Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Шпаргалка по макроэкономике на экзамен с ответами
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Шпаргалка | Размер: 73.55K | Скачано: 1410 | Добавлен 06.10.12 в 18:52 | Рейтинг: +12 | Еще Шпаргалки
1. Предмет макроэкономической теории: её общая характеристика.
2. Национальная экономика: её цели и результаты.
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП), методы измерения ВВП.
4. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт (ВВП). Понятие дефлятора ВВП.
5. Система национальных счетов (СНС). Основные показатели СНС (Основные макроэкономические показатели)
6. Сущность экономического роста, его типы и показатели.
7. Источники и факторы экономического роста.
8. Виды экономических циклов. Теория длинных волн Кондратьева.
9. Место и роль государства в рыночной экономике/ Госрегулирование экономики
10. Экономическая политика государства : краткосрочная и долгосрочная
11. Макроэкономическое равновесие и его виды
12. Основные модели макроэкономического равновесия
13. Совокупный спрос и факторы влияющие на него
14. Совокупное предложение и факторы воздействующие на него
15. Потребление и сбережение. Факторы влияющие на них
16. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВВП
17. Спрос на инвестиции и их предложение.
18. Теория мультипликатора инвестиций
19. Сущность, причины и виды инфляции
20. Социально-экономические последствия инфляции
21. Антиинфляционная политика государства: тактические и стратигические мероприятия
22. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.
23. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
24. Финансовые отношения и финансовая система, функции финансов.
25. Гос. бюджет, его дефицит и профицит.
26. Методы балансирования государственного бюджета
27. Государственный долг. Виды госдолга и управление им.
28. Фискальная политика государства, механизм и инструменты ее реализации
29. Налоги и их функции. Кривая Лаффера
30. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов
31. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Денежная масса
32. Равновесие денежного рынка, формирование уровня банковского процента
33. Банковская система: структура и функции в национальной экономике
34. ЦБ и его функции. Деятельность ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка
35. Коммерческие банки. Расширение денежного предложения и денежный мультипликатор
36. Денежно-кредитная политика ЦБ: ее цели, инструменты и механизм влияния на ВВП
37. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и особенности в России.
38. Сущность доходов и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
39. Государственное регулирование доходов: социльная справедливость и экономическая эффективность.
40. Социальная политика государства и ее основные направления
41. Социальная защита населения: принципы и источники
Макроэк-ка – отрасль эконом науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения усл-й устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Предметом макроэк-й теории является изучение макроэк -ких явл-й, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом. основные макроэкономические задачи (цели): 1-достижение устойчивого экономического роста
2-минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен.
3-обеспечение полной занятости
Между этими целями существует противоречивая связь: эконом рост сопровождается снижением безработицы и ростом цен (инфляция), поэтому правительству любой страны приходится выбирать приоритетное направление макроэк-й политики, либо обеспечение эконом-го роста и снижение безработицы при допущении роста цен, либо снижение темпов инфляции при сокращении экономического роста и повышении уровня безработицы.
Национальная эк-ка - сис-ма хозяйства в стране, обеспечивающая удовлетворение общественных потребностей. Ее целью явл-ся – улучшение общественного благосостояния:
1-достижение устойчивого экономического роста – он имеет место, когда увеличивается общественный объем товаров и услуг, обеспечивающий более высокий уровень жизни населения.
2-минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен. Для количественного измерения используют индекс потребительских цен, который определяет прирост цен фиксированного набора товаров и услуг в текущем году по сравнению с базисным.
3-обеспечение полной занятости – полной считается занятость, соответствующая естественному уровню безработицы.
Между этими целями существует противоречивая связь: эконом рост сопровождается снижением безработицы и ростом цен (инфляция), поэтому правительству любой страны приходится выбирать приоритетное направление макроэк-й политики. Приверженцы классической теории выберут снижение ур-ня инфляции, кейнсианской теории – эконом. Стабильность и полную занятость.
ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления.
Номинальный ВВП (абсолютный)— выражен в текущих ценах данного года.
Реальный ВВП (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Дефлятор ВВП – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги, находящийся как отношение номинального ВВП к реальному.
Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости — это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики.
Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики могут быть намного выше реальных.
ВНП - в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.
Для расчета ВВП может быть использовано три метода:
Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.
ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления.
Номинальный ВВП (абсолютный)— выражен в текущих ценах данного года.
Реальный ВВП (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Дефлятор ВВП – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги, находящийся как отношение номинального ВВП к реальному.
СНС - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики.
Систему национальных счетов формируют следующие показатели:
ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления.
ВНП - в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.
ЧВП – это ВВП за вычетом капитала.
ВД – это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента.
ЛД – весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.
Экономический рост – это развитее экономики, который характеризуется долгосрочным увеличением реального ВВП.
Интенсивный ЭР – ЭР, достигаемый за счет внедрения новых технологий в производство.
Экстенсивный ЭР – ЭР в рез-те расширения производства на основе действующих технологий.
Показатели ЭР:
Экономический рост – это развитее экономики, который характеризуется долгосрочным увеличением реального ВВП.
Факторы экономического роста:
Источники экономического роста - это необходимые условия для экономического роста:
Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры=ситуация от экономического роста до спада.
Виды экономических циклов:
Теория экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быть форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие. Кроме колебаний совокупного спроса существуют и другие факторы влияющие на фазы экономического цикла: изменения зависящие от смены времен года в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности, сезонность розничной торговли, вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.
Гос-ву необходимо вмешиваться в рын-ю экономику с целью:
1.Монополизация рынков.
2.Неустойчивые темпы экономического роста.
4.Неполная занятость.
5.Нестабильный общий уровень цен.
6.Циклический характер развития производства.
Направления:
Методы:
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.
Фискальная, бюджетная политика - совокупность мероприятий по использованию доходов и расходов бюджета в целях регулирования экономики.
Экономическая политика — сис-ма мероприятий, разработанная для достижения конкретных социально-экономических целей.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику.
Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее.(*Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы/здравоохранения/образования). Краткосрочная политика – характерна для неустойчивых экономических процессов, непредсказуемости внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности, характеризуется годом или даже несколькими месяцами.(*Повышение ликвидности фондового рынка)
Макроэкономическое равновесие – совокупная сбалансированность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
Выделяют идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия – это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели – факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.
Макроэкономическое равновесие – совокупная сбалансированность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
Модели:
Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
К. Маркс – схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;
Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;
Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.
Выделяют идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия – это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели – факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.
Совокупный спрос – реальный объем всех произведенных товаров и услуг, которые потребители готовы купить при данном уровне цен. Иначе, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
Факторы, влияющие на совокупный спрос:
+ демография, географические и национальные особенности, профессиональную структуру.
Совокупное предложение – уровень реального объема производства в стране при определенном уровне цен.
Совокупное предложение обычно приравнивается к ВВП.
Факторы, воздействующие на совокупное предложение:
неценовые факторы:
Потребление - это часть дохода, которую население тратит на приобретение товаров и услуг. Другая часть дохода не расходуется на текущее потребление — сберегается. Уровень потребительских расходов будет зависеть от того, в какой пропорции располагаемый доход распадается на потребление и сбережение.
Факторы, влияющие на потребление и сбережение:
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Классификация инвестиций:
По объекту инвестирования:
По срокам вложения:
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Спрос на инвестиции формируют стартапы на различных форумах(Селигер), выставках(КрокусЭкспо), а также люди, желающие создать свой бизнес и не знающие как это сделать в бизнес-инкубаторах.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Мультипликатор инвестиций – это коэффициент, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.
Beличинa мyльтипликaтopa бyдeт зaвиceть oт т.н. yтeчeк и инъeкций. Утeчкaми нaзывaют дeнeжныe cpeдcтвa, кoтopыe выxoдят из кpyгooбopoтa дoxoдoв и pacxoдoв, a инъeкциями - cpeдcтвa, кoтopыe вcтyпaют в oбopoт. Cooтвeтcтвeннo, к yтeчкaм oтнocят cбepeжeния, нaлoги и импopт. C pocтoм этиx вeличин знaчeниe мyльтипликaтopa yмeньшaeтcя. Инъeкции кoмпeнcиpyют yтeчки и пpeдcтaвляют coбoй инвecтиции, гocyдapcтвeнныe pacxoды и pacxoды зaгpaницы нa пoкyпкy oтeчecтвeнныx тoвapoв (экcпopт). B paвнoвecнoм cocтoянии экoнoмики yтeчки paвны инъeкциям.
Mexaнизм дeйcтвия мyльтипликaтopa тaкoв: любoй дoпoлнитeльный pacxoд cтaнoвитcя в экoнoмичecкoм кpyгooбopoтe дoxoдoм тex лиц, кoтopыe peaлизyют тoвapы или ycлyги. Ha cлeдyющeм виткe экoнoмичecкoгo кpyгooбopoтa этoт дoxoд мoжeт внoвь cтaть pacxoдoм, yвeличивaя тeм caмым coвoкyпный cпpoc нa тoвapы и ycлyги.
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен. В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются.
Различают следующие причины инфляции:
Виды инфляции:
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Последствия:
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Стратегия – общий план действий. Тактика – шаги, которые нужно предпринять для осуществления этого плана.
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничение выдачи кредитов и т.д.
Правительство, ЦБ страны обязаны принимать конкретные, адекватные ситуации меры по приведению экономической системы в нормальное состояние.
В числе таких мер, как правило, входят изменение структуры управления национальной экономикой, реформа бюджетных расходов, изменение налоговой политики и обязательно денежная реформа.
Когда инфляция становится неуправляемой и фактически разъедает денежную систему, превращая функции национальных денег в чисто номинальное понятие, правительство прежде всего заинтере совано в осуществлении радикальной денежной реформы. В ходе проведения денежной реформы в основном используются следующие методы:
Безработица – неравновесное состояние рынка труда, когда предложение труда определяет спрос.
Социальные последствия:
Экономические последствия:
Методы преодоления:
Безработица – неравновесное состояние рынка труда, когда предложение труда определяет спрос.
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Англ. Экономист Филлипс пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы (6–7 %), при котором уровень заработной платы постоянен и ее прирост равен нулю. Когда безработица снижается ниже этого естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост зарплаты, и наоборот.
Финансовые отношения – отношения связанные с формированием и использованием денежных фондов.
Финансовые отношения очень многообразны, потому что существует множество субъектов рынка, примером финансовых отношений могут служить отношения между государством и предприятиями, в рез-те которых гос. казна пополняется за счет налогов, отчисляемых предприятием.
Финансовую сис-му представляют бюджеты различных организаций. Главной сис-мой явл-ся гос. бюджет, его дополняют бюджеты субъектов федерации(обл-ти, края, республика), местные бюджеты (города), внебюджетные фонды(ПФР,фонд соц. и мед. страхования). Денежные ресурсы этих бюджетов формируются главным образом за счет отчислений от доходов предприятий и населения.
Фун-ции финансов:
Гос.бюджет – план денежных доходов и расходов гос-ва.
Гос. бюджет состоит из: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации(обл-ти, края, республика), местные бюджеты (города), внебюджетные фонды (ПФР, фонд соц. и мед. страхования). Доходы формируются за счет:
Расходы:
Дефицит госбюджета – превышение расходов над доходами государства (возникает в случае: неэффективности финансовой системы государства и налоговой политики, чрезвычайных обст-в, ростом гос. расходов например на развитее промышленности). Профицит — превышение бюджетных доходов над расходами.
Гос.бюджет – план денежных доходов и расходов гос-ва.
Гос. бюджет состоит из: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации(обл-ти, края, республика), местные бюджеты (города), внебюджетные фонды (ПФР, фонд соц. и мед. страхования).
Дефицит госбюджета – превышение расходов над доходами государства(возникает в случае: неэффективности финансовой системы государства и налоговой политики, чрезвычайных обст-в, ростом гос. расходов например на развитее промышленности). Профицит — превышение бюджетных доходов над расходами.
Методы борьбы с дефицитом:
Методы борьбы с профицитом:
Гос.долг – финансовые заимствования гос-ва для покрытия дефицита бюджета.
Виды:
Управление государственным долгом — это совокупность мероприятий (Выплаты долгов за счет золотовалютных резервов государства, консолидация внешнего долга, т.е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, рефинансирование – взятие другого кредита) государства по погашению внешних и внутренних займов.
Последствия:
Фискальная политика – политика манипулирования гос. расходами и налогообложением с целью стабилизации экономики и поддержания ЧНП (чистый нац. продукт – ВНП(стоимость всех товаров и услуг произвед. не только внутри страны но и за ее пределами) за вычетом амортизации)
Цели:
Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги. Все это приводит к увеличению объемов выпуска.
Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(неконтролируемые темпы роста). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.
Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.
Налоги – любые виды гос.-х платежей государству или его институтам.
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
Функции:
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
Фискальная политика – политика манипулирования гос. расходами и налогообложением с целью стабилизации экономики и поддержания ЧНП (чистый нац. продукт – ВНП(стоимость всех товаров и услуг произвед. не только внутри страны но и за ее пределами) за вычетом амортизации).
Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные.
Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.
Деньги – всеобщий эквивалент.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций).
Величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Денежная масса - совокупность наличных денег находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство
Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.
Банковская система - совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом. Система включает ЦБ, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. ЦБ проводит государственную эмиссионную(выдача кредитов) и валютную политику. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен ЦБ. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании).
Фун-ции:
Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны.
Фун-ции ЦБ:
ЦБ России регулирует деятельность коммерческих банков в целях создания общих условий для их функционирования и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. В текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк не вмешивается. Регулирующие и контрольные функции Центробанка направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы.
Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке.
Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц.
Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью.
Денежный мультипликатор - экономический коэффициент, показывающий степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Денежная масса - совокупность наличных денег находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
К банковским услугам(предложения) относятся:
Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Методы :
Так же различают общие и селективные методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.
Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.
Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Показатель неравенства в доходах населения.
Коэффициент Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода).
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.
Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.
Гос.бюджет – план денежных доходов и расходов гос-ва.
Гос. бюджет состоит из: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации(обл-ти, края, республика), местные бюджеты (города), внебюджетные фонды (ПФР, фонд соц. и мед. страхования). Доходы формируются за счет:
Расходы:
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимая государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги. Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимая государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги. Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.