Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Культурные достижения человечества первобытной эпохи [05.06.12]

Тема: Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 17.92K | Скачано: 332 | Добавлен 05.06.12 в 16:49 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Смоленск 2010


План

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Культура первобытного общества: ее смысл, элементы и функции.
Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.

 

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Культура первобытного общества: ее смысл, элементы и функции.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

История происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном  развитии долгий и весьма извилистый путь.

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет.

Самые древние орудия труда датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которого люди изготавливали орудие, археологи делят историю первобытного мира на три века:

  1. Каменный век - делится на несколько эпох:

А) Палеолит (древнекаменный век)- примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н. э.;

Б) Мезолит (среднекаменный век)-  примерно от 12 до 7 тыс. лет до н. э.;

В) Неолит (новокаменный век)- примерно от 7 до 4 тыс. лет до н. э.;

Г) Энеолит (меднокаменный век)- примерно 3- начало 2 тыс. лет до н. э.

      2) Бронзовый век – примерно 2 начало 1 тыс. лет до н. э.

      3) Железный век- примерно с середины 1 тыс. лет до н. э.

Древний мир является периодом в истории человечества, выделяемым между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации.

Культура собирательства и охоты, или, как ее называют, первобытная культура — чрезвычайно продолжительный этап в развитии человечества. Если мы выделились из животного царства около 2 миллионов лет назад, то почти 99% прошедшего с тех пор времени относится к периоду собирательства и охоты. Этот отрезок времени можно условно разделить на несколько периодов.

Первый период, самый ранний, называют периодом человеческого стада. Оно представляло собой небольшой непостоянный коллектив древнейших людей, непосредственно сменивших коллективы ближайших животных предков человека. Их хозяйство было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия (чопперы), отщепы, остроконечники и др. Брачные отношения первоначально, возможно, были беспорядочными. Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены. Как предполагает большинство учёных— это время становления человека современного типа, борьбы возникающих социальных установлений с зоологическими инстинктами, унаследованными от животных предков. В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Вторым этапом является община, которая, в свою очередь, подразделяется на два периода: родовая община и соседская община.

Община — это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными.

Родовая община — такая форма общины, где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению общины соседской. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

Община соседская - поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определённую ограниченную территорию коллективно обрабатываемых земель.

Таким образом, в таблице 1 показаны отличия родовой общины от соседской.

Таблица 1- Отличия родовой общины от соседской

Признак отличия

Родовая община

Соседская община

Родственные отношения

Члены общины - круглые          родственники

Объединение людей, не связанных кровными узами

Жилище

Общий, большой дом для всех

Индивидуальные дома у каждой семьи

 

 

Обработка земли

Коллективная обработка общей земли всеми членами рода и равное распределение полученных продуктов

У каждой семьи отдельный участок земли, который она обрабатывает и получает с него продукты

 

К моменту возникновения общин вымерли  мамонты  и носороги,  и  охотиться  приходилось  на  мелких  нестадных  млекопитающих. Определяющими стали не величина  и  слаженность  коллектива  загонщиков,  а

ловкость и меткость отдельного охотника, также  получило  развитие  и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Как уже говорилось, первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества

Культура первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей ее является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

 

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.

Впервые  причастность  охотников  и  собирателей  каменного   века   к

изобразительному искусству была засвидетельствована  знаменитым  археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку  с  гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости  в  гроте  Ла Мадлен (Франция).

Характерной  особенностью  искусства  на  самом   раннем   этапе   был

синкретизм.  Деятельность человека,  связанная  с  художественным  освоением  мира, способствовала  одновременно  и   формированию   homo   sapiens   (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических  процессов  и переживаний первобытного человека находились в зародыше –   в  коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники    палеолитического,    мезолитического    и     охотничьего неолитического  искусства   показывают   нам,   на   чем   в   тот   период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры  из камня, глины, дерева, рисунки на  сосудах  посвящены  исключительно  сценам охоты на промысловых животных. Главным  объектом  творчества   палеолитического   мезолитического    и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы  охотника  направлены  на  то,  чтобы постичь  законы  природы.  От  этого  зависит  и  сама  жизнь  первобытного человека. Охотник до мелочайших  тонкостей  изучил  повадки  дикого  зверя,

именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел  показать  их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир,  поэтому   так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в  полном  смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной  художественной  особенностью  первобытного   искусства   была

символическая форма, условный характер изображения. Символами являются  как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения  первобытного искусства представляют собой  целые  системы  сложных  по  своей  структуре символов,  несущих  большую  эстетическую  нагрузку,  с   помощью   которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первоначально   необособленное   в специальный вид деятельности и связанное  с  охотой  и  трудовым  процессом первобытное   искусство    отражало    постепенное    познание    человеком действительности, его первые представления об  окружающем  мире.  Некоторые искусствоведы выделяют  три  этапа  изобразительной  деятельности  в  эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой  изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция  из  тушь,  костей,  натуральный макет. Включает в  себя  следующие  моменты:  обрядовые  действия  с  тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой,  наброшенной  на  камень  или  выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры.  Элементарной формой творчества  была  звериная  скульптура.   Следующий  второй  этап  –искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта,  которое  выразилось  в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении. Для      третьего     этапа     характерно     дальнейшее     развитие

верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с  появление выразительных  художественных  образов  в  цвете  и  объемном   изображении.

Наиболее характерные образы живописи этого  периода  представлены  пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и  другими  красками,  секрет  которых  не найден и поныне.  Палитра  каменного  века  видна,  в  ней  четыре  основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые  употреблялись  довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и  при  изучении  музыкального  пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не  было  отделено  от  движения, жестов, возгласов и мимики. Музыкальный элемент натуральной  пантомимы  включал:  имитацию  звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную  интонационную  форму  – мотивы,  с  зафиксированным  звуковысотным  положением  тона;  интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В  одном  из  домов  Мизинской  стоянки   был   обнаружен   древнейший

музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он  предназначался  для воспроизведения шумовых и ритмических звуков. Тонкая и мягкая традиция  тонов,  наложение  одной  краски  на  другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры  шкуры  зверя.  При  всей своей    жизненной    выразительности    и    реалистической    обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно  спонтанным.  Оно  состоит  из

отдельных конкретных образов,  в  нем  отсутствует  фон,  нет  композиции  в

современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех  видов  изобразительного искусства: графики (рисунки  и  силуэты),  живописи  (изображение  в  цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из  камня или вылепленные из глины).  Преуспели  они  и  в  декоративном  искусстве  – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся  очень широко  уже   в   палеолите.   Геометрическим   узором   покрыты   браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта.  Геометрический  орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент  состоит  в  основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток  решить этот вопрос было много. Уж  очень  не  соответствовал  геометрический  стиль

блестящим  по  реализму  рисункам  пещерного  искусства.  Изучив  с  помощью увеличительных  приборов  структуру  среза  бивней  мамонта,   исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень  похожих  на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий.  Таким  образом,  в основе мезинского  геометрического  орнамента  оказался  узор,  нарисованный самой природой. Но древние  художники  не  только  копировали  природу,  они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала,  был  богатый

орнамент. Чаще всего рисунки  выдавливали  специальными  штампами.  Они  как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских  галек из желтоватого или зеленоватого с блестками  камнями.  По  острым  краям  их наносили прорези, штампы делались также  из  кости,  дерева,  раковин.  Если надавить таким  штампом  на  мокрую  глину,  наносился  рисунок,  сходный  с оттиском гребенки. Оттиск такого  штампа  часто  называют  гребенчатым,  или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет  определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать  его  практически  невозможно.

Первобытные художники создавали и произведения искусства  малых  форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из  них,  вырезанные  из  бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Более  поздние  этапы  развития первобытной  культуры  относятся  к   мезолиту,   неолиту   и   ко   времени распространения  первых  металлических   орудий.   От   присвоения   готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к  более  сложным формам  труда,  наряду  с  охотой   и   рыболовством   начинает   заниматься земледелием  и  скотоводством.  В  новом  каменном  веке   появился   первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина.  Прежде люди  использовали  то,  что  давала  природа,  -  камень,  дерево,   кость.

Земледельцы  гораздо  реже,  чем  охотники,  изображали  животных,  зато   с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов

В поздний  период  первобытного  общества  развивались  художественные

ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

К концу первобытной эпохи появился  новый вид архитектурных сооружений  –  крепости.  Чаще  всего  это  сооружения  из огромных грубо  отесанных  камней,  которые  сохранились  во  многих  местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со  второй  половины  1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

 Поселения  делят  на  укрепленные  (стоянки,  селища)  и   укрепленные

(городища). Селищами и  городищами обычно называют  памятники  бронзового  и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного  и  бронзового веков. Термин  «стоянка»  очень  условен.  Сейчас  он  вытесняется  понятием «поселение». Особое  место  занимают  мезолитические  поселения,  называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи»  (выглядят  они  как  длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это  датское,  так  как  в  Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны  они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений  дают  сведения  о  жизни древних людей

Погребения делятся на два основных  вида:  надмогильными  сооружениями (курганы,  мегалиты,  гробницы)  и  грунтовые,  то   есть   без   каких-либо надмогильных сооружений.  В  основании  многих  курганов  ямной  культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков  или  плит,  поставленных  на ребро. Размер  ямных  курганов  очень  внушительный.  Диаметр  их  кромлехов достигает 20 метров, а высота  иных  сильно  оплывших  насыпей  даже  сейчас превышает 7 метров. Иногда  на  курганах  возвышались   каменные  надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы –  каменные  изваяния  человека  (воинов, женщин).  Каменная  баба  составляла  с   курганом   неразрывное   целое   и создавалась с расчетом на высокий  земляной  пьедестал,  на  обзор  со  всех сторон самых отдаленных точек.

Период, когда  люди  приспосабливались  к  природе,  а  все  искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался  период  господства

человека над природой и господства его образа в искусстве.

Первобытная письменность

Первобытный человек  был способен создавать изображения, обладавшие изумительной выразительностью, чему мы являемся свидетелями и сегодня, когда рассматриваем многие хорошо сохранившиеся пещерные рисунки древнейших времен. Эти первобытные графические формы передачи информации можно охарактеризовать как первые попытки создания языковой системы, основанной на изображениях.

Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг. до н. э. выражают человеческий опыт в форме рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние изображения фиксируют некоторые представления, исторические события, а также выполняют утилитарные функции конкретного сообщества обитателей пещер. Некоторые историки полагают, что целью этих древних пещерных произведений было также использование их в качестве учебных пособий, а именно для обучения юношества навыкам выслеживания добычи и религиозным ритуалам.

К 4000 г. до н. э. человечество изменило образ жизни странствующих кочевников и перешло к обитанию в пещерах разбросанными колониями. В плодородной излучине Месопотамии образовалась более высокая форма цивилизации, где и была развита иная система письма — клинопись, которая отражала интеллектуальный, социальный, экономический, духовный, культурный, сельскохозяйственный и технологический уровни человечества того времени.

Шумеры, поселившиеся на землях между реками Ефратом и Тигром в Месопотамии, выработали религиозную систему с разнообразными символами, которые соответствовали самой ранней письменной форме религии. С 2000—1800 гг. до н. э. началось использование маркировок, глиняных печатей и меток, служащих прообразами торговых марок и логотипов у современных коммерческих продуктов.

Одновременно в Египте возникали различные способы письменности. Египтяне более всего известны своими иероглифами, которые принципиально отличаются от чисто рисованной формы (пиктограмм). Этот вид письменности просуществовал от 4000 г. до н. до 400 г. н. э. Историки утверждают, что эволюция буквенных символов от египетских иероглифов до раннего крито-финикийского алфавита и других средневосточных алфавитно-графических языковых систем ясно прослеживается уже в 1000 гг. до н. э.

Изобретение новых способов письма потребовало новых материалов для записи, таких как папирус, который первоначально использовался египтянами. Древние египтяне создали подобие бумаги из стеблей папируса. Его часто называют "бумажным растением", в спокойных водах он достигает высоты от 4 до 15 дюймов. Стебли папируса использовались также для изготовления лодок и плетения корзин, папирус и теперь еще культивируется в некоторых местах северной и тропической Африки.

Основу достижений Западной цивилизации заложили греки, и их алфавит навсегда изменил направление письменности (и в конечном счете визуальных коммуникаций). Предыдущие системы письменности, основанные на пиктограммах, содержали сотни отдельных символов. Греки в своем алфавите стали использовать ограниченное число знаков, но в огромном количестве комбинаций. Это обеспечило почти бесконечные возможности для записи новых слов в виде сочетаний букв, обозначающих звуки.

Следует отметить, что материалы для письма (пергаменты и папирусы) были весьма дороги, поэтому для экономии места заглавные буквы писались очень тесно. Чтобы обеспечить разделение слов, вместо привычного нам пробела использовалась небольшая точка, размещаемая посередине строки. Идея экономии места реализовывалась также и тогда, когда писцы I столетия при переписывании рукописи Нового Завета вовсе удаляли пробелы между словами. Для монументов и папирусных свитков, а также для рукописных книг (кодексов) использовалось два вида прямых прописных (капительных) буки, который получили название маюскульного письма.

Это капительное письмо подразделяется на квадратный капитель и рустику, которая была гораздо проще. Рустика отличалась от квадратного капительного письма не только пропорциями, но также характером горизонтальных штрихов и насыщенностью. В повседневной переписке римляне использовали покрытые воском дощечки и заостренную палочку — стило. От последнего и произошло слово "стиль". Письмо на этих дощечках отличалась от стиля капительного письма. При таком письме некоторые элементы букв пропускались, некоторые буквы соединялись, отдельные буквы писались крупнее других, а письмо в целом получалось наклонным. Такое письмо получило название римское курсивное, и в нем выделялся более ранний прописной курсив, который существовал первые четыре столетия нашей эры.

 

Список использованной литературы:

1.    "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 1993 год.

2.    "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание под редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 1995 год.

3.    "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание под редакцией профессора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998 год.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.92K
Скачано: 332
Скачать бесплатно
05.06.12 в 16:49 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе