Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »

Роль финансовых потоков в развитии экономики страны

Роль финансовых потоков в развитии экономики страны [27.08.12]

Тема: Роль финансовых потоков в развитии экономики страны

Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.97K | Скачано: 234 | Добавлен 27.08.12 в 21:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание.

1. Введение 3

2. Финансовые потоки 4

3. Финансовая политика государства 8

4. Заключение 15

5. Список литературы 16

 

Введение.

Региональные финансовые отношения характеризуются с позиций системного подхода. Рассматриваются различные подходы к определению финансовых потоков, обосновывается выбор финансовых потоков в качестве объекта государственного управления.

Важными условиями эффективного государственного управления региональной экономикой в современных условиях является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Проблема эффективного управления финансами становится особенно актуальной в связи с открытостью региональной экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, прогрессирующей напряженностью ресурсного обеспечения, ускорением финансовых и информационных потоков, снижением их управляемости. Происходящие изменения настоятельно требуют разработки и внедрения аналитико-системной методологии в практику управления финансовыми потоками на региональном уровне.

 

Финансовые потоки.

Финансы - это обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Финансовые ресурсы (государства, региона, предприятия) - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. В свою очередь, поток представляет собой массу, циркулирующую в течение определенного периода времени. Следовательно, финансовый поток можно определить как движение финансовых ресурсов в течение определенного промежутка времени.

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы. Государственные финансы состоят из федерального и местного бюджетов, финансов государственных предприятий и внебюджетных фондов. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.

Государственные финансы — важнейший элемент финансовой системы. Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% ВВП развитых стран. Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства. Как и финансы в целом, государственные финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы как система общественных отношений достаточно динамичны. Законодательно могут вноситься изменения и в процесс формирования доходов, и в статьи расходов. Могут меняться межбюджетные отношения. Такие изменения вносятся в целях проведения той или иной финансовой политики.

Финансовые потоки представляют собой направленное движение финансовых средств, циркулирующих в экономической системе, а также между экономической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Финансовые потоки, которые обеспечивают деятельность субъектов рыночных отношений формируются на основе материальных потоков и двигаются преимущественно во встречном к ним направлении. Финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Классификацию финансовых потоков можно представить в виде таблицы.

 

Классификация финансовых потоков.

Признак классификации

Вид финансового потока

По отношению к экономической системе

-   внутренние ;

-   внешние (входящие и выходящие).

По назначению

- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

-инвестиционные финансовые потоки;

 

-  финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

-  финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

- финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

 

В зависимости от формы собственности

- потоки собственного капитала предприятия (частного, коллективного, государственного)

-  потоки заемных средств.

 

В зависимости от формы существования

-  внутренняя и/ или иностранная валюта;

-  ценные бумаги;

-  прочие финансовые активы.

 

В зависимости от источников формирования

 

-   финансовые потоки уставного и резервного капитала;

-    финансовые потоки паевых и партнерских взносов;

-    реинвестированные в деятельность дивиденды и прибыль;

-    банковские и прочие кредиты;

-     кредиторская задолженность;

-     доходы будущих периодов.

 

По способу переноса авансированной стоимости на товары

-    потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);

-  потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые при классификации по назначению).

 

В зависимости от применяемых форм расчетов

-   денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств, а также их эквивалентов в национальной или иностранной валюте;

-   безналичные (информационно-финансовые) потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств в форме платежных поручений, платежных требований, инкассовых поручений, расчетных чеков;

-   учетно-финансовые – возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости (в процессе формирования материальных затрат в хозяйственной деятельности конкретного предприятия).

 

В зависимости от видов хозяйственных связей

 

-    горизонтальные – отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности;

-    вертикальные - отражают движение финансовых средств между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

 

В зависимости от степени уравновешенности с материальными потоками

 

-    сбалансированные – подразумевают равновесие объемов контрпотоков, которыми выступают с одной стороны, объёмы денежных средств, ценных бумаг и прочих финансовых активов, а с другой – стоимость материальных (нематериальных) ценностей;

 

-    несбалансированные.

 

 

Финансовая политика государства.

Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов.

Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют собственно финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования и прежде всего обеспечения денежного предложения. Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен инструментарий (набор методов) той и другой политики. Кроме того, результаты проведения финансовой и денежной политики могут противоречить друг другу.

В рыночных условиях финансовая и денежная политика является основным элементом макроэкономической политики.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. Денежные системы стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным. В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта: чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

В узком смысле слова финансовая политика государства — это политика, проводимая государством в отношении доходов, расходов, а также государственного долга.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности.

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Современный период развития рыночных отношений в России характеризуется осознанием весомой роли финансов в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Актуальность исследования обусловлена тем что, в существующих условиях социально-экономические процессы в Российской Федерации во многом определяются особенностями развития субъектов Федерации, и это существенно повышает роль региональных финансов.

Научных публикаций, посвященных изучению закономерностей движения финансовых потоков и возможностей их регулирования, немного. В научных исследованиях изучаются главным образом бюджетные потоки или денежные потоки предприятий или доходы и расходы населения без учета их взаимосвязей. Недостаточно изученной остается проблема управления финансовыми потоками в масштабах субъекта Федерации.

Задачами исследования являются: изучение финансовых потоков в модели региональной экономики, оценка состояния модели, поиск возможности усовершенствования модели и оценка эффективности от внедрения полученной, в ходе исследования, модели. Назначение финансовых потоков, их роль в социально-экономическом развитии заключается в обеспечении процесса образования, рационального распределения и оптимального конечного расходования денежного фонда всеми секторами экономики. Таким образом, руководствуясь мнением экономического сообщества и собственными убеждениями можно сделать важный вывод: значение финансов как инструмента и объекта управления социально-экономическими процессами обеспечивает распределительный характер финансовых отношений.

В системе государственного управления финансами, осуществляемого в целях воздействия на социально-экономические процессы, под финансовыми ресурсами целесообразно понимать денежные средства, участвующие в распределительных процессах и организации целевых фондов. Соответственно, финансовые потоки представляют собой движение финансовых ресурсов в результате первичного распределения стоимости в сфере материального производства и последующего распределения и перераспределения между сферами материального и нематериального производства, внутри каждой сферы, между социальными группами населения, в том числе с учетом изменения территориального приложения.

Представление финансовых потоков территории в виде модели кругооборота доходов позволяет сделать следующие выводы. Генерация новых финансовых ресурсов и наполнение ими каналов движения финансовых потоков происходит в реальном секторе экономики в виде налогов, чистой прибыли, амортизационных отчислений.  Так как финансовые потоки с момента своего возникновения и до окончания существования опосредуют процессы формирования, распределения и использования фондов денежных средств, можно говорить об идентификации их как процессных финансовых потоках. На основе фактора влияния на экономическое поведение и финансовые отношения всех участников общественного производства ядро процессных финансовых потоков составляют бюджетные финансовые потоки. К ним относятся потоки, появление которых определяется решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поступления налоговых и неналоговых доходов, межбюджетные трансферты и расходование бюджетных средств.  Бюджетные расходы обусловлены полномочиями органов публичной власти. В общем виде они представляют собой либо трансфертные выплаты, либо бюджетные ассигнования на оказание государственных или муниципальных услуг, в том числе на закупку необходимых для этого товаров, работ и услуг.

Региональные финансы включают финансы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, финансы субъектов хозяйствования и финансы населения региона. Иерархию уровней управления региональными финансами составляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самокправления.

Для того чтобы сформулировать суть управления процессными финансовыми потоками региона, необходимо их идентифицировать.

Предлагается классифицировать процессные финансовые потоки региона как «внутренние – внешние» по отношению к региону в целом и «входящие – исходящие» относительно каждого участника финансовых отношений. Органы власти и управления региона будут обозначены как «бюджет», хозяйствующие субъекты обозначены как «организации».

Для бюджета основными внутренними входящими финансовыми потоками являются поступления налогов и сборов от организаций и населения региона. Кроме того, в бюджет поступают неналоговые платежи в виде доходов от использования государственного имущества и другие иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством.

Бюджет осуществляет государственную поддержку хозяйствующих субъектов посредством предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, производит у них закупку товаров, работ, услуг. В отношении населения основу внутренних исходящих финансовых потоков бюджета составляют бюджетные средства региона, направляемые на социальные выплаты. В бюджетной системе субъекта Федерации между региональным и местными бюджетами возникают финансовые отношения и финансовые потоки, которые являются одновременно исходящими и входящими внутренними для бюджетной системы региона.

Хозяйствующие субъекты оплачивают труд наемных работников, выплачивают дивиденды. Указанные выплаты гражданам являются исходящими внутренними финансовыми потоками для хозяйствующих субъектов и входящими внутренними для населения.

В процессе приобретения материальных ценностей, реализации продукции, услуг экономические субъекты вступают в финансовые отношения между собой, формируя финансовые потоки внутри группы, являясь исходящими и входящими внутренними потоками для указанной группы участников финансовых отношений. К исходящему внутреннему потоку населения в сторону организаций могут быть отнесены средства граждан, направленные хозяйствующим субъектам в порядке инвестирования, вклады в банках и др.

Охарактеризуем внешние финансовые потоки. Для бюджета основными входящими извне финансовыми потоками являются межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета или бюджета равного уровня. Исходящий внешний финансовый поток для бюджета формирует закупка товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд у инорегиональных организаций.

Субъекты экономической деятельности региона в процессе взаимодействия с другими экономическими субъектами, находящимися вне границ региона, образуют свои входящие и исходящие внешние финансовые потоки.

Население может получать социальные выплаты, поступающие не из региональной бюджетной системы, федеральные служащие и работники федеральных бюджетных учреждений региона получают заработную плату из федерального бюджета – это внешние входящие финансовые потоки для населения.

По аналогии с внутренними исходящими финансовыми потоками в адрес организаций население может сформировать такие же внешние исходящие финансовые потоки для инорегиональных организаций.

Цель управления процессными финансовыми потоками региона заключается в увеличении объема внутренних финансовых потоков, что предполагает как генерацию регионом новых финансовых ресурсов, так и превышение объемов входящих финансовых потоков над исходящими. Это означает, по сути, способность экономики региона удержать на своей территории, то есть включить во внутренний оборот финансовых потоков в регионе, самостоятельно созданные финансовые ресурсы и поступившие извне.

Таким образом, управление процессными финансовыми потоками региона представляет собой воздействие на внутренние финансовые потоки с целью увеличения их объема посредством управления бюджетными финансовыми потоками с разделением при этом компетенций по уровням бюджетной системы региона.

Представленная модель отчетливо демонстрирует важность роли финансовых потоков в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики отдельно взятого региона и страны в целом велика. Процесс управления финансовыми потоками заслуживает пристального внимания и тщательного изучения.

Эти выводы применительно к обоснованию содержательной модели управления финансовыми потоками в социальную сферу.

 

Заключение.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что роль финансовых потоков в развитии экономики страны очень важна. От того как будут  распределяться финансовые потоки между субъектами экономики будет зависеть их развитие. Таким образом в любом государстве существуют приоритетные отрасли на которые и направляются основные финансовые потоки страны. (Для России, это нефть, газ.)

Финансовые потоки отражают доходы и расходы экономических субъектов. Путём анализа финансовых потоков можно узнать степень финансовой устойчивости, финансовую силу, финансовый потенциал, доходность.  Управление финансовыми потоками — важнейшая часть финансовой политики страны, которая пронизывает всю систему управления страны.

Регулирование финансовых потоков направлено как на достижение стратегической цели, т. е. обеспечение конкурентоспособности экономической системы, так и на решение тактических задач обеспечения платежеспособности, получение максимальной прибыли. Поэтому необходимо не только качественное управление отдельными финансовыми потоками, но и реализация принципов системного управления, где важное место занимает управление соотношением финансовых потоков различной направленности, а также оценка эффективности формирования и регулирования этих соотношений.

 

Список литературы.

1. Финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2001. – 512 с.

2. Инвестиционные механизмы в реальной экономике./ Под ред. А.В. Ложникова  – М.: МЗ-Пресс, 2001. – 176с.

3. Финансовые потоки в российской экономике./Под ред. Живалова В.Н ,М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000.

4.Логистика : Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. Под ред. А.М. Гаджинский– 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008. – 408 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.97K
Скачано: 234
Скачать бесплатно
27.08.12 в 21:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе