Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Роль фондов обязательного социального медицинского страхования в реализации социальных программ государства
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.08K | Скачано: 309 | Добавлен 19.10.12 в 17:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Липецк 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Фонды обязательного социального медицинского страхования, их цели, задачи и система организации 4
2.Особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации 7
3.Перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации 11
Заключение 16
Список литературы 17
Введение.
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства – это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определённых социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития.
Высокую экономическую и социальную значимость в настоящее время имеют государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счёт обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с Бюджетным кодексомРФ (ст. 144) в Российской Федерации функционирует рядвнебюджетных социальных фондов: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонды обязательного медицинского страхования РФ (Федеральный и Территориальный).
Государственные внебюджетные фонды формируются за счёт отчислений от доходов юридических и физических лиц, предусмотренных законодательными актами, а также носящих добровольный характер.
Цель контрольной работы – раскрыть роль Фондов обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи контрольной работы: выявить особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации и перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.
Фонды обязательного социального медицинского страхования, их цели, задачи и система организации.
Система обязательного медицинского страхования (ОМС) создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 году.
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В основе ОМС лежат следующие основные принципы:
Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования».
В основе положений о фондах ОМС лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования.
Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.
Фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантирует целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории. А Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжёлое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.). Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию её деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС – это некоммерческие финансово – кредитные учреждения.
Цель организации обязательного медицинского страхования состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за их счёт медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленной основе и в гарантированных размерах.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.
Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.
В 1993 г. в Российской Федерации начался процесс реформирования системы здравоохранения. Однако переход к страховой медицине до сих пор не завершился и сейчас в России действует компромиссная, бюджетно-страховая модель здравоохранения, которую некоторые исследователи называют своеобразной формой финансирования здравоохранения по причине отсутствия в отечественной системе обязательного медицинского страхования классических характеристик страхования. Российская модель здравоохранения сочетает государственное финансирование медицинских учреждений и поступление средств от дополнительных источников (предприятий, органов исполнительной власти субъектов).
Как любое начинание, а тем более такое масштабное, в условиях коренной перестройки экономической системы, внедрение системы ОМС проходило очень нелегко, чему немало способствовал недостаток финансирования. В настоящее время ситуация с финансированием не изменилась, недостаток средств по-прежнему присутствует, и это влечет за собой целую цепочку неудобств, «провалов системы», которые, по сути, становятся ограничением прав человека, закрепленных в Конституции. Но всё же финансирование — не единственная и даже не ключевая проблема ОМС. Возникновению недостатка денежных средств, а вернее будет сказать тому, что эти средства не доходят до фондов ОМС и медицинских учреждений в полном объеме, в значительной мере способствует пресловутая российская бюрократия. Она пронизывает все социальные, политические и экономические структуры и институты, снижая их эффективность, существенно уменьшая теоретическую полезность, выгодность реформ. Функционирование любой системы зависит от менталитета конкретных исполнителей на всех уровнях. Функционирование ОМС, в частности, напрямую зависит от добросовестности представителей различных уровней власти, множества чиновников на местах, руководства и работников страховых медицинских организаций, медицинского персонала и, наконец, самих граждан. Как показывает статистика, около половины россиян прибегают к услугам ОМС только в крайнем случае, что свидетельствует о крайне низком уровне доверия граждан к так называемой «бесплатной» медицине. Тем не менее результаты развития системы обязательного медицинского страхования очевидны. В настоящее время основные институты системы ОМС созданы и функционируют в каждом регионе страны. Более 90% граждан РФ имеют полиса ОМС. Таким образом, должно реализовываться закрепленное в статье 19 Конституции РФ право человека на охрану здоровья
Происходящая в настоящее время реформа здравоохранения направлена на совершенствование системы медицинского страхования, постепенное решение существующих проблем и призвана обеспечить условия для максимально полной реализации прав человека на охрану здоровья и бесплатную медицину, прописанных в Конституции РФ.
Согласно принятому 29 ноября 2010 года Федеральному закону Российской федерации № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» систему здравоохранения России в 2011-2013 гг. ждут следующие трансформации:
1) пациенты получат право выбирать медицинское учреждение и врача;
2) с 1 января 2011 г. полис ОМС действует во всех регионах РФ
3) граждане получат право выбирать страховую компанию;
В декабре 2010 г. принят Федеральный закон №333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Доходы бюджета Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Расходы бюджета Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. расходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Кроме того, законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 гг. в сумме 460,0 млрд руб. Для сравнения: в 2009 г. поступления в ФФОМС составляли 126562 млн руб., из которых около 1/3 составляли поступления из федерального бюджета, а расходы - 130037 млн руб. Если проследить динамику объема поступлений и расходов в ФФОМС из года в год, то выявляется тенденция к чередованию дефицита и профицита бюджета Фонда ОМС.
Также в 2011 г. изменились:
С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составит 463 000 руб. в отношении каждого физического лица в год нарастающим итогом с начала расчетного периода.
На 2%, а именно, с 3,1 до 5,1 %, возрастет тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Однако вместе с тем расширится список льготных категорий плательщиков.
Наряду с системой обязательного медицинского страхования в России существует и развивается система добровольного медицинского страхования (ДМС). Однако российской особенностью является разделенность, несвязанность ОМС и ДМС.
В России существует большое количество страховых организаций, которые предлагают людям выгодные страховые услуги и уже который год удачно держат свои позиции на данном рынке. Среди этих страховщиков-лидеров группа «Согаз», которая лидирует по количеству взносов. Группа «РЕСО-Гарантия», лидер по приросту взносов: 43,6 % Группа «АльфаСтрахование», Группа «Ингосстрах – 501001 заключенных договоров за 2010 г.
Ниже размещена таблица, где приведено Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС за июнь 2010 г.
Таблица 1
Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС
Место в рейтинге |
|
Взносы, тыс. руб. |
Количество заключенных договоров, шт. |
Прирост взносов, % |
Уровень выплат, % |
1 |
Группа СОГАЗ |
13565633 |
104563 |
11,12 |
46,31 |
2 |
Группа РОСНО |
4801561 |
107007 |
26,35 |
45,01 |
3 |
РЕСО-Гарантия |
3046358 |
247002 |
43,60 |
51,50 |
4 |
Группа АльфаСтрахование |
3042271 |
476935 |
22,20 |
41,30 |
5 |
Группа Ингосстрах |
2957737 |
501001 |
-15,20 |
85,40 |
Как показывает статистика, взносы по ДМС с 2008 г. по 2010 увеличились примерно на 10 млрд руб., что показывает, со временем данные услуги в России медленно, но верно приобретают потребность российских граждан, то есть явно увеличивается заинтересованность платными медицинскими услугами (рис.1).
Рис.1
Перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.
Цели и задачи деятельности Министерства на 2011-2013 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, уточненных Минэкономразвития России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2013 года и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации.
- повышение уровня и качества жизни населения, включая:
- обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации участвует в достижении следующих стратегических целей страны:
- повышение эффективности государственного управления (повышение результативности деятельности органов исполнительной власти и повышение использования эффективности бюджетных средств; комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов);
- удовлетворение потребностей граждан в образовании (в части медицинского образования);
- развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в части медицинской науки);
- развитие потенциала международных связей;
- обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части содействия развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период будут:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- содействие росту заработной платы работников;
- повышение материального уровня жизни пенсионеров;
- повышение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- формирование здорового образа жизни;
- повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания населения;
- улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи;
- осуществление мер по содействию занятости населения;
- реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;
- создание условий для повышения территориальной мобильности населения.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается вразвитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Деятельность по указанным направлениям осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1. Улучшение демографической ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:
Цель |
Год |
Показатель |
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
12,6 12,6 12,6 17,0 |
Число умерших, чел. на 1000 человек населения |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
13,9 13,5 13,4 10,0 |
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения) |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
12,2 11,7 11,3 7-8 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
69,9 70,2 70,5 75 |
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
14,6 14,7 14,75 15 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, % |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
96,5% 96,6% 96,7% 100% |
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
2011г. 2012г. 2013г. целевое значение |
7,4% 7,1% 6,7% 4-5% |
Заключение.
В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.
Список литературы.
1. Федеральный закон Российской федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
2. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 08.12.2010 года № 333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
5. Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 марта 2011 г. «О внесении изменений в Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30 декабря 2010 г. № 1229».
6Финансы: Учебник / под ред. д.э.н. проф. В.П. Литовченко. 3-е изд. М.: Издательско-торговаякорпорация «ДашковиКо», 2008. 588 с..
7. http://www.gks.ru/ Сайт Госкомстата России.
8. http://www.ffoms.ru/ Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.