Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Управление государственным кредитом
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.66K | Скачано: 265 | Добавлен 07.11.11 в 19:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2010
Содержание
Введение
1. Государственный кредит – звено государственной системы
2. Государственный долг: понятие, виды, показатели движения
3. Оптимизация управления государственным долгом Российской
Федерации
Тесты
Задача
Заключение
Список литературы
Введение
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми участниками экономического процесса требования высокой компетенции в области финансов, кредита, денежного обращения. Значение этих дисциплин – залог успешной работы во всех сферах человеческой деятельности. Выделяют четыре раздела для более успешного усвоения материала:
1) деньги, денежное обращение, денежная система;
2) финансы, финансовая система, бюджет государства;
3) кредит, кредитная система, рынок ценных бумаг;
4) международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
В данной контрольной работе будет рассмотрен второй раздел, то есть государственный кредит как звено государственной системы, государственный долг: понятие, его виды и показатели движения, оптимизация управления государственным долгом Российской Федерации.
Государственный кредит – это вид кредита, при котором государство выступает заемщиком, а население – кредитором денежных средств (владельцы облигаций государственных займов и вкладчики сберегательных касс).
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.
Государственный долг – общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. С учетом размещения займов делится на внутренний и внешний.
1. Государственный кредит – звено государственной системы
Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера – обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Например, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:
1) распределительная функция – осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Налоги и новые займы выступают в роли погашения государственных расходов. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга;
2) регулирующая функция – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость;
3) контрольная функция – эта функция вплетается в контрольную функцию финансов. Но у нее есть свои специфические особенности:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
2. Государственный долг: понятие, виды, показатели движения
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
- государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
- договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
- переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
В зависимости от места размещения различают займы внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
По внутренним займам кредиторами преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешний заем – это кредит, полученный от иностранных кредиторов (предоставленный зарубежным заемщикам), осуществление которого обусловлено появлением кредитных отношений между государствами, учреждениями, банками, международными корпорациями. Представляет собой передачу заимодателем заемщику определенной суммы денежных средств (либо товарных услуг на эту сумму) на срок, по истечении которого заемщик обязуется вернуть кредитору с процентами взятую сумму.
Государственные внешние займы могут размещаться либо по поручению государства частными банковскими синдикатами (при условии выплаты им комиссионных), либо непосредственно одним государством другому (безоблигационные займы).
Частные внешние займы реализуются в форме экспортных кредитов, банковских кредитов и другие. Различают также иностранные займы, полученные на рынке капиталов одной страны в ее национальной валюте; евро-валютные займы, полученные на рынках капиталов нескольких стран или на рынке одной страны, но в иностранной для этой страны валюте; иногда займы предоставляются в валюте страны-должника. По срокам внешние займы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В зависимости от ставок и режима выплаты по ним процентов различаются льготные займы и займы на коммерческих условиях.
3. Оптимизация управления государственным долгом
Российской Федерации
Высшим органом управления государственным кредитом в Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает разработку Правительством двух программ:
- программы государственных внешних заимствований (ст. 108 БК);
- программы государственных внутренних заимствований.
Оперативное управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- обслуживание и погашение государственного долга;
- выпуск и размещение новых облигационных займов:
- поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- регулирование рынка государственного кредита;
- выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк. Таким образом, в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства финансов Российской Федерации созданы два департамента: Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Для этого Департаменты Министерства финансов ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга. Информация о заимствованиях субъекта Российской Федерации или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Министерство финансов выступают эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Центральный Банк Российской Федерации бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Министерством финансов на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет Центральный банк Российской Федерации или иная организация, уполномоченная им. Центральный банк осуществляет по поручению Министерства финансов и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Тесты
А. Бюджетные ассигнования – это:
1) программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей его деятельности, включающей оценку ожидаемых расходов и доходов;
2) средства бюджетов разных уровней, направленные на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления;
3) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Правильный ответ: 2.
Б. Внутренний долг – это:
1) обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации;
2) обязательства, возникающие в долларах США;
3) обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Правильный ответ: 1.
Д. Инфляция – это:
1) норма процента, взимаемая Центральным банком при предоставлении ссуд коммерческим банкам;
2) кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего, в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп;
3) система финансовых показателей, предназначенных для принятия решений и рассчитанная на конкретных пользователей.
Правильный ответ: 2.
У. Бюджет – это:
1) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
2) комплекс мероприятий, направленных на достижение перспективных финансовых целей;
3) денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов.
Правильный ответ: 2.
Р. Субвенция – это:
1) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
2) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов
3) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Правильный ответ: 3.
Х. Профицит бюджета – это:
1) равенство доходов и расходов бюджета;
2) превышение расходов бюджета над его доходами;
3) превышение доходов бюджета над его расходами.
Правильный ответ: 3.
И. Субсидия – это:
1) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
2) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Правильный ответ: 2.
Задача
Прокомментировать структуру распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы на основе данных Госкомстата России, приведенной в таблице.
Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы
Наименование показателей |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
||||
Сумма млрд. руб. |
В % от консолидированного бюджета |
Сумма млрд. руб. |
В % от консолидированного бюджета |
Сумма млрд. руб. |
В % от консолидированного бюджета |
В % к ВВП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы Консолидированного бюджета – всего В том числе: - федерального бюджета - бюджета субъектов РФ |
2098,0
1132,0 1066,0 |
104,8
54,0 50,8 |
2674,0
1591 1083 |
100
59,5 40,5 |
3210,0
2125,0 1085,0 |
100
66,2 33,8 |
29,3 |
Расходы Консолидированного бюджета – всего В том числе: - федерального бюджета - бюджета субъектов РФ |
1960,0
1292 1031 |
118,5
65,9 52,6 |
2407,0
1325,0 1082,0 |
100
55,0 45,0 |
3020,0
1947,0 1073,0 |
100
64,5 35,5 |
25,6 |
Профицит Консолидированного бюджета – всего В том числе: - федерального бюджета - бюджета субъектов РФ |
138
-160 35 |
-90,6
-116,0 25,4 |
267
266 1 |
100
99,6 0,4 |
190
178 12 |
100
93,7 6,3 |
1,7 |
Валовой Внутренний продукт – всего |
7302,0 |
|
9040,0 |
|
10950,0 |
|
|
Доходы
2000 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
1132,0/2098,0*100%=54,0
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1066,0/2098,0*100%=50,8
Консолидированный бюджет всего:
54,0+50,8=104,8
2001 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
1591/2674,0*100%=59,5
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1083/2674,0*100%=40,5
Консолидированный бюджет всего:
59,5+40,5=100
2002 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
2125,0/3210,0*100%=66,2
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1085,0/3210,0*100%=33,8
Консолидированный бюджет всего:
66,2+33,8=100
Расходы
2000 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
1292/1960,0*100%=65,9
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1031/1960,0*100%=52,6
Консолидированный бюджет всего:
65,9+52,6=118,5
2001 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
1325,0/2407,0*100%=55,0
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1082,0/2407,0*100%=45,0
Консолидированный бюджет всего:
55,0+45,0=100
2002 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
1947,0/3020,0*100%=64,5
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1073,0/3020,0*100%=35,5
Консолидированный бюджет всего:
64,5+35,5=100
Профицит
2000 г.
Федеральный бюджет:
1132,0-1292=-160
Бюджет субъектов РФ:
1066,0-1031=35
Консолидированный бюджет всего:
2098,0-1960,0=138
2001 г.
Федеральный бюджет:
1591-1325,0=266
Бюджет субъектов РФ:
1083-1082,0=1
Консолидированный бюджет всего:
2674,0-2407,0=267
2002 г.
Федеральный бюджет:
2125,0-1947,0=178
Бюджет субъектов РФ:
1085,0-1073,0=12
Консолидированный бюджет всего:
3210,0-3020,0=190
Профицит
2000 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
-160/138*100%=-116,0
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
35/138*100%=25,4
Консолидированный бюджет всего:
-116,0+25,4=-90,6
2001 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
266/267*100%=99,6
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
1/267*100%=0,4
Консолидированный бюджет всего:
99,6+0,4=100
2002 г.
Федеральный бюджет в % от консолидированного бюджета:
178/190*100%=93,7
Бюджет субъектов РФ в % от консолидированного бюджета:
12/190*100%=6,3
Консолидированный бюджет всего:
93,7+6,3=100
Валовой внутренний продукт 2002 г.
Расходы
3020,0/10950,0*100%=25,6
Профицит
190/10950,0*100%=1,7
Доходы с каждым годом увеличиваются. Если сравнивать 2000 г. с 2001 г., то они увеличились на 576, 2001 г. с 2002 г. – 536, с 2000 г. с 2002 г. – 1112. Расходы также увеличиваются: если сравнивать 2000 г. с 2001 г., то они увеличились на 447, 2001 г. с 2002 г. – 613, с 2000 г. с 2002 г. – 1060.
Заключение
В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовые результаты – конечный результат деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и на уровне предприятия свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для преодоления этого кризиса необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния.
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвинула перед всеми участниками экономического процесса потребность в знании важнейших составных частей финансово-кредитной системы России.
В данной контрольной работе были показаны основные аспекты государственного кредита, рассмотрен государственный долг и его основные виды, раскрыта оптимизация управления государственным долгом Российской Федерации.
Список литературы
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2003
2. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009
3. Полякова Е.В. Финансы и кредит. Учебное пособие. – М.: Юристь, 2007
4. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2004
5. Государственное управление в области финансов и кредита в России. – М.: Дело, 1997
6. Бюджетный кодекс РФ. Текст с изменениями и дополнениями 2007 года. – М.: Юристь, 2007
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://www.denga.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id= 352& Itemid=99999999
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.