Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Избирательная система: понятие и ее содержание
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 13.94K | Скачано: 349 | Добавлен 03.04.12 в 22:31 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2012
План работы 2
1. Понятие «избирательная система» и ее структура 4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки 6
2.1. Мажоритарная избирательная система 6
2.2. Пропорциональная избирательная система 7
2.3. Смешанная избирательная система 8
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ 10
Список используемой литературы 13
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — это порядок определения результатов голосования.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах.
Избирательный процесс включает: назначение выборов (как правило, это — прерогатива главы государства), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избирательных округов, районов и т. д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным).
Избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам.
Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано три типа избирательных систем – мажоритарной, пропорциональной и смешанной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
2.1. Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток.
Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о возможности представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе. Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной системы привели к ее модификации в некоторых странах мира.
2.2. Пропорциональная избирательная система
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Таким образом, пропорциональная избирательная система - это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов.
Выделяют два вида пропорциональных систем:
• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
• пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.
Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика.
2.3. Смешанная избирательная система
Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.
Современная избирательная система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя.
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов.
В российской избирательной системе представлены два противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных правил. Следует отметить, что важным элементом принятой в России избирательной системы является 5%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшения величины округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное число партий.
Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным голосом создает естественные стимулы для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают разные основы для выбора избирателя.
В чем смысл перехода от смешанной к пропорциональной избирательной системе?
Наиболее важным отличием выборов Государственной Думы пятого созыва является то, что все 450 депутатов нижней палаты Российского парламента будут избраны на основе пропорциональной избирательной системы - то есть по партийным спискам. Данная избирательная система названа пропорциональной вследствие того, что избиратели голосуют за партийный список в целом, а число депутатских мандатов, полученных политическими партиями, прямо пропорционально числу голосов избирателей, которое получил соответствующий партийный список.
Введение более десяти лет назад на выборах депутатов Государственной Думы смешанной избирательной системы стало существенным шагом вперед, обеспечив начало становления партийно-политической системы. Однако есть основания считать, что ее дальнейшее применение могло привести к политической стагнации как в партийном строительстве, так и в избирательной системе РФ в целом.
Например, как показала практика, баллотирующиеся по одномандатным избирательным округам кандидаты (как независимые, так и представляющие те или иные политические партии) вскоре после своего избрания депутатами, как правило, примыкают к тем или иным парламентским фракциям, поскольку только в этом случае депутат может реально повлиять на принятие государственных решений. Но ведь избиратель-то голосовал за кандидата совсем иной «политической окраски» или просто за независимого кандидата!
При использовании пропорциональной избирательной системы такая ситуация невозможна: кандидаты открыто заявляют о своей политической принадлежности и тем самым обозначают свою идеологическую позицию. Соответственно, введение пропорциональной избирательной системы призвано обеспечить более точное (реально пропорциональное) политическое представительство всех значимых социальных групп российского общества в Государственной Думе.
Можно отметить и то обстоятельство, что при смешанной избирательной системе «терялось» существенно большее число голосов избирателей, отданных за кандидатов, не получивших по итогам выборов депутатские мандаты.
Переход к выборам депутатов Госдумы России по пропорциональной избирательной системе был закреплен во вступившем в силу 7 декабря 2006 года Федеральном законе № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В целом, федеральное законодательство о выборах развивается и эволюционирует для того, чтобы Государственная Дума РФ стала основным инструментом представительства общенациональных идей и интересов населения нашей страны через крупные, хорошо структурированные политические партии.
1. Конституция Российской Федерации. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
2. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М.В. Баглай - М.: издательство НОРМА-ИНФРА , 1998г.
3. Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ "О выборах Президента РФ".
4. Политология: Учебник для вузов/ под ред. Лавриненко В.Н.. – М.2006.
5. Баглай М. В. Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — С. 390. — 784 с. — 6000 экз.
6. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2006.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.