Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Теория народонаселения Т. Мальтуса
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 14.71K | Скачано: 356 | Добавлен 02.01.12 в 13:54 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2010
Содержание:
I. Введение
1.1. Краткий биографический очерк 3
1.2. Цели, задачи, особенности теории народонаселения 3
1.3. Актуальность теории Т. Мальтуса 3
II. 2.1. Сущность теории народонаселения 4
2.2. Ошибки теории Т. Мальтуса 6
III. Значение теории народонаселения Т. Мальтуса в развитии экономической науки 7
IV. Список использованной литературы 11
I. 1.1.Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. Т. Мальтус родился в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор – будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки.
1.2.Теория народонаселения Т. Мальтуса пользовалась огромной популярностью, она стала неотъемлемой частью методологической базы и Ч. Дарвина, и Д. Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Говоря словами М. Блауга, Т. Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в преумножении, благодаря прежде всего развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые принятая попытка увязать проблемы экономического роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.
1.3.В чём же состоит новизна и оригинальность теории народонаселения Т. Мальтуса, принесшая ему, говоря словами М. Блауга, совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли? Соображения самого М. Блауга на этот счёт сводятся к следующему: «Т. Мультус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие её в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли». (Цыт. Блауг М. Указ.соч. С.62, По: Ядгарову Я.С. «История экономических учений», стр.150). Эта теория стала неким стандартом в суждениях классиков об экономической политике, сводя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум.
II. 2.1. Т. Мальтус вопреки сложившемуся у А. Смита мнению о положительном влиянии роста численности населения на объем производства страны усмотрел иную взаимосвязь между темпами прироста населения и благосостоянием общества. Главная причина бедности, по его мнению, обусловлена естественными законами и человеческими страстями, вследствие чего население (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества), увеличиваясь в геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20 – 25 лет, а средства его существования, при самых благоприятных условиях возрастая всего лишь в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.
По мысли Мальтуса, «природа щедрою рукою рассыпала зародыши жизни…, но она бережлива, что касается места и пищи». Данному закону, считал Мальтус, «человек подчинен наравне с прочими живыми существами». Биологическую способность человека к продолжению рода Т. Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы.
Закон народонаселения состоит в постоянном стремлении населения к размножению. Излишек населения обречен на нищету, голод и вымирание. Невозможность увеличить производство продовольствия Мальтус объяснял не только медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, но и действием закона убывающего плодородия почв. Разрыв в темпах прироста населения и необходимых средств существования и является причиной нищеты, нищета прямо пропорциональна численности населения. Данное утверждение было направлено против социалистических теорий, утверждавших, что основная причина бедности больших групп населения состоит в несправедливом распределении национального дохода. Если бы богатство распределялось равномерно по всем слоям населения, то его хватило бы на всех. Рассматривая сформулированный им закон народонаселения как закон природы, Т.Мальтус доказывал, что предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения.
Переходя к анализу факторов, препятствующих росту населения, Мальтус выделяет среди них прежде всего недостаток пищи, вытекающий из указанных прогрессий. Что касается косвенных препятствий, то они состояли из «всех злоупотреблений и всех страданий, которые могут быть вызваны недостаточными средствами существования». Препятствия к размножению действуют постоянно с большей или меньшей силой и поддерживают численность населения на уровне наличных средств существования. Полагая, что выдвинутая им теория представляет закон природы, которому следует безусловно подчиняться, Т. Мальтус считал единственными субъективными факторами благоразумие и предусмотрительность. Предотвратить массовую бедность можно, по Мальтусу, только нравственным воспитанием населения. Вступать в брак следует лишь в том случае, если уверен в будущем и способен прокормить детей. Каждый должен рассчитывать только на себя и нести ответственность за своё легкомыслие. При этом всякие попытки благотворительности, а тем более государственные субсидии, только ослабляют естественные ограничения роста населения. Таким образом, Мальтус , в отличии от Смита, выдвинул положение, согласно которому рост населения является не позитивной основой богатства, а его тормозом в связи с сокращением возможностей обеспечения населения жизненными благами.
2.2. Эта теория разделялась многим представителями классической школы, (в том числе Джон Стюарт Милль, взглянув на проблему несколько иначе и признав, что контроль над рождаемостью приемлем с моральной точки зрения) смогли использовать мальтузианскую доктрину как знамя программы социальных реформ. В последствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса. В частности, главное значение он придавал соотношению браков и рождений, гораздо меньше принимая во внимание снижение смертности. Кроме того, с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость самопроизвольно снижается. «Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтуса не восприняли главным образом представители марксистской экономической теории, считавшие, что она снимает ответственность с богатых за положение бедных классов и перекладывает ее на объективные законы природы и самих бедняков. Особым нападкам подвергалась центральная идея книги о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. И хотя идея в принципе верна и актуальна, следует признать, что расчёты Т. Мальтуса, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из неё прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение (см.на стр.4, п.2.1.). Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т. Мальтуса.
А. Маршал например, указывал, что автор «показывает, что вплоть до того времени, когда он писал свою книгу, ни одна страна не в состоянии была обеспечить себя достаточным объёмом средств существования после того, как её территория оказалась населённой слишком густо и что рост населения, если он не будет ограничен добровольным воздержанием, будет сдерживаться бедностью или губительными причинами». По его мнению, Т.Мальтус потому «призывает людей прибегать к добровольному самоограничению и, сохраняя нравственную чистоту в своём образе жизни, воздерживаться от очень ранних браков, что он не мог предвидеть бурное развитие парового транспорта на суше и на море, позволяющее англичанам нынешнего поколения приобретать продккты богатейших земель планеты по сравнительно низким ценам». (Цыт. Маршалл А. Указ.соч. С.143, По: Ядгарову Я.С. «История экономических учений», стр.152).
М. Блауг же обобщает так: «Если мы соглашаемся с Мальтусом в том, что контроль над рождаемостью – вещь морально предосудительная, на его стороне история роста народонаселения в течении последних двух столетий: численность населения не тормозилась ничем, кроме «нищеты и порока». Если же мы, напротив, находим контроль над рождаемостью морально оправданным, Мальтус опять-таки прав: «нравственное обуздание» в широком смысле слова – это одно из ограничений роста населения сверх ресурсов продовольствия, Теорию Мальтуса не возможно опровергнуть, так как она не применима ни к каким вероятным или действительным демографическим тенденциям: она претендует на то, чтобы описывать реальный мир, но её описание справедливо по определению её собственной терминологии». (Цыт. Блауг М. Указ.соч. С.66, По: Ядгарову Я.С. «История экономических учений», стр.152).
Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т. Мальтуса о том, что, познакомившись сего трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества». (Цыт. Антология экономической классики. Т. II. С.134, По: Ядгарову Я.С. «История экономических учений», стр.152).
III. Однако это не означает, что Мальтус был полностью не прав, проблема которую он выдвинул, не была мнимой. Оценивая теорию народонаселения с позиции современной действительности, следует отметить, что, с одной стороны, исторический опыт показал, что при повышении материального и культурного уровня населения проявилась тенденция к снижению рождаемости. Одновременно не выдержал испытание временем «закон убывающего плодородия почв»: население Европы значительно возросло и решило проблему бедности при практически неизменных сельскохозяйственных площадях. С другой стороны, для некоторых стран Азии и Африки проблема, поставленная Мальтусом, не тратила актуальности, т.к. высокий уровень рождаемости, сопровождаемый низкими темпами роста производства, становится причиной голода, эпидемий и смертности и традиционно не используются меры искусственного ограничения рождаемости.
Достоинство теории оптимальных размеров населения состоит в том, что она обеспечивает аналитическую основу, которая позволяет судить о "пере"- или недонаселенности. Но подобно мальтузианской теории она ничего не может сказать по поводу важнейшей проблемы факторов, определяющих рост народонаселения. Конечно, хорошо известно, что уровень санитарии и развитие медицины влияют на динамику смертности. Менее ясны законы рождаемости. Однако мальтузианская теория не дает возможности изучать уровень рождаемости в какой-либо связи с общепринятой экономической теорией, и на первый взгляд трудно понять, отчего позднейшие экономисты не следовали классическому способу объяснения динамики рождений. Отличительная особенность классической теории народонаселения состоит в том, что она рассматривает "производство детей" не как трату дохода на "потребительские блага" ради текущего удовлетворения души, а как вложения в "капитальные блага", которые принесут отдачу в будущем. По мальтузианской теории получается, что потомство производится при постоянных издержках — повышение спроса на труд непременно создает дополнительные доходы, превосходящие эти издержки, и таким образом ведет к увеличению рождаемости. Но более реалистично предположить, что издержки "производства детей" возрастают как в смысле текущих затрат на воспитание ребенка, так и в смысле упущенного заработка матери. Рост народонаселения обычно связан с его сосредоточением в городах, где потенциальные заработки матерей растут, школьный возраст удлиняется, и все вместе увеличивает издержки на детей. В то же время ослабление семейных связей, сопровождающее процесс индустриализации, уменьшает ожидаемую отдачу от детей в виде их расходов на обеспечение родителей в старости. Если сопоставить постоянный рост расходов на воспитание детей со снижением ожидаемой отдачи, то не приходится удивляться тому, что в промышленно развитых странах рождаемость есть убывающая функция от национального дохода. Исходя из такого рода простейших соображений, можно было бы построить экономическую теорию роста народонаселения в духе классической экономической науки.
Однако никто из экономистов после Мальтуса, по крайней мере до самого последнего времени, не пошел по этому пути. Снижение рождаемости во второй половине XIX в. было объяснено внешней причиной: изменением "склонности к продолжению рода". На деле же экономисты попросту перестали заниматься исследованием законов народонаселения. В результате они оказались не готовыми к пониманию ставших крайне актуальными после второй мировой войны проблем перенаселенности слаборазвитых стран. Трудности, переживаемые многими слаборазвитыми странами в настоящее время, связаны с тем, что рождаемость у них высока, как в аграрных странах, а смертность низка, как в странах индустриальных. Со временем, по мере экономического развития, эти трудности будут изживаться, как они были изжиты в промышленно развитых странах Европы, но несколько поколений жителей слаборазвитых стран еще будут стоять перед выбором: либо, по Мальтусу, рост их населения будет контролироваться голодом и болезнями, либо им придется так или иначе прибегать к сознательному ограничению рождаемости в конфликте с господствующими религиозными обычаями. Как всегда, у обоих вариантов есть рьяные приверженцы: неомальтузианцы стоят на том, что в отсталых странах все усилия экономической модернизации следует подчинить задаче контроля над рождаемостью и предпринимать только после успешного решения этой задачи, а некоторые марксисты и большинство католиков отвергают любые попытки контролировать рождаемость, считая этот контроль либо неэффективным без индустриализации, либо аморальным по сути.
IV. Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.