Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психодиагностика общения (значение и понятие)

Психодиагностика общения (значение и понятие) [18.11.11]

Тема: Психодиагностика общения (значение и понятие)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.67K | Скачано: 308 | Добавлен 18.11.11 в 17:26 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание

Введение 3

1. Психодиагностика: значение и понятие 4

2. Классификация тестов 8

3. Особенности проективных методик (тестов) 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

В данной контрольной работе мы рассмотрим очень интересную тему «Психодиагностика общения», достаточно актуальную в настоящее время.

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Целью контрольной работы является изучение психодиагностики общения. Для достижения поставленной цели мы поставим перед собой решение следующих задач:

  1. Рассмотреть значение и определение термина «психодиагностика», область применения психологической диагностики в древние времена и в современном обществе, ее историю появления.
  2. Исследовать факторы, которые необходимо учитывать при работе с тестами, проследить область применения тестов, виды тестов. Объяснить в чем заключается смысл делового общения средствами психодиагностики.
  3. Ответить на практический вопрос: рассмотреть особенности проективных методик, их специфические черты и относящиеся к ним тесты.

 

Психодиагностика: значение и понятие

Психодиагностика (греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них:

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них можно выделить: контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов; решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.); профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики — психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз. Работа психолога — судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

А теперь узнаем, как давно появилась психодиагностика.

Потребность в измерении тех или иных свойств человека, его навыков, умений, мотивов и потребностей появилась давно. Об этом свидетельствуют сведения о существовании в Древнем Египте и Китае (III тыс. до н.э) систем конкурсных испытаний для кандидатов на государственные должности. История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг. Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций. В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых.

Также появляются первые проективные техники как методы диагностики глубинных личностных структур - метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е - 40-е гг. считаются расцветом проективных методик.

В 20-ее гг. появляются первые образцы личностных опросников, положившие начало развитию этой группе методик. Периодом расцвета личностных опросников считаются 40-е - 60-е гг. XX в.

Современное применение психодиагностики мы уже рассмотрели выше, и выяснили, что сегодня методы психодиагностики применяются очень широко.

 

Классификация тестов

В психодиагностике тест — это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

При работе с тестами необходимо учитывать следующие факторы:

1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить среднюю, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.

2. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы окажутся для вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.

4. Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

Область применения теста – характеристика методики (теста), указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Величина области применения теста определяется специфичностью выборки стандартизации по возрастным, половым, социокультурным, профессиональным и другим критериям. Область применения теста зависит от диагностической направленности метода и свойств исследуемой деятельности, особенностей личности. Для тестов достижений, методик профотбора, клинических тестов область применения теста сравнительно узка. Для методик, направленных на исследование психофизиологических показателей, тестов интеллекта, опросников личностных область применения теста существенно шире. Перечислим основные области, в которых применяются тесты:

 

Рассмотрим основную классификацию тестов:

Тесты интеллекта. Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти и др.) Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды, он отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении.

Тесты способностей. Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называют способностями. Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

Тесты достижений. Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что человек может делать к настоящему времени.

Личностные тесты. В психологии выделяют следующие направления исследования личности: получение информации о ней путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов. К наиболее известным текстам психических состояний и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник), Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), ТАТ (Тематический апперцепционный тест), тест Роршаха, тест Люшера и другие.

Итак, психодиагностика как область психологии, разрабатывающая и использующая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайна важна для тех, кто изучает деловое общение. Именно психодиагностика поможет снять вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функциональное состояние участников делового общения, успешность профессиональной деятельности, наконец просто понять себя и других.

 

Особенности проективных методик (тестов)

Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

Специфические особенности проективных методик:

  1. Относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;
  2. Неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;
  3. Глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Введение термина «проективные» («прожективные») методы принадлежит Л. Франк, который предложил свою классификацию проективных методик:

  1. Методика структурирования, например, тест чернильных пятен Роршаха;
  2. Методики конструирования, например, тест мира и его модификация;
  3. Методики интерпретации, например, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустраций Розенцвейга;
  4. Методики дополнения, например, неоконченные предложения, неоконченные рассказы;
  5. Методика катарсиса, например, проективная игра, психодиаграмма;
  6. Методики изучения экспрессии, например, анализ почерка, особенности речевого общения;
  7. Методики изучения продуктов творчества, например, тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок семьи и прочие;
  8. Методики изучения импрессии, например, тест Люшера.

 

Заключение

Мы выполнили все задачи, поставленные в начале работы:

  1. Рассмотрели значение и определение термина «психодиагностика», область применения психологической диагностики древних времен и современного общества, историю появления психодиагностики.
  2. Исследовали факторы, учитывающиеся при работе с тестами, проследили область применения тестов, виды тестов. Объяснили, в чем заключается смысл делового общения средствами психодиагностики.
  3. Ответили на практический вопрос: рассмотрели особенности проективных методик, их специфические черты и тесты, относящиеся к проективным.

И на основе проделанной работы, можем сделать некоторые выводы. Сегодня психодиагностика достаточно широко распространена. Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп. Создаются популярные тесты, способствующие лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности.

Итак, психодиагностика чрезвычайно важна для тех, кто изучает деловое общение.

 

Список литературы

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: понятие, область применения[Электронный ресурс] /М.К. Акимова. – Электрон. Дан., 2008. – Режим доступа: http://www.readabout.info/3718/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 30.03.2011);
  2. Бурлачук А.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Спб.: Питер, 2001. – 528 с.;
  3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.;
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования:от деятельности к личности: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений/ С.Д. Смирнов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 400 с.;
  5. Улесов А. Этика и прагматика психодиагностики [Электронный ресурс] /А. Улесов – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.ulesoff.ru/story/24.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 29.03.2011).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.67K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
18.11.11 в 17:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе