Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Сравнительный анализ христианства и ислама

Сравнительный анализ христианства и ислама [04.10.12]

Тема: Сравнительный анализ христианства и ислама

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 28.87K | Скачано: 380 | Добавлен 04.10.12 в 06:27 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Сдержание

Введение 2

1. Сравнительный анализ христианства и ислама 3

1.1 Возникновение христианства и ислама 3

1.2 Библия и Коран 5

1.3 Пророки Иисус Христос и Мухаммед 7

1.4 Пост в христианстве и исламе 13

1.5 Отношение к женщинам в христианстве и исламе 16

Заключение 20

Список литературы 21

 

 Введение

 Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты ( церковь в христианстве ), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях.

 

1.1 Возникновение христианства и ислама

Христианство, будущая мировая религия, первоначально возникла как одна из сект в иудизме, которых в первой половине 1 тыс. до н.э. на территории Палестины было множество.

  В 1 в. До н.э. среди европейского населения Палестины особенно широко распространились идеи о скором пришествии царя-избавителя , мессии, который придет на землю для искупления грехов человеческих, будет казнен, воскреснет и вознесется на небо, а затем вновь вернется, чтобы осуществить суд над грешниками и праведниками. Сектанты делали такой вывод, по-своему трактуя книги Священного Писания: библейские тексты и пророчества. На этой базе сформировались важнейшие положения христианства.

  Ислам возник в  Хиджазе  (Западная Аравия). Основатель его – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охватившее арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально – этических и религиозных представлений и начавшимся складываться раннефеодальным обществом.

Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним их этих торговых центров была Мекка. В это время среди местных культов  выделились обще-аравийские божества. Широкую известность приобрели учения иудеев и христиан. Появились люди, верившие в единого  бога, но не причисляющие себя ни к одной из существующих религий. Активно шел процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировался единый арабский язык. Потребность в идеологическом обосновании их развития породила в разных частях Аравии сходные идейно-политические движения. В условиях господства религиозно-мифологического сознания эти движения возглавлялись людьми, отстаивавшими идею единого бога и претендовавшие на прямую связь с ним. Ислам был проявлением этих общих процессов.

 

1.2 Библия и Коран

Священное Писание Христианства – Библия. Главным историко-литературным памятником христианства является Библия, для христиан Священным Писанием выступают и ветхий Завет (до Христианства) и Новый завет.

Новый завет, составляющий 1/5 часть Библии, включает в себя 27 книг: наиболее важными из них являются четыре канонических Евангелия ( от греч. «благая весть»), от Матвея, от Луки, от Иоанна, в которых рассказывается о земном пути Христя, эти Евангелия были написаны в 1-2 вв. н.э. В состав Нового Завета входят также Деяния апостолов, Послания апостолов к христианским общинам разных городов и стран, а также Откровения Иоанна Богослова, известное как Апокалипсис. Оно было написано в 68-69 гг. и содержит пророчества о «конце света» борьбе между Христом и антихристом, о «Страшном суде»

Новый Завет не представляет собой единого произведения – входящие в него книги созданы в разное время, в разных местах, разными авторами. Записи современных священных христианских книг предшествовала длительная устная традиция; в разных общинах складывались свои списки христианского канона – в Риме, Александрии, Сирии.

    В 1-2 вв. христианство было в основном распространено на территории Палестины, Египта, у народов ряда стран Малой Азии, которые тогда были восточными провинциями римской империи. Сильная христианская община уже во 2 в. Существовала в Риме, в дальнейшем центр христианского движения все активнее стал перемещаться на запад. Несмотря на жестокие преследования христиан число их быстро росло. Христианская церковь сформировалась и религиозная и социальная организация.

  Итак, именно семитским народам, жившим на восточном побережье Средиземного моря, принадлежат величайшее достижение мировой культуры – создание первого в истории человеческого буквенного письма – алфавита, заимствованного потом почти всеми народами как западными, так и восточными. Именно здесь была создана первая в истории монотеическая религия – иудаизм.

   Здесь зародилось христианство, будущая мировая религия. Здесь было создано величайшее литературно-религиозное произведение – Библия.

Священное писание в исламе – Коран. Основная священная книга для мусульман – Коран ( от араб. «куран» - чтение), в котором записаны основные положения ислама. Согласно мусульманской богословской традиции Коран был ниспослан Мухаммеду Богом в форме откровений, которые Мухаммед должен был донести до своих соплеменников в проповедях. Коран – действительно собрание проповедей Мухаммеда, его речей, пророческих откровений, назидательных историко-религиозных рассказов о судьбе древних народов, этико-правовых и обрядовых предписаний. Собранные в Коране проповеди содержат самый разнообразный материал. Это библейские легенды о сотворении мира, первородном грехе, Адаме и Еве, египетском племени иудеев и их исходе из рабства, рассказы об Иисусе Христе, адаптированные исламом и изложенные в форме его  основных положений.

 Коран  возник как устная речь, и долго существовал именно в изустной передаче – при жизни Мухаммеда, и после его смерти.

 Проповеди Мухаммеда тоже записывались, но не самим – пророк не умел ни читать, ни писать, а его секретари и слушатели.

   Коран состоит из 114 сур – глав. Мухаммед называл сурами откровение как единое законченное целое. Суры – неравноценны по объему, в Коране они расположены без смыслового или хронологического порядка, просто по принципу убывающей величины. Самые длинные суры – в начале Корана, самые короткие – в конце.

 

1.3 Пророки Иисус Христос и Мухаммед

 Дела духовного лидера находят свое продолжение в делах адептов, поэтому особенно важно, чтобы поступки основоположника были достойны подражания, чтобы в них не было ничего такого, чего могли бы устыдиться и отвергнуть его последователи.

   Христос призывает каждого человека к уподоблению Ему: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Для любого христианина эти призывы всегда действенны, и, несмотря на то, что их воплощение в жизнь требует значительного ежедневного подвига, каждый христианин, если он считает себя таковым, должен стремиться к их жизненной реализации. Внутреннее преображение, уподобление Христу, о котором пишет апостол Павел, изменяет весь строй жизни христианина, его мысли и поступки, что чрезвычайно важно для нас, потому что, как сказано в Священном Писании, каждый человек будет судим Богом по своим делам (Откр. 20:13). Но дела эти, как выше уже было отмечено, во многом определяются тем примером, который верующий человек видит в основателе своей религии. Россия - многонациональная страна, на ее территории одновременно проживают представители многих религий. Часть наших сограждан определяет свою религиозную принадлежность по национально-историческому признаку, другая часть пытается определиться в своем выборе путем сравнения различных религий.

    Изучая ислам, бросается в глаза тот факт, что мусульмане считают Мухаммеда величайшим из всех Божьих пророков. Более того, сам Мухаммед был уверен, что он подобен Христу: «Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (т.е. Мухаммед. - В.П.) (да пребудет он с миром) сказал так: «из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Иисусом Христом и ни один пророк не поднимался между мной и Иисусом». Это дает право ожидать, что поступки Мухаммеда, по меньшей мере, не будут противоречить делам Христа. Рассмотрим, так ли это.

Каким было, например, отношение Мухаммеда к браку? Мухаммеду приписывают следующие слова: «Худшие из мертвых суть те, кто умерли холостыми». Интересно отметить, что точное число жен Мухаммеда не знают даже сами мусульмане. Согласно исламским преданиям, у Мухаммеда было от одиннадцати до двадцати пяти жен, и при этом он имел еще множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят (фактически женой Мухаммеда Айша стала в возрасте девяти лет). Один из браков Мухаммеда вызвал скандал, так как он женился на супруге своего приемного сына Зайнаб бинт Джахш, которой, ради этого, пришлось развестись со своим мужем, причем многие арабы сочли этот поступок Мухаммеда равносильным инцесту. Жены Мухаммеда отличались ревностью и активно плели интриги как друг против друга, так и против своего мужа. Интересно заметить, что Коран разрешает иметь до четырех жен, но лишь при условии, что муж может их содержать. Но, видимо, для своего пророка Аллах сделал исключение. Принимая во внимание подобное отношение Мухаммеда к женщинам, не вызывает удивления тот факт, что в современном исламе женщинам отводится роль людей второго сорта. Если это не так, то почему же в исламе нет равенства? Если мужчина может иметь четырех жен, то почему женщина не может иметь четырех мужей? Сравнивая отношение Мухаммеда к браку с отношением к нему Христа, можно заметить их кардинальное различие. Если для Мухаммеда худшие из умерших - это те, кто умерли холостыми, то учение Христа в этом вопросе в корне отлично: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. В Православной Церкви человек, женившийся во второй раз, не допускается к рукоположению и не может стать священником.

 Допускал ли Мухаммед обращение людей в свою веру насильственным путем? Знакомясь с его жизнеописанием, нельзя не заметить, что вся жизнь этого Божьего пророка представляет собой путь воина, дорогу, обильно политую кровью. Мухаммеда называют «пророком меча»: взлет его прозелитической деятельности начался именно тогда, когда он отказался от мирного обращения людей в свою веру. Главным методом исламизации окружавших Мухаммеда племен стал джихад, священная война. За все время пребывания Мухаммеда в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен. Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства: отношение Христа к тем, кто считал себя Его врагами, видно хотя бы из описания момента его пленения (Мф.26:49-53). Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали, бросали на растерзание диким зверям, сжигали и распинали. Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом. Христос не призывал к насилию, Он учил о любви к ближним: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), полагая наличие любви в качестве главной отличительной черты христианина: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Обычно мусульмане упрекают христиан в крестовых походах, свидетельствующих о том, что многие христиане нарушают заповеди собственного Учителя. И с этим обвинением можно частично согласиться, но здесь уместно вспомнить слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

   Как Мухаммед относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Из жизнеописания Мухаммеда очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммед считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов: по его приказу были убиты Кааб ибн Ашраф, Абу Рафии, Ал-Харис ибн Самит, Абу Афак, Асма бинт Марван. Главным образом Мухаммед убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи. Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей. Допустил Мухаммед и массовое убийство беззащитных людей положившихся на его милость: племя бану кайнука было фактически полностью вырезано, женщин и детей продали в рабство. Ничего похожего на то, что совершал со всеми несогласными с ним или неугодными ему Мухаммед, мы не находим в жизнеописании Христа. В момент ареста Христа апостол Петр отрубает ухо одному из тех, кто пришел за его Учителем. Как поступает Иисус Христос? Он исцеляет этого человека (Лк.22:51). А как бы на месте Христа поступил Мухаммед? Скорее всего, он приказал бы убить тех, кто пришел его арестовать. Мы видим, что Христос являет пример величайшей любви к тем, кто Его ненавидит, Он молится за Своих убийц на кресте: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Ни одного слова проклятия не срывается с Его губ в их адрес. Возможно ли найти аналог такой любви и всепрощения в жизнеописании Мухаммеда?

   Допускал ли Мухаммед ложь? Благословляя убийство Кааб ибн Ашрафа (поэта, писавшего о Мухаммеде сатирические стихи), будущий убийца получает от Мухаммеда благословение лгать своей жертве. Ничего подобного мы не сможем найти на страницах Евангелия. Иисус говорил о себе: «…Я есмь… истина…» (Ин.14:6), апостол Иоанн добавляет: «…всякая ложь не от истины» (1Ин.2:21), отцом же лжи, по словам Спасителя, является сатана: «диавол… был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Лгущий человек - не от Христа.

   Зачастую Мухаммед обращал в ислам тех людей, которые были нужны ему по политическим причинам, с помощью разного рода подношений и подарков: «Всякого рода подарки и подношения играли огромную роль в распространении ислама. Сам Мухаммед посылал подарки, дары, подношения и деньги тем немусульманам, которых считал друзьями и союзниками. Доктор Мухаммед А. Халаф - Аллах сообщает, что Мухаммед однажды подарил четверым мужчинам по сотне верблюдов каждому в надежде обратить их в ислам…. Согласно историку Вельхаузену, халиф Омар Ибн Абд эль Азиз послал сообщение правителям Синда (совр. Пакистан), в котором указывалось, что он сделает их царями, если те обратятся в ислам. Правители обратились и взяли себе арабские имена». Находились те, кто хвалил ислам, если Мухаммед дарил им подарки, и начинали его критиковать, когда Мухаммед не поддерживал их «симпатию». Подобное отношение к деньгам было совершенно чуждо Христу. Христос был плотником (Мф.13:55), и даже став признанным Учителем, Он отнюдь не стремился к обогащению, напротив, Он говорит о Себе: «… лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Христос учил собирать не земное богатство, а небесное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). В Священном Писании мы видим примеры материальных пожертвований, которые одобрялись Христом: например, лепта бедной вдовы (Мк.12:42), но Он никогда не покупал благосклонность людей за деньги. Люди следовали за Христом не в ожидании материальных подачек, они видели в Нем путь к спасению, к духовному очищению. Представить же Христа во главе группы грабителей для любого христианина будет богохульством: настолько далеки эти действия от Его облика и учения.

   Одним из главных достижений Мухаммеда, несомненно, можно считать его победу над язычеством.  

 То, что Мухаммед был грешен, признается и в Коране. О Христе же сказано: «Он не сделал никакого греха» (1 Пет.2:22), напротив «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5), «ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21).

 

1.4 Пост в христианстве и исламе

 Назначение поста у христиан и у мусульман примерно одинаково: испытание воли ради торжества духа над желаниями плоти, концентрация внимания на своем внутреннем мире с целью выявления и уничтожения греховных склонностей и раскаяния в совершенных грехах, борьба со своей гордыней («нафсом») ради смирения с волей Творца. Пост ослабляется или отменяется для тех, кто физически не способен его соблюдать без очевидного вреда для своего тела. Запрещается также осуждение тех, кто не смог соблюсти пост по соответствующим причинам.

Изначально у христиан, как и всегда у мусульман, пост воспринимался не как горестное состояние или наказание, а как духовная радость. Иисус (мир ему) в Евангелии от Матфея говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим [Богом], Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16 — 18).

 Иисус противопоставляет такой радостный пост посту фарисеев, которые во время поста надевали черные одежды и ходили с унылыми лицами, чтобы показать себя постящимися на людях.

 В Православии постные дни занимают около половины дней в году. Есть посты многодневные и однодневные. Многодневных постов четыре:

Великий пост — 48 дней перед Пасхой;

Рождественский — 40 дней перед Рождеством Христовым;

Петров пост — от 2 до 5 недель перед 12 июля, празднованием памяти апостолов Петра и Павла;

Успенский пост, посвященный кончине девы Мариам, — 14 дней перед Успением.

  Первоначально пост у христиан напоминал иудейский — это означало полное воздержание от пищи и питья в течение светлого времени суток.

  Однако постепенно в перво-христианские общины вливались представители общин гностиков (последователи поздней версии зороастризма - дуализма), которые считали все материальное — носителем зла, от которого нужно избавляться. Так, стало расти количество постов, постепенно вводились запреты на супружество для священников, появилось монашество (обособленное проживание мужчин отдельно от женщин и женщин от мужчин при присяге на безбрачие пожизненно и при строгом посте).

 В народе стали почитаться, прежде всего, аскеты, изнурявшие плоть особо строгим постом или какими-нибудь подвигами аскетизма — например, стоянием на столбе в течение года или нескольких лет (отсюда такие имена святых, как «Симеон Столпник», например).

  Многие примеры такого рода святости люди старались распространять и на жизнь женатых людей, которые стали рассматривать естественное брачное сожительство как допускаемую слабость, по сравнению с которой монашество — высокий подвиг веры.

 Если древние христиане отрицали мистерии, таинства, то под влиянием соседних религий христиане стали называть свои ритуалы также мистериями, таинствами.

 Отличие молитвенного обряда от таинства в том, что в таинстве человек воспроизводит какую-то ситуацию из прошлого, в которой играет роль одного из персонажей — например, воспроизводит тайную вечерю Иисуса (мир ему) с его учениками и духовно как бы становится одним из апостолов, сопереживая его страданиям.

 Пост играл ключевую роль в приготовлении человека к совершению таинства - без поста нельзя причащаться тела и крови Бога. Более того, сам пост становился началом таинства, поскольку в нем человек подражал Иисусу и как бы сопереживал вместе с ним. Таким образом, количество постных дней у людей, живущих не в уединенных монастырях, а в обычной жизни, достигло половины дней в году.

 И в понимании поста появилась новое качество, которого нет у мусульман: мистериальность, тайнодейственность — человек стремится подражать Иисусу Христу (мир ему) с целью мистически соединиться с ним в «одно тело церкви», поэтому усердие в самоограничениях стало неограниченным, так что причинение прямого вреда здоровью стало оправдываться высокими целями подражания «небесному» и святым прошлого. В этом отличие поста в Православии от Ислама.

 Вот как должен соблюдаться Великий пост по древним канонам церкви (формально собором не отмененным): в будние дни в светлое время суток нельзя ни есть и ни пить ничего, а после захода солнца и появления первой звезды — «сухоядение

   Таким образом, в Исламе сохраняется древний характер поста: пост — это полное воздержание от пищи и питья в светлое время суток. Эта строгость позволяет сохранять простоту и ясность веры - что нельзя, то нельзя. Если же делать послабления в этом принципе, то может получиться, как в поговорке: если нельзя, но очень хочется, то можно!

   Однако и в Православии ничто не препятствует искренне верующим, праведным людям достигать целей поста и совершенствоваться в своей духовной жизни.

 

1.5    Отношение к женщинам в христианстве и исламе

В христианстве:

Женщина была обвинена в христианстве в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Как говорится в Библии: «....и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». 

Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры - монахини. Св. Тертуллиан говорил, что «...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин». Многие средневековые священники утверждали, что «...женщина опаснее змеи». А Св. Томас говорил: «истинным христианином можно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут нести святой Дух». В средние века христианские священники и монахи сторонились даже тени женщины, чтобы не осквернить свою душу.

Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души.

Христианская религиозная философия средневековья однозначно и жестко закрепляет идею неполноценности женщины и определяет ей положение похотливой и нечистой во всех отношениях твари. Помимо этого именно христианские средние века породили женоненавистническую ведьмоманию.

В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

В 1487 году в Кельне была издана свирепая книга доминиканцев, сыскного дела Римской Церкви, «Молот ведьм», ставшая настольной книгой и справочником инквизиторов. Арсенал пыток над женщинами заметно пополнился новыми методами и приемами.

В Исламе:

Прежде всего Ислам в отличии от Христианства и Иудаизма не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того всю вину и ответственность Коран возлагает на Адама: «Мы прежде с Адамом в Завет вступили, но он забыл (о нем), и в нем Мы не нашли решительности твердой...», «...Так Бога своего ослушался Адам, и с праведной стези сошел...» (Та-Ха, аяты 115-121).

Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны пред Аллахом. Да, мусульманка не имеет право быть главой государства. Но это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинства, а связано с самой спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства - это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности.

  Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки», - говорил Пророк Мухаммад (мир ему).

Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца IXX века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению.

Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! Не получила, а именно добилась - путем манифестаций, забастовок.

Женщина в Исламе имеет право на развод и не обязана терпеть притеснения мужа. Любой материальный и моральный ущерб считается достаточным основанием для развода, который дается женщине через суд. Отмечу, что развод чреват для мусульманина огромными материальными расходами. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. Не зря исламский мир славится крепкими семейными узами.

Ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия. Брак, заключенный без согласия девушки, считается, согласно Шариату, недействительным. Для сравнения можем сказать, что в России вплоть до 1861 года крепостных девок женили по приказу помещиков и обращались с ними скорее как со скотом, чем как с человеческими существами.

Мусульманка имеет право на работу. Отмечу, что именно имеет право. Но работать не обязана. Так как только муж согласно Исламу обязан обеспечивать жену и детей всем необходимым: жильем, пропитанием, одеждой.

Слова Пророка Мухаммада: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее - только подлец!»

 

Заключение

Во времена существования Византии между христианством и исламом была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире до тех пор, пока одна из сторон в конце концов не перестала существовать. После падения Византии в 1453 г. богословские дебаты и полемика между двумя религиями не прекращались, но перешли в более умеренное русло.

Острые разногласия между христианством и исламом не утихают и в наше время, что подчас приводит к масштабным вооруженным столкновениям и террористическим актам, одной из причин которых является смешение мусульманами своих религиозных воззрений и политики. Разногласия эти усугубляются тем, что и в наше время христиане и мусульмане, как правило, не знают священные писания друг друга, и интерпретация Корана и Нового Завета верующими этих двух религий не всегда находится на том уровне информированности и понимания, который мог бы предотвратить противоречия и неприятие.

В целом же можно утверждать, что из-за своих колоссальных различий и практического отсутствия точек соприкосновения, христианство и ислам вряд ли когда-нибудь обретут долгожданное богословское примирение. Потому сторонникам этих двух религий остается проявлять взаимную терпимость, сосуществуя и развиваясь мирно.

 

Список используемой литературы

1. Золкин А.Л. Культурология 2-е издание, 2009

2. Малюга Ю.Я. Культурология. 1995

3. Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры - М., 2003

4.  Христоматия по исламу. М.,1994

5. .  http://ru.wikipedia.org

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 28.87K
Скачано: 380
Скачать бесплатно
04.10.12 в 06:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе