Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Детерминирование поведения личности в деловом общении

Детерминирование поведения личности в деловом общении  [24.09.11]

Тема: Детерминирование поведения личности в деловом общении

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 40.95K | Скачано: 303 | Добавлен 24.09.11 в 10:31 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Сущность факторов детерминации личности 5

2. Понятие социальных стереотипов 13

3. Практическое задание 20

Заключение 21

Список используемой литературы 23

Термины по общему курсу делового общения 25

Выдающиеся мыслители 28

 

Введение

Данная тема является актуальной. Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий социальной психологии личности, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих поступков, их движущих сил и внутренних механизмов.

Ключевые понятия, такие, как «Я», «социальные стереотипы», «макро- и микросреда личности», «ролевое поведение» заслуживают специального рассмотрения.

«Я» - это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого сея из сообщества других людей.

Становление индивидуального «Я», осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Отделение «Я» от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты – к земледелию, с появлением частной собственности.

Содержание нашего «Я» во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек нуждается в положительных  с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.

Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего «Я» предполагает наличие трех компонентов:

 Разум позволяет дать описание ситуации, чувства – ее оценку, воля выступает источником предписания.

У каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три «Я». 1.«Я»-образ – это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.2. Реальное «Я» - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило не осознаваемая и не всегда положительная. 3. «Имидж» - умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Это как бы «Я» - внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих.

В первом вопросе укажем, в чем суть факторов, детерминирующих ролевое поведение личности в деловом общении,  рассмотрим динамику процесса детерминации поведения личности.

Социальная роль – это способ поведения, задаваемый обществом. Укажем  из каких двух переменных он складывается и приведем конкретные примеры социальных ролей.

Во втором вопросе остановимся на сущности и функциях, выполняемых социальным стереотипом в обществе, выделим существующие классификации стереотипов и приведем примеры существующих в массовом сознании этнических и религиозных, профессиональных, возрастных и иных стереотипов.

В третьем вопросе соотнесем определения предложенных понятий и проанализируем их сущность и роль, выполняемую в деловом общении.

На основе проделанной работы сделаем выводы и составим словарь терминов и персональных.

 

Рассмотрите сущность факторов детерминации личности

Можно попытаться выделить  наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Выявить динамику процесса детерминации поведения личности позволяет следующая схема:

Осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или  иной социальной группы.

Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации.

При этом стереотип не только базируется на реальных фактах, но представляет собой отчетливо осознаваемое личностное убеждение. Это означает, что в силу предрасположенности в пользу собственного "Я" большинство индивидов при оценке конкретной ситуации склонны искать факты, укладывающиеся в рамки стереотипа и игнорировать или предвзято интерпретировать те из них, которые опровергают данный стереотип. Одним из деструктивных способов поведения по отношению к кризисам или конфликтам является непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее.

По-настоящему деструктивную роль стереотипы начинают играть, когда они становятся чересчур ригидными или приобретают характер глобальных обобщений. Вполне понятно, что наиболее ярко деструктивная роль стереотипов проявляется в межгрупповых отношениях, в первую очередь, в отношениях больших групп (этнических, социальных, конфессиональных и т. п.). Это зафиксировано в целом ряде исследований. Вообще деструктивные стереотипы, связанные с межрасовыми и межэтническими отношениями, являются, по-видимому, наиболее устойчивыми и распространенными в современном мире.

По-настоящему, эффективная психологическая работа с проблемой социальных стереотипов должна строиться на принципах безусловного уважения к личным убеждениям индивида и направляться на повышение избирательности и адаптивности его обобщающих суждений. Кроме того, не следует забывать, что в целом ряде случаев социальные стереотипы существенно облегчают процесс адаптации индивида в том или ином сообществе. В этой связи нередко одной из необходимых составляющих успешной работы практического социального психолога является его способность оценить степень ригидности и консервативности принятых в группе в целом и характерных для отдельных ее членов социальных стереотипов. Помимо этого, учитывая тот факт, что сам процесс стереотипизации в рамках оценочного межличностного восприятия заметно ускоряет налаживание реальных партнерских отношений и приводит к скорейшему успешному решению общегрупповой задачи, следует понимать, что целый ряд наиболее успешных тренинговых технологий по развитию коммуникативных способностей построен именно в логике конструктивного исследования склонностей личности к выработке социальных стереотипов особенно в обстоятельствах дефицита информации и времени.

В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части в возникшей проблеме и решать ее поэтапно.

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей рассматриваемого исторического этапа, так и от степени вовлеченности отдельных индивидов в те или иные виды деятельности.

Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

 Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования созданием масс. Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно активно формирует его в интересах производителя.

На региональном уровне на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

Демографический – плотность населения, динамика рождения и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы;

Природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки;

Научно-технический фактор – этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации;

Экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу;

Политико-правовой, предлагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека;

Социокультурный – обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого поведения в деловом общении играет микросреда личности – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь можно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие, в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда – это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

«Неформальные», межличностные отношения не следует рассматривать как самостоятельный вид отношений, поскольку они представляют своеобразную психологическую форму проявления реально существующих экономических, политических, правовых и других отношений между людьми. Безусловно, половозрастные, индивидуально-психологические особенности, неповторимый социальный опыт конкретного индивида накладывают определенный отпечаток на предпочитаемую модель общения, но в любом случае эти отношения остаются по своей природе социальными, так как обусловлены вполне конкретными условиями личностного бытия, происходят рамки определенных социальных групп.

Социальная группа – важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа – это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленное на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа косвенно или прямо связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе. Именно здесь происходит  разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия деятельности, вполне формируются определенный тип личности.

Как справедливо заметил известный Б.Д.Барыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования и общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции…»

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение – эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное «замещение» приводит к тому, что некоторые социальные группы, например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально- типического, а не его содержание.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение.

«Роль» - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных – базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других дней. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Единственное ограничение, которое налагается на нас, - это наша неспособность признать неограниченность наших возможностей.

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей.

Базовые психологические установки нашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как  самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке). Латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

 

Понятие социальных стереотипов

Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим «Я» и социальной средой личности.

Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности.

Наиболее существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.

Частным видом значений являются социальные стереотипы.

Социальные стереотипы – это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Очень важно для правильного понимания роли стереотипа – это порождение и принадлежность к группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Они поддаются классификации. Можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или загадочности славянской души.

Существует различные классификации, которые рассматривают и выделяют различные функции стереотипов.

Г. Тэжфел выделяет четыре функции стереотипов, которые могут реализовываться как на индивидуальном, так и на групповом уровнях:

1) функции стереотипа на индивидуальном уровне:

- когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);

- ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»);

2) функции стереотипа на групповом уровне:

- идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);

- идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

По мнению Тэжфела, исследование двух последних функций стереотипов может оказаться решающим фактором в создании теории социальных стереотипов. Он подчеркивает, что социальной психологией, историей, культурантропологией и просто житейским опытом уже накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что на уровне группы социальные стереотипы действительно выполняют указанные функции.

Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет три основные функции стереотипов:

- когнитивная - генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации - когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими;

- аффективная - определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;

- социальная - разграничение внутригруппового внегрупповому: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

В рамках лингвистических исследований стереотипы трактуются как особые формы хранения знаний и оценок, т.е. концепты ориентирующего поведения. В стереотипизации исследователи видят ядро механизма традиции и этническое своеобразие культуры. Ментальные стереотипы фиксируются языком или иным семиотическим кодом (например, зрительными образами). В данных стереотипах различают основные функции:

- когнитивная, состоящая в генерализации при обработке информации;

- аффективная - противопоставление «своего» и «чужого»;

- социальная - разграничение внутригруппового и внегруппового, что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Необходимо подчеркнуть одну особенность проблемы изучения стереотипов - это тот факт, что явление стереотипизации привлекло внимание социологов гораздо раньше, чем внимание психологов. Именно это оказало решающее влияние на содержательную интерпретацию функций стереотипов в собственно психологических исследованиях. Как подчеркивает В.С. Агеев, «нерасчлененное представление о социальных и психологических функциях социального стереотипа, обусловленное смешением уровней научного анализа, приводит к однозначно негативной оценке социальных стереотипов как явления не только социального, но и психологического» .. Несмотря на этот факт, в настоящее время психологи стараются подходить к данной проблеме более объективно, опираясь и на положительные факты.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и ин6дивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.

1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.

2) Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает  в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я».

4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности.

И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения.

а) персонифицированном – ссылка на конкретное руководящее лицо;

б) обезличенном – «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому…»; «Обсуждаем проблему и тут зашел сам…» и т.д.;

в) использование цитат - «Еще Сократ говорил, что…»

Диперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам, в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлении неформальных  отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «Встречают по одежке…» означает, что «встречают по стереотипу, а провожают – по уму!» Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель-подчиненный».

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессии. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И  чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Как «сломать» стереотип, что нужно сделать, чтобы нас воспринимали не как должность, а как личность? В подобной ситуации целесообразно использовать два приема. Первый прием, условно его назовем его «ищите хобби», предполагает поиск информации о том, чем интересуется ваш руководитель  в сводное от работы время. Чаще всего, это политика, автомобили, садоводство и огородничество, домашние животные, здоровье и т.д. Иными словами, если удастся найти общий интерес помимо работы, общение перейдет на более новый, неформальный уровень.

Второй прием, достаточно подробно представленный в работе Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», гораздо примитивнее по замыслу, но сложнее по технике исполнения. Суть его проста: выдать свой интерес за интерес этого человека. Как правило, этого добиваются путем повышения самооценки делового партнера, укрепления его имиджа. Например, если поставка уже оплаченной партии товара задерживается, целесообразнее не апеллировать к совести, а просто вежливо поставит в известность что вы очень высокого о нем мнения и хотели бы порекомендовать его услуги своим знакомым, но не можете это сделать, поскольку он сих пор не выполнил своих обязательств.

 

Практическое задание

Укажите, какое из перечисленных определений относится к понятию «имидж», а какое к понятию «харизма». Что общего и особенного в этих социально-психологических феноменах:

А) образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению;

Б) феномен, противопоставляемый легально-рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из его экстраординарного личного дара.

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка) свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Харизма традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами.

Отсюда можно сделать вывод, что к понятию имидж относится вариант А - образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению, а  к понятию харизма соответственно относится вариант Б - феномен, противопоставляемый легально-рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из его экстраординарного личного дара.

Общим в этих социально-психологических феноменах является то, что они помогают заложить основу для успешного делового общения в будущем,  приблизить к себе людей

 

Заключение

На основе проделанной работы сделаем выводы.

Осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или  иной социальной группы.

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

На региональном уровне на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

Демографический – плотность населения, динамика рождения и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы;

Природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки;

Научно-технический фактор – этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации;

Экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу;

Политико-правовой, предлагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека;

Социокультурный – обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого поведения в деловом общении играет микросреда личности – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.

 Социальная группа – важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Социальная группа – это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение.

«Роль» - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных – базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других дней.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке). Латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома).

В стереотипах различают основные функции:

- когнитивная, состоящая в генерализации при обработке информации;

- аффективная - противопоставление «своего» и «чужого»;

- социальная - разграничение внутригруппового и внегруппового, что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или загадочности славянской души.

 

Список используемой литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2003. С. 104

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

3. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М.: ПРОСПЕКТ, 2003. C. 336

 

Термины

1. Деловое общение - это общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

2. Психология личности – категория, включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении.

3. Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

4. Деловое общение - общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

5. Дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого.

6. Восприятие в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

7. Эмпатия - понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

8. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).

9. Кинесические средства зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

10. Мимика — движение мышц лица, которую недаром называют зеркалом души.

11. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

12. Жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

13. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

14. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

15. Такесические средства общения - динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

16. Проксемические характеристики - ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними

17. Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

18. Экстраверсия — это направленность личности на окружающий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импульсивность.

19. Интроверсия — это направленность человека на своей внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, спокойствие, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.

20. Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

21. Психология рабочей группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов.

22. Структура коллектива - реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности и общения, исследуется на двух уровнях — формальном и неформальном.

23. Коммуникация - активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы.

24. Идентификация - формирование чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения.

25. Темперамент - определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окружающих

26. Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения.

27. Управление - процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.

28 Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

29. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает  наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений.

30. Стиль руководства - совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов.

31. Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

32. Этика – учение о морали, нравственности.

33. Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком.

34. Этика делового общения – совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

35. Этикет – установленный порядок поведения где-либо.

36. Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдений определенных норм и правил.

37. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

38. Вербальный этикет – соблюдение правил, культура поведения, связанное с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых лдей.

39. Комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, т.е. оценку делового партнера.

40. Деловой прагматизм – умение успешно вести дело.

Выдающиеся мыслители

1. Элтон Мейо (1890-1949) – американский социолог, обосновал доктрину «человеческих отношений». Согласно этой теории, именно психологический фактор играет решающую роль в производстве.

2. Фредерик Тейлор (1856-1915) создал теорию, ориентировавшую бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит  в конце концов в тупик.

3. Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

4. Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм.

5. Аристотель (348-322 до н.э.) характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.

6. Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях.

7. Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) пытались доказать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определятся обстоятельствами жизни людей и их интересами.

8. Вольтер (1694-1778) указывал на обусловленность морали жизненным опытом, отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

9. Жан Жак Руссо (1712-1778) высказывал  о роли чувств и естественных инстинктов человека.

10. Иммануил Кант (1724-1804) – долг как основание нравственности и о нравственном законе.

11. Габриель Тард (1843-1904) называл социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией»

12. Лестер Уорд (1814-1913) в своих трудах «Краткий обзор позитивной философии Огюста Конта», «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» пытается раскрыть психологические причины для деятельности и поведения людей.

13. Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) обосновывает решающее значение психических факторов по взаимодействию людей и в развитии общества. Этому посвящены работы «Основания социологии», «Элементы устройства общества» и др.

14. Вильфредо Парето (1848-1923), итальянский мыслитель, анализировал психические факторы деятельности и общения людей, делил социальные действия людей на логические и нелогические.

15. Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903) опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале «Психология народов и языкознание», в статьях «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли  о народной психологии» они указывали на существование «духа народа» как некоего духовного целого.

16. Вильгельм Вундт (1832-1920) считал, что «душа народа всегда состоит из единичных душ» и представляет «совокупное содержание душевных переживаний» людей, принадлежащих к народу и связанных между собой постоянным «взаимодействием и взаимоотношением».

17.  С.Сигеле (1868-1913) обратил внимание на необходимость разработки «коллективной психологии» как психологии различных масс людей.

18. Густав Лебон (1841-1931) в своем фундаментальном труде «Психология народов и масс» обстоятельно характеризует сознание «толпы», ее многочисленные психологические свойства.

19. Уильям Мак-Даугалл (1871-1938) создал теорию инстинктов социального поведения – понимание человека как субъекта межличностного общения.

20. Петр Лаврасов (1823-1900) и Николай Михайловский (1824-1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности человека, изучали психологические и нравственные стороны деятельности.

21. Евгений Де-Роберти (1843-1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п.

22. Николай Киреев (1850-1913) обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю.

23. Георгий Плеханов (1856-1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего «структура общества» и его социально-экономические отношения между людьми.

24. Владимир Ленин (1870-1924) в ряде своих теоретических работ, докладов, писем он обозначил различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей в контексте их классового и национального самосознания.

25. Владимир Бехтерев (1857-1927) исследовал различные проявления различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. (фундаментальный труд «Коллективная рефлексология»)

26. Алексей Ухтомский (1857-1942) – учение о доминанте, базирующиеся на данных физиологии.

27. Дмитрий Узнадзе (1886/87-1950) разработал учение об установках – научное осмысление поведения людей и их межличностного общения.

28. Сергей Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики.

29. Лев Вольготский (1896-1934) разработал культурно- историческую теории развития психики, считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два плана деятельности – натуральный и культурный.

30. Эдуард Торндайк (1874-1949) – работа «Принципы обучения, основанные на психологии»: педагогика должна опираться на психологи и психологи поведения.

31. Джон Уотсон (1878-1958) – статья «Психология как ее видит бихеворист», «Психология как наука о поведении».

32. Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Халл (1884-1952) попытались с позиции методологии бихеворизма объяснить психическую деятельность человека – концепция «медиаторов» (внутренние процессы, совершающихся между стимулом и реакцией)

33. Макс Вертгеймер (1880-1943) и Вольфганг Кеяер (1887-1967) главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека.

34. Курт Левин (1890-1947) – «теория поля», объясняющая моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу.

35. Зигмунд Фрейд (1856-1939) сделал вывод, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики.

36. А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, социальных объединениях.

37. Карл Юнг (1875-1961) развивал концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

38. Карен Хорни (1885-1852) пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей

39.  Я. Л.Морено (1892-1974) исследовал неформальные отношения с точки зрения распределения симпатий и антипатий.

40. Вильям Штерн (1871-1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» - умственные возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 40.95K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
24.09.11 в 10:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе