационализация всего мирового хозяйства

Основным его явлениям являются предприятия.

Чтобы рационально организовать работу нужно подобрать человека к профессии (специальности). Или же профессию (специальность) конкретному человеку.

Главным принципом является принцип оптимума, который он назвал стержнем проблемы рационализации. Принцип оптимума Ерманский раскрывает путем сопоставления проделанной работы затраченной работы. По энергией он понимал – не только живую энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факторов производства. Принцип оптимума требует наилучшего применения всех видов энергии для достижения требуемого результата.

Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйствен­ного строительства в СССР.

 

1.4 Теория всякой организационной деятельности Керженцева.

Основные работы: «Научная организация труда», «Принципы организации», «»Борьба за время». По его мнению, научная организация труда включает в себя:

  1. Человек и его деятельности
  2. Материальные средства (выбор организации, предприятия, подбор оборудования)
  3. Использование рациональных организационных методов.

Для изучения трудовой деятельности человека необходимо исследования: рабочих движений человека с помощью фотографии рабочего дня, хронометража.

Интенсификация труда будет одним из средств. при помощи которого мы повысим производительность труда и тем самым сможем перейти к высшей хозяйственной ступени жизни.

Проблемы научной организации труда получили ши­рокое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развер­нувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Кер­женцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась соз­данием центральной платформы, принятой на II Всесо­юзной конференции по НОТ, в которую вошли положи­тельные моменты обеих дискутировавших платформ2.

 

Практическая часть

Опишите ситуацию, приведите пример, когда управленческий

контроль отрицательно действует на подчиненных.

Ответ: Управленческое воздействие на подчиненных может быть двух видов. Пассивное не оказывает прямого влияния на работников, а регулирует их поведение косвенно (например, руководитель устанавливает те или иные правила выполнения работы). Активное воздействие с помощью различных мер (экономических, административных, организационных, моральных и пр.) мотивирует позитивное поведение; предупреждает или ограничивает негативное. Воздействие будет эффективным, если окажется выгодным той и другой стороне.

Как правило,  отрицательно на подчинённых может действовать чрезмерный контроль со стороны руководства. При выполнении любой работы полезно дать работнику возможность самореализоваться, выражать собственное мнение, чего при чрезмерном контроле не происходит. Если работник постоянно чувствует давление со стороны руководства, это  приводит к постоянному напряжению и отсутствию эффективности работы.

 

Тесты

1. Характер и формы собственности определяют особенности и содержание управления, как:

а) собственность определяет социально­экономические аспекты

управления, но не влияет на организационные его формы

б) собственность определяет трудовую активность и тем самым

способствует стимулированию труда в процессе управления

в) собственность меняет цели управления и тем самым  в корне

изменяет всю систему управления

г) собственность определяет социально­экономические условия

управления и через них влияет и на формирование организации

управления.

Ответ: А

2. Искусство  управления – это:

а) способности менеджера, реализуемые в его практической деятельности

б) комплекс знаний и опыта управления, присущих менеджеру

в) богатый опыт  управления, осознанный менеджером  и успешно

используемый в критических ситуациях

г) интуиция и предвидение ситуаций.

Ответ: А, Б, Г

3. Понятие «методология управления» включает:

а) методы управления

б) совокупность методов изучения проблем управления

в) логическую организацию деятельности по управлению

г) подход к управлению, концепцию управления.

Ответ: А,В, Г

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги: Крупный вклад в развитие теоретических основ со­циалистической организации производственных процес­сов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производ­ственном процессе на три вида: последовательное, па­раллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практи­ческая работа по созданию науки об организации производ­ства, труда и управления, результатом которой был вы­ход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию систе­мы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отрасле­вого профиля, которая вскоре стала ведущей среди эко­номических специальностей.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

 

Список используемой литературы

1. Васильева Ю.В. Основы менеджмента (менеджмент): курс лекций. – Пенза: ИИЦ ПГУ, 2009.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 3­е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

3. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник. – 2­е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2009.

4. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие.– М.: ЮНИТИ­ ДАНА, 2009.

5. Левченко В.А. Основы менеджмента: учебно­методический комплекс. – Курск: Б.и., 2009.

6. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.22

7. Овчинников О.В. Менеджмент: учебное пособие. – 5­е изд. – Архангельск: Б.и., 2009.

8. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: учебник. – М.: Экономика, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+11
Размер: 68.88K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
18.11.12 в 20:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе