Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Этапы хозяйственного развития мировой социалистической системы

Этапы хозяйственного развития мировой социалистической системы [12.10.11]

Тема: Этапы хозяйственного развития мировой социалистической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 42.02K | Скачано: 235 | Добавлен 12.10.11 в 12:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Оглавление

Мировая система социализма: образование и специфика 3

Развитие стран с нерыночной экономикой в рамках МСС 8

Распад мировой социалистической системы 21

Заключение 24

Тест 26

Список литературы 27

 

Мировая система социализма: образование и специфика

Мировая система социализма (МСС), социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности. Страны МСС имеют однотипную экономическую основу - общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистическими и рабочими партиями: единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель - коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Важнейшей особенностью современного этапа развития МСС является последовательное осуществление странами социалистического содружества скоординированного внешнеполитического курса, направленного на укрепление всеобщего мира и международной безопасности, на обеспечение наиболее благоприятных для развития социализма международных условий. В результате успехов МСС в экономическом соревновании с капитализмом определилась новая расстановка сил на международной арене, открывающая перед человечеством реальные перспективы длительного прочного мира.

Материальной основой МСС является мировая социалистическая система хозяйства, основанная на социалистических производственных отношениях. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и постепенно сближающихся хозяйств суверенных социалистических государств, связанных международным социалистическим разделением труда и мировым социалистическим рынком.

 Образование МСС - закономерный результат развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие МСС - важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение.

СССР, образовавшийся на руинах Первой мировой войны, после октябрьского переворота 1917 г., и мировая социалистическая система, созданная на руинах Второй мировой войны в 1945-1949 гг., оказали огромное влияние на развитие мировой экономики  и  всего  человечества.

Советская экономика представляет собой величайший парадокс XX в.
На протяжении ряда десятилетий она демонстрировала высокие темпы роста, крупные масштабы производственной деятельности и объемов  выпускаемой продукции. Советский Союз, занимая второе место в мире, по ряду позиций даже превосходил США. Пожалуй, наивысший успех СССР состоял в достижении паритета с США по военной мощи.

Все эти видимые успехи были добыты огромной ценой, когда ради иллюзии создания самого передового общества на земле или под лозунгом догнать и перегнать концентрировались гигантские трудовые, финансовые и материальные ресурсы.

Эти ресурсы, как правило, использовались без оглядки на экономическую эффективность. Руководствовались принципом "высшей рентабельности", т. е.  политическими или идеологическими соображениями, невзирая на затраты.

Результатом имманентных нерыночной модели пороков были производство ради  производства, уродливая структура экономики, почти всеобщая неконкурентоспособность, ресурсопожирание, отсутствие самопроизвольной трудовой мотивации, мотивации к научно-техническому прогрессу, замедление темпов роста, нарастание социального недовольства в обществе. По сути в советской экономике отсутствовал внутренний экономический механизм, существовал лишь механизм внеэкономического принуждения - планирования  и  командования "сверху". В результате и появился такой феномен, как общий кризис социализма.

Командно-административная модель советской экономики вполне соответствовала политическому режиму - режиму абсолютной власти одного человека,  одной  идеи,  одной  партии, одного плана. Падение темпов роста производства и агония такой экономической системы стали, в свою очередь, главным фактором расшатывания и последующего развала тоталитарной политической системы.

Социализм привел к тотальному огосударствлению экономики СССР.

Командно-административная сталинская модель советской экономики объективно порождала экстенсивный тип развития, чрезмерную ресурсоемкость и технологическую отсталость. Тем не менее коммунистическая  пропаганда  создавала образ советской экономики  как экономики  процветающей, успешно  догоняющей  Запад,  имеющей преимущества перед ним едва ли не во всех  отношениях. Это была экономика, в которой производитель не был заинтересован  в удовлетворении реальных потребностей  населения. Товары народного потребления всегда были дефицитны, хотя по многим видам продукции  тяжелой Промышленности  объемы  производства в принципе были вполне достаточны для того, чтобы этого дефицита не было. Огромный ресурсный  потенциал  страны  использовался  крайне  расточительно.

Важнейшей чертой советской экономики помимо абсолютного  господства "общественной" собственности, которой бесконтрольно распоряжалась номенклатура, был  ее  планово-распределительный  характер.

Сейчас уже  общепризнано,  что  в  действительности  это  была экономика  командно-административная, а видимость планомерности маскировала глубокие диспропорции.

Руководители и  идеологи  СССР  утверждали  и,  похоже,  были  убеждены  в этом, что плановая экономика и  лучше,  и эффективнее  рыночной,  поскольку  при  ней  нет  безработицы, нет расточительного  потребления  буржуазией,  нет  и  эксплуатации  трудящихся,  которые  якобы  наконец-то  стали  работать  на себя,  что  плановая  экономика  утверждает  социальную  справедливость,  под  которой  имеются  в  виду  уравнительное  распределение  доходов,  отсутствие  резко  выраженной  их  дифференциации и социальные гарантии.

В действительности все оказалось не так. Достигнутый  рост производства, лишенный  необходимой  основы - роста  его эффективности,  в  конечном  счете  не  умножал,  а  истощал потенциал страны.

Экономика базировалась на беспрецедентной  в мировом масштабе степени эксплуатации народа. Социальная справедливость фактически попиралась вследствие глубокого неравенства между рядовыми трудящимися  и  номенклатурой, а также уравнительного распределения  доходов среди  трудящихся.

Доля  трудового  дохода  в  ВВП  СССР  никогда  не  превышала 50%  и  была  существенно ниже, чем  в  развитых  капиталистических странах.

В  основе советской  модели  экономики  лежали  следующие идеи: 

- не частная, а государственная собственность, на основе которой монополизируется вся хозяйственная деятельность;

- не рынок, а волюнтаристский план;

- не конкуренция и  материальное стимулирование, а главным образом  морально-политическое принуждение, подаваемое обществу в замаскированной форме  как социалистическое  соревнование;

- не  фермы  или  крестьянские  хозяйства,  а  колхозы  и  совхозы;

- не  прибыль  предприятий  как  конкретный  ориентир  хозяйствования,  а  концентрация  средств  в руках государства,  что якобы  должно  было  служить  удовлетворению  потребностей всего народа.

В результате Советский Союз среди развитых в экономическом  отношении  стран мира, очевидно, был страной с самым высоким  удельным  весом  продукции I  подразделения.  Это означает,  что СССР производил в  расчете  на единицу произведенных конечных потребительских благ наибольшее количество средств производства (в большинстве своем промежуточных товаров,  полуфабрикатов), т. е. имел  самую  неэффективную  экономику  среди  этих  стран.  Однако  сторонники "закона",  как правило,  не  понимали  этого  и  порой  выдавали преимущественный  рост  производства  средств  производства  за  врожденное "преимущество  социализма"  как  системы,  хотя  на  деле  подобного рода "закон"  вполне  уместно  считать законом  убывающей эффективности производства.

Мы уже отмечали, что в СССР доля I  подразделения  была заметно  выше,  чем в любой стране с рыночной экономикой, несмотря на более низкий  уровень  экономического развития,  и достигала 64%.  Доля  отраслей  группы "А"  в  промышленности СССР  составляла 75% (в  США — 65%).  Это  означает,  что объем  продукции  группы "А"  в советской  промышленности был  в 3 раза  больше, чем группы "Б". Подобный  же  разрыв между  двумя  этими  группами  промышленности  по  капвложениям вдвое превышал их разрыв в объеме производства.

Таким образом, нерыночная советская экономика имела явно  несбалансированную структуру, которая в отраслевом аспекте характеризовалась неразумно высоким удельным весом отраслей,  производящих средства производства,  особенно  отраслей  тяжелой  промышленности.  В  результате  в  конце 70-х - начале 80-х  годов  Советский  Союз  уже  производил  больше, чем  США,  каменного  угля,  нефти,  железной  и  марганцевой руды,  кокса,  стали,  чугуна,  стальных  труб,  металлорежущих станков,  дизельных  локомотивов,  пиломатериалов,  цемента, железобетонных  конструкций  и  т.  д.,  но  серьезно  отставал  от США  по  общему  объему  производства  и  особенно  по  наукоемкой, высокотехнологичной продукции, по техническому уровню  и  эффективности  производства.

 

Развитие стран с нерыночной экономикой в рамках МСС

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов.

С этого времени социализм выходит за пределы одной страны и начинается всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 г. на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50-60-х гг. в МСС вошла первая социалистическая страна Западного полушария - Куба.

К середине 1980-х годов в СССР к социалистическим относили 15 стран:

Страны МСС начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них - свои история, традиции, национальная специфика. В большинстве европейских социалистических стран на протяжении 50-х - 1-й половины 60-х гг. была создана материально-техническая база социализма.

МСС прошла несколько периодов своего развития.

Экономическое развитие социалистических стран
 на первом этапе (1945- 1949

Восточноевропейские страны

Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944 -
1947 гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945 - 1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец, наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы - выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания "нового" общества, по "универсальному образцу" СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать, в целом, скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм Югославии

Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии — модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от "универсальной" сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Его цель — содействие организа­ции планомерного экономического и культурного сотрудничества стран-участниц. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем в СЭВ вошли ГДР (1950 г.), Вьетнам (1978 г.), Монголия (1962 г.) и Куба (1972 г.)      .

СЭВ был призван не только облегчить переориентацию внеш­ней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, но и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза — в противовес плану Маршалла.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе - Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам - наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями — она должна была цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.

Монголия

Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа - СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства, в основном, крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Вьетнам

Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969 гг.) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954 гг.), а затем с США (1965-1973 гг.) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско - маоистскую окраску.

Экономическое развитие социалистических стран на втором

(60-е гг.) и третьем (70-е гг. — первая половина 80-х гг.) этапах

Восточноевропейские страны

На втором этапе развития экономики после национализации подавляющей части промышленности были приняты первые планы народнохозяйственного развития, главная задача которых – индустриализация.  Аграрные  преобразования заключались в ограничении размеров и прав частного землевладения, наделении землей малоземельных.  Осуществлялось  кооперирование крестьянства, завершенное в большинстве  стран Восточной Европы к началу 60-х. Исключение составляли Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрел решающего значения. Промышленность в 50-е годы переживала бурное развитие, темпы ее роста составляли около 10% в год. Страны Восточной Европы превратились из аграрных (кроме ГДР и Чехословакии) в индустриально-аграрные. Методы форсиро­ванной индустриализации определили формирование монополизи­рованной структуры национального хозяйства, индеферентной к осо­бенностям конкретных стран (в рыночном хозяйстве выражающих­ся посредством цен факторов производства), административной си­стемы управления. Тем не менее, несмотря на преимущественно экстенсивный тип развития, хозяйственные итоги этого десятиле­тия были благоприятными в большинстве стран Восточной Европы.

Китай

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай.

После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975 гг.)
1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу "старшего брата", превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием "большой скачок" (1956-1958 гг.), суть которого заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерны были постановка нереальных экономических задач и завышенных производ­ственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиаз­ма масс как главного фактора экономического роста. Принцип ма­териальной заинтересованности был целиком отвергнут - его осушили как проявление ревизионизма. Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976 гг.) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала "культурная революция" (1966-1976 гг.). Так была названа "великим кормчим" - широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее, находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Северная Корея, Куба

Корея, обретшая независимость от Японии в 1945 г. и разделена в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея — США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994 гг.), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.) Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере.

За 1951-1973 при росте промышленной продукции в развитых капиталистических странах в 3,3 раза промышленная продукция в странах социализма возросла в 9,15 раза. Доля стран социализма в мировой промышленной продукции выросла за 1917-73 в 13 раз. Занимая в начале
70-х гг. 26 % всей территории земного шара и насчитывая 1/3 его населения, МСС производит примерно 39 % всей вырабатываемой в мире промышленной продукции. Страны СЭВ, занимающие 18 % территории и насчитывающие менее 10 % населения земного шара, создают 33 % мировой промышленной продукции и примерно 25 % мирового национального дохода.

Таблица 1. Рост оборота внешней торговли социалистических стран

 

1950

1960

1965

1970

1972

Оборот внешней торговли социалистических стран, млрд. руб.*


10,8


30,4


43,3


64,8


78,0

в том числе стран — членов СЭВ


7,5


25,1


37,2


57,3


68,3

Оборот торговли стран — членов СЭВ с социалистическими странами, млрд. руб.*


5,4


17,5


25,5


37,7


45,7

в том числе оборот взаимной торговли стран — членов СЭВ


4,6


14,3


22,6


33,4


42,8

из него по странам, млн. руб.*

 

 

 

 

 

Болгария


199


872


1547


2569


3370

Венгрия


356


1037


1762


2670


3440

ГДР


570


2679


3672


3709


6797

Куба


...


...


...


...


1063

Монголия


...


127


151


172


225

Польша


685


1437


2489


4067


5042

Румыния


341


821


1189


1689


2016

СССР


1753


5343


8473


12284


15523

Чехословакия


695


2150


3284


4329


5328

Примечание - По курсу, установленному с 1 января 1961, в ценах соответствующих лет.

Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат  - безуспешность процесса преобразований.

Экономическое развитие социалистических стран 
на четвертом этапе (1970 – середина 1980-х)

Противоречия внутри МСС

В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967-1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и  политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное  государство под предлогом защиты его "от сил внутренней и внешней контрреволюции". Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50—60-х гг. в экономической сфере пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу — "строительству развитого социализма". Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе - одной четверти.

Роль СЭВ

Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран - ее участниц, а в 60-е гг. последовал, ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа - сотрудничества и развития стран — членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6-8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Однако уже к середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу экономического развития. Этот процесс сопровождался кризисными явлениями как внутри этих стран, так и на мировом уровне, что в свою очередь не могло не повлиять на внешнеэкономические позиции субъектов МСС. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. Внутренний рынок социалистических стран также испытывал сложности.

К 80-м гг. непозволительное отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Это явилось причиной не только относительного, но и абсолютного ухудшения жизненных условий населения и, как результат, стало поводом нарастающего недовольства граждан. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от них причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратеги­чески негативную роль сыграл СЭВ и в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.

Также способствовало прекращению деятельности СЭВ и  усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития.

Кризисная ситуация явно обозначалась и в сфере межгосударственного экономического сотрудничества, основанного на административных решениях, зачастую не учитывающих интересы стран - участниц СЭВ, но и в реальном сокращении объемов взаимной торговли. Прекращение деятельности СЭВ произошло в 1991 году.

 

Распад мировой социалистичес­кой системы

До середины 80-х гг. правящие компартии еще имели возможность держать ситуацию под контролем, еще сохранялись некоторые резервы сдерживания экономического и социального кризиса, в том числе и силовые. Лишь после начала преобразований в СССР во второй половине 80-х гг. движение за реформы в большинстве стран МСС заметно усилилось.

 Демократические революции в Восточной Европе

В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно — во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же — в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

Политика Китая

После смерти Мао Цзэдуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну "культурная революция". Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т. д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились беспрецедентные темпы экономического роста (12—18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг. Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения "социализма с китайской спецификой", пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вьетнам. Лаос. Монголия. Северная Корея

Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае. Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

Куба

Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей МСС - Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран МСС. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США.

 

Заключение

В ХХ в. В истории человеческой цивилизации осуществился уникальный социально-экономический эксперимент – ряд стран встали на путь переустройства свое экономики и политики «на социалистических началах». При этом подразумевалось, что социализм в плане политики представляет собой народовластие в различных формах и господство общественной собственности на средства производства в экономическом плане.

На практике эти тезисы небыли реализованы ни в одной стране. Начало тому эксперименту было положено в России в 1917 г.

Коммунистический  эксперимент  в  нашей  стране  осуществлялся  намного  дольше.  В  его  котле  оказались  не  менее  трех поколений  советских  людей.  В  большинстве  своем  они  гордились  результатом  своих  деяний,  величием  и  мощью  страны.  Но это  не  может  служить  оправданием  теперь  уже  очевидного факта:  страна  выбрала  неверную,  абсолютно  неэффективную  и бесперспективную  модель  экономики. Такая  модель  рано  или  поздно  должна  была  завершиться  естественной  смертью  как  созданная  на  пороках  и  противоречиях,  которые  она  ежечасно порождала  и  которые  постоянно  множились  после  того,  как она  стала  всеохватывающей. 

Экономику  бывшего  Советского  Союза  разрушили  практически  два  фактора - отсутствие  в  ней  товарно-денежных  отношений  с  их  механизмом  конкуренции  и  внутренне  инициируемого,  т.  е.  органического,  научно-технического  прогресса.  К  этим факторам  добавились  партийная  экономическая  политика,  ошибочно  нацеленная  не  на  конечный  результат - удовлетворение народных  потребностей,  реального  спроса  населения,  а  на развитие  тяжелой  промышленности  и  ВПК.

В настоящее время к социалистическим странам, как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

В КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.

Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.

В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.

В конце 2010 президент Кубы Рауль Кастро выдвинул радикальную программу экономических перемен. Ранее уже было принято решение о сокращении до миллиона штатных единиц в государственном секторе. Одно из направлений реформ  - значительное увеличение роли частного предпринимательства. При этом Кастро отметил необходимость изменения отношения к мелкому частному бизнесу в сторону его положительной оценки как со стороны населения, так и со стороны правящей коммунистической партии. В то же время Кастро подчеркнул, что «планирование, а не свободный рынок, будет отличительной чертой экономики, и не будет дозволяться концентрация собственности». Рауль Кастро призвал граждан поддержать реформы, поскольку «будущее революции висит на волоске»

В июне 2002 г. США признала Россию страной с рыночной экономикой.

 

Тест

Приведите в соответствие хронологию и главные достижения буржуазных революций в зарубежных странах:

  1.               а. Применение системы машин на промышленных

                                  предприятиях.

2. Франция           б. Образование крупных частных капиталов в

                                  производстве.

3. США                в. Уничтожение феодального строя и его остатков.

          А. 1861 - 1865 гг.       Б. 1642 - 1649 гг.        В. 1789- 1794 гг.

Ответ:

  1.  
  1. Франция - 1789 - 1794 гг. - в. Уничтожение феодального строя и его остатков.
  2. США - 1789 - 1794 гг. - а. Применение системы машин на промышленных п

 

Список литературы

1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред.- Г.Б. Поляка,
А.Н. Марковой.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-496 с.

2. История мировой экономики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ под ред. Г.Б. Поляка,  А.Н. Марковой.- 3-е изд., стереотип. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-671 с.

3. История экономики: Учебник/ Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 416 с. -  (Высшее образование).

4 Раджабова  З.К.  Мировая  экономика:  Учебник  -  2-е  изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 336 с. -  (Высшее образование).

5 Интернет источник: http://bse.sci-lib.com/article076900.html

6 Интернет источник: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2010/12/101218_rn_cuba_reform.shtml

7 Интернет источник: http://ecsoman.edu.ru/data/296/690/1219/Glava_10.pdf

8 Интернет источник: http://news2000.com.ua/news/sobytija/v-mire/153224

9 Интернет источник: http://www.wto.ru/ru/opinion.asp?msg_id=1433

10 Интернет источник: http://www.newsru.com/russia/06jun2002/bush-putin.html

11 Интернет источник: http://lenta.ru/economy/2002/06/06/status1/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 42.02K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
12.10.11 в 12:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе