Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Государственное регулирование внешней торговли (Вариант №4)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.13K | Скачано: 263 | Добавлен 21.09.11 в 18:45 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Челябинск 2010
Вариант № 4
Введение. 3
1. Внешняя торговля и торговая политика государства. 5
2. Тарифные методы регулирования. 8
2.1. Таможенный тариф на импорт. 8
2.2. Тариф на экспорт. 9
2.3. Таможенный союз. 11
3. Нетарифные методы регулирования. 12
3.1. Экономические меры нетарифного регулирования. 12
3.2. Административные меры нетарифного регулирования. 14
3.3. Технические меры нетарифного регулирования. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы: 18
Мировая торговля известна давно: еще в древности возникли и развивались экономические и политические связи между странами. Но мировой рынок, включающий торговлю большинства стран мира, возник лишь на этапе перехода к крупному машинному производству. И только к началу XX в. этот рынок действительно сформировался.
Мировой рынок отличает от национальных следующие черты. Так, объект международного обмена — это не вся продукция отдельных стран, а, как правило, лишь ее часть. Эта часть наиболее конкурентоспособна, имеет низкие издержки производства и высокие потребительские свойства. Для производства экспортной продукции применяются передовые технологические процессы, используются особые природные или географические условия.
На мировом рынке ведется и более ожесточенная конкурентная борьба, чем на внутреннем, поскольку здесь уже действует антимонопольное законодательство, позволяющее эффективно работать на национальном рынке развитых стран не только крупным, но и небольшим фирмам.
Основной формой мировой торговли является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.
Государственное регулирование внешней торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики. Государство регулирует экономические отношения с другими государствами, объединениями государств и международными организациями, с которыми заключаются соответствующие договоры и соглашения.
Государственное регулирование внешней торговли может иметь два взаимосвязанных направления. С одной стороны – это регулирование импорта в целях защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранных товаров. С другой стороны – поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке в целях экспортной экспансии, завоевании новых рынков.
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны.
По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, на сколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.
Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Внешнеторговая политика – составная часть внешнеэкономической политики, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и(или) их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны.
Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.
Традиционный протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.
На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
Определяемые спецификой применения выделяют следующие виды протекционизма.
Фритредерство (free trade) – обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров.
Свободная торговля – политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.
Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Для национальных экономик, большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении пошлины отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
С точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и льготные. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.
Классификация таможенных пошлин представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация видов таможенных пошлин
1. По способу взимания |
Специфические
|
Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 Евро за 1 кг) |
Адвалорные
|
Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости) |
|
Комбинированные
|
Сочетают оба вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 Евро за 1 кг) |
|
2. По объекту обложения |
Импортные |
Пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем ранке страны |
Экспортные |
Пошлины, которые накладываются на экспортные товары при их выпуске за пределы таможенной территории государства |
|
Транзитные |
Пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны (встречаются крайне редко, лишь как средство торговой войны) |
|
3. По характеру |
Сезонные
|
Пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, с/х (срок их действия не может превышать несколько месяцев в год) |
Антидемпинговые
|
Пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, более низким, чем в экспортирующей стране (мера борьбы с недобросовестной конкуренцией) |
|
Компенсационные
|
Пошлины, накладывающиеся на импортные товары, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и их импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичных товаров (мера борьбы с недобросовестной конкуренцией) |
|
Специальные |
Пошлины, используемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров |
|
4. По происхождению |
Автономные |
Пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти |
Конвенционные (договорные) |
Пошлины, устанавливаемые на базе двухсторонних и многосторонних соглашений |
|
Преференциальные (льготные) |
Пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующими, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран (цель –поддерживать их экономическое развитие) |
|
5. По типам ставок |
Постоянные |
Таможенные пошлины, ставки которых единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств |
Переменные |
Таможенные пошлины, ставки которых могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий) |
|
6. По способам вычисления |
Номинальные |
Тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе |
Эффективные |
Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня таможенных пошлин, наложенных на импортное сырье, узлы, комплектующие для данных товаров |
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешней торговли, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами.
Экономические меры подобно таможенным пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за покупателем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли на рынке более дорогой импортный или более дешевый аналогичный отечественный товар (рис. 1).
Рис. 1. Экономические меры нетарифного регулирования.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой. В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Административные меры действуют непосредственным образом, т.е. минуя рыночные отношения, ограничивая доступ импортных товаров на внутренний рынок и поставку отечественных товаров за границу. При этом покупатель лишается права на свободный выбор товара, а государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка (рис. 2).
Рис. 2. Административные меры нетарифного регулирования.
Экспортно-импортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.
В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируется, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.
Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционной политики.
В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта – «добровольные» экспортные ограничения. «Добровольные» экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой – либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Технические барьеры нетарифных ограничений – национальные требования к техническим характеристикам товаров, специальные требования к качеству товаров, требования соответствия товаров санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, система сертификации, соблюдению прав собственности и др. (рис. 3).
Рис. 3. Технические меры нетарифного регулирования.
Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государства в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию граждан.
Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторые из основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше и в различных сочетаниях.
В данной работе были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования внешней торговли, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до технических мер воздействия.
Роль государства в условиях формирования рыночной экономики достаточно велика. Она должна сводиться в конечном итоге к эффективному регулированию всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.
И поэтому эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит реализовать стоящие перед ним цели, результативно осуществлять функции, формы и методы в организации торговли.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.