Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по международным стандартам аудита »
Тема: Роль и значение международных стандартов аудита
Раздел: Бесплатные рефераты по международным стандартам аудита
Тип: Контрольная работа | Размер: 25.30K | Скачано: 354 | Добавлен 12.01.12 в 14:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Ярославль 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль и значение международных стандартов аудита для развития аудиторской деятельности в России. Общий состав МСА 5-17
2. Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности в соответствии с МСА 18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в число которых входят Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, такие, как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.
В целом, подготовленные стандарты можно подразделить на несколько групп:
1) международные стандарты аудита, близкие к российским;
2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских;
3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов);
4) правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.
В данной контрольной работе будут рассмотрены роль и значение международных стандартов аудита для развития аудиторской деятельности в России. Общий состав МСА. Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности в соответствии с МСА.
Целью данной контрольной работы является сбор, систематизация данных о международных стандартах аудита.
Задачами работы является рассмотрение таких вопросов как:
В ходе написания работы были использованы следующие литературные источники: Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007; Панкова С.В. Международные стандарты аудита: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2007; Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006; Международные стандарты финансовой отчетности 1999: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 1999.
1. Роль и значение международных стандартов аудита для развития аудиторской деятельности в России. Общий состав МСА.
Международные стандарты финансовой отчётности - это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учёта, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер[2,с.15]. Попытки решения проблемы унификации бухгалтерского учёта в международном контексте неоднократно предпринимались во второй половине XX века, причём наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация учёта.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учёта обсуждалась в рамках Европейского сообщества (ЕС) с 1961 г.; в каждой стране может существовать своя модель организации учёта и система стандартов, её регулирующих; "гармония" моделей учёта достигается через их соответствие Директивам ЕС, основные положения которых включены в национальные законодательства стран - членов сообщества.
Стандартизация учёта разрабатывается Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности c 1973 г. и заключается в следующем: национальные стандарты должны соответствовать Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО), внедрение которых в национальные системы учёта осуществляется на добровольной основе. Поскольку второй подход не ограничивается рамками ЕС, именно он в последние годы начинает доминировать.
Несмотря на то, что формально статус международных стандартов финансовой отчётности носит МСФО, разрабатываемые в Лондоне, по степени распространенности на эту роль с равным успехом могут претендовать и американские принципы учёта – US GAAP. Рассмотрим, в чём же между ними разница.
Во многом различия между МСФО и US GAAP обусловлены их происхождением. Как следует из названия, общепринятые принципы бухгалтерского учёта США (а именно так расшифровывается аббревиатура US GAAP) являются стандартами составления отчётности в США, хотя стала по сути наднациональной: она признаётся на фондовых биржах США, а это больше половины мирового фондового рынка, в то время когда International Accounting Standards (МСФО) задумывались как глобальные стандарты для применения любой компанией вне зависимости от региона деятельности, экономических особенностей или условий бизнеса отдельной страны, а следовательно подразумевает меньшую детализацию, больший выбор учётных принципов, то есть менее определённы и более расплывчаты.
Анализ сходств и различий МСФО и US GAAP, проведённый в аудиторской компанией Prisewaterhouse Coopers в 2000 году занял 52 страницы. Аналогичная работа 1996 года, выполненная Советом по стандартам финансового учёта США, выявила 255 расхождений и заняла 426 страниц. Поэтому, остановимся лишь на основных отличиях [4, с.317].
По поводу выбора применения МСФО либо US GAAP, следует отметить, что это зависит от того, на какие рынки ориентируется компания, соответственно евро - азиатский или США.
Международные стандарты разрабатываются с 1973 года, когда был создан Комитет по международным стандартам (International Accounting Standards Committee, IASC), объединивший профессиональные организации бухгалтеров из 9 стран: Соединённых Штатов Америки, Великобритании, Канады, Германии, Франции, Нидерландов, Японии, Австралии и Мексики. Сейчас Комитет объединяет около 150 членов (организаций). Комитет изначально создавался как учреждение, с одной стороны, не имеющее властных полномочии в части законодательного учреждения МСФО в разных странах, а с другой – как организация, имеющая очень хорошие связи как с профессиональными бухгалтерскими ассоциациями в разных странах, так и со структурами, реально контролирующими вопросы эмиссии ценных бумаг на мировых биржах. Именно благодаря этим связям, несмотря на отсутствие реальной власти у этого независимого негосударственного учреждения, он успешно проводит свои решения в жизнь в разных странах.
Им разработано свыше тридцати стандартов по отдельным вопросам бухгалтерского учёта.
Также важную роль в реформировании системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учёта играет Международный центр реформы системы бухгалтерского учёта (МЦРСБУ), образованный в феврале 1998 года Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Американской торговой палатой, Германской ассоциацией бизнеса, Консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ) и Институтом профессиональных бухгалтеров России (ИПБ).
МЦРСБУ предоставляет рекомендации отдельным государственным органам (Министерству финансов Российской Федерации, федеральным внебюджетным фондам и др.) в области разработки новых российских стандартов бухгалтерского учёта по издержкам, доходам, условным событиям, инвестициям, событиям после отчётной даты и т. п.
В планах МЦРСБУ разработка новых стандартов бухучета, в том числе по лизингу и финансовым инструментам, совершенствования бухгалтерского учёта страховой деятельности, в фондах социального обеспечения, на малых и средних предприятиях, влиянии налогообложения на финансовый учёт. Также предусматривается методическое руководство и разработка инструкции по практическому применению новых российских стандартов на базе МСФО, аудиторских стандартов, особое внимание будет уделено разработке плотных проектов в конкретных отраслях экономики. В России большой вклад в переход на международные стандарты вносится Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.
Интересы рынков капитала опосредованно представляет Международная организация комиссии по ценным бумагам и биржам, объединяющая специалистов, ответственных за организацию и функционирование рынков капитала.
До 70 – х годов прошлого века международное разделение труда не получило широкого развития. Поэтому бухгалтерский язык как всеобщий язык бизнеса не получил интернационального признания и каждая страна имеет свои правила (стандарты) бухгалтерского учёта. Скажем в США это Общепринятые принципы учёта (GAAP) в Великобритании – Положение о стандартах ведения учёта (SSAP). Всего к концу 60 – х годов в мире были сформированы и применялись свыше 100 национальных учётных систем. Систематизируя по принципу однотипности методологических подходов к построению систем бухгалтерского учёта сформировалось четырёхмодельная классификация учётных систем: 1. Англо – американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия и др.), где организация бухгалтерского учёта в законодательном плане менее регулируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров, включая нормы профессиональной этики. Отличительная черта данной модели - гибкость в принятии и функционировании учётной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учётной системы.
2. Континентальная модель объединяет европейские страны с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Австрия и др.), для которых характерным является высокий уровень законодательного регулирования бухгалтерского учёта, а поэтому большой консерватизм учётной политики.
3.Южно – американская модель (Аргентина, Бразилия и др.), ориентированная на высокий уровень инфляционных процессов в экономики.
4.Смешанная модель – включает в себя элементы вышеуказанных систем.
«Когда в начале 1970 х годов обсуждался вопрос о возможности разработки МСФО, критики сформулировали несколько тезисов, объяснявших, почему идеи гармонизации и стандартизации могут потерпеть фиаско. Среди них: национальные различия в уровне развития и традициях, в том числе в области учёта, нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учёта, вероятная перенасыщенность нормативными документами и др. Ещё в середине 1990 - х годов казалось, что прогнозы скептиков в отношении гармонизации учёта сбываются: МСФО не оказывали значимого влияния на международные и национальные практики учёта; по сути стандарты "повисли в воздухе" - их никто не отвергал, но никто и не демонстрировал их жизненной необходимости.
Ситуация резко изменилась в конце 1990 - х годов, когда вопросы глобализации рынков капитала, их стабильности и устойчивости к финансовым потрясениям и эффективному функционированию стали не только обсуждаться в теоретическом аспекте, но и были переведены в область практических действий». Значимость бухгалтерских стандартов в большей степени определяется их признанием со стороны рынка капитала. Крупнейшие корпорации котируют свои ценные бумаги на фондовых биржах. Разнобой в требованиях к компаниям желающим попасть в листинг бирж, может приводить к сложностям в интерпретации отчётности, в частности, зарубежными инвесторами и контрагентами
Необходимость перехода на МСФО связана с несколькими факторами. Во – первых, российская бухгалтерская отчётность создавалась как ориентированная на потребности плановой экономики. Во-вторых, появились такие пользователи отчётности, как частные собственники и инвесторы. Эти пользователи нуждаются в нейтральной и объективной информации о работе компании. Таким образом, возникла необходимость реформирования всей системы бухгалтерского учёта для предоставления полной, «прозрачной» и «справедливой» финансовой отчётности. Следуя опыту развитых стран Европы и Америки, Россия выбрала в качестве основного ориентира Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). Международная комиссия по фондовым биржам признала МСФО универсальной формой финансовой отчётности для фондовых бирж всего мира. После этого Европейский союз принял решение от 27 мая 2002 года. Оно требует, чтобы все европейские компании, акции которых котируются на бирже, с 1 января 2005 года предоставляли консолидированную финансовую отчётность по МСФО.
Один из центральных вопросов применения Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) – обеспечение соответствия подготовленной компанией финансовой отчётности положениям стандартов.
Применение МСФО позволяет сократить расходы на подготовку финансовой отчётности, облегчает анализ деятельности филиалов в различных странах, способствует оптимизации управленческих решений и привлечению финансов на международные рынки. В крупных компаниях составление отчётности в соответствии с МСФО необходимо, если решения стратегического характера о развитии подразделений принимаются на уровне головной компании и требуется оценить результаты отдельных членов компании в сопоставимых величинах.
По мнению А. Г. Радецкого, представителя Финансовой академии при правительстве России (см. 42), с которым можно согласиться, используя МСФО, крупные компании также руководствуются соображениями престижа и проводимой ими политикой информационной открытости в отношении с заинтересованными пользователями, что повышает доверие к компании. Примером такой компании является фирма Microsoft. В данном случае подготовка двух комплектов отчётности, по МСФО и стандартам США, не практическая необходимость, а условие доверия к компании со стороны инвесторов и кредиторов, поставщиков ресурсов и покупателей продукции.
Такое применение МСФО повышает прозрачность финансовой информации об участниках рынка и способствует объединению экономик разных стран.
Например, в России МСФО уже применяется рядом компаний.
В настоящее время международные стандарты в основном используются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками, например, “РАО Газпром”, “РАО ЕЭС России”, “Внешэкономбанк”, “Альфа – банк”. Применение МСФО будет развиваться по мере осознания российскими компаниями выгод от использования международных стандартов: оптимизация процесса принятия решений, повышения доверия со стороны контрагентов и кредиторов и т. д.
Полная замена российских правил учёта и отчётности на МСФО является тупиковым путём развития, поскольку в её основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учёта конкретной экономической ситуации, прикладного характера этой системы.
В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО – их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учёта и отчётности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию систем учёта и отчётности. При этом особенно важно, чтобы в результате адаптации была достигнута сопоставимость данных финансовой отчётности российских и иностранных компаний.
На настоящем этапе развития и гармонизации бухгалтерского учёта и отчётности Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) применяют в следующих случаях:
При всём движении к внедрению в российскую практику МСФО, каких – либо отечественных документов по МСФО пока не выпущено. Не принят и Федеральный закон «О сводной (консолидированной) отчётности» Этот закон предполагает формирование отчётности по МСФО теми компаниями, чьи ценные бумаги котируются на российском фондовом рынке.
Но как показывает опыт крупнейших российских компаний – это не является основанием для предприятий отказываться от западных стандартов.
Например, российские нефтяные и газовые компании, такие как «Лукойл», «Сибнефть», «Транснефть», «Газпром», ТНК – БП, а также ВнешТоргбанк давно и успешно формируют отчётность либо по американским стандартам US GAAP, либо по международным стандартам IAS / IFRS. Почему же так происходит? Причина, в том, что сотрудничество с западными партнёрами, выход на мировые рынки капитала и сырьевых ресурсов, поиск дешёвых инвестиций требует прозрачной и достоверной отчётности, на которую могли бы положиться инвесторы, кредиторы, партнёры и акционеры.
Главные причины перехода на МСФО:
Список действующих международных стандартов
№ |
Название |
Дата вступления в силу и последняя редакция |
Аналог российских ПБУ |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
МСФО 1 (IAS) |
Представление финансовой отчётности |
01.07.98.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
МСФО 2 |
Запасы |
01.01.95.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 5/01 «Учёт материально – производственных запасов» |
МСФО 7 |
Отчёт о движении денежных средств |
01.01.94 |
- |
МСФО 8 |
Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
01.01.05 |
- |
МСФО 10 |
События после отчётной даты |
01.01.2000.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 7/98 «События после отчётной даты» |
МСФО 11 |
Договоры подряда |
01.01.95 |
ПБУ 2/94 « Учёт договоров (контрактов) на кап.строительство»
|
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
01.01.98 |
ПБУ 18 /02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» |
МСФО 14 |
Сигментная отчётность |
01.07.98 |
ПБУ 12/2000 «Информация по сигментам»
|
МСФО 16 |
Основные средства |
01.01.95.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 6/01«Учёт основных средств» |
МСФО 17 |
Аренда |
01.01.99.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
- |
МСФО 18 |
Выручка |
01.01.99 |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» |
МСФО 19 |
Вознаграждения работникам |
01.01.99 |
- |
МСФО 20 |
Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
01.01.84 |
ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи» |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
01.01.95.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 3/2000 «Учёт активов и обязат - ств, стоимость которых выражена в ин. валюте» |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
01.01.95 |
ПЬУ 15/01 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
01.01.86.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах |
МСФО 26 |
Учёт и отчётность по пенсионным планам |
01.01.98 |
- |
МСФО 27 |
Консолидированная и индивидуальная финансовая отчётность |
01.01.05 |
- |
МСФО 28 |
Учёт инвестиций в ассоциированные компании |
01.01.90.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
- |
МСФО 29 |
Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции |
01.01.91 |
- |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчётности и аналогичных финансовых учреждений |
01.01.91 |
- |
|
|
|
|
МСФО 31 |
Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности |
01.01.92.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 20 «Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты : раскрытие и предоставление информации |
01.01.96.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
01.01.98.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
- |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчётность |
01.01.99 |
- |
МСФО 36 |
Обесценение активов |
01.07.99.Новая редакция (март 2004 г.) действует с 01.04.04 |
- |
МСФО 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
01.07.99 |
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности» |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
01.07.99.Новая редакция (март 2004 г.) действует с 01.04.04 |
ПБУ 14/2000, ПБУ 17/02 «Учёт расходов на НИОКР и технологические работы» |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
01.01.01.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений |
МСФО 40 |
Инвестиции в недвижимость |
01.01.01.Новая редакция начала действовать с 01.01.05 |
- |
МСФО 41 |
Сельское хозяйство |
01.01.01 |
- |
МСФО 1(FRS) |
Первое применение МСФО |
01.01.04 |
- |
МСФО 2 |
Выплата долевыми инструментами |
01.01.05 |
- |
МСФО 3 |
Объединения бизнеса |
01.04.04 |
- |
МСФО 4 |
Договоры страхования |
01.01.05 |
- |
МСФО 5 |
Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность |
01.01.05 |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности” |
2. Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности в соответствии с МСА.
Международные стандарты финансовой отчётности используют следующие концепции и принципы допущения:
Принципы бухгалтерского учёта по российским стандартам сформулированы в федеральном законе «О бухгалтерском учёте», Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности ПБУ 1/ 2008 «Учётная политика организации». В данном ПБУ принципы бухгалтерского учёта представлены в виде требований и допущений [3, с.82].
Допущения:
Требования:
Международные стандарты финансовой отчётности используют следующие концепции и принципы допущения:
Идеи параграфа: описание концепций и принципов международных стандартов финансовой отчётности и их сравнение с принципами бухгалтерского учёта по российским стандартам.
Выводы: из приведённого выше видно, что принципы МСФО и российские стандарты бухгалтерского учёта имеют больше различий, нежели сходств. В частности, сходной является концепция самостоятельности предприятия (МСФО) и допущение имущественной обособленности (РПБУ) В остальном же - принципы МСФО и российских стандартов бухгалтерского учёта различаются в подходах к бухгалтерскому учёту, в частности можно отметить, что МСФО более ориентированы на интересы пользователя отчётности, а РПБУ – на интересы налоговых органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудит в нашей стране имеет твердую законодательную нормативную основу, однако предстоит решить еще немало задач для того, чтобы повсеместно повысить качество услуг, оказываемых российскими аудиторами. Одна из этих задач стандартизация аудиторской деятельности путем замены отечественных стандартов аудита, принятых в соответствии с требованиями временных правил по аудиторской деятельности, новыми соответствующими требованиями Закона об аудиторской деятельности.
Большая часть российских правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА, а с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого следует менять российские регламентирующие документы.
Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.