Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Проблема бытия
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.13K | Скачано: 474 | Добавлен 21.01.12 в 13:01 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
1. Введение 3
2. Проблема бытия философской мысли 4
3. Основные формы бытия 8
4. Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX – XXI столетиях 9
5. Заключение 12
6. Список используемой литературы 13
Введение.
Данная тема является одной из основополагающих в формировании современного философского взгляда на организацию реальности. При этом историко-философская ретроспектива по онтологической проблематике демонстрирует все богатство подходов к решению этой проблемы. Кроме того онтология – это важнейший раздел философии – учение о бытие, с которого начинается курс современной научной философии в высших учебных заведениях.
«Бытие» - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т. е. перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств.
При изучении обсуждаемого раздела рекомендуется обязательное изучение следующих вопросов:
1. Проблема бытия в истории философской мысли.
Проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии. Онтология – раскрытия бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии. Его проблематика достаточно четко определилась уже в античные времена. Центральным вопросом онтологии является категория «бытие».
Бытие – это существование вообще. Проблема понимания, осмысления бытия возникла с первых шагов познания мира. В античности школа элеатов, в частности, философ Парменид V – IV вв. до н. э. поставил в философии впервые эту проблему. Люди начали терять веру в богов Олимпа. Рушились основы миропонимания. Человек терял жизненную опору, гарантию устойчивого существования. Парменид в своем учении «заменил» власть богов на власть мысли. Но эта мысль не зависела от эмпирического чувственного опыта людей. Это так называемая «чистая» мысль. «Быть» в повседневном употреблении означает существовать в предметно-чувственном мире [4, 484 - 486].
В античной культуре сформировалось представление о трансцендентном мире – подлинном бытие. Главные вопросы онтологии античности: что есть бытие и что есть небытие? Таким образом, проблема бытия рассматривается всего лишь как нечто противоположенное небытию. У бытия нет прошлого и будущего, нет движения, оно только в настоящем. Здесь и сейчас.
Для Парменида небытия нет. Так как если мы о нем думаем, мыслим, то оно уже не небытие, а бытие. Полная противоположность элеатам – Гераклит. Он понимал, что бытие весьма подвижно. Мы не можем даже его уловить. По Гераклиту мы не можем уловить бытие, но можем уловить логику его развития в целом Космосе. Источник бытия для него – огонь. В целом для античной философии характерно формирование диалектического видения природы. Прослеживается это, например, круговорот вещества в природе: смерть земли – вода, смерть воды – воздух, смерть воздуха – земля.
Для Демокрита бытие – атомы, небытие – пустота между ними. По Платону истинное бытие – мир духовных сущностей, мир идей. Чувственное бытие соединяет в себе бытие (мир идей) и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Аристотель считал, что истинное бытие – это бытие в возможности. В действительности – это бытие чего-либо, а не само по себе [5, 104 - 110].
Таким образом, в античности бытие рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие в таком случае относительно. Проблема бытия в Древней Греции решается материалистически, как проблема субстанции. Таким образом, начало всего сущего бытия является атом. В это же время идеалисты Платон и Сократ не соглашаются. Реально существует идея бытия. С этого момента и разделяются материализм и идеализм. Сущность бытия идеализирована. Идея, а не атом – основа всего сущего.
В средневековье Бог есть само бытие. Аристотелевское мышление стало ведущим. Вещи – это форма проявления бытия. Но он проблему бытия не решил однозначно. Материя не имеет своего бытия без формы. Форма важнее материи. Верховной формой является Бог. Он оформляет сущее бытие Космоса. Весь мир существует в неком реальном бытие вещей.
В Новое время (16 – 17 вв.) формируется новый подход к бытию. Быть, значит существовать. Наиболее крупные метафизические системы в XVII в. создали Декарт, Спиноза и Лейбниц. Их способ решения проблемы выдвинул на первый план понятие субстанции.
Декарт, как мы помним, постулирует существование двух субстанций («мышления» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единой и самодостаточной субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов (т. е. свойств, без которых вещь не может существовать и развиваться). Лейбниц же провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира – «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок.
Таким образом, в философии XVII в. Одновременно представлены сразу все три формально возможные модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая [1, 345 - 352].
В Эпоху Просвещения (XVIII в.) классическая метафизика с ее представлениями о субстанциях и божественной воле была подвергнута беспощадной критике. Причем сразу со всех сторон ее атаковали как материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть претензий просветителей сводилась к тому, метафизический стиль мышления фактически пренебрегает практическим опытом и экспериментом. Идеи философов-просветителей фактически разрушили античную традицию трактовки бытия как некой высшей, запредельной реальности, которую человек должен найти и понять. Искомый прежними поколениями философ Абсолют был объявлен фикцией, философским предрассудком. Исследования бытия природы полностью отдавалось на откуп естествознанию. Бытие же человека целиком исчерпывалось его потребностями, деятельностью и сознанием. Смысл человеческой жизни оказался сведенным к простому удовлетворению ее земных практических потребностей.
Во второй половине XIX в. Ф. Ницше провозгласил – «Бог умер». Философы потеряли интерес к проблемам онтологии. Такое положение дел знаменитый немецкий философ-экзистенциалист М. Хайдеггер назвал «онтологическим нигилизмом». Следы его сохранились в философии и поныне. Материалистически выдержанная философия проблему бытия видит фактически в осмыслении естественнонаучных представлений об устройстве мира. Она ставит себе задачей играть роль общей методологии естествознания, вписывая достигнуты им результаты в общий культурный контекст эпохи и стимулируя поиск новых, более глубоких принципов мироустройства [6, 250 - 263].
В XX в. Позитивизм попытался преодолеть отставание идеализма. Но он проблему бытия в чистом виде не ставил, уходя в логику, гносеологию и аксиологию. Экзистенциалисты (Хайдеггер, Ясперс, Сартр) свели бытие мира к бытию человека. Гартман Николай (1882 - 1950): человек в проблеме бытия мира. Он поставил проблему бытия как проблему существования. У Хайдеггера и Гартмана проблема бытия ставится в зависимости от человеческого переживания. Это субъективный идеализм (осмысление зависит от переживания). Гартман: все существующее охватывает два понятия – реальное духовное, реальное материальное. У него нет акцентуации, что выше другого. Он снимает вопрос о происхождении идеального, следовательно, вопросы о Боге убираются. Онтология Гартмана построена на соотношении материального и идеального. Но он не дуалист, он не удваивает мир, он проводит раздел бытия. Философия естествознания существует именно на этом разделе: физическое и психическое, живая и духовная природа, человек и природа.
Итак, проблема бытия в многовековой истории философии претерпела весьма серьезную эволюцию. Ее переломными моментами следует признать эпоху Просвещения и рубеж XIX – XX вв. Таким образом, в истории философии бытие понималось как целостность объективной и субъективной реальности [7, 348 - 360].
2. Основные формы бытия.
Какой смысл ни вкладывался в категорию «бытие», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:
Бытие природы. Относят бытие естественных вещей и состояние природы. Это так называемая первая природа, нерукотворная.
Социальное бытие – это бытие общества и общественное бытие. Ее результатом является так называемая природа. В данном случае техника (как процесс и продукт) оказывает все большее влияние на человека, общество и первую природу. В ней сливаются два вида явлений: целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего объективного мира.
Бытие человека представляет собой единство природного и социального. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем его социального способа существования. Бытие духовного связано с бытием человека и подразделяется на индивидуализированное и вне- или надиндивидуализированное.
Каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами. Вместе с тем, все они имеют одно и тоже основание – материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека и формированию социальной и духовной сфер. Однако философская категория материи служит для характеристики явлений мира, независимых от сознания человека, то есть объективных [2, 130 - 150].
Данные формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга.
3. Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX – XXI столетиях.
Философия и наука XX – XXI вв. добавили к традиционным характеристикам основных форм бытия следующие новшества.
В этой области современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы:
Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется той или иной субстрат, а система, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т. е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация. Именно она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.
Другой важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность к эволюции. Все известные науке естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален.
Вполне возможно, что универсальны и механизмы эволюции. В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка [3, 462 - 468].
Форма социального бытия в последнее время проявила себя в следующих тенденциях:
Форма духовного бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием, относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:
Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX – XXI веков [4, 104 - 116].
Заключение.
Необходимость особого философского осмысления бытия объясняется, во-первых, тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (креационизм – самоорганизация, материальность – идеальность), обоснованность которых не может быть найдена в пределах наличного человеческого опыта. Оправдание такого выбора ищут в рассуждениях о «предельных основаниях бытия», а это, как известно, есть предмет философии. И во-вторых, философский ракурс проблемам бытия придает необходимость сопряжения бытия мира и бытия человека, непреходящая потребность вписать смысл человеческой жизни в более общий смысл мирозданья, уразуметь направленность развития того и другого. Поэтому философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть не менее, чем две с половиной тысячи лет назад.
Список используемой литературы:
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.