Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по внутрифирменным стандартам аудита »

Контрольная по ВСА Вариант №27

Контрольная по ВСА Вариант №27  [04.10.12]

Тема: Контрольная по ВСА Вариант №27

Раздел: Бесплатные рефераты по внутрифирменным стандартам аудита

Тип: Контрольная работа | Размер: 33.76K | Скачано: 346 | Добавлен 04.10.12 в 10:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Липецк 2012


Содержание

1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 3

2. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, регламентирующие процессы планирования аудита, оценки существенности в аудите 17

Список используемой литературы 28

 

1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования

Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о

- соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями;

- соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства;

- полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации;

-  наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования;

- обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат;

-    формировании страховых резервов и другим аспектам.

Для проведения аудита в страховых организациях, как и в других организациях, формируется общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно стандарту "Планирование аудита", необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. деятельность аудируемого лица;
  2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность;
  3. характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;
  4. координацию, текущий контроль и направления выполненной работы;
  5. прочие аспекты.

Надо отметить, что каждый раздел общего плана аудита требует специальной разработки с учетом требований соответствующих  стандартов аудита. Федеральными стандартами аудита установлены общие требования к методике и организации аудиторских проверок. В этой связи аудиторским фирмам целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты, раскрывающие особенности методики аудита страховых организаций.

Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно к деятельности страховых организаций.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора и помогает аудитору:

-оценивать риски и выявлять проблемные области;

-эффективно планировать и проводить аудит;

-оценивать аудиторские доказательства;

-обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

В федеральном стандарте аудита № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" определены задачи, источники информации, основные вопросы и факторы, изучение которых позволяет решить эти задачи.

Целесообразно изучить и отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы  о деятельности страховой организации.

1

Организационно-правовая форма страховой организации

2

Полное и сокращенное наименование

3

Юридический адрес и адрес органа управления организации

4

Наличие филиалов и представительств и место их расположения

5

Сведения о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и реквизиты организации

6

Реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном реестре страховщиков

7

Виды добровольного и обязательного страхования, предусмотренные в соответствии с приложениями к лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде?

8

Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами

9

Вносились ли изменения в учредительные документы в проверяемом периоде

10

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов

11

Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров — перестраховщиков и перестрахователей имеет организация?

12

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов

13

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов

14

Функциональная структура управления организацией

15

Функциональная структура бухгалтерской службы

16

Определены ли порядок, сроки и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и службами организации

17

Характеристика технических и программных средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета

18

Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую?

19

Применялись ли в проверяемый период к организации санкции Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина России? Если да, то по каким основаниям?

20

Имели ли место налоговые проверки в проверяемом периоде?

21

Имеются ли незаконченные судебные дела и неурегулированные претензии с какими-либо организациями и другими лицами?

Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых выплат, страховые резервы и направления их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью такого анализа является предварительная оценка финансового положения и состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.

Согласно требованиям стандарта аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (СВК) аудируемой организации и определить их эффективность.

Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться стандартом аудита № 4 "Существенность в аудите".

При оценке уровня существенности по одному показателю чаще всего в качестве такого принимается показатель прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) или объем продаж. Однако эти показатели не позволяет учесть особенности деятельности страховых организаций. Трудно выбрать и иной показатель деятельности страховой организации, отвечающий данному требованию. Поэтому предпочтительнее является использование системы показателей, которые принято характеризовать как базовые. Используемая, как правило, система показателей деятельности коммерческих структур включает: балансовую прибыль, объем реализации, валюту баланса, собственный капитал, общие затраты. Недостатком этой системы является то, что она не учитывает важнейшие показатели страховой деятельности: объем страховых премий, страховые резервы и страховые выплаты.

При оценке уровня существенности для страховых организаций можно рекомендовать следующие базовые показатели и возможный уровень  отклонений, признаваемых существенными.

Базовые показатели оценки уровня существенности страховых организаций.

Наименование базового показателя

Рекомендуемый уровень (доля) отклонений, признаваемых существенными, %

Прибыль организации

3-5

Страховые премии, включая премии, полученные по операциям перестрахования

2-3

Валюта баланса

2-4

Собственный капитал

5-7

Страховые резервы

2-3

Страховые выплаты

2-3

Общие расходы

2-4

Предложенная система базовых показателей учитывает особенности деятельности страховых организаций, финансовые результаты ее деятельности, имущественное положение и источники формирования средств.

Не останавливаясь на всех аспектах разработки программы аудита, выделим основные вопросы, которые должны быть включены в программу аудита страховых организаций:

- аудит законности деятельности;

- аудит договоров страхования и перестрахования, их соответствия правилам страхования и требованиям действующего законодательства;

- аудит формирования и раскрытия, последовательности применения учетной политики;

- проверка правильности учета страховых взносов и страховых выплат;

- проверка обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах;

- анализ рассмотрения дел в судах по претензиям страхователей;

- аудит основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов;

- аудит финансовых вложений;

- аудит расходов страховой организации;

- аудит денежных средств и прочих оборотных активов;

- аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- проверка правильности формирования страховых резервов;

- проверка правильности осуществления расчетных операций;

- проверка правильности формирования финансовых результатов;

- проверка правильности составления годовой бухгалтерской отчетности;

- проверка соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств;

- проверка соблюдения требований о максимальной ответственности по отдельному риску;

- проверка соблюдения правил размещения страховых резервов.

Каждый из перечисленных вопросов должны раскрываться в отдельной программе проверки. При аудите страховых операций основными объектами проверки являются страховые премии (взносы), страховые выплаты и страховые резервы.

При проверке законности отражения в учете страховых премий (взносов) аудитору необходимо обратить внимание на соответствие заключенных договоров требованиям законодательных актов в области страхования, правилам страхования и видам страхования, на которые получена лицензия страховой организации. Особое внимание следует уделить договорам по смешанным видам страхования. Целесообразно проанализировать (сопоставить) сроки действия договоров страхования с записями в Журнале регистрации договоров страхования, соответствие сроков поступления страховых премий (взносов) срокам действия договора страхования. Кроме того, большое значение имеет оформление самих договоров, наличие в них обязательных реквизитов и данных о страхователе, объекте страхования и др.

Программа проверки страховых премий

Перечень вопросов, подлежащих проверке

Источники информации

1

Проверка наличия и правильности ведения Журнала регистрации договоров страхования

Журнал регистрации договоров страхования

2

Проверка законности отражения в составе доходов страховой организации страховых премий (взносов)

Лицензия на осуществление страховой деятельности. Правила страхования; договора страхования. Журнал регистрации договоров страхования

3

Проверка правильности определения момента признания в учете страховых премий (взносов)

Договоры страхования. Журнал регистрации договоров.

4

Проверка правильности применения тарифных ставок и начисления страховых премий

Правила страхования; тарифы; договоры страхования;

5

Проверка законности расторжения договора страхования и обоснованности возврата страховых премий (взносов)

Договоры страхования. Журнал регистрации договоров; деловая переписка

6

Проверка полноты отражения в учете и отчетности страховых премий (взносов)

Журнал регистрации договоров. Главная книга. Отчет и прибылях и убытках

7

Проверка организации учета расчетов со страховыми агентами, полноту и своевременности оприходования в кассу страховых премий (взносов), принятых у населения

Журнал учета бланков строгой отчетности; отчеты страховых агентов, документы к счету 50

8

Организация учета и хранения бланков строгой отчетности

Журнал учета бланков строгой отчетности, приказы, акты

Признание в бухгалтерском учете страховых премий (взносов) производится в момент, когда возникает право страховой организации на получение от страхователя страховой премии, вытекающее из конкретного договора страхования или подтвержденное иным образом (например, выставление счета на уплату страхователем страхового взноса).

Аудитору необходимо проанализировать, позволят ли используемые в договорах страхования формулировки однозначно определить момент вступления его в силу и соответственно момент возникновения права страховщика на получение страховой премии. Возможность признания в бухгалтерском учете страховой премии несколькими платежами относится только к долгосрочным договорам страхования жизни. В случае если условиями договоров по видам иным, чем страхование жизни, предусмотрена уплата страховой премии несколькими платежами (рассрочка), то в бухгалтерском учете начислению подлежит вся сумма страховой премии, причитающаяся к получению от страхователя.

При проверке правильности применения тарифных ставок необходимо проанализировать обоснованность и правильность применения тарифов в зависимости от условий договора, от рисков принятых на страхования, от объема ответственности страховщика, от установленных скидок и льгот при их применении.

Возможность досрочного расторжения и прекращения договора страхования должна быть определена договором и подтверждена документами (соглашениями, письмами и др.).

Возврат страховых премий страхователю осуществляется в практике деятельности страховых организаций в основном по двум причинам:

- при досрочном расторжении договора страхования в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договором страхования;

- после окончания срока действия договора страхования при безубыточном прохождении риска.

При возврате страховых премий в Журнал учета договоров страхования должны вноситься соответствующие записи.

При проверке организации расчетов со страховыми агентами по поступившим страховым премиям (взносам) необходимо проанализировать, установлены ли внутренними распорядительными документами порядок и сроки представления отчетов для страховых агентов, контролируется ли полнота и своевременность сдачи страховых премий в кассу страховой организации.

Для учета поступивших страховых премий страховые организации используют бланки строгой отчетности, к которым, в частности, относятся страховые полисы и квитанций о приеме страховых взносов. Порядок хранения, оформления и использования бланков строгой отчетности, организация контроль за неиспользованными и недействительными (испорченными) бланками являются важными вопросами аудита. Следует обратить внимание на учет бланков строгой отчетности, который должен осуществляться не только в целом по организации, но и в разрезе подотчетных лиц - страховых агентов.

Основными задачами аудита страховых выплат являются подтверждение обоснованности, своевременности и правильности их учета. При осуществлении аудиторских процедур необходимо помнить, что обоснованной признается выплата, если страховое событие попадает в период действия договора страхования  и соответствует страхуемым рискам. Особое внимание следует обратить на выплаты, которые по срокам близки или совпадают с датами начала и окончания действия договора. Можно проанализировать, имели ли место случаи страховых выплат ранее, чем поступление страховых премий, совпадают ли даты страхового события, указанные в заявлении страхователя, Журнале регистрации убытков и первичных документах, подтверждающих страховое событие.

Аудитору необходимо проанализировать действующую в страховой организации систему регистрации и экспертизы страховых событий. Обоснованность страховой выплаты должна быть подтверждена документами, составленными компетентными органами, например, гидрометеослужбы, ГИБДД, следственных органов и т.п. Необходимо проверить правильность составления страхового акта, а также соблюдение страховщиком установленных сроков его составления и запроса документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате.

При проверке размера страхового возмещения проверяется правильность расчета и размер возмещения, страховая сумма по договору; соответствие размера страховых выплат по аналогичным страховым событиям, произведенным в определенный период времени.

Программа проверки страховых выплат:

Перечень вопросов, подлежащих проверке

Источники информации

1

Проверка наличия и ведения Журнала учета убытков

Журнал учета убытков, договора страхования

2

Проверка попадания страхового случая в период действия договора страхования

Журнал учета убытков, договора страхования

3

Проверка своевременности и обоснованности заявления страхователя о страховом случае

Журнал учета убытков, договора страхования, первичные документы, подтверждающие страховое событие

4

Проверка величины (суммы) выплаты страхового возмещения (обеспечения)

Договора страхования, расчеты суммы страховых выплат

5

Проверка организации аналитического учета страховых выплат по отчетным периодам

Договора страхования, расчеты страховых резервов и др.

6

Проверка возврата страховых премий (взносов) и выкупных сумм

Договоры страхования, деловая переписка.

Аудитору необходимо проверить правильность отражения в бухгалтерском учете страховых выплат, по периодам их осуществления. Это позволяет проверить правильность формирования и использования (высвобождения) страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.

Аналитический учет страховых выплат оценивается по следующим признакам (отчетным периодам):

1) по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в предшествующем периоде. На данную сумму происходит высвобождение резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды. Высвобождение данного резерва происходит также на расходы, связанные с урегулированием данного убытка и отраженные на соответствующем субсчете балансового счета 26 "Общехозяйственные расходы";

2) по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в отчетном периоде. На данную сумму происходит высвобождение резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды;

3) по страховым случаям (событиям) отчетного периода. При проверке операций по возврату страховых премий (взносов) и выкупных сумм следует учесть, что они могут осуществляться в следующих случаях:

- досрочного прекращения или изменения условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования, сострахования, относящегося к виду страхования иному, чем страхование жизни;

- при досрочном прекращении или изменении условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договоров страхования жизни, в случаях, предусмотренных условиями этих договоров;

- в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования.

Вопросы аудита страховых резервов относятся к наиболее сложным вопросам проверки деятельности страховых организаций, требуют особого внимания при планировании и сборе аудиторских доказательств.

Задачами аудита страховых резервов являются: проверка наличия и соблюдения правил формирования страховых резервов; проверка правильности формирования страховых резервов (по видам страхования и видам резервов); проверка правильности и полноты отражения в учете страховых резервов; проверка обоснованности использования страховых резервов.

При разработке программы проверки страховых резервов можно использовать Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22.04.2004 года. На основании Методических рекомендаций аудиторам целесообразно подготовить программу по следующим вопросам:

проверка обоснованности формирования страховых резервов;

проверка обоснованности формирования резервов по страхованию жизни;

проверка обоснованности формирования резерва незаработанной премии;

проверка обоснованности формирования резерва произошедших, но незаявленных убытков;

проверка обоснованности формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков;

проверка обоснованности формирования резерва выравнивания убытков;

проверка обоснованности формирования стабилизационного резерва.

Конкретный перечень вопросов зависит от видов страхования, осуществляемых страховой организацией и видов страховых резервов, формируемых в соответствии с действующими нормативными документами.

Страховые резервы должны формироваться на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Федеральной службой надзора за страховой деятельностью или (если это допускают документы) по правилам, разработанным страховой организацией и согласованным в установленном порядке с органами надзора.

Программа проверки обоснованности формирования страховых резервов:

№ п/п

Перечень вопросов, подлежащих проверке

Источник получения доказательств

1

Наличие у страховщика документов, на основании которых формируются резервы.

Лицензия на право проведения страховой деятельности. Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни. Учетная политика организации

2

Применение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, отличных от методов, установленных Правилами формирования страховых резервов

Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни.

3

Изменение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию жизни

Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни

4

Последовательность применения выбранного метода расчета страховых резервов в течение отчетного периода.

Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни Учетная политика организации

В правила формирования страховых резервов могут быть внесены изменения, обоснованность которых также подлежит проверке. В отношении методов формирования страховых резервов в настоящее время отсутствуют строгие правила. Поэтому при аудите этих операций аудитору необходимо руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудита "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете".

Программы проверки иных участков и объектов учета, так же как и методика оценки уровня существенности, надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудиторского риска, должны разрабатываться с учетом специфики деятельности страховых организаций.

 

Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, регламентирующие процессы планирования аудита, оценки существенности в аудите

Планирование – это разработка общих стратегий и детального подхода к ожидаемому характеру, сроку проведения и объема аудита.

При планировании, аудитору необходимо уделить особое внимание наиболее важным областям аудита для того чтобы выявить потенциальные проблемы, а также чтобы работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между специалистами, участвующими в аудиторской проверке, а также координировать ее.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности клиента является важной частью планирования, помогает аудитору выявить особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Подготовка предварительного плана

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана необходимо принимать во внимание:

1. деятельность аудируемого лица, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

- особенности деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- общий уровень компетентности руководства;

2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки;

3. риск и существенность, в том числе:

- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

- установление уровней существенности для аудита;

- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, (­например при подготовке оценочных показателей);

4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит компьютерной системы ведения учета и ее особенностей;

- существование внутреннего аудита клиента и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

- ппривлечение экспертов;

- количество территориально обособленных подразделений и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

Подготовка общего плана аудита

Процесс подготовки общего плана аудиторской проверки включает в себя следующие процедуры:

Оценка риска по счетам и уровня потенциальных ошибок
Аудитору следует определить бухгалтерские счета, подверженные специфическим рискам, которые требуют повышенного внимания в процессе разработки плана аудита, анализируя:

- риски, которые показывает предшествующий опыт работы с клиентом;

- влияние аудиторского риска на отдельные счета;

- риски, возникающие если учетный процесс не вызывает достаточного доверия;

- другие риски, идентифицированные в процессе предварительного планирования;

- риски, связанные с операциями, обрабатываемыми не систематически, которые состоят из начислений в связи с концом отчетного периода или другими корректировками, которые не укладываются в обычные рамки бухгалтерских корреспонденции;

- риски, связанные с операциями, которые имеют специфические черты: необычной степенью вовлечения и интереса руководства; вызывающие опасения возможных незаконных действий; операции с заинтересованными сторонами, необычные по сути и общей сумме.

Подготовка плана общего подхода к аудиту.

- определили ли они какой-либо специфический риск, относящийся к потенциальной ошибке, а также факторы, которые были рассмотрены в ходе оценки этого риска;

- существует ли в компании система внутреннего контроля, па которую можно положиться в процессе аудита;

- какую структуру и степень существенных методов проверки нужно ‑­

выбрать, основываясь на оценке риска и решении об использовании в процессе аудита данных внутреннего контроля.

Подготовка плана контрольных тестов

Для выявления каждой потенциальной ошибки, для которой установлен специфический риск, можно положиться на внутренний контроль, если руководство осуществляет соответствующий контроль для того, что‑­бы предотвратить существенные искажения или обеспечить их своевременное устранение. Если планируется доверять внутреннему контролю, то следует спланировать проверки так, чтобы подтвердить, что этот контроль был достаточно эффективным в течение проверяемого периода.

Общий план аудита.

Он обычно включает в себя следующие показатели: цель аудита; объем выполняемых работ; график и сроки проведения работ; способы и приемы проверки; состав аудиторской группы и т.д.

План аудита оформляется в виде отдельного документа и в дальнейшем может уточняться.

Аналитические процедуры в планировании.

Аналитические процедуры применяются на всех этапах аудиторской проверки. Но надо различать:

- предварительные аналитические процедуры, которые осуществляются на этапе предпроектной оценки аудиторского риска и на этапе планирования;

- аналитические процедуры, осуществляемые в ходе фактического проведения аудита;

- аналитические процедуры на завершающем этапе аудита.

Программа аудита

­На основании плана проведения аудиторской проверки аудитор составляет программу аудита, в которой указываются:

- основные участки работы и разделы бухгалтерского учета, подлежащие аудиту (т.е. сегменты аудита — разделы учета, циклы хозяйственных операций, критические зоны, содержащие потенциальные ошибки, и т.д.);

- характер проверки по каждому участку (сплошная, выборочная, если выборочная — может быть указана степень детализации);

- методы проверки по каждому участку (документальная, комплексная, аналитические процедуры, детальная проверка и т.д.).

В программе аудита конкретизируется перечень проверяемых участков, процедуры проверки каждого из них, устанавливаются ответственные исполнители по каждому участку, сроки начала и окончания работ. Документально оформленная программа служит одновременно инструментом контроля выполнения задания отдельными аудиторами в составе группы, а также средством повышения качества их работы.

Типовая внутрифирменная программа аудиторской проверки по каждому сегменту аудита состоит из программы тестов средств контроля, программы тестов по существу.

Тесты средств контроля — аудиторские процедуры по проверке функционирования и надежности конкретного средства контроля.

Тесты по существу — аудиторские процедуры, представляющие собой детальную и аналитическую проверку оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

Уровень существенности.

Существенность имеет количественный и качественный аспекты.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет делать на ее основе правильные выводы и принимать управленческие решения если:

1) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;

2) имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения, однако, однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. В случае если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимо‑­связям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур; оценке последствий искажений.

Способы определения уровня существенности:

- индуктивный - определение существенности отдельных статей отчетности, а затем и существенности в целом;

- дедуктивный - определение общей величины допустимой ошибки и последующее распределение ее между статьями отчетности.

При расчете уровня существенности существует две проблемы: что брать в качестве базового показателя и какой процент.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита.

Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне, более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это делается в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

Аудиторский риск.

Задача аудитора при определении риска аудиторской проверки - получить разумную уверенность в том, что в финансовой отчетности не имеется никаких существенных искажений, ни вызванных недобросовестными действиями, ни вызванных ошибками. Выполнение этой задачи включает в себя три основных этапа:

- оценку рисков существенных искажений в финансовой отчетности;

- разработку и выполнение последующих процедур аудита в ответ на оцененные риски, которые сокращают риски существенных искажений в финансовой отчетности до приемлемо низкого уровня;

- выпуск надлежащим образом сформулированного аудиторского заключения, основанного на результатах аудита.

Следует учитывать, что риск существенного искажения рассматривается как компонент аудиторского риска, т.е. риска того, что аудитор выражает ненадлежащее аудиторское мнение, когда финансовая отчетность содержит существенные искажения. Причем эти искажения могут являться результатом ошибки и недобросовестных действий. Значит, аудиторский риск - это риск того, что аудитор выражает безусловно положительное мнение по финансовой отчетности, содержащей существенные искажения.

Аудиторский риск, в свою очередь, является функцией рисков существенного искажения и необнаружения. Под риском необнаружения понимается риск того, что выполняемые аудитором процедуры, имеющие целью снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, не выявят существующего искажения, которое, рассматриваемое само по себе или в совокупности, может оказаться существенным. Риск существенного искажения отчетности представляет собой совокупную оценку неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля.

Аудитор может проводить оценку неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля и по отдельности, и в совокупности, в зависимости от выбранной методологии и техник аудита и практических соображений. Оценка рисков существенного искажения может выражаться в количественных терминах, например в процентах, или не в количественных терминах, т.е. в привычной для отечественной практики качественной оценке по шкале "высокий", "средний" или "низкий". В любом случае считается, что для аудитора важнее провести надлежащую оценку рисков, чем выбрать из различных подходов тот, которым он при этом может пользоваться.

Аудитор сначала должен понять деятельность организации, а затем оценить риски существенного искажения в ее финансовой отчетности. На основании оцененных рисков аудиторы определяют и выполняют дальнейшие аудиторские процедуры в отношении:

- возможных неточностей в информации о сальдо счетов, видах операций или раскрытиях в финансовой отчетности либо неверно представленных или отсутствующих в ней данных;

- возможного обхода руководством средств контроля и манипулирования финансовой отчетностью;

- других недостатков в средствах контроля, которые могут привести к существенным искажениям в финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля.

Под системой внутреннего контроля (СВК) - понимается "процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей".

При анализе СВК можно выделить некоторые требования:

- оценка СВК должна сочетать оценку качества процедур контроля и эффективности их применения, и аудитор должен вести ее на основе профессионального суждения с точки зрения риска существенного искажения финансовой отчетности;

- аудитор должен учитывать специфику внутреннего контроля, осуществляемого с помощью систем, основанных на применении вычислительной техники;

- аудитор должен получить достаточное понимание контрольных действий, чтобы оценить риски существенных искажений на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности и разработать дальнейшие процедуры аудита с учетом оцененных рисков.

При анализе СВК аудитор обязательно должен рассмотреть:

- контрольную среду;

- процесс оценки рисков аудируемым лицом;

- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- контрольные действия;

- мониторинг средств контроля.

В стандартах саморегулируемых организаций аудиторов должны быть установлены обязанности по информированию руководства и представителей собственника о существенных недостатках в СВК, ставших известными в ходе аудита, а также о недостатках в процессе оценки рисков аудируемым лицом.

Также надо обратить внимание на требования по документальному отражению поскольку именно на основании аудиторской документации можно оценить соблюдение стандартов в ходе аудита. Обязательному документированию подлежат аудиторские процедуры и полученные аудитором оценки :

- обсуждения аудиторской группой подверженности финансовой отчетности предприятия существенным искажениям вследствие ошибки или мошенничества и выработанные важные решения;

- ключевые элементы понимания каждого аспекта предприятия и его среды, включая каждый элемент СВК, для оценки рисков существенных искажений финансовой отчетности, в том числе источники информации, используемые для достижения понимания деятельности аудируемого лица и процедуры оценки риска;

- выявленные и оцененные риски существенных искажений как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской    деятельности» (ред.  от 01.07.2011 № 169-ФЗ).
  2. Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний контроль и финансово-экономическая деятельность организации: практическое пособие – Дашков и К, 2009г. – 208с.
  3. Жминько С.И., Швырева О.И.,Сафонова М.Ф. Внутренний аудит– Ростов н/Д : Феникс, 2008г.- 316с.
  4. Макальская А.К. Внутренний аудит: учебное пособие – М.: Дело и сервис, 2004г. – 80с.
  5. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль: учебник – М.: Дело и сервис, 2010г. – 224с.
  6. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита – М.: Юнити, 2005г.-143с.
  7. Грищенко А.В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита? // Справочник экономиста – 2008г. - №8
  8. Соколов Б. Роль службы внутреннего аудита в компании //Финансовый директор - 2007г.-№6
  9. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы, создание, цели и задачи // Аудиторские ведомости – 2007г. - №10, с.5-11

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 33.76K
Скачано: 346
Скачать бесплатно
04.10.12 в 10:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе