Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по бухгалтерской финансовой отчетности »

Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности [11.09.12]

Тема: Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Раздел: Бесплатные рефераты по бухгалтерской финансовой отчетности

Тип: Курсовая работа | Размер: 85.30K | Скачано: 287 | Добавлен 11.09.12 в 00:44 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы


Содержание:

 

Введение.

3

1.

Сущность бухгалтерской отчетности и ее назначение.

5

1.1.

Понятие бухгалтерской отчетности.

5

1.2.

Виды отчетности организаций.

6

1.3.

Назначение бухгалтерской отчетности.

7

2.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и сроки предоставления.

9

2.1.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9

2.2

Сроки предоставления бухгалтерской отчетности.

11

3.

Общие требования к бухгалтерской  отчетности.

12

4.

Концепция  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

15

5.

Концептуальные основы финансовой отчетности в международной практике.

18

5.1.

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

18

5.2.

Международные бухгалтерские принципы.

25

5.3.

Цели формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

27

 

Заключение.

29

 

Список используемой литературы.

32

 

Введение

Венцом бухгалтерского учета является отчетность. Недаром бухгалтерскую отчетность называют «модель хозяйствующего субъекта».

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды в стране предопределило необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерской отчетности. Новая концепция бухгалтерской отчетности и разрабатываемые на ее основе положения о бухгалтерском учете стали основой создания элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в стране [8].

Финансовая отчетность представляет собой источник информации для внешнего пользователя о финансовом состоянии предприятия. В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью финансовой отчетности [8].

Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в ее финансовом положении, доступных разным группам ее внешних и внутренних пользователей.

В процессе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в России большое значение придается повышению качества бухгалтерской отчетности. При формировании бухгалтерской отчетности существенное внимание уделяется концептуальным основам составления отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). От степени соблюдения требований МСФО зависят прозрачность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, и в конечном счете ее полезность и степень рисковости решений, принимаемых на основе отчетных данных.[11].

Развитие международных рынков ведет к интернационализации российской экономики. Иностранным компаниям, которые действуют на российском рынке, и российским компаниям с иностранными инвестициями необходима отчетность, составленная в соответствии со стандартами иностранных инвесторов. Все больше крупных российских предприятий выходит на мировые рынки капитала, привлекает зарубежные инвестиции или находится в процессе поиска зарубежных партнеров, что требует составления бухгалтерской отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов или иных стандартов, принятых в мировой практике. [14].

 

1. Сущность бухгалтерской отчетности и ее назначение.

1.1. Понятие бухгалтерской отчетности.

 «Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам» [1].

Данное определение бухгалтерской отчетности дано в ст.2 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», введенном в действие 21 ноября 1996 г.

Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период [12]. Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения пользователей за работой организации. Система данных – это содержание бухгалтерской отчетности. Под данными понимаются определенные показатели, имеющие количественные значения. Система данных задается определенной целью, которая вытекает из интересов пользователей отчетности. Данные бухгалтерского учета вытекают непосредственно из счетов Главной книги. При этом бухгалтерский баланс по существу представляет перечень сальдо счетов главной книги, а отчет о прибылях и убытках  - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги. В идеале каждое сальдо каждого счета должно получить отражение в статье бухгалтерского баланса. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо и косвенно из счетов Главной книги или данных, получаемых в результате дополнительного учета и специальных расчетов. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органичная связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей. «Установленные формы» - означает, что организации самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных государством и пользователями образцов форм при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности [12].

 

1.2. Виды отчетности организаций.

Виды отчетности определяются целями и задачами бухгалтерской отчетности, нормативным регулированием, а также учетной политикой организации. Виды отчетности показаны в табл. 1.

(Таблица 1.)

Виды отчетности организации

Показатель

Вид отчетности

1. Периодичность представления

Годовая

Промежуточная

2. По назначению отчетности

Статистическая

Бухгалтерская

Налоговая

3. По назначению отчетности

Внешняя (публичная)

Внутренняя (закрытая)

4. По степени консолидации

Единичная

Сводная

Консолидированная

Сегментная

5. По отношению к иностранным партнерам

Отчетность, составленная по стандартам России

Отчетность, составленная по стандартам страны-партнера

Отчетность, составленная по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

Отчетность, составленная по стандартам США (US GAAP)

Таким образом, предприятия ведут два, а то и более вида отчетности: для внутреннего и внешнего использования. Требования об единообразии и определенном формате представления распространяются только на внешнюю финансовую отчетность.

Информация финансового учета должна быть единообразной, чтобы все участники рынка понимали ее одинаковым образом. Это предопределяет ее условность: участники рыночного процесса устанавливаются относительно того, какой она должна быть. Это ведет к относительности важнейших финансовых показателей: как и любая другая информация она лишь частично отражает характеристики объекта. На вопрос, что и как она должна раскрывать, дает ответ концепция бухгалтерской отчетности [8].

 

1.3. Назначение бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства. Каждый человек – предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, т.е. получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода [9].

Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства – цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала – могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом из полученного на собственном капитале прирост (прибыль) уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает одновременно, что устойчивости  предприятия и вместе с тем цели сохранения собственного капитала придется меньшее значение, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух стратегий с помощью бухгалтерской отчетности, что превратило ее в важный инструмент рыночных отношений [12].

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатки в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчетности:

− принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с теми или иными партнерами;

− избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;

− оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;

− правильно построить отношения с заказчиками;

− оценить финансовое положение потенциальных партнеров;

− учесть возможные риски предпринимательства и т.д.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными индикаторными показателями как для оперативного управления, включая принятие многих решений в процессе обеспечения реализации двух указанных выше целей предпринимательства – получения прибыли при одновременном сохранении своего источника дохода, так и контроля сохранности своего имущества.

 

2. Состав бухгалтерской  отчетности и сроки предоставления.

2.1. Состав бухгалтерской отчетности.

 Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

 Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности.

 Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

 Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

 Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1].

 

2.2. Сроки представления бухгалтерской отчетности.

В ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены сроки представления бухгалтерской отчетности. Датой представления отчетности для организаций считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день.

Отчетным периодом для составления бухгалтерской отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять промежуточную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года. Представляемая годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном уставом организации.

Отчетная дата — это последний день отчетного периода.

 

3. Общие требования  к бухгалтерской  отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

 При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

 Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

  Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

 По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

 Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

 Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

 При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

 Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

 Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

 Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. [3].

 

4. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Известно, что концепция [лат. conceptio] – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов [9]. Концепция бухгалтерской отчетности в рыночной экономике России определяет основы построения системы бухгалтерской отчетности в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным принципам учета и отчетности.

Концепция призвана:

обеспечивать заинтересованность специалистов информацией об общих подходах к организации бухгалтерской отчетности;

быть основой разработки нормативных актов по бухгалтерской отчетности;

быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

В то же время концепция не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

В России концепция о бухгалтерской отчетности изложена в документе «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» одобрено 29 декабря 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров России. [5]. Данный документ не является стандартом. В концепции излагаются основные цели финансовой отчетности и общие принципы, лежащие в основе их составления и представления. Документ включает такие разделы, как цели бухгалтерского учета, основы организации бухгалтерского учета, содержание и требование информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей, критерии признания и оценка активов, обязательств, доходов и расходов. Принципы составления бухгалтерской отчетности, провозглашенные в концепции, имеют большое сходство с принципами Международных стандартов финансовой отчетности.

В наиболее общем виде взаимосвязь основных элементов, определяющих концептуальные основы российской бухгалтерской отчетности, можно представить следующим образом:

Ц – С – Д – К – Э –П – О – ПБУ ,

где Ц – цели финансовой отчетности, т.е. «нечто предстоящее, к чему следует стремиться» [10]; С – содержание информации, формируемой в бухгалтерской отчетности; Д – допущения учета, основы организации учета и отчетности; К – качественная характеристики учетной информации; Э – элементы финансовой отчетности; П – критерии признания элементов финансовой отчетности; О – оценка элементов финансовой отчетности; ПБУ – положения по бухгалтерскому учету (стандарты бухгалтерской отчетности), общие решения практических проблем учета.

В нашей стране продолжается реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Концепция развития бухгалтерской отчетности в России на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.) учитывает следующее:

Суть концепции заключается: в активизации использования МСФО для реформирования российского бухучета.

Цель концепции:

Извлечение из Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

Продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов. [7].

На сайте Минфина России www.minfin.ru размещен план развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012-2015 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Документ, утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440, предусматривает ряд мероприятий (с указанием сроков их исполнения), направленных на совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, в 2013-2015 годах планируется расширить сферу применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности, распространив действие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» на профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, биржевых брокеров, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др.
Хозяйствующие субъекты, их руководители и иные должностные лица будут нести административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее недостоверность.
После принятия новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете», то есть с 1 января 2013 года, будут разработаны рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Особого внимания заслуживает раздел плана «Развитие профессии», который предусматривает ежегодное повышение квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и систему профессиональной аттестации бухгалтеров.

 

5. Концептуальные основы финансовой отчетности в международной практике.

5.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, в дальнейшем получивший название Комитета по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.

Документы, разработанные КМСФО, носят название международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS).

В 2001 г. КМСФО преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB) СМСФО, который приступил к работе в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Совет имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне.

Все стандарты, выпущенные СМСФО, имеют аббревиатуру IFRS - International Financial Reporting Standards (при этом русский перевод - международные стандарты финансовой отчетности – сохраняется).

МСФО представляет собой систему норм и правил, в соответствии с которыми должна составляться финансовая отчетность. Таким образом, МСФО определяют не правила ведения бухгалтерского учета внутри организации, а требования к представлению финансовой отчетности внешним пользователям.

В состав МСФО входят следующие основные документы:

В предисловии к МСФО (Preface to International Financial Reporting Standards) описан порядок разработки и применения международных стандартов, указаны цели и порядок деятельности СМСФО.

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of  Financial Statements) содержит основополагающие принципы системы международных стандартов, которым не должны противоречить сами стандарты. В принципах рассматриваются цели и задачи составления отчетности по МСФО, основные элементы финансовой отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы и расходы), качественные характеристики финансовой отчетности, условия признания и способы оценки основных элементов отчетности [13].

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS, IFRS) устанавливают правила, в соответствии с которыми должна формироваться финансовая отчетность. Каждый стандарт имеет строго определенную структуру, которая, как правило, включает следующие элементы:

Интерпретация стандартов (SIC/IFRIC), русская аббревиатура – ПКИ. Интерпретации дополняют стандарты, рассматривая и поясняя положения стандартов. ПКИ нацелены на уточнение положений отдельных стандартов по результатам практики их применения, а также на регулирование новых вопросов, относящихся к существующему стандарту, но не учтенных при его разработке.

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - необходимое условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, такое вложение останется зоной повышенного риска. Для фирм-резидентов это выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков, поскольку помимо «стандартного» процента инвесторы будут включать в цену ресурсов дополнительную «плату за риск». Таким образом, процент за пользование привлеченными средствами для организации, не руководствующейся МСФО при подготовке финансовой отчетности, при прочих равных условиях будет выше рыночного [13].

Во-вторых, в МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию. Кроме того, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов корпоративного управления и призвана обеспечить эффективное взаимодействие акционеров и лиц, ответственных за непосредственное ведение дел организации. Поэтому неуклонно растет число транснациональных корпораций, руководствующихся МСФО при подготовке своей публичной финансовой отчетности. Среди них Renault (Франция), Nissan Motor (Япония), Wella AG (Германия), Fiat (Италия), Valmet (Финляндия), Nestle (Швейцария). В России список таких компаний включает акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ», Магнитогорский металлургический комбинат, «Вымпелком» и др.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых инструментов, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1992 г. образуют Консультативную группу в рамках СМСФО.

В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет рамки национальных систем учета. Крылатое выражение «Бухгалтерский учет – язык бизнеса» обретает интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям иностранных деловых кругов. Это создает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии, поскольку бухгалтер, приобретая новые полномочия и обязанности в управленческой структуре, неизбежно должен расширять круг своих знаний и навыков. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей.

В соответствии с Приказом от 25.11.2011 № 160н перечень МСФО  приведен в табл. 2.

Таблица 2. Перечень международных стандартов финансовой отчетности.

Номер стандарта

Название

МСФО (IAS) 1

Представление финансовой отчетности

МСФО (IAS) 2

Запасы

МСФО (IAS) 7

Отчет о движении денежных средств

МСФО (IAS) 8

Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

МСФО (IAS) 10

События после окончания отчетного периода

МСФО (IAS) 11

Договоры на строительство

МСФО (IAS) 12

Налоги на прибыль

МСФО (IAS) 16

Основные средства

МСФО (IAS) 17

Аренда

МСФО (IAS) 18

Выручка

МСФО (IAS) 19

Вознаграждения работникам

МСФО (IAS) 20

Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

МСФО (IAS) 21

Влияние изменений обменных курсов валют

МСФО (IAS) 23

Затраты по займам

МСФО (IAS) 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО (IAS) 26

Учет и отчетность по пенсионным планам

МСФО (IAS) 27

Консолидированная и отдельная финансовая отчетность

МСФО (IAS) 28

Инвестиции в ассоциированные предприятия

МСФО (IAS) 29

Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике

МСФО (IAS) 31

Участие в совместном предпринимательстве

МСФО (IAS) 32

Финансовые инструменты: представление информации

МСФО (IAS) 33

Прибыль на акцию

МСФО (IAS) 34

Промежуточная финансовая отчетность

МСФО (IAS) 36

Обесценение активов

МСФО (IAS) 37

Резервы, условные обязательства и условные активы

МСФО (IAS) 38

Нематериальные активы

МСФО (IAS) 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО (IAS) 40

Инвестиционное имущество

МСФО (IAS) 41

Сельское хозяйство

МСФО (IFRS) 1

Первое применение международных стандартов финансовой отчетности

МСФО (IFRS) 2

Платеж, основанный на акциях

МСФО (IFRS) 3

Объединения бизнеса

МСФО (IFRS) 4

Договоры страхования

МСФО (IFRS) 5

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность

МСФО (IFRS) 6

Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

МСФО (IFRS) 7

Финансовые инструменты: раскрытие информации

МСФО (IFRS) 8

Операционные сегменты

Важно иметь в виду, что применение МСФО обычно сопряжено с определенными учетными, финансовыми и правовыми проблемами для компаний. Так, следствием перехода на МСФО обычно считают повышение прозрачности отчетности, обеспечение сопоставимости показателей, повышение аналитичности данных и, как результат, облегчение доступа к рынкам капитала. Однако сам факт составления отчетности по МСФО еще не гарантирует притока инвестиций. Для этого компании необходимо продемонстрировать устойчивость финансового состояния и способность генерировать денежные средства.

В то же время переход на МСФО потребует от компании дополнительных затрат, которые на первом этапе могут быть весьма существенными. Кроме того, значительную трудность перехода представляет неготовность российских компаний к той прозрачности бизнеса, которую предполагает МСФО. Серьезную проблему для применения МСФО представляет и нехватка квалифицированного персонала – специалистов по МСФО [13].

 

5.2. Международные бухгалтерские принципы.

Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и американские стандарты бухгалтерского учета (ГААП США) выделяют приоритетную группу пользователей финансовой отчетности: акционеров, инвесторов и кредиторов. Поэтому при составлении финансовой отчетности в первую очередь учитываются информационные запросы данной группы пользователей как основных поставщиков капитала. МСФО и ГААП США не являются по своему юридическому статусу законом или нормативным актом, поэтому предполагают обеспечение приоритета экономического содержания над юридической формой.

В соответствии с первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются:

- продолжение деятельности,

- преемственность (постоянство) учетной политики

- начисления (накопления, прирост).

Наряду с основополагающими в западных странах используются и другие учетные принципы:

- оценки имущества и обязательств,

- двойной записи хозяйственных операций,

- осторожности,

- существенности,

- доброкачественности информации и др.

Методы оценки (денежного выражения) имущества и обязательств не жестко регламентированы в международных нормах. Основой большинства из них является метод "исторической оценки", т.е. оценки на дату совершения операции. Используется также ряд способов перехода от исторической оценке к реальной.

Принцип двойной записи хозяйственных операций имеет такое же назначение, как и в отечественном бухгалтерском учете.

Принцип осторожности (осмотрительности, консерватизма) предопределяет тактику проведения фирмы по отношению к возможному риску. Он обязывает учитывать все факторы, которые могут оказать влияние на финансовое положение фирмы. Одним из конкретных проявлений данного принципа является асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете после совершения операций, а убыток - с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов.

Принцип существенности помогает определить тактику поведения фирмы по выбору порядка списания материальных ценностей и отдельных затрат на себестоимость продукции. Например, относительно дешевые предметы могут рассматриваться как затраты того периода, когда они куплены, хотя сами предметы могут служить длительное время.

Принципы доброкачественности информации ориентирует на обеспечение ее достоверности с целью отражения реального финансового положения фирмы.

Анализ систем регулирования бухгалтерского учета в экономически развитых странах позволяет сделать следующие выводы:

1. В связи с интеграционными мировыми процессами происходит определенное взаимодействие государственных и профессиональных органов в сфере нормативного регулирования составления финансовой отчетности.

Причем, роль государственного контроля в странах с англо-саксонской моделью бухгалтерского учета за последнее время значительно увеличилась. С другой стороны, в странах с континентальной моделью учета возросло участие общественно-профессиональных организаций в нормативном регулировании финансовой отчетности.

Это приводит к тому, что при разработке и принятии нормативных актов профессиональными организациями, регулирующими финансовую отчетность, учитываются в первую очередь интересы и запросы приоритетной группы пользователей. Функции государства заключаются в контроле исполнения законодательства и защите интересов пользователей.

2. Интеграционные процессы способствуют переходу на единый язык отчетности, и главным, приоритетным направлением является составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

3. Расширяются объемы предоставления информации за счет раскрытия нефинансовых показателей в финансовой отчетности публичных компаний. Это наделяет отчетность прогнозными характеристиками и позволяет инвестору самому проводить анализ работы корпорации и перспектив развития.

Все эти тенденции направлены на повышение качества финансовой отчетности и доверия со стороны инвесторов, которые на сегодняшний день являются основными поставщиками капитала.

 

5.3. Цели формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

Согласно «Принципам подготовки и составления финансовой отчетности» (далее – Принципы) цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Таким образом, формируя отчетную информацию, учитывая базовые положения МСФО, бухгалтер должен стремиться к реализации главной цели финансовой отчетности – удовлетворению заинтересованных пользователей полезной информацией [15].

В информации финансовой отчетности заинтересованы существующие и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие кредиторы, покупатели, фискальные органы, общественность. Однако приоритетными пользователями финансовой отчетности с позиций МСФО являются инвесторы. Международные стандарты исходят из того, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора – неважно, собственника или кредитора. В этом их главное отличие от российского учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения результатов деятельности объекта собственности.

Отличие западной финансовой отчетности от российской:

        Перечисленные различия определяют основные особенности развития системы МСФО:

 

Заключение

Из рассмотренного выше, можно заключить, что Россия постепенно пытается перевести статьи российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского отчета и отчетности.  В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Внедрение МСФО в России сопряжено с немалыми трудностями и затратами как материальных так и трудовых ресурсов. Можно выделить ряд проблем, которые препятствуют повышению качества раскрываемой в финансовой отчетности информации, составленной в соответствии с российским законодательством:

- информация, отражаемая в финансовой отчетности, ориентирована на удовлетворение информационных запросов фискальных органов;

- юридическая форма превалирует над экономическим содержанием;

- на государство возложены функции разработки, утверждения учетных стандартов и контроля их выполнения;

- отсутствуют учетные стандарты, регулирующие составление консолидированной отчетности;

- отсутствует методика раскрытия нефинансовой информации.

Кроме того, переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО “в один день” обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение ее стабильности. Первостепенное значение здесь имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий таких рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом специалистов-бухгалтеров комплекса соответствующих мер.

Отечественный опыт свидетельствует, что развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Предусмотренные Концепцией – 2004 основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам отечественной экономики. Вместе с тем их реализация в некоторых отраслях и сферах народного хозяйства имеет определенные особенности.

В частности, в банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет ЦБ РФ. Им была разработана система мероприятий и приняты соответствующие нормативные акты, обеспечивающие переход кредитных организаций к использованию МСФО с 1 января 2004 г. [13].

В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»  от 06.03.98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров.

 

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред.от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
  3. Приказ Минфина от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
  4. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 05.10.2011) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18023) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
  5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом ИПБ от 29 декабря 1997 г.
  6. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу».
  7. Извлечение из Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
  8. Тевлин В.А. Бухгалтерская (финансовая )отчетность: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  9. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. – М. ИНФРА-М, 2003.
  10. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1994.
  11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учебное пособие. Заббарова О.А. 2008 г.
  12. Бухгалтерская (финансовая)отчетность: Учебник / Под ред. В.Д. Новодворского; ВЗЭФИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.
  13. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб.для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит»/ под ред. В.Д. Новодворского. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 608 с.
  14. Ковалев К.И. «Порядок составления бухгалтерской отчетности: требования нормативных документов» // «Бухгалтерская отчетность организации", № 4, 2004.
  15. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 320 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 85.30K
Скачано: 287
Скачать бесплатно
11.09.12 в 00:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе