Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Исторические школы на разных этапах развития

Исторические школы на разных этапах развития [28.09.12]

Тема: Исторические школы на разных этапах развития

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.74K | Скачано: 260 | Добавлен 28.09.12 в 18:33 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение

1. Исторический метод, его значение в развитии экономической науки

1.1 Этапы развития исторической школы

1.2 Новейшая историческая школа

2. Теория национальной экономики

3. Сопоставьте основные положения «старой» и «молодой» исторической школы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

На идеях и методах исторической школы в 20 веке получило развитие институциональное направление в экономической науке. Особенностью исторической школы является то, что она рассматривает политическую экономику, как науку о национальном хозяйстве. Государственные интересы выше эгоистических интересов индивида.

Началу исторической школы, как течению науки положил Фридрих Лист с «Национальной системой политической экономии».

Актуальность темы заключается в значимости идей исторической школы в Германии для политической экономии. Изучение школ политэкономии поможет прогнозировать развитие каких-либо событий в социальной, экономической и политической сферах жизни. Результаты нынешних исследований невозможно понять, не изучая путь развития науки.

Методологические особенности исторической школы:

  • учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;
  • выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;
  • определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

Цель работы заключается в рассмотрении положений исторической школы на разных этапах развития.

Заслуга представителей старой исторической школы заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем легли в основу методологии социально - институционального направления.

 

1. Исторический метод, его значение в развитии экономической науки.

Историческая школа появилась в 19 веке в Германии. Родоначальниками считаются Адам Мюллер (1779 – 1829гг.) и Фридрих Лист (1798 – 1846гг.).

А. Мюллер говорит, что политическая экономия – это национальная наука, потому что нация является структурообразующим элементом жизни общества. Ей присущи целостность и преемственность развития, обладает индивидуальным и специфическим характером. Экономическая сфера должна служить общим нравственным целям общества. Нравственность является фундаментом, на котором выстраивается экономическая жизнь общества. национальный интерес должен быть выше личного. Мюллер говорил, что экономику должны питать (помимо денег) разделение труда, нравственный и интеллектуальный потенциал общества.

Классическая школа говорила о том, что существует универсальная теория для всех стран, но историческая школа опровергает это, говоря, что развитие каждой страны зависит от особенностей исторического развития страны, географического положения, религии и культуры. Экономическое развитие любой страны имеет собственную специфику.

 

1.1. Этапы развития исторической школы

Историческая школа в своем развитии прошла ряд этапов:

1) 40 – 60-е годы 19 века – период «старой» исторической школы (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс);

2) 70 – 90-е годы 19 века – «молодая» (новая) историческая школа (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер);

3) первая треть 20 века – новейшая (современная) историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

 

1.2. Новейшая экономическая школа.

Эта школа выступала с критикой марксизма, утверждала следующее:

  • Существуют модели (общие законы) развития экономики присущие разным странам. «Они определяются при помощи так называемых идеальных типов – схем хозяйственного развития, сформированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса». Сравнивая идеальные типы с реальностью и видя специфическое отклонение от идеала можно увидеть ход исторического развития страны;
  • Целью экономического анализа является нахождение хозяйственного духа эпохи и нации, ускоренного в нравах, обычаях и религии народа;
  • Нужно искать сведения о материальной жизни каждого исторического периода, о присущих только для него формах и экономических воззрениях, так как социальное действие объясняется только индивидуальными мотивами людей.

«Следует отметить, что работы В. Зомбарта, первоначально находившегося под влиянием идей К. Маркса, а затем выступившего с их критикой, имели ярко выраженный националистический характер и антисемитскую окрашенность, постепенно эволюционируя к идеологии фашизма». Изучая то как развивался капитализм в Европе, он пришел к выводу, что капиталистический уклад появился в недрах западноевропейской цивилизации, в которой сплетаются предпринимательство и мещанство. Человек должен обладать качествами завоевателя (воля, упорство, энергия) и организатора (способность оценивать людей, заставлять трудиться, координировать деятельность людей), а также торговца (возбуждение интереса к продукции, внушение доверия). Так же человек должен быть аккуратным в ведении документации, осторожным, бережливым и так далее. В. Зомбарт писал: «Предпринимательский дух – это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности». Капитализм имеет свою специфику в каждой стране, в Европе капитализм иной, чем в Азии.

 

2. Теория национальной экономики

«Фридрих Лист (1798 - 1846) в своем основном труде «Национальная система политической экономии» (1841) сформулировал так называемые теории производительных сил, экономического прогресса нации в процессе смены устаревших стадий производства новыми, а также обосновал необходимость активной экономической политики государства». Так же как А. Мюллер он развивал национальную идею и говорил, что нация является единым целым.

От правильного использования  и приумножения умений, знаний и навыков, полученных на разных этапах развития, преемственности идей и традиций («умственного капитала»), а также имеют значения природно-географические условия и численность населения для увеличения производительности труда и развития производства. Богатство нации накапливается в результате регулирования государством деятельности людей на основе разделения труда и обмена. Государство должно координировать, направлять развитие и функционирование народного хозяйства. Главной целью должно быть развитие производственных сил.

Фридрих Лист говорит, что важную роль играет «промышленное воспитание» нации, которое должно создавать условия для повышения производственных сил. Сущность заключается в игнорировании личных интересов индивида для сохранения нации. Поколение нации может пожертвовать своим благосостоянием для быстрого и эффективного развития страны. Преимуществом должны обладать отрасли, которые в данный период не в состоянии конкурировать с соответствующими иностранными отраслями.

«Важным инструментом в процессе становления народного хозяйства нации становятся политика протекционизма (ограничение поступления в страну импортных товаров путем введения высоких ввозных пошлин), а также упор на стимулирование развития транспорта и технических знаний». Фридрих Лист отстаивал политику протекционизма во внешней торговле и всемерного развития внутреннего рынка.

 

3. Сопоставьте основные положения «старой» и «молодой» исторической школы

Основными идеями экономической мысли «старой» исторической школы были:

  • Экономическая наука может только описать появления и развитие экономических процессов, но не может адекватно обобщить их;
  • «Не существует абстрактных экономических или неизменных «естественных» законов, которые бы проявлялись стабильно и повсеместно, а есть только специфический и конкретный исторический путь нации; поэтому политическая экономия является наукой о законах хозяйственного развития нации; отсюда попытка показать практическое решение хозяйственных вопросов в каждой отдельно взятой стране на определенных исторических отрезках времени»;
  • Нужно иметь в виду не только настоящее нации, но и прошлое, так как каждое хозяйственное устройство это результат исторической эволюции;
  • Ответ на вопрос, почему одни нации добиваются успеха, а другие нет лежит в прошлом. Также нужно сравнивать протекание процессов разных стран;
  • Необходимо иметь в виду влияние также неэкономических факторов (социальная среда, особенности национального характера, традиций, религии и тому подобное).

Следующим этапом развития исторической школы является «молодая» историческая школа. Идеи «молодой» исторической школы можно представить следующим образом:

  • При анализе экономических процессов имеют значение правовые основы общества, а также система институтов государственного управления. Делается акцент на нравственности (честность, верность слову и тому подобное);
  • Теоретические обобщения возможны только при исследовании исторического опыта народа и изучении реальных фактов исторического развития (позволяет выявить важные исторические факты, которые используются учеными в качестве справочников);
  • В центре внимания – практические проблемы, такие как изучение процессов формирования хозяйственных систем на стадиях становления общества (рабовладение, феодализм, капитализм), так как это может помочь в решении текущих вопросов;
  • Существуют три важных сферы экономической практики:
  • Частное хозяйство (личное хозяйство);
  • Государственное хозяйство (общественный интерес);
  • Хозяйство харитативное (акцент на благотворительность).
  • В экономических исследованиях используются гуманитарные науки (история, право, этика, психология и тому подобное) и отвергаются математические методы;
  • Проводится политика активного вмешательства государства в экономику для согласования форм хозяйства с этическими представлениями (помощь рабочим, развитие путей сообщений, покровительство инвалидам и старикам, организация кооперативов и тому подобное).

 

Заключение

Историческая школа возникла в Германии в 19 веке. В своем развитии она прошла несколько этапов: от отрицания положений классической школы благодаря сбору информации до обобщения и объяснения.

Представители этой школы не считали теории классической школы универсальными, подходящими всем странами и прежде всего Германии. Они утверждали, что на развитие народного хозяйства влияют также географическая среда, особенности исторического развития, религия, культура и тому подобное. Экономика каждой страны развивается по своим законам.

Приверженцы исторической школы отвергали повторяемость экономических явлений в истории разных наций, не разделяли идеи о существовании общих законов экономического развития. Сторонники этой школы считали науку национальной, задача которой является изучение особенностей национального хозяйства. Такой концептуальный подход дал начало таким дисциплинам, как история экономики и экономическая социология.

 

Список использованной литературы:

  1. История экономических учений: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 391.
  2. История экономических учений. Тема 4. Историческая школа и утопические воззрения. URL: http://econ-om.narod.ru/Shpaltakov/tema4.htm
  3. Историческая школа Германии (Ф. Лист, Л. Рошер, Б. Гильбранд, К. Книс).
  4. История экономических учений в вопросах и ответах. А.С. Бартенев, 1998.
  5. История экономических учений. Л.В. Горяинова, 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 13.74K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
28.09.12 в 18:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе