Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »

Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики

Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики [01.03.12]

Тема: Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.31K | Скачано: 316 | Добавлен 01.03.12 в 19:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание

Введение 3

1. «Фиаско» (пробелы) рынка и их последствия 4

2. «Фиаско» государства и их последствия 7

3. Задача 13

Список литературы 14

 

ВВЕДЕНИЕ:

Центральными вопросами современного государственного регулирования экономики являются: роль рыночного механизма, эффективность тех или иных форм макроэкономической политики, цели, формы, масштабы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Современном рынок-это атрибут любой эффективной модели социально-экономического развития общества. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов.

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско  рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, в то же время подчеркивается, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии

 

1.ФИАСКО (ПРОБЕЛЫ) РЫНКА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

 «Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. внешние эффекты;
  2. общественные блага;
  3. несовершенная (асимметричная) информация.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Итак, есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности.

Первая из них — монополия, которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективности. Есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это — функция властей, государства.

Вторая причина — наличие внешних эффектов. Внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками и частными издержками.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

В обоих случаях возникает очевидная проблема с низкой эффективностью распределения ресурсов. Продолжение деятельности, создающей внешний фактор, сопровождается созданием предельного ущерба — дополнительного ущерба, возникающего в результате повышения уровня создающей внешний фактор деятельности на одну единицу.

Еще один, третий источник несостоятельности рынка — его неспособность обеспечить население общественными благами — товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления благ. Это относится к оборонным услугам, школьному образованию, созданию и применению законов и т.д.[4,с.136]

Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Рынок не может обеспечить все эти блага вследствие так называемой проблемы «безбилетника». Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель, скорее всего, платить не будет. Следовательно, рынок не будет обеспечивать население такими благами. Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ.

Четвертой причиной несостоятельности рынка является то, что рыночное регулирование способно реализовать настолько глубокую дифференциацию богатства, что возникающая при том проблема бедности становится неприемлемой в целом для общества. Но рыночное решение всегда оставляет кого-то «за бортом».  Отдельный потребитель делает выбор на основе своей личной функции полезности, а общество делает выбор на основе социальной функции полезности, которая воплощает этику данного конкретного общества. Этот выбор различен для разных обществ, но все они учитывают проблему бедности и осуществляют программы помощи.[2,с.174]

Как видим, теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определенных недостатков, несовершенств. Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Между тем существуют некие обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе: соблюдение баланса общественных интересов, поддержание социальной стабильности, защита национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики и т.п. Помимо этого правительство обеспечивает правовую базу и общественную атмосферу, способствующую эффективному функционированию рыночной системы: защищает права собственности (в том числе и интеллектуальной), обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, стимулирует деловую активность, обеспечивает законность и правопорядок в хозяйственной сфере, регулирует взаимоотношения между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, выступает в роли арбитра в отношениях между субъектами экономической системы. Важнейшей функцией, неким каркасом экономической роли государства является разработка хозяйственного законодательства и обеспечение  неукоснительного соблюдения принятых законов, всеми гражданами страны, включая самих государственных служащих. [1,с.162]

 

2. «ФИАСКО» ГОСУДАРСТВА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

 С точки зрения экономической науки свободный рынок наиболее точно отвечает на три основных вопроса:

во-первых, какие товары должны производиться в существующей экономической ситуации, т.е. какие из них в данных условиях будут востребованы рынком?

 во-вторых, как производить пользующиеся спросом товары, т. е. какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить производство пользующихся спросом товаров с наименьшими издержками; в-третьих, для кого производить товары.

 Таким образом, вопрос о фиаско государства фактически сводится к вопросу о том, какие задачи могут быть эффективно решены рыночной экономикой без государственного вмешательства или при условии минимального государственного вмешательства.[3,c.261]

Неравенство в получении информациитакже порождает фиаско государства. Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на  выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во временипринятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается.Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагомпонимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признания. Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время.

2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий.Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка.

К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств:

1) Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации, чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.

2) Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.

3) Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой

4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Большая иллюзия -  думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не «провалами» рынка, а так называемой «политической игрой», то есть, попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь.

5) Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.

6) Образование государством через пере распределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам  может привести  к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата. В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Итак, проблемы рынка непреодолимы, но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно.

Главной же проблемой экономики многих стран является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу.

Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведение системы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояние экономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.[5,с.312]

 

3.ЗАДАЧА

Определите величину национального дохода в прогнозном году, если:

Национальный доход - это совокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей,трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н. д. страны как часть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений(износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины Н. д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнего хозяйства.

Значит, исходя из данных задачи,мы можем вычислить:величина ВВП - амортизация основного капитала - косвенные налоги =национальный доход.

Т. е. - 735 - 56 - 145= 534 млрд.долл.

Ответ: В прогнозном году национальный доход составит 534 млрд. долл.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пикулькин А.В. П32 Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 399 с.

2. Наумов С.Ю. Осипова И.Н. Подсумкова А.А. Система государственного управления: Учебное пособие. 2009. - 304с.

3. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 2009 г.

4. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос",2010 г.

5. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 2010г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.31K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
01.03.12 в 19:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе