Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Русский космизм
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.59K | Скачано: 360 | Добавлен 01.10.11 в 11:00 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: 2010
Содержание.
1. Введение 3
2. Основные положения русского мистического космизма 4
2. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание 7
3. Специфика русской философии 12
4. Заключение 17
5. Список литературы 18
Введение.
В недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призывающий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия.
Это один из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. - космическая философия, или, как чаще ее именуют, русский космизм. Центральная идея этого космоцентрического подхода – это единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности.
Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников, религиозных мыслителей.
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, Соловьев Вл.С., Флоренский П.А., Чижевский А.Л и другие.
Основные положения русского мистического космизма.
В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Причины данных изменений с точки зрения виртуальных процессов - в локальных, глобальных и космических взаимодействиях микро- и макромира.
Родоначальником космической мысли в России был «искатель истины» Федоров Н.Ф. с его учением «общего дела». Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению осознания, Федоров приходит к следующей мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества – «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной.
По сути дела, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи – победы над смертью, воскрешении мертвых. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь; а высшая нравственность – это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливость он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает смерть. По мысли Федорова, главной целью деятельности человека должна стать борьба за человеческое бессмертие.
Федоров считал, что огромная роль принадлежит науке. Будучи религиозным человеком, он полагал, что воскресение произойдет не после страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а путем самовоскрешения человека. Поэтому Федоров говорит не о воскресении, а о воскрешении.
Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить умерших, но и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым местом для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто: нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Таким образом, ставится новая задача – помочь людям овладеть космосом.
Соловьев Вл.С. , как и Федоров Н.Ф. , выводит задачу к «общему делу» борьбы со смертью, увековечивания и преображения высшей ценности – личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства, т.е. воскрешение всех умерших. Федоров хотел превратить природу в неприродный, бессмертный тип бытия – конкретное дело: победа над временем, осуществление принципа сосуществования вместо последовательности, обретается в воскрешении; победа над пространством – путем достижения «полноорганности», способности безграничного перемещения в пространстве, «последовательного вездесущия». Соловьев выражается более туманно: «Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразную внутреннему всеединству идеи – вот задача мирового процесса».
Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:
Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).
Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского. Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства"
Флоренский многосторонне рассматривал и изучал именно возможный, то есть виртуальный по своей сути процесс, который переводил человека из одного качества в другое, то есть обезличивал его образование, главным образом, духовное образование.
Основные положения представителей русского космизма,
опирающихся на естествознание.
Космизм Федорова Н.Ф. оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых- естествоиспытателей, как Циолковский К.Э., Вернадских В.И., Чижевский А.Л.
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи".
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы".
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции, как неуклонной деградации, и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции.
С точки зрения современной терминологии ученый исследовал именно виртуальное состояние человека, возникающее у него как результат взаимодействия с окружающей действительностью.
В центре внимания Циолковского К.Э. находился процесс взаимодействия человека с Вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Так, Чижевский А.Л. обнаружил и исследовал связь исторических, социальных и человеческих ритмов с процессами, происходящими на Солнце.
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы.
В 1917-1924гг. Чижевский выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. Единство природы он видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.
Чижевский предложил концепцию, которая вызвала волну возмущенных публикаций. Смысл ее заключался в том, что на богатом физическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Лишь через много лет высказанные Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены.
Особое место занимает утверждение ученого о том, что Солнце существенно влияет не только на физические процессы на Земле, но и на социальные. Социальные катаклизмы, по его мнению, во многом определяются поведением нашего светила.
Многие идеи Чижевского А.Л. нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и
времени Вернадский пришёл к следующим выводам:
1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов.
2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.
3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.
Специфика русской философии
На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: историософский, религиозный, нравственный.
На пороге третьего тысячелетия Россия оказалась втянутой в реформирование сообразно западным образцам. Идея либеральной интеллигенции о вхождении России в мировую цивилизацию на деле обернулась отрицанием её самобытной культуры. В общественное сознание активно внедряется идея о том, что основой цивилизации является рыночная экономика, частная собственность и демократия. Между тем глубинной тенденцией современного мирового развития является не унификация культур, а их диалог и взаимообогащение.
На фоне современных либеральных иллюзий наследие русских мыслителей XIX века приобретает сугубо современное звучание. Два течения русской мысли - ранние славянофилы и революционные демократы в диалоге с западной культурой высвечивают различные стороны самобытной русской культуры. Не идеализируя Россию, оба эти течения в то же время выявили смысловые границы западной цивилизации. Преимущество данного этапа русской общественной мысли над европейским монологизмом состоит в ярко выраженном диалогическом стиле мышления. Поэтому славянофилы и революционные демократы сумели не только дать ответ на коренные проблемы национального бытия, но и заложить основы полицентрической модели культурно-исторического процесса.
Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Первый период ее развития – 11-17 века. Тогда шел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера.
Первым древнерусским философом принято считать Киевского митрополита Иллариона. Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к богу. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.
Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.
Русская культура имеет всемирное значение. Следует отметить, что
национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества.
Прежде всемирное значение имело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.
В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков.
В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ничего оригинального в области философии.
Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То, что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.
Русская философия включает в себя множество направлений :
Декабристское (социально-политическая направленность, представленная П.Пестелем, Н.Муравьевым, И.Якушиным, М.Луниным, И.Киреевским, и др.);
Историческая философия представлена творчеством П.Я.Чаадаева Человек в его глазах – соединение материальной и духовной субстанций Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животного.
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов. По мнению западников Россия просто отставала от мировой цивилизации. А по мнению славянофилов, любые реформы, попытки начадить западные традиции на Россию заканчивались для нее трагически.
Возникла ортодоксально-монархическая философия, главным лозунгом которой было «Православие, самодержавие, народность». Представителями были Н.В.Федоров и К.Н.Леонтьев.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости. Леонтьев критиковал явления русской жизни.
Общей чертой революционно-демократического направления - социально-политическая направленность. Все представители этого направления отвергали общественно-политический и экономический строй.
Наиболее ярким представителем либерального направления был В.С.Соловьев. Его идеалами в философии были; идея всеединства, идея нравственности как главного аспекта жизни человека; идея прогресса - всеобщей связи поколений; идея воскрешения (духовного) как живых, так и мертвых и т.д.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.
Другой чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.
Немаловажна была тенденция, представленная учениями под влиянием нового естествознания. Речь идет прежде всего о русском космизме - философском явлении, зародившемся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии.
Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.
Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так
называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России.
Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа.
Заключение.
Состояние современного мира поставило перед человечеством целый комплекс философских проблем: проблему субъекта и объекта познания, аспекты философского понятия времени, пространства, развития мира. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и перспектив деятельности человечества, которое в настоящее время переживает этап перехода в иное состояние как мышления, так и бытия. Двадцать первый век выносит на повестку дня такие важные понятия как единство мира, познание и научно-технический прогресс, расширение границ воздействия человеческой цивилизации. Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. В период освоения космоса особое место в философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени. Ряд авторов придерживаются точки зрения, что любое общество во Вселенной, в том числе и человечество, погибнет. Другие полагают, что освоение космоса обеспечит безграничный прогресс во времени. Весьма интересно рассматривать деятельность человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Разум, мышление, интеллект сами по себе являются философскими категориями. Цивилизация может преодолеть кризис только изменяя ситуацию внутри самой себя, должен сработать принцип диалектики познания.
Список литературы.
1. Философия: Учебник для вузов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
2. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. И дополн. – М.: Центр, 2001.
3. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга,
1-я Гостиполитография, 1924.
4. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1990.
5. Флоренский П.А. Макроксмос и микрокосмос, «Человек и природа», 1989, №9.
6. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности.
7. Статья «Философия космизма: от древности до наших дней» Железняк Г.В., директор Харьковского планетария им. Ю.А.Гагарина.
8. Философия: Под ред. Митрошенкова О.А., М.:Гардарики, 2002.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.