Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Кредитно-денежная политика
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 35.63K | Скачано: 335 | Добавлен 01.10.11 в 11:04 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2010
Содержание.
1. Введение 3
2. Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства. 4
3. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства 9
4. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе …...14
5. Практикум 23
6. Вывод 24
7. Список литературы 26
Введение.
Денежно-кредитная политика – важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.
Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективности занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты.
Денежно-кредитная политика основана на деятельности банков. Государственная денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция – создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.
Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства.
Исторически сложилось так, что эффективное функционирование рыночной экономики не может обходиться без наличия в ней соответствующей ее требованиям денежной и кредитной подсистем. Создание такого рода подсистем формируется и закрепляется на законодательном уровне каждой страны. Такое положение проистекает из самой природы денег, которые в экономическом смысле являются материальным носителем обязательств государства в лице его уполномоченных органов.
Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами.
Под кредитно-денежной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Она проводится Центральным банком, который регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческим банкам кредитов. Тем самым Центральный банк воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса, уровень цен.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Денежный рынок весьма динамичен, тесно связан с функционированием экономики в целом, и, прежде всего, с кредитно-банковской системой. Обращение денег в хозяйственном обороте образует денежный рынок. На нем норма ставки процента, с одной стороны, определяется спросом на деньги, а с другой стороны – это сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении Центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Обсуждая направления денежно-кредитной политики, представители центральных банков постоянно ссылаются на основные цели:
- высокий уровень занятости;
- экономический рост;
- стабильность цен;
- стабильность ставки процента;
- стабильность на финансовых рынках.
Высокий уровень занятости – это достойная цель, так как высокий уровень безработицы вызывает усилие нищеты; при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).
Ставя целью достичь высокого уровня занятости населения, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным путем безработицы.
Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели тесно взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.
Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Например, информацию о ценах товаров и услуг труднее интерпретировать, когда меняется общий уровень цен, а это осложняет процесс принятия решений потребителями, производителями и правительством. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921-1923 гг. В течение последних двух лет гиперинфляции уровень экономической активности в Германии (представленный показателем ВВП) резко снизился из-за роста издержек, связанных с повышением уровня цен.
Инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.
Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего. Колебания процентных ставок, влияющие на готовность потребителей приобрести, например, дом, создают трудности как для потребителя – в принятии решения о том, когда покупать дом, так и для строительных организаций – в планировании того, сколько домов строить.
Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью ставки процента, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений. Повышение ставки процента приводит к большим потерям по долгосрочным облигациям и закладным. Эти убытки могут вызвать банкротство финансовых учреждений, которые владели такими облигациями и закладными.
Денежно-кредитная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
Выделяют конечные и промежуточные цели.
К конечным целям относят: быстрый рост реального ВВП, низкую безработицу, стабильные цены, устойчивый платежный баланс.
Конечные цели осуществляются кредитно – денежной политикой, которая наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики является важным направлением экономической политики.
К промежуточным целям относят: денежную массу, ставку процента, обменный курс.
Эти цели непосредственно относят к деятельности Центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно - денежной политики Центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.
Цели достигаются посредством определенных инструментов.
Методы и инструменты кредитно-денежной политики.
Кредитно – денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Высшая цель кредитно – денежной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно – денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая кредитно – денежная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели: фиксация количества денег, находящихся в обращении; определение уровня обязательных резервов; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Конкретные методы и инструменты кредитно – денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе выборе методов и мероприятий по денежно – кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Методы кредитно – денежной политики делятся на две группы: общие, которые влияют на рынок ссудных капиталов в целом; селективные, которые предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм, и т.д.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами.
Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема проведения этих операций такова.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
Данную операцию Центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (репо). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство Центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.
Центральный банк также манипулирует учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые он предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и в конечном счете увеличении денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.
Если Центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность – снизиться.
Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков выдаются краткосрочные ссуды, тогда как в целях преодоления сложного финансового положения Центральный банк предоставляет им среднесрочные и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка Центрального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита, но предоставление кредитов Центральным банком может сопровождаться административными ограничениями.
Ссуды Центрального банка увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределенные в рамках банковской системы имеющихся резервов.
Вместе с тем ссуды Центрального банка составляют относительно небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой кредитно-денежной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионистской политики и влечет за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем и для небанковского сектора.
В основе действия такого инструмента кредитно – денежной политики, как изменение нормы обязательных резервов, лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:
1. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения.
2. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.
В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. По влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.
Три классических инструмента кредитно – денежной политики дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.
Инструментарий кредитно – денежного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно этим цели реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.
Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.
Кризис подтолкнул Банк России к серьезным изменениям своей политики. Были созданы и опробованы новые механизмы предоставления ликвидности банковской системе. Причем среди них были довольно стандартные и нестандартные антикризисные инструменты. Происходят и другие изменения, в частности, Банк России повысил прозрачность своей денежной политики: изменения процентных ставок проходят исходя из понятного расписания и сопровождаются комментариями. Более волатильным, как минимум на первый взгляд, стал обменный курс, и изменена система валютных интервенций. При этом в своих программных документах Банк России продолжает говорить о намерении перейти к инфляционному таргетированию, и отмеченные выше изменения в политике можно трактовать как шаги в соответствующем направлении.
В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста.
В январе-июле 2010 года продолжилось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства.
В январе-июле 2010 года продолжилось снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска, укрепление рубля.
В августе 2010 года по отношению к декабрю предыдущего года инфляция составила 5,4% по сравнению с 8,1% в сопоставимый период 2009 года, базовая инфляция – 3,1% по сравнению с 6,8%. В годовом выражении в августе потребительские цены повысились на 6,1% (в августе 2009 года – на 11,6%), товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 4,7% (на 11,7%).
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
|
Январь |
0,6 |
1,7 |
1,1 |
2,3 |
1,3 |
2,4 |
0,5 |
1,6 |
Февраль |
1,1 |
2,8 |
2,1 |
3,5 |
2,9 |
4,1 |
1,0 |
2,5 |
Март |
1,7 |
3,4 |
3,2 |
4,8 |
4,3 |
5,4 |
1,5 |
3,2 |
Апрель |
2,2 |
4,0 |
4,5 |
6,3 |
5,2 |
6,2 |
1,7 |
3,5 |
Май |
2,5 |
4,7 |
5,7 |
7,7 |
5,7 |
6,8 |
1,8 |
4,0 |
Июнь |
3,0 |
5,7 |
6,7 |
8,7 |
6,0 |
7,4 |
2,0 |
4,4 |
Июль |
3,9 |
6,6 |
7,6 |
9,3 |
6,3 |
8,1 |
2,4 |
4,8 |
Август |
5,0 |
6,7 |
8,6 |
9,7 |
6,8 |
8,1 |
3,1 |
5,4 |
Сентябрь |
6,7 |
7,5 |
10,1 |
10,6 |
7,3 |
8,1 |
|
|
Октябрь |
8,9 |
9,3 |
11,5 |
11,6 |
7,6 |
8,1 |
|
|
Ноябрь |
10,1 |
10,6 |
12,7 |
12,5 |
8,0 |
8,4 |
|
|
Декабрь |
11,0 |
11,9 |
13,6 |
13,3 |
8,3 |
8,8 |
|
|
Процентная политика. В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.
В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка ликвидности ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики и сокращения волатильности ставок межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций на фиксированных условиях сроком «овернайт». После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на фиксированных условиях сроком «овернайт», «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.
В целом с начала цикла смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25 процентного пункта (до 7,75%), минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования – на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).
Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков.
В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России принять решения оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
При этом уровень инфляционных рисков, определяемых монетарными факторами, оценивался Банком России как умеренный, не создающий предпосылок для ужесточения денежно-кредитной политики на ближайшие месяцы. Кроме того, учитывалась возможность дальнейшего повышения доступности кредитов для конечных заемщиков как за счет эффекта уже реализованных мер по смягчению денежно-кредитной политики, так и за счет переоценки кредитных рисков по мере улучшения экономической ситуации и стабилизации рыночных ожиданий.
В июне-августе 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России.
В августе было отмечено ускорение роста потребительских цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Денежное предложение. Динамика денежной массы определяет инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста денежной массы ограничивало давление со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 и 2010 годах.
Оживление экономики, укрепление рубля (преимущественно в I квартале 2010 года), а также замедление инфляции обусловливали продолжение начавшегося в предыдущем году увеличения спроса на деньги. Росло и денежное предложение.
С марта 2010 года на увеличение совокупного денежного предложения стало оказывать влияние банковское кредитование реального сектора экономики. Смягчение денежно-кредитной политики приводило к постепенному уменьшению стоимости заемных средств для нефинансового сектора экономики. Так, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась с 14,9% годовых в июле 2009 года до 10,5% годовых в июле 2010 года, на срок свыше 1 года – с 15,9 до 11,5% годовых соответственно.
Помимо снижения стоимости кредитов расширению кредитной деятельности способствовали некоторое оживление спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых заемщиков в условиях начавшегося восстановления экономической активности, рост депозитной базы кредитных организаций, реализация механизма государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям, поддержка ипотечного кредитования и программа субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-июль 2010 года увеличился на 4,3%, по кредитам физическим лицам – на 4,4%. Вместе с тем в настоящее время более быстрый рост кредитов реальному сектору экономики сдерживается рядом факторов.
Продолжается рост просроченной задолженности по банковским кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам, однако в 2010 году он был менее интенсивным, чем в аналогичный период 2009 года. Объем просроченной задолженности нефинансовых организаций за январь-июль 2010 года возрос на 6,6%, физических лиц – на 15,6%. Сохраняющаяся повышенная неопределенность и кредитные риски удерживают на относительно высоком уровне премии за риск, входящие в рыночную стоимость заимствований.
Объем денежной базы в широком определении, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь-июль 2010 года увеличился на 10,1% (за соответствующий период 2009 года он снизился на 13,1%). Годовой темп прироста широкой денежной базы на 1.08.2010 составил 46,7% (на 1.08.2009 ее объем сократился по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 8,2%). Опережающий рост денежной базы по сравнению с денежной массой отражает снижение денежного мультипликатора, составившее за рассматриваемый период 10,0%. Такая динамика стала следствием существенного роста уровня ликвидности банковского сектора: отношение совокупных банковских резервов5к депозитам, включаемым в состав денежной массы, возросло с 13,6% на 1.08.2009 до 20,6% на 1.08.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования.
Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь-июль 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным курсам валют к доллару США, повысился на 13,8% (на 0,2% за тот же период 2009 года). Общий объем интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в январе-июле 2010 года составил 44,7 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе-июне текущего года его величина по отношению к ВВП составила 1,3% по сравнению с дефицитом в размере 3,3% ВВП в январе-июне 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь-июль 2010 года сократился на 204,5 млрд. рублей.
Оценка показателей денежной программы на 2010 год (млрд.рулей).
|
1.01.2010 (факт) |
1.08.2010 (факт) |
1.01.2011 (прогноз) |
Прирост за 2010 год (прогноз) |
Денежная база (узкое определение) - наличные деньги в обращении (вне Банка России) - обязательные резервы |
4716 4623
93 |
5065 4945
120 |
5822 5688
134 |
1106 1065
41 |
Чистые международные резервы - в млрд. долларов США |
12755 423 |
14519 481 |
15123 501 |
2368 78 |
Чистые внутренние активы |
-8039 |
-9454 |
-9301 |
-1262 |
Чистый кредит расширенному правительству - чистый кредит федеральному правительству - остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
-5516
-4614
-902 |
-5720
-4339
-1381 |
-4749
-3749
-1000 |
766
865
-98 |
Чистый кредит банкам - валовый кредит банкам - корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
-53 1640 -1693 |
-1354 613 -1967 |
-2075 600 -2675 |
-2021 -1040 -982 |
Прочие неклассифицированные активы |
-2471 |
-2380 |
-2477 |
-7 |
Применение инструментов денежно-кредитной политики.
Улучшение ситуации в банковской системе и сокращение спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования позволили Банку России в 2010 году продолжить постепенное сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики.
Так, на фоне снижения процентных ставок по другим инструментам денежно-кредитной политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения с сентября 2009 года сохранялись на неизменном уровне. Таким образом Банк России проводил политику дестимулирования использования данного антикризисного механизма рефинансирования. В то же время Банк России сохранял возможности банковского сектора по рефинансированию ранее взятых кредитов без обеспечения посредством регулярного проведения аукционов и установления на них соответствующих лимитов.
В рамках проводимой работы по постепенному сокращению использования антикризисных инструментов и сроков предоставления ликвидности Банк России в апреле 2010 года приостановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки. Однако Банк России оставляет за собой право применения указанного инструмента при необходимости.
В апреле 2010 года также были приняты решения о приостановлении проведения аукционов РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев, операций ломбардного кредитования на аукционной основе на срок 12 месяцев и операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней.
В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.
По состоянию на 1 августа 2010 года обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 180,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 29,4 млрд. рублей, или на 19,4%.
Кредитные организации в январе-июле 2010 года активно использовали усреднение обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов, установленный Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.
Практикум.
Задача:
Центральный банк принимает решение увеличить предложение денег в
экономике на 1 млн. долларов с помощью операций на открытом рынке с ценными бумагами. При этом норма обязательных резервов составляет 0,4. Каковы действия ЦБ в рамках кредитно-денежной политики:
Решение:
Определяем сумму, на которую будут куплены облигации на открытом рынке:
∆ М = избыточные резервы * Мб
Ответ: операции на открытом рынке должны быть осуществлены на сумму 0,4 млн. долларов.
Вывод.
Хозяйственная практика России подтверждает обоснованность количественной теории денег. На собственном опыте мы обнаруживаем порой весьма жесткую связь между бюджетным дефицитом, денежной массой, инфляцией и валютным курсом. В национальной денежной политике можно было бы использовать некоторые принципы «денежного правила» М. Фридмена, изложенные им в «Программе монетарной стабилизации». Речь идет если не о полном устранении, то хотя бы об ограничении участия Центробанка в так называемых «акциях быстрого реагирования» – мерах по ликвидации всякого рода кризисов и шоков. Текущие финансовые потребности должны удовлетворяться за счет соответствующих статей госбюджета без дополнительного обращения к печатному станку. Полезно установить пределы роста денежной массы, связав темп ее прироста с реальным увеличением ВНП, четко контролировать динамику денежной массы. Все эти замыслы упираются в деликатную проблему взаимоотношений между ЦБ, правительством и парламентом. Ведь совместная ответственность в деле контроля за денежным обращением равняется безответственности. Практически «денежное правило» применимо к ситуации, где Центробанк является автономным, но, естественно, и ответственным институтом.
Следовало бы также освободиться от практики государственного кредитования, при которой коммерческие банки продолжают выполнять посреднические функции Центробанка, противоречащие их природе. Необходимо ввести депозитное обеспечение кредитов и достаточно высокие нормы обязательных резервов. Разумеется, «монетарный блок» будет работать лишь при демонополизации и реальной приватизации экономики, при наличии политической воли и выдержки. Западная практика свидетельствует о том, что тезис: «Инфляция – это плата за полную занятость» – является не более чем наивной версией кейнсианства. Одно дело – когда существует спокойная, «ползучая» инфляция, исчисляемая несколькими процентами в год, другое – когда инфляция гипертрофирована. Нахождение некоторого, чаще неустойчивого, компромисса между, скажем, 6% инфляции в год и 4% безработицы, по-видимому, возможно. Но если инфляция вышла из под контроля или контролируется с трудом, то дальнейшее наводнение рынка деньгами ведет к стагфляции и даже к социально-экономическому ступору.
Задача состоит в адаптации – экономической, социальной, политической, нравственной – к существованию в стране с «естественной» безработицей. «Естественная» безработица обусловлена рядом обстоятельств, в числе которых – нежелание менять профессию или место жительства, несогласие на уменьшенную оплату труда и т.д.
Россия вовлекается в орбиту международных валютно-кредитных отношений. Происходит это иногда в экзотических формах, но неожиданно быстрыми темпами. И у нас обнаруживается зависимость валютного курса и текущего платежного баланса от состояния внутреннего денежного обращения. Проблемой номер один является квалифицированное валютное прогнозирование. Здесь монетаризм практически незаменим. Он учит привлекать к анализу множество факторов, учитывать накопленный опыт, в особенности бесславный опыт валютных интервенций. Повысить профессиональные знания в сфере открытой экономики позволяют исследования в области «переливов капитальных активов», приобретших у нас форму бегства капиталов и вероятной их репатриации, проникновения в тайну «импортируемой инфляции». Суждения о валютном курсе, основанные на паритете покупательной способности как долгосрочном факторе валютного прогнозирования, о текущих колебаниях курса, обусловленных в первую очередь конкуренцией рынка ценных бумаг – национальных и зарубежных, – являются богатым источником практических сведений и навыков. Для нас также совсем не второстепенен вопрос об обменном курсе доллара и немецкой марки – двух валют, ставших ключевыми на российском валютном рынке.
Список литературы.
Учебники, монографии, сборники научных трудов:
1. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник/ Под общей ред. Доктора экономических наук, профессора В.И.Кушлина.
2. Макроэкономика: Учебник./ Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
3. Макроэкономика /Вечканов Г. C., Вечканова Г. Р. — СПб.: Питер, 2008.
4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д.Камаева – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛПДОС, 2003.
5. Экономическая теория. Учебник для вузов. /Сажина М. А., Чибриков Г. Г.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.
6. Экономическая теория/ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004.
7. 6. Экономическая теория: Макроэкономика / Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Учебно-методический комплекс. – М.: 2008.
8. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
9. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов/ Мишкин Ф/ Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е.Дорошенко/ М.: Аспект Пресс, 1999.
10. Экономическая теория: Учебник. Борисов Е.Ф. — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2005.
11. Экономическая теория: Учебник. Под ред. Проф. А.Г.Грязновой, д.э.н. Т.В.Чечелевой/ Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.
Интернет-ресурсы:
12. http://www.cbr.ru/: Проект «Основные направления единой государственной кредитно – денежной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.
13. http://www.sbrf.ru/kaluga/: Обзор центра макроэкономических исследований сбербанка России.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.