Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 76.20K | Скачано: 307 | Добавлен 08.11.12 в 10:52 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2011
Вариант № 9
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос ........................................................ |
3 |
Контрольные тестовые задания ................................................................. |
12 |
Задача ........................................................................................................... |
13 |
Список литературы ..................................................................................... |
14 |
1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках. С микроэкономической точки зрения рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D (demand) и предложения S (supply). Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Эта точка называется точкой равновесия, а цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров ̶̶ равновесным объемом (Qe). (Рис.1)
Рис. 1. Рыночное равновесие
При цене равновесия (Ре) спрос равен предложению и равновесный объем равен (Qe).
Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.
Чтобы понять, как действует рыночный механизм (рыночное равновесие), необходимо выяснить, как определяется уровень равновесной цены, от чего она зависит и под влиянием каких факторов изменяется и к чему это приводит.
Если на рынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию, и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.
Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически восстанавливать нарушенное равновесие. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием своих внутренних (эндогенных) факторов называется устойчивостью, или стабильностью рынка.
В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов (рост денежных доходов, изменение потребительских предпочтений и др.) рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 2).
Рис. 2. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем
При увеличении спроса (рис. 2а) и цена, и равновесный объем возрастают ; при снижении спроса (рис. 2б) и цена, и равновесный объем сокращаются .
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 3)
Рис. 3. Изменение предложения и его воздействие на равновесную цену и равновесный объем
Увеличение предложения (рис. 3а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения (рис. 3б) увеличивает цену и снижает равновесный объем .
Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? Ответ: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае равно-направлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.
А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то, в конечном счете, равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.
Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 4 и 5).
Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша) потребителя — разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 4 — это заштрихованная область.
Рис. 4. Излишек потребителя
Покупатель в соответствии с законом убывающей предельной полезности 1-ю единицу блага готов купить за 9 ден. ед., 2-ю – за 7,5 ден. ед., 3-ю – за 6 ден. ед. Но, поскольку на рынке установилась цена на уровне 4 ден. ед., то он имеет возможность приобрести больше (4 ед.) блага по более низкой цене – 4 ден. ед. Чем ниже равновесная цена, тем больше выигрыш покупателя.
При рыночном равновесии выигрыш (излишек) получает и производитель. Излишек производителя (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той минимальной ценой, по которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков (на рис. 5 — заштрихованная область).
Рис. 5. Излишек производителя
В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.
Мгновенное равновесие — возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие — при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.
Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологии или налогов.
Достоверный анализ стабильности того или иного рынка имеет серьезное практическое значение, поскольку позволяет определить границы целесообразности государственного вмешательства в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование становится не просто желательным, но и необходимым. Например в условиях господства монополий и олигополии, или в условиях несовершенной конкуренции (НК) возникает совершенно другая ситуация во взаимодействии спроса и предложения, принципах конкурентного поведения. Цена на таком рынке также зависит от объемов выпуска продукции, причем, данная зависимость — обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции (СК). Вследствие этого равенство предельного дохода (MR) и предельных затрат (МС) для монополии (или олигополии) наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство. Учитывая негативное влияние монополий на механизмы рыночного равновесия, даже представители неоклассического направления в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда приводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
2. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:
а) только к тоталитарным системам и обществам, где господствует централизованное планирование;
б) только к рыночной экономике;
в) только к слаборазвитой экономике;
г) к любому обществу независимо от его экономической и социально-политической организации.
Обоснование ответа:
«Что, как и для кого производить» – это три центральные проблемы, которые относятся ко всем хозяйствам:
1. Что должно производиться и в каком количестве, чтобы удовлетворить максимальное количество потребностей.
2. Как производить товары, т.е. с помощью каких ресурсов и какой технологии, чтобы минимизировать затраты и максимизировать прибыль.
3. Для кого предназначаются производимые товары, а именно какие слои нации смогут потреблять произведенные товары.
3. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма, минимизирующая убытки, прекратит производство, если окажется, что:
а) средние переменные издержки меньше, чем цена;
б) общий доход меньше общих переменных издержек;
в) цена меньше минимальных средних издержек;
г) нормальная прибыль меньше среднеотраслевой;
д) общий доход меньше общих издержек.
Обоснование ответа:
В этом случае цена (Р) ниже средних переменных издержек (АVС). В данной ситуации доход, приносимый каждой единицей впуска, не покрывает ни постоянные издержки (ТС), ни переменные издержки (VС), ввиду чего требуется приостановка производства.
4. Осуществляя производство в условиях монополии, фирма определила функцию общих издержек производства как ТС = 20 000 + 5Q. Определите величину экономической прибыли монополии, если объем выпуска Q = 2500 шт., а цена единицы продукции составляет 14 долл.
Решение:
Экономическая прибыль – Pr
Pr = TR – TC
TR = PxQ = 2500x14 = 35000
TC = 20000 + 5x2500 = 32500
Pr = 35000 – 32500 = 2500
Ответ: экономическая прибыль монополии составляет 2500 долл.
1. Экономика: Учебник /Под. ред. А.С. Булатова М., 2002
2. Экономическая теория: Ученик /под ред. И.П. Николаевой, М., 1997
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.