Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »

Эпоха Екатерины Великой в истории России

Эпоха Екатерины Великой в истории России [09.10.11]

Тема: Эпоха Екатерины Великой в истории России

Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 272.17K | Скачано: 248 | Добавлен 09.10.11 в 16:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть 4
Вопрос 1. Идеология «просвещенного абсолютизма» и ее воплощение в России. «Наказ» Уложенной комиссии 4
Вопрос 2. Деятельность Уложенной комиссии 7
Вопрос 3. Социально-экономическая политика правительства Екатерины II. Жалованная грамота городам. Жалованная грамота дворянству 9
Вопрос 4. Реорганизация органов центрального управления 14
Вопрос 5. Реформа органов местного самоуправления. 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы я вижу в том, что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и не кроется ли в нашей истории ответ о верной дороге, которая приведет нас к всеобщему процветанию и благосостоянию, не в деятельности ли Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

XVIII век - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». Переворот 1762г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Такова была Екатерина Великая.

Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649г., и не могли сладить с этим делом [1; с. 18].

Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «просвещенным абсолютизмом». Свою основную задачу я понимаю как способ обнаружить какие-либо познания в некотором отрезке отечественной истории.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1.    Идеология «просвещенного абсолютизма» и ее воплощение в России. «Наказ» Уложенной комиссии.
           После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762-1796 гг.) [1; стр. 8].

         В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России новой породы людей, которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право. В целом политика Екатерины II получила название «просвещенного абсолютизма» [2; стр. 349].

Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ [2; стр. 353].

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология, для которой характерны следующие черты:

  1. идея равенства всех людей;
  2. государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;
  3. государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;
  4. все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: "все для народа, и ничего - посредством народа";
  5. просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;
  6. признание свободы слова, мысли, самовыражения [2; стр. 356].

 Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований.
             Екатерина Великая осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т.к. авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.
           В XVIII в. была создана Уложенная Комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, основанного на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ». Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье «О духе законов» и 106 из книги ученого Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» [3; стр. 298].

          «Наказ», над составлением которого Екатерина II трудилась в течение двух лет (1765 - 1767), представлял собой обширное философско-юридическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. В нем имелись статьи о хранилище законов (Сенате), о равенстве и свободе граждан (за исключением крепостных крестьян), о согласовании наказания с преступлением (уголовное право и судопроизводство), о крепостном праве (размножение народа в государстве), о ремеслах (рукоделии) и торговле, о воспитании, о дворянстве, о среднем слое людей и т.д. На основе этого документа Уложенная комиссия должна была разработать новый законодательный кодекс [3; стр. 308].

Вопрос 2.    Деятельность Уложенной комиссии.

В 1754 г. новая комиссия подготовила две части нового Уложения, в 1761 г. в ее состав включаются выборные от губерний (дворяне, священники, купцы). В 1763 г. выборных распустили, но комиссия проработала до 1767 г.

Манифестом (декабрь 1766 г.) был объявлен созыв депутатов для работы над проектом нового Уложения. Сенат, все коллегии посылали по одному депутату. Аналогичное представительство давалось каждому городу (от домовладельцев), каждому уезду (от дворян землевладельцев), каждой провинции (от однодворцев), от пехотных солдат, от государственных крестьян, от оседлых инородцев - 4 человека. Представительство от казаков определяли их атаманы [4; стр. 39].

Уездные и городские выборы были прямыми, провинциальные - трехступенчатыми. В городах проводились фактически всесословные выборы - важный шаг в сторону политической либерализации и формирования «третьего», мещанского сословия. Депутатам было назначено жалованье, они освобождались от смертной казни, пытки и телесных наказаний, их личность охранялась повышенной мерой наказания, т. е. им предоставлялись весьма большие льготы и преимущества. Впервые статус депутата был определен особым образом [5; стр. 261].

Избиратели снабжали своих депутатов наказами, в которых излагали свои требования и пожелания (наказов насчитывалось более 1500, более половины, которых были от сельских жителей). Для составления наказов избиратели создавали специальные комиссии.

Сама Уложенная комиссия имела сложную структуру: из общей (большой) комиссии выделялись три малых:

Роль председателя Уложенной комиссии исполнял маршал, назначенный императрицей по предложению комиссии и генерал-прокурора. Был составлен Обряд управления комиссии, т. е. регламент [5; стр. 275].

Законодательная инициатива принадлежала общему собранию депутатов, оттуда проект переходил в дирекционную комиссию, направлявшую его в одну из частных кодификационных комиссий. Последняя, подготовив проект, пересылала его в дирекционную комиссию. После прохождения экспедиционной комиссии, отредактированный проект возвращался в общее собрание. Подобный тип делопроизводства был заимствован из европейской парламентской практики [5; стр. 278].

Поток жалоб и челобитных от крепостных, поступающий в комиссию был остановлен запретом крепостным крестьянам жаловаться на своих господ.

В декабре 1767 г. заседания Уложенной комиссии были переведены из Москвы в Петербург. Первоначально обсуждались наказы от черносошных крестьян, затем законы о правах дворянства, о купечестве, о юстиции, о поместьях и вотчинах. Всего за полтора года было проведено более 200 заседаний [5; стр. 282].

Прения в Уложенной комиссии отразили сословные устремления: дворянство присвоило себе монопольное право владеть землей и крепостными, купечество - право торговли и промышленности, сельскому населению оставалось хлебопашество. Основ государственного строя прения не затрагивали.

Вопрос 3. Социально-экономическая политика правительства Екатерины II. Жалованная грамота городам. Жалованная грамота дворянству.

Основными социально-экономическими задачами государства в этот период являлись экономическое развитие страны, с целью содействовать ее дальнейшему превращению в великую державу, обеспечить выполнение внешнеполитических задач, а также снять социальное напряжение, выливавшееся в выступления различных слоев населения. Екатерина II, сторонница свободной торговой и промышленной деятельности, считала своей задачей освободить предпринимательство «от притеснений» [6; стр. 327].

В условиях, когда главная опора самодержавия, ведущее сословия общества - дворяне составляли основу офицерского корпуса, чиновничества, владели огромной частью земель и обеспечивавших большую часть товарного хлеба, необходимо было способствовать приспособление правящего сословия к развивавшимся товарно-денежным отношениям.

В условиях, когда отмена крепостного права привела бы к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране, Екатерина успешно пыталась способствовать приспособлению крепостнического имения к новой экономической системы, и, в конечном итоге, - укрепление обновленного дворянского государства. Эти три задачи, в иных условиях объективно противоречащие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства [6; стр. 329].

Экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве.

Указом 1780 г. фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 г. введён приём вкладов на хранение). Тогда был создан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754 г.) и впервые налажен выпуск бумажных денег – ассигнаций [6; стр. 331].

Большое значение имело введённое императрицей государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из наиболее жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение, в конечном итоге, качества товара [6; стр. 332].

Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа (потребление чугуна на внутрироссийском рынке также значительно возросло). По новому протекционистскому тарифу 1767 г. был полностью запрещен импорт тех товаров, которые производились или могли производиться внутри России. Пошлины от 100 до 200 % накладывались на предметы роскоши, вино, зерно, игрушки. Экспортные пошлины составляли 10-23 % стоимости вывозимых товаров [6; стр. 345].

Вместе с тем, Россия при Екатерине пережила ряд финансовых кризисов и вынуждена была делать внешние займы, размер которых к концу правления императрицы превысил 200 миллионов рублей серебром.

Социальная политика Екатерины II была выражена тем, что в  1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. Также началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия [3; стр. 286].

            В Москве и Петербурге - Воспитательные дома для беспризорных детей (в настоящее время здания Московского Воспитательного дома занимает Военная академия им. Петра Великого), где они получали образование и воспитание [3; стр. 289].

   Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещенные не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов» [3; стр. 294].

    Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

«Жалованная грамота дворянству»

В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения. При императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права [7; стр. 63].

Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным" [7; стр. 64].

Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков [7; стр. 64].

«Жалованная грамота городам»

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения:

В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке [7; стр. 69].

Вопрос 4.    Реорганизация органов центрального управления.

Екатериной Великой было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763г.

Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа [1; стр. 226].

Другая важная реформа царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы поэтому экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей [1; стр. 248].

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны.

Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). Так, даже исконно русская Новгородская земля еще и в XVIII в. делилась не на уезды, а на  исторически сложившиеся пятины. А город Смоленск и его дворяне во время польской оккупации в первой половине XVII в. успели получить от короля особые привилегии, которые затем обязался соблюдать и русский царь. Когда в результате Северной войны в состав империи вошла часть Прибалтики, то и здесь были сохранены некоторые исторически сложившиеся органы управления, законы и привилегии местного дворянства. По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое  раздражение вызывал статус автономии Украины. С момента ее присоединения к России в 1654г. Формально Украина управлялась выборным гетманом, причем практически все гетманы, избиравшиеся после смерти Богдана Хмельницкого, были враждебно  настроены к России [1; стр. 315]. 

Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы [3; стр. 359]

Для характеристики национальной политики Екатерины II необходимо упомянуть еще об одном ее нововведении. Речь идет о приглашении в Россию немецких колонистов. В то время привлечением иностранных специалистов широко пользовались многие страны, но Екатерина пригласила приехать в Россию простых крестьян, причем не на время, а навсегда. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Характерно, что Екатерина не опасалась, будто пример свободных немецких крестьян может оказаться вредным для русских крепостных. Уже в середине 60-х годов XVIII в. В Россию прибыло более 30 тыс. переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена   свобода вероисповедания [3; стр. 374].

Вопрос 5.    Реформа органов местного самоуправления.

      Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". Опубликование и введение Учреждений в действие ознаменовало начало губернской реформы, основное содержание которой было связано с реорганизацией системы местного управления. Необходимость подобной реформы диктовалась самой логикой развития самодержавного государства, требующей создания строго централизованной и унифицированной системы, при которой каждая клеточка обширной территории и каждый её обитатель находились бы под неусыпным контролем правительства. Эти требования нужно было увязать с сословными интересами, проявившимися в деятельности Уложенной комиссии, и прежде всего с интересами дворянства. При этом Екатерина не забывала и о своих планах образования в государстве третьего сословия [8; стр. 261].

В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие.

Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тысяч человек. Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тысяч человек. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения [8; стр. 263].

Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору [8; стр. 268].

В отдельную административную единицу был выведен город. Во главе его вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем. В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе) [8; стр. 271].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Екатерина Великая по праву считается одной из ярчайших личностей российской истории. Многие историки считают ее лицемерной, указывая на несоответствие идей “просвещенного абсолютизма” и крепостнической действительностью России XVIII века. Я не вижу противоречий между ее идеалами и поступками. По моему мнению, объяснение этого заключается в том, что для России того времени ее идеи были слишком прогрессивны и их быстрое воплощение привело бы к неизбежному перевороту.

Императрица сумела сохранить за собой власть и в то же время осуществить важнейшие государственные реформы. В целом Екатерина II сделала меньше, чем хотела, однако она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, нежели получила, что выразилось: в увеличении численности населения за счет присоединения новых территорий и естественного прироста, в увеличении суммы государственных, в росте числа фабрик и заводов, в создании банковской системы и т.д. Екатерина дала России институциональные рамки, которые были необходимы для проведения экономической, социальной и административной «модернизации» страны в XIX веке. Она дала обществу идеи и стимулы, сделавшие возможным развитие современной русской культуры на основании равенства с Западом [9; стр. 358]

 «Екатерина II, - писал Карамзин, - была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей» [1; стр. 472].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Павленко Н.И.  Екатерина Великая. – М.: Молодая Гвардия, 1999. –  495 с.
2.    Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX вв. Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2003. – 596 с.
3.    Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. – М.: Эксмо, 2007. – 576 с.
4.    Жукова Л. А., Машанова Л.В., Плаксин И.П. История государственного управления в России (IX-XVII вв.). – М.: Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, 1996. – 66 с.
5.    Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.В. Отечественная история (до 1917 года). Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
6.    Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. – М.: Русский путь, 1995. – 550 с.
7.    Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 1999. – 169 с.
8.    Омельченко Н.А. История государственного управления в России. – М.: Велби, 2005. – 464 с.
9.    Русские цари / Под ред. Ханса-Иоахима Торке. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.  

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 272.17K
Скачано: 248
Скачать бесплатно
09.10.11 в 16:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе