Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Современная западная философия

Современная западная философия [18.10.12]

Тема: Современная западная философия

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.94K | Скачано: 257 | Добавлен 18.10.12 в 20:58 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2011


Задание 1.

«Можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.

В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим».

(Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. - М.: «Прогресс», 1983 г., с. 63)

  1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
  2. Объясните понятия «верифицируемость» и «фальсифицируемость» системы.
  3. Какое значение имеет принцип фальсификации в концепции К. Поппера?

1.Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.

Данный текст представляет такое философское направление как постпозитивизм. Постпозитивизм – модификация позитивистской философии, которая сложилась во второй половине 20 века в результате критики и ревизии неопозитивизма. Главой проблемой, объединившей в это направление различные методологические концепции, стало объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Представителей постпозитивизма (К. Поппер) интересуют вопросы – как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном обществе, каковы критерии выбора конкурирующих теорий.   

Черты постпозитивизма:

1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;

2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко- научный подход, методологический подход, логический подход;

3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни;

4) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;

5) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).

6) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.

Главные выводы Поппера:
1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения);

2) научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, так как их истинность нельзя доказать;

3) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами;

4) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории.

По Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).

2. Объясните понятия «верифицируемость» и «фальсифицируемость» системы.

Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение".
         Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.

Принцип фальсификации: лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты (фальсифицированы).

Верифицируемость.

Верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.

Принцип верификации: суждение имеет смысл, если, и только если оно эмпирически проверяемо. Если же – нет, то данное суждение – либо аналитично, либо лишено смысла. При этом традиционная философия, состоящая по большей части из неверифицируемых высказываний (вроде: материальное первично, идеальное вторично), отвергается.
     Принцип верификации предусматривает признание обладающими научной значимостью только те знания, содержание которых можно обосновать протокольными предложениями. Поэтому факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются, обладают приматом перед другими элементами научного знания, они определяют содержательный смысл и истинность теоретических предложений.

Иными словами, согласно концепции логического позитивизма "существует чистый опыт, свободный от деформирующих влияний со стороны познавательной деятельности субъекта и адекватный этому опыту язык; предложения, выражаемые этим языком, проверяются опытом непосредственно и не зависит от теории, так как словарь, используемый для их формирования, не зависит от теоретического словаря".

3. Какое значение имеет принцип фальсификации в концепции К. Поппера? С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и другой – теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие то изменения. Причем, развитие научного знания по Попперу не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, т.е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Идейное  содержание  теорий  фальсификации  и  демаркации  имеет ценностное значение, которое выводит нас на мировоззренческое  измерение.  В основе концепции "логики  открытия"  Поппера  лежит  идея,  принявшая  форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в  науке  и  какого-либо критерия ее выявления; смысл  научной  деятельности  сводится  не  к  поиску истины, а к выявлению и обнаружению ошибок  и  заблуждений.  Этой,  по  сути своей,  мировоззренческой  идеей  была  детерминирована  и   соответствующая структура:

а) Представления о мире, принимаемые в науке как  знания  о  нем, не являются истинами, ибо не существует такого  механизма,  который  бы  мог установить их истинность, но существует способ обнаружить их ошибочность;

б) в науке лишь  те  знания  соответствуют  критериям  научности, которые выдерживают процедуру фальсификации; 

в)   в   научно-исследовательской   деятельности   "нет   более рациональной  процедуры,  чем  метод  проб  и  ошибок  –   предположений   и опровержений"

Задание 2.

«Сама жизнь ценится мною как институт роста, устойчивости наполнения сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности ... Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства, оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила».

(Ницше Ф Сочинения в 2-х т. Т. 2 -М.: Мысль 1990. с. 635).

  1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
  2. Объясните категорию «вопя к власти». Какое место эта категория занимает в представленном философском направлении?

3. Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?

4 Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?

1.Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.

Направление в данном тексте именуется как нигилизм (от лат. nihil — ничто), так как это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

2.Объясните категорию «вопя к власти». Какое место эта категория занимает в представленном философском направлении?

Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов.

3.Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?

Высшим   ценностям  человечества  недостает   воли  к  власти именно потому, что Ницше занялся переоценкой ценностей  и  высшей ценностью назначил именно волю к власти. А без воли к власти происходит упадок. Воля к власти - это стремление управлять обстоятельствами. - Это стремление должно выходить из страсти, а не из упадка духа. Вся современная мораль вышла из упадка.

4 Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?

Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или "рабской морали". То же воплощение мстительности видит Ницше в демократическом и социалистическом движениях, считая их производной формой от христианской идеологии. Религия, по мнению Ницше, действует подавляюще на людей.

 

Задание 3.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке важные патологические процессы душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в_сознание. но должен рассматривать сознание как качество психического которое может присоединятся или не присоединяться к другим его качествам. Таким образом, психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как такое качество психики, которое может отсутствовать вовсе В общем смысле бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, которые осуществляются без участия сознания. Наше Я подчинено Оно (бессознательному началу), которое имеет чисто природное происхождение и в котором содержаться такие первичные влечения человека как сексуальные желания и влечение к смерти.

(См. Фрейд 3 Я и Оно/УИзбранное - М., 1989, с 370 и др.)

  1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте
  2. Что такое бессознательное?
  3. Почему «психоанализ не может перенести сущность психического в сознание»?
  4. Что такое Оно. и каково его содержание?

1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте

Совершенно понятным представляется тот факт, что представленный выше отрывок относится к разработанной известным австрийским врачом-психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом философии психоанализа, фрейдизму. Отметим вместе с тем, что 3. Фрейд непосредственно и специально философией никогда не занимался, однако его принципиально новая психологическая теория и учение – «фрейдизм» оказала столь широкое влияние, что его выделяют в качестве одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения XX столетия. В работе «Я и Оно» (1923) представлена структура личности в законченном виде; этот труд посвящён одной из таинственных областей человеческой психики: ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что психология является отражением мыслительных процессов, а то, что происходит в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности, так и от обыденной жизни человека.

2. Что такое бессознательное?

Что такое бессознательное? Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное  и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному  — осознаётся. Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.

Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или "Оно", или "Id"). Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного путем переформулирования задачи исследования:"Каким образом сознательные процессы становятся бессознательными?". Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента.

3. Почему «психоанализ не может перенести сущность психического в сознание»?

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

4. Что такое Оно, и каково его содержание?

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, тапсихическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego)" - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества.

"Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади ("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я" испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов "Оно" в социально приемлемые виды деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его".

Жесткая моральная цензура "Сверх-Я" мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, "защитных механизмов".

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 20.94K
Скачано: 257
Скачать бесплатно
18.10.12 в 20:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе