Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по системе государственного управления »
Тема: Государство – субъект власти и субъект управления экономикой
Раздел: Бесплатные рефераты по системе государственного управления
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.18K | Скачано: 398 | Добавлен 10.05.12 в 16:47 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение
1. Государство – особая форма политической и правовой организации общества
2. Государство как субъект управления экономикой
3. Тесты
Заключение
Список использованных источников
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.
Целью данной работы является обоснование государства, как субъекта власти, так и субъекта управления экономикой.
Объектом изучения является государство и система государственного управления экономикой.
Предметом является реализация государственной власти через процессы управления обществом, прежде всего, социально – экономических отношений.
Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Проанализировав сущность государства, выделим теперь его характерные признаки. Государство – это организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.
Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти, народа.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, налоговая полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда государство могло бы обходиться без права, а право – без государства.
Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в обществе.
Говоря о соотношении государственной власти и государства в широком смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой. В структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.
Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных.
Форма государственного правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.
Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма правления показывает:
- как создаются высшие органы власти в государстве
- их структуру
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан
На сегодняшний день выделяют 2 формы правления:
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно. Виды монархии:
1.Абсолютная монархия - характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).
2. Конституционная монархия делится на два вида:
Дуалистическая монархия (начало 20в.) Она характеризуется определенными признаками:
- правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть;
- монарха от парламента в сфере исполнительной власти;
- полномочия парламента, сильно урезанных монархом
-монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Парламентская монархия - это форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Признаки парламентарной монархии:
- ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;
- отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;
- центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.
Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом). Республика бывает 3 видов:
1. Президентская республика - это форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).
Особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.
2. Парламентская республика - предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.
Правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.).
3. Смешанная республика - этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция).
Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на Президента Российской Федерации как главу государства; Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющее законодательную власть; Правительства, осуществляющее исполнительную власть; суды (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным конституционным законом), которые осуществляют судебную власть в Российской Федерации. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции.
Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.
Различают 3 основные формы государственного устройства:
Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику.
На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Парламент – однопалатный .
Унитарное государство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти. Унитарными являются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.
В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.
Конфедерация характеризуется неустойчивостью и, как правило, либо распадается, либо перерастает в федеративное или унитарное государство. Неустойчивость распад может быть связан, например, с достижением цели для которой конфедерация создавалась или с тем, что, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленной и целевой направленности. Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.
Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и т.п. характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К функциям государственного управления экономикой относятся, прежде всего:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов;
- деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе.
1. Дайте определение сущности государства:
1) общность людей с единым языком, культурой и территорией проживания
2) общность людей, интегрируемая системой правового и властного принуждения
3) форма политической организации общества на определенной территории
Ответ: «3»
2. Назовите конституирующие признаки государства:
1) однородный национальный и языковой состав населения
2) наличие определенной территории под единой юрисдикцией
3) особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции
4) наличие территориальных границ
Ответ: «2», «3»
Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в обществе. Государственная власть – это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.
Механизм государственной власти – понятие более широкое, чем механизм государства и государственный аппарат. Механизм государственной власти складываются из механизма государства, главной составной частью которого является государственный аппарат, и негосударственных организаций, обладающих государственно-властными полномочиями. Поэтому механизм государственной власти можно определить как совокупность или систему государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Система государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предметом системы государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории.
Самой главной целью государственного управления экономикой является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.
1. Теория государства и права: Учеб. пособие/Под ред. проф. Т.Н. Радько. – М.: 2009. – 185 с.
2. Государственная власть и ее механизм: Учебник/Под ред. проф. Н. А. Пьянов. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 253 с.
3. Общая теория права и государства: Учеб. пособие/Под. ред. проф. В. В. Лазарева. – М.: ЮРИСТЪ, - 2009. – 343 с.
4. Государственное управление. Основы теории и организации: Учебник/Под. ред. проф. В. А. Козбаненко. – М.: СТАТУС, 2007. – 193 с.
5. Система государственного управления: Учебник/Под. ред. проф. Н. И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2007. – 209 с.
6. Общая теория государства и права: Учеб. пособие/Под. ред. проф. М. Н. Марченко. – 1 том. – М.: ЮРИСТЪ, – 2008. – 241 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.