Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по организационному поведению »

Процессы формирования группы и их основные характеристики

Процессы формирования группы и их основные характеристики [06.10.11]

Тема: Процессы формирования группы и их основные характеристики

Раздел: Бесплатные рефераты по организационному поведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.07K | Скачано: 239 | Добавлен 06.10.11 в 22:26 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Вариант 10

План

1. Теоретический вопрос…………………………………………………...3

2. Задание прикладного характера………………………………………...7

3. Контрольные тестовые задания…………………………………….....10

Список литературы……………………………………………………….11

 

1. Теоретический вопрос

Процессы формирования группы и их основные характеристики

В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации. По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия. В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация. Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях:

Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив. Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

· четко обозначены цели;

· достигнута совместимость индивидов в группе;

· лидер группы доказал на практике право на лидерство;

· группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

· размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

· люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

· конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

1. Адаптация.

2. Идентификация.

3. Интеграция.

4. Распад.

При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно.

Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития группы.

 

Модель формирования и развития группы

Причины образования группы

Типы группы

Стадии развития группы

Основные характеристики групп

Потенциальные конечные результаты

Удовлетворение потребностей в:

общении,

самоуважении,

- безопасности,

- усилении власти,

- получении

определенного

общественного

статуса,

- достижении

социальных,

экономических и других целей

 

Формальные:

1.Административные

2. Оперативные

Неформальные:

1. группы по интересам

2. группы на основе дружбы

 

1.Адаптации

2. Идентификации

3.Интеграции

4. Распада

 

1. структура

2. размер

3. состав

4. статус

5. роли

6. нормы

7. сплоченность

8. коммуникация и взаимопонимание

9. лидерство

10. конфликт

 

-индивидуальная результативность

- групповая результативность

-организационная результативность

 

 

2. Задание прикладного характера

Способны ли вы, если надо, сказать «нет»? Обратите внимание: на вопросы этого теста тоже следует отвечать «да» или «нет».

Выбранные Вами ответы отметьте подчеркиванием.

1. Вас легко уговорить сделать то, в чем вы потом будете раскаиваться.

- да         - нет

2. Вас просят помочь или выполнить работу, которая вам не по душе. Вы способны отка­заться, объяснив при этом причины отказа.

- да        - нет

3. Вы можете отклонить просьбу, но всегда объ­ясняете причины, более того, готовы помочь в чем-то другом.

- да        - нет

4. Вы часто делаете то, что не хотите, лишь бы не разочаровывать окружающих.

- да        - нет

5. Вам трудно отказаться от неприятной для вас встречи.

- да        - нет

6. Приятель просит на время нужную вам вещь. Вы боитесь, что он может не вернуть, но даете.

- да        - нет

7. Вам трудно отказаться от товара, который настойчиво предлагает вам продавец.

- да        - нет

8. Вы легко можете простить человека, отказаться от того, чтобы подать жалобу, судебный иск.

- да        - нет

9. Вас раздражает, когда кто-то настаивает, чтобы вы занялись делами, которые вас не интересуют.

- да        - нет

10. Когда вам предлагают участие в каком-то проекте, вы не в состоянии отказать.

- да        - нет

11. Вы чувствуете себя неловко из-за того, что ваш приятель пренебрежительно отзывается о словах и поступках других людей.

- да        - нет

12. Вы не посещаете магазины, в которых про­давцы чересчур назойливы.

- да        - нет

13. Вы избегаете людей, которые кажутся слиш­ком настырными.

- да        - нет

14. Вы даете взаймы, хотя знаете, что люди не очень нуждаются (другой вариант; деньги будет трудно получить обратно).

- да        - нет

15. У вас возникает ощущение, что некоторые над вами посмеиваются, считая, что вы оста­лись в дураках.

- да        - нет

16. Отказываясь выполнить работу, вы обычно стараетесь не обидеть человека, все объяс­нить.

- да       - нет

17. Нередко у вас просят то, чего бы вы никогда не попросили, и вы обычно, хотя и неохотно, уступаете.

- да       - нет

18. Вы чувствуете себя очень неловко, если при­ходится отвергать нежелательное интимное предложение.

- да       - нет

Очки подсчитываются в соответствии с данными в таблице

 

Результаты теста.

Подсчитайте  ваши очки и запишите их  в данное окно: _____14______

 

3. Контрольные тестовые задания

Контрольные тестовые задания, которые будут Вам предъявлены, представляют собой случайную выборку из числа тестовых заданий по основным дидактическим единицам дисциплины в целом, приведенных в разделе 6  «Методических указаний по  дисциплине «Организационное поведение».

Для того чтобы вызвать контрольные тестовые задания, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши по одноименной гиперссылке, имеющейся в структуре КОПР, куда Вы сейчас должны перейти. После этого Вам будет предложено выполнить предъявленную выборку тестовых заданий.

Результаты выполнения тестовых заданий будут автоматически сохранены на сервере для последующего просмотра преподавателем.

 

Список литературы

1. Глумаков В.Н., Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Денисова Е.В. Компьютерная обучающая программа (КОПР) для студентов IV курса по дисциплине «Организационное поведение».

2. Глумаков В.Н. Организационное поведение. — М.: Вузовский учебник, 2009.

3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. Учебник. М.:Инфра-М, 2002.

4. Мескон М. И др. Основы менеджмента. Учебник. Пер. с англ. М.: Дело, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 14.07K
Скачано: 239
Скачать бесплатно
06.10.11 в 22:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе