Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России »

Контрольная работа: Контрольная по Истории государственного управления Вариант №3

Контрольная по Истории государственного управления Вариант №3 [18.04.12]

Тема: Контрольная по Истории государственного управления Вариант №3

Раздел: Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.34K | Скачано: 54 | Добавлен 18.04.12 в 18:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2012


Содержание

Задание 1…………………………………………………………….………..…3-6

Задание 2……………………………………………………………………...…7-8

Задание 3…………………………………………………………………….…9-10

Задание 4……………………………………………………………………...10-11

Задание 5…………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………..………12

 

Задание 1

  1. Перечислите основные признаки государства.

  2. Является ли наличие населения основным признаком государства?

  3. Используя материалы КОПР-3 “История государственного управления в России” проследите динамику роста населения в России. Связан ли этот показатель с политическим режимом?

1.     К основным признакам государства относятся:

1)    Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;

2)    Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;

3)    Публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

4)    Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а).   универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б).  прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти;

в).  наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;

5)    Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6)    Обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

7)    Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

2. Наличие населения является основным признаком государства. Население определяет силу и мощь государства.

3. Численность населения в России в 9-12 вв. составляла 2-4 млн. чел., к концу 17 в. этот показатель возрастает до 10-12 млн. чел., на конец 18 в. численность населения достигает 37 млн. чел., на начало 20 в. -165 млн. чел., а к концу 20 в. -148 млн. чел. По переписи 2007 г. численность населения составила 142 млн. чел. С каждым годом этот показатель постепенно снижается (на 87% из-за болезней). Я считаю, что динамика роста населения в России не зависит от политического режима.

 

Задание 2

  1. Раскройте значение терминов “смерд”, “холоп”.
  2. К какому периоду в истории российской государственности они относятся?

1. Смерд — категория населения по «Русской правде». Свободный общинник земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

На данный момент существует две трактовки понятия "смерд". Первая - это аналог позднейшего "крестьянин", земледелец, иногда зависимый от землевладельца, но при этом лично свободный. Вторая трактовка рассматривает смердов, как посаженных на землю рабов-пленных из неславянских племен.

Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю.

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.

Считается, что слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.

К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

Холопы  - в России в X - нач. XVIII вв. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общине. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - нач. XVIII вв. были "положены в тягло", т.е. слились с крепостными крестьянами.

2. Термин «смерд» относится к  периоду 11-17вв., а термин «холоп» – к 10 — начала 18 вв. в истории российской государственности.

 

Задание 3

  1. Какие события из приведенных ниже оказали, с вашей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему государственного управления в России в третьей четверти 17 в.?
  2. Используя соответствующие разделы КОПР-3 “История государственного управления в России” определите, какие факты, характеризующие государственное управление в российском государстве в данный период, отсутствуют в настоящем списке:

1652 – начало патриаршества Никона

1652 – реформа питейных заведений

1653 – принятие Таможенного устава

1654 – воссоединение Украины с Россией

1666 – учреждение почты в России

1667 – лишение патриарха Никона священного сана, начало его ссылки

1667-1671 – восстание Степана Разина

1676 – смерть Алексея Михайловича, на престол вступает Федор Алексеевич

1. С моей точки зрения, из перечисленных событий наиболее сильное влияние на систему государственного управления в России в третьей четверти 17 в. оказало вступление на престол в 1676 Федора Алексеевича. Его политика была направлена на усиление самодержавия. В 1682-1684 гг. угасает  земская деятельность. Окончание работы Земских соборов означало завершение перехода от сословно- представительной монархии к абсолютизму.

Абсолютизм зарождался в России на протяжении всего 17 в.
В исторической науке существует ряд точек зрения на то, что послужило предпосылками возникновения абсолютизма. Так, М.Я. Волков считает, "... что объективные условия для возникновения абсолютизма в России возникли вследствие не одного, ... а двух основных социально-экономических процессов, составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов - развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой - развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых сил, от которого в свою очередь, зависит исход классовых и внутриполитических конфликтов".

2. В списке отсутствуют следующие факты:

1653-1656 – церковная реформа Никона, начало раскола в Русской православной церкви

1680- составлен первый в истории страны государственный бюджет- роспись доходов и расходов государства.

1682- отменено местничество, согласно которому «место» (должность) в государственном аппарате человек занимал в соответствии со знатностью своего рода и заслугами предков, а не по своим профессиональным качествам. Вместо местничества выдвинут принцип служебного соответствия

 

Задание 4

Кто из перечисленных ниже деятелей российской истории оказал, с вашей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой половине 14 в.? Обоснуйте свой ответ.

Михаил Ярославович “Святой”, князь тверской

Дмитрий Михайлович “Грозные очи”, князь

Иван I Данилович Калита, князь московский

Семен Иванович Гордый, князь московский

С моей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой половине 14 в. оказал Иван I Данилович Калита, князь московский. Он сыграл большую роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы, используя в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями. Влияние Ивана I распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях. При Иване Даниловиче Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим идеологическим и политическим влиянием. Деятельность Ивана I способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы и начался экономический подъём Руси.

 

Задание 5

Используя материал раздела “Великие люди о государственном управлении” КОПР-3 “История государственного управления в России” подберите высказывания, которые наиболее точно, по вашему мнению, характеризуют систему государственного управления и особенности политического режима в России в эпоху Александра I.

По моему мнению, систему государственного управления и особенности политического режима в России в эпоху Александра I наиболее точно характеризует высказывание Н.М. Карамзина: «Для России более всего подходит самодержавие, а ограждать монарха от злоупотребления его властью должна его совесть. В условиях самодержавия всякая конституция бессмысленная, т.к. никто не может помешать монарху нарушить ее»

 

Список использованной литературы

  1. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 607 с.
  2. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.
  3. История государственного управления в России: Учебник / Под общей редакцией Р.Г. Пихои - М.: РАГС, 2001. - 384 с.
  4. Дидык М.Е. История государственного управления: учебник / М.Е. Дидык. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 283 с.
  5. Омельченко Н.А. История государственного управления: учебник / Н.А. Омельченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.34K
Скачано: 54
Скачать бесплатно
18.04.12 в 18:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.