Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Монополизм, его сущность, последствия и антимонопольное регулирование
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 34.26K | Скачано: 333 | Добавлен 10.09.11 в 10:32 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы
Вуз: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Год и город: Ульяновск 2009
Введение 3
1. Сущность монополизма 5
2. Последствия монополизма 14
3. Антимонопольное регулирование 21
Заключение 26
Список литературы 28
Тема монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже XIX – XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое распространение по ряду причин. В XV – XVII вв. в Средневековой Европе увеличивается количество ремесленников, которые в последствии объединяются в цехи. Они защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников и боролись за доступ к управлению с верхами города. Но в XVIII – XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции, это было вызвано неспособностью цехов совершенствовать продукцию, расширять производство, обучать высококвалифицированный персонал. Но конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути к монополизации торговли. Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Отсюда возникает вопрос: можно ли контролировать это движение, да и нужно ли?
Я выбрала данную тему еще и потому, что в истории России существовал период административно-командной экономики, главной чертой которой является монополизация рынка, обобществление собственности. Это привело к огромным последствиям, выход из которых старается найти переходная экономика России. В 1991г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренции. Создан федеральный антимонопольный орган исполнительной власти для развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля над соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей и рекламе, регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Однако в настоящее время в России существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции.
В данной курсовой работе я постаралась проанализировать обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Далее я привела характеристику основных направлений антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономики и антимонопольную политику переходной экономики России. Для достижения этой цели я изучила сущность монопольного явления, причины монополизации рыночного пространства, виды монополий, поведение монополистов на рынке, последствия монополизма (как положительные, так и отрицательные).
Исследование я проводила с помощью позитивного, нормативного, логического, исторического методов, метода сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, дедукции.
Монополия (от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. Иными словами, монополия в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.1): собственно монополию, олигополию (от греч. oligos – немногий + poleo), монопсонию (monos + opsonia – закупка продовольствия) и олигопсонию (от греч. oligos + opsonia).
Рис. 1. Формы рыночного господства
Так, например, если в небольшом городе единственное «серьезное» предприятие – скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). С другой стороны, не исключено, что тот же хлебозавод находится во власти олигополистов – двух-трех близ расположенных мельниц, поставляющих ему муку. Монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание я уделила монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы.
К основным признакам монополии следует отнести следующие:
По происхождению выделяют такие виды монополий, как:
В некоторых источниках их называют закрытой монополией: Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание).
Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (таб.1). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и «плотности» их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространенная форма – картель. Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).
Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК (аббревиатура английского наименования:Organization of Petroleum Exporting Countries) – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти. Созданная в 1960 году, ОПЕК в конце ХХ века насчитывала 11 стран-членов: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В последние годы в работе Организации в качестве наблюдателя принимает участие и Россия.
Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовал в 1970-х годах (да и позднее). Договариваясь о квотах производства и ценах, ее участники доходно господствовали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы «нефтедолларов» на своих счетах в западных банках.
Таблица 1 - Основные формы монополистических союзов
Формы союзов |
Происхождение названия |
Главные пункты соглашений |
Самостоятельность участников |
Картель |
от итал. carta – документ |
о разделе рынков о квотах продаж об уровне цен |
и производственная, и коммерческая |
Синдикат |
от греч. syndikos – действующий сообща |
о торговых квотах и ценах о совместном сбыте продукции и закупках сырья |
только производственная |
Трест |
от англ. trust - доверие |
полное объединение предприятий |
теряют всякую самостоятельность |
Однако цивилизованный мир стремиться ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).
Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (аббревиатура от нем. Badische Anilin & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла-таки наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации по многочисленным судебным искам ограбленных граждан.
Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости». Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен»: на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования сбыта), а на сопутствующий (краску) – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Еще пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятия сливок» (для «избранных», богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные «цены проникновения» - для завоевания кошельков широкой публики.
Вторая, более тесная форма союза – синдикат. В нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).
Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.
Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз – трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жестким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополиями в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.
Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый холдинг (от англ. hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.
Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности, прежде всего за счет гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.
В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).
Итак, в данном разделе я выяснила, что монополия – это рыночное господство одного предприятия. В экономике различают четыре варианта монопольного положения предприятий: монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию. Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм. Монополия бывает трех видов: естественная (удовлетворение спроса на продукцию эффективнее при отсутствии конкуренции), легальная (образуются на законном обосновании) и искусственная (объединения, создаваемые ради получения монопольных выгод). Основными формами монополистических союзов являются: картель, синдикат, трест, концерн. Цивилизованный мир стремиться ограничить данные союзы, так как последствия монополизации рынка могут быть весьма плачевными.
Суть своекорыстных действий
Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц цен. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые – особенно в условиях инфляции – устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
Во второй половине ХХ в.с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и др. западных странах ножницы цен стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельского хозяйства.
В нашей стране ножницы цен использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села.
Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои pro et contra (рис.2). [pro et contra – про эт контра с лат. за и против]. Так, положительные, или позитивные, стороны монополии (от лат. positivus - положительный) проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, как уже отмечалось, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены прежде всего текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.
Вместе с тем «всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», со знанием дела говорит Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства (от лат. negativus – отрицательный). Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывая обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Рис. 2. Основные плюсы и минусы монополии.
Многие мелкие предприятия лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.
К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских и других своекорыстных монополистов весьма значительна.
В странах с развитой демократией (США, Франция, ФРГ) рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии – монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижению платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.
Второй минус монополизма – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
Возьмем для примера российский Сбербанк – почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитные проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.
Причем монополисты «подграбливают» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим пряников, меда или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера.
Следующий негативный момент монополизма – экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давление конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.
«Для предприятия неизменно вредно, - со знанием дела пишет Форд, - если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само». Если все делается слишком легко, подрывается основа основ бизнеса – нацеленность на «удовлетворение клиентуры»: здесь уже не «клиент оказывает честь продавцу своими заказами», а, наоборот, «продавец оказывает честь клиенту, исполняя его заказы»; некоторые же вообще готовы «гнать публику к черту». «В деловой жизни, - заключает Генри Форд, - это зло»
Добавим к сказанному, что против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна – к его развитию, другая к торможению.
Наконец, последняя из негативных сторон монополизма – опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программы для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.
Рынок отвечает на это дешевой, часто неполноценной «пиратской» продукции, страдают потребители. «Как бороться с «пиратством»?» - притворно вопрошают иные монополисты, будто не зная, что «секрет» успеха «пиратской» продукции – ее дешевизна. Да прежде всего умерьте свои аппетиты, откажитесь от грабительских прибылей, снизьте заоблачные цены, сделав свою продукцию доступной для широких кругов потребителей. И тогда вы своим мощным производством экономически задушите «пиратов», а на возросших объемах продаж возьмете достойную массу прибыли.
Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные компании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.
Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции, вследствие чего возникают социальные издержки, т. е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества.
Монополии могут назначать различные цены для разных категорий покупателей, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Например, в музеях устанавливается низкая стоимость билета для школьников, студентов и пенсионеров (их спрос более эластичен, чем у остальных посетителей) и очень высокая – для иностранцев (их спрос совершенно неэластичен). Примером ценовой дискриминации может служить и установление высокой цены на первые просмотры кинофильма с последующим ее снижением при поступлении картины в массовый прокат.
Различные формы ценовой дискриминации часто используются фирмами для увеличения прибыли.
Хотелось бы отметить и то, что отраслевая организация хозяйствующих субъектов зависит не только от совершенства законодательства, но и от исторических, социальных, политических и экономических факторов.
В отличие от США и развитых европейских стран, крупнейшие предприятия нашей страны такими создавались изначально, а не возникали в результате накопления капитала или слияния нескольких компаний. В условиях административно-командной системы экономики, данные предприятия не могли в полной мере реализовать себя, как монополисты в условиях господства государственной собственности. Но с началом разгосударствления экономики стал в полной мере проявляться структурно заложенный в них монополизм.
«…Они становились гибридными монстрами, не заинтересованными в планировании своего долгосрочного экономического развития, в интенсификации своей деятельности, во внедрение достижений НТП, а стремящиеся к извлечению моментальных больших прибылей».
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, несмотря на положительные стороны, монополизм ведет к деформации равновесного рыночного состояния экономики, что влечет за собой пагубные воздействия как на экономику, так и на общество. Вместе с тем существуют необходимые – естественные формы монополий, уничтожение которых приведет к увеличению производственных затрат и росту цен. Это толкает государственную власть к проведению антимонопольной политике: мер, направленных на пресечение монополизации рынка, сохранение конкуренции и естественных монополий.
Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.
Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое – разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.
К примеру, американский опыт показывает благотворность подобных разукрупнений. Так, после раздела монополистического гиганта AT&T («American Telephone and Telegraph Company») в 1980-х годах новообразованные из него компании сразу же осуществили ранее тормозившееся новшества и вдвое снизили цены.
Основные направления антимонопольной политики:
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, обладающие монопольной властью. Оно создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство, помогают в создании новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее. Еще в 1908 г. в России была принята попытка создания антимонопольного законодательства. Но принятие законодательного акта было сорвано организацией российских предпринимателей. Только в 1991 г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией.
Антимонопольная политика 1990-х годов была главным образом направлена не против злоупотреблений монополистов (электрических, газовых, транспортных и других компаний) в завышении цен, а всего лишь на то, чтобы заставить последних сполна делиться с государством полученными сверхприбылями. Но это было первым шагом по разработке и применению антимонопольного законодательства.
В настоящее время к основным законодательным актам по антимонопольному регулированию в России относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О естественных монополиях» июль 1995г., Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999г., Федеральный Закон «О защите конкуренции» июль 2006г., указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ. Например, в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов». Федеральным органом исполнительной власти, т. е. федеральным антимонопольным органом, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). До 2004г. – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В Законе «О конкуренции», в частности, устанавливается:
Предметом регулирования Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на данном сегменте рынка. ФАС, проводя государственную антимонопольную политику, осуществляет управление в области предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. ФАС создана для развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и рекламе, регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Для этого созданы следующие законодательные акты: Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992г.), Закон РФ «об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993г.), Закон РФ «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992г.).
Однако в настоящее время в России существует следующий комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции:
Новой формой отраслевой монополизации в РФ стало создание холдингов. Особенно явно это прослеживается на примере отраслей тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Холдинг определяет сбытовую политику входящих в него предприятий. При таких условиях конкуренция на этих рынках возникнуть не может.
В рамках осуществления национального проекта развития сельского хозяйства развернула свою деятельность государственная корпорация РОСАГРОЛИЗИНГ. Сохранение в долгосрочном периоде только государственной схемы финансового лизинга для технического перевооружения сельского хозяйства не может повлечь за собой повышение конкурентоспособности продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, и не способствует повышению конкуренции в сфере сельского хозяйства.
На рынке продуктов питания существует проблема монопольного ценообразования. Главной ее причиной является горизонтальное слияние предприятий одной отрасли (например, в форме треста). Примером может служить МОССЕЛЬПРОМ. Также получают распространение картельные соглашения.
На рынках товаров текстильной, кожевно-обувной промышленности, а также в косметологии сложилась ситуация господства импортных товаров над отечественными, которые остаются вне конкуренции.
Число предприятий, входящих в рынок легковых автомобилей и бытовой техники, увеличилось за счет открытия заводов по сборке импортной бытовой техники и зарубежных моделей легковых автомобилей. Так на настоящий момент только 60% легковых автомобилей, которые собираются в России, это – автомобили Российских марок. Ведущим заводом остается АвтоВАЗ. Но и его акционерный капитал уже на 25% принадлежит иностранной компании Renault.
Из сказанного выше следует, что, современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии и одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства и регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его использования. Для успешного перехода к развитому рынку в нашей стране важно правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений; создать рынок, как социальный институт; оптимально сочетать допустимую монополизацию и конкуренцию в их цивилизованных и эффективных формах; полностью развить всю систему специализированных рынков.
Монополия – это рыночное господство одного предприятия. В экономике различают четыре варианта монопольного положения предприятий: монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию. Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм. Монополия бывает трех видов: естественная (удовлетворение спроса на продукцию эффективнее при отсутствии конкуренции), легальная (образуются на законном обосновании) и искусственная (объединения, создаваемые ради получения монопольных выгод). Основными формами монополистических союзов являются: картель, синдикат, трест, концерн. Цивилизованный мир стремиться ограничить данные союзы, так как последствия монополизации рынка могут быть весьма плачевными.
Несмотря на положительные стороны, монополизм ведет к деформации равновесного рыночного состояния экономики, что влечет за собой пагубные воздействия как на экономику, так и на общество. Вместе с тем существуют необходимые – естественные формы монополий, уничтожение которых приведет к увеличению производственных затрат и росту цен. Это толкает государственную власть к проведению антимонопольной политике: мер, направленных на пресечение процесса централизации капитала.
Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии и одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства и регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его использования.
1 |
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 544с. |
2 |
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая Экономическая энциклопедия. – С.-П., ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 509с. |
3 |
Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие - М., 2001 – 208с. |
4 |
Государственное регулирование экономики: учебное пособие. Под ред. Т.Г.Морозовой – М 2001 |
5 |
Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с. |
6 |
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М., 1999, - 751с. |
7 |
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблема, политика. В 2х т. – М.: Республика, 1992 – т.1 – 399с., т.2 – 400с. |
8 |
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. – М., 2002 – 544с. |
9 |
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: «БИНОМ» «Лаборатория Базовых Знаний», 1997 – 800с. |
10 |
Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство МГУ, 1995 – 410с. |
11 |
Экономическая теория: Краткий курс : учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 384 с. |
12 |
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 592 с.: ил. |
13 |
Ю.Меркулова // Общество и экономика 2009г. №5 стр26 |
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.