Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »
Тема: Государственное регулирование денежной массы и денежного обращения
Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 32.76K | Скачано: 330 | Добавлен 21.03.12 в 22:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2010
1. Регулирование массы денег в обращении – ключевая задача ДКП 3
2. Методы и инструменты регулирования денежной массы и денежного обращения 7
Задача 17
Литература 18
Важнейшими элементами денежного обращения являются денежная масса и денежные агрегаты.
Денежная масса - совокупный объем наличных и безналичных денежных средств, обслуживающих товарооборот, платежи и расчеты.
Это один из основных ориентиров денежно-кредитной политики государства. Состояние денежной массы оказывает влияние на деловую активность, динамику цен, занятость, характер функционирования платежно-расчетной системы.
Именно поэтому денежная масса является объектом регулирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка.
В денежной массе можно условно выделить две части:
Активные деньги – средства, которые постоянно находятся в обращении, обслуживают сделки и розничный товарооборот.
Пассивные деньги – средства, находящиеся в накоплениях, сбережениях, а также в остатках на расчетных счетах банковских клиентов.
Активные деньги еще называют деньгами для сделок. Это наличные и безналичные денежные средства, выполняющие функции средств обращения и платежа в процессе совершения сделок купли-продажи.
В пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя прямо использовать в качестве средства обращения и платежного средства. К ним можно отнести денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладов в банках, краткосрочные государственные облигации, депозитные сертификаты и т.д.
Таким образом, в денежную массу включают и ликвидные активы, которые потенциально способны обеспечить процессы обращения и платежа.
Ликвидность - возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости.
Для оценки денежной массы используют ее объем в стоимостном выражении и группу качественных показателей.
Длительное время объем денежной массы жестко привязывался к золотому запасу страны. Денежной единице соответствовало определенное количество золота.
С отменой золотомонетного стандарта обеспечением объема денежной массы служит товарная масса и финансово-экономические активы.
Для качественной оценки денежной массы в странах с рыночной экономикой используют специальные денежные агрегаты.
Денежный агрегат - это статистический показатель, характеризующий объем денежной массы. В каждый агрегат входит определенный вид денег, определенные активы.
Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности.
Все принятые денежные агрегаты образуют иерархическую систему, в которой каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.
Наборы денежных агрегатов, используемых в экономической статистике развитых стран:
Как видим, наиболее ликвидные средства представлены агрегатом М1, наименее - агрегатом М4.
В экономической статистике РФ используются следующие агрегаты:
Для простоты изложения можно оперировать только двумя основными агрегатами - М0 и М2 (при этом представим М2 = М0 + безналичные средства).
Денежная масса М2 зависит от движения наличных денег и безналичных средств, на которые, в свою очередь, влияют сбережения населения и остатки средств на счетах предприятий, организаций.
Если население доверяет банкам и хранит у них свои сбережения, то государство имеет больше возможностей увеличить денежную массу.
Соотношение между агрегатами обеспечивает сбалансированность потребности денежного оборота в стране с потребностями платежеспособного спроса населения на товары, работы, услуги.
Для анализа состояния денежного обращения кроме объема денежной массы необходимо использовать и такой показатель, как скорость обращения денег.
Скорость обращения денег - это интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, показывает количество сделок, в которых участвует каждая одноименная денежная единица в течение года.
Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год.
Скорость оборота денежной массы может быть выражена отношением объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны к величине агрегата М2. Формула расчета:
Чем выше V1, тем меньше нужно денежной массы для производства годового ВВП.
ВВП - это суммарная стоимость всех произведенных за определенный промежуток времени товаров и услуг на территории страны; совокупный доход, произведенный на территории страны.
Количество денег, находящихся в обороте регулируется Центральным эмиссионным банком страны, и законодательной властью.
Основные показатели скорости обращения денег в РФ:
1. Скорость оборота денег в кассах учреждений Центрального Банка Российской Федерации.
Этот показатель определяется, как отношение суммы поступлений денег в кассы ЦБ РФ по банковским текущим счетам к среднегодовой денежной массе в обращении.
2. Скорость оборота наличной денежной массы, находящейся в обороте.
Она определяется, как отношения суммы поступлений и суммы выдачи наличных денег в течении года через кассы коммерческих банков, сбербанка, предприятий, к среднегодовой массе наличных денег в обращении.
Регулирование денежного обращения со стороны государства предполагает:
Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана “чисто” денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:
квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:
налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций; корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих – центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.
Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной.
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:
нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном банке; рефинансирование банков; операции банков на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Обязательные резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.
Рефинансирование банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию “банка банков”. Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.
Кредитное рефинансирование различается:
по форме обеспечения: учетные и ломбардные кредиты; по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев); по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы; по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.
Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.
Операции на открытом рынке. К экономическим методам регулирования денежно-кредитной политики относятся операции центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызывать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс национальной валюты.
Политика открытого рынка представляет собой средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
Проводить такую политику центральный банк может двумя путями:
Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным; Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
Успех политики открытого рынка зависит от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а, соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В таком случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что через определенный период времени они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой, так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким инструментом регулирования.
Валютное регулирование. Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты, которое становится фактором инфляции.
Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:
проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.
На практике обычно использую две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную. Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменении курса национальной денежной единицы – это и есть девизная политика. Подобные операции получили название “валютных интервенций”. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений СВОП) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Наряду с прямыми мерами валютного регулирования (дисконтной и девизной политикой) и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс, значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы.
Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения – политика таргетирования. Таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах XX века инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режимов плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В настоящее время установления целевых ориентиров осуществляется во многих странах, однако роль данного инструмента в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объема денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в форме контрольных цифр, в форме прогнозов.
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся:
кредитование в порядке рефинансирования; расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов; переучет векселей и других денежных обязательств; операции на рынке ценных бумаг; инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей; управление золотовалютными резервами; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством.
В России регулирование денежного обращения осуществляется ЦБ РФ в соответствии с основными положениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.
Схема регулирования наличного денежного оборота может быть представлена следующим образом (рис. 1).
При территориальных главных управлениях Банка России созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ). В свою очередь, в их структуру входят:
Рис. 1. Схема регулирования налично-денежного обращения
Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы (ОПК) коммерческих банков.
Остаток наличных денег в оборотной кассе (ОК) лимитируется. Если лимит суммы превышен, то излишек денег поступает в резервный фонд (РФ), то есть изымается из обращения.
Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс (ОПК). Наличные суммы, превышающие лимит, они сдают в РКЦ.
Тем самым осуществляется постоянный контроль величины наличной денежной массы, не допускается образование избыточных, неподвижных запасов наличных денег.
Денежная масса текущего года составляет 100 млрд долл. В следующем году прогнозируется прирост ВВП на 8%, инфляции – на 9%.
Какой должна быть денежная масса согласно монетарному уравнению и правилу М. Фридмена, если:
а) скорость обращения денег не изменится;
б) скорость обращения денег удвоится?
Решение:
M*V=p*Q
100*V=1,09*1,08
а) 117,72 млрд долл.
б) 58,86 млрд долл.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.