Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Контрольная по истории экономики Вариант 17

Контрольная по истории экономики Вариант 17 [16.09.11]

Тема: Контрольная по истории экономики Вариант 17

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.61K | Скачано: 336 | Добавлен 16.09.11 в 06:02 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Содержание.

1. Введение 3

2. План Джорджа Маршалла 4 - 5

3. Реформы Людвига Эрхарда 6 - 8

4. «Линия Доджа-Шоупа» 8 - 9

5. Заключение 10 - 11

6. Тест 12

7. Список литературы 13

 

Введение.

Цель моей работы: раскрыть тему преодоления последствий второй мировой войны и сопоставить программы: Дж. Маршалла; Людвига Эрхарда; Доджа-Шоупа.

После второй мировой войны настала крупнейшая экономическая катастрофа, изменилось соотношение сил между государствами мира. Были разгромлены Германия и Япония, существенно ослабли Великобритания и Франция, сказочно обогатились США; в ряде стран Европы и Азии произошли народно - демократические и социальные революции, они встали на путь строительства социализма, таким образом, возникла мировая система социализма. Война деформировала, или даже полностью вывела из строя рыночные механизмы регулирования капиталистического воспроизводства, наблюдался упадок хозяйственной жизни стран – участниц.

Экономические итоги второй мировой войны: огромные людские потери; уничтожение национального богатства на сумму свыше 316 млрд. долларов; деформация структуры экономики; финансовая дестабилизация усиление экономической мощи США; создание двух военно-политических блоков НАТО и ОВД; повреждение инфраструктуры; крушение всей колониальной системы; создание мировой системы социализма; укрепление положения Швеции и Швейцарии.

 

 План Джорджа Маршалла.

 

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Последующую инициативу по его реализации проявили также в Великобритании и Франции.

Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Финляндией.

В середине июля 1947 г. На Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла был учреждён Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подборных отчётов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работ сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдений довольно жёстких условий. Среди них – отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана Маршалла (1948 – 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме около 17 млрд. долл.

Главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Весьма поучительным аспектом воплощения плана Маршалла может служить решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плана.

Так, все поставки были разделены на три основных вида.

Первый объединял предметы важнейшей жизненной необходимости – продукты питания, топливо, одежду.

Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

Наконец, третий вид – сырьё, сельскохозяйственные машины,

промышленные товары, запасные части – финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Итак, план Маршалла был во многом ориентирован на «расшивку» узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.

В конечном счете, каждой стране-участнице удалось осуществить свою особую версию мирной революции Бригелла. В экономическом смысле план Маршалла имел гораздо большее значение в Греции, Франции, Австрии и Нидерландах, чем в Ирландии, Норвегии или Бельгии. Для некоторых стран, например, для Италии, он был действительно решающим, пожалуй, всего в течение одного года, но для других поток льгот продолжался несколько лет.

Каждая страна по-своему использовала заданный планом экономический импульс.5

 

 Реформы Людвига Эрхарда.

Хозяйственные реформы. Главным архитектором хозяйственных реформ стал профессор Людвиг Эрхард – директор Управления хозяйства объединенных западных оккупации в 1948г., министр народного хозяйства ФРГ, который сочетал в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя. Основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», в повышении покупательной способности всех слоёв населения и сосредоточении всех усилий хозяйства на увеличении национального хозяйственного дохода. А рычагами экономического возрождения он считал – свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в экономике.

Планы Л. Эрхарда по возрождению экономики опирались на:

  1. денежную реформу;

2) свободные цены;

3) и свободное предпринимательство.

Денежная реформа. Она была самой непопулярной и даже жёсткой, поскольку фактически в один день, использовав военную диктатуру авторитетной оккупационной власти, страна смогла освободиться от огромной массы необеспеченных и обесценённых денег, когда утром 21 июня 1948г. рейхсмарки были объявлены недействительными, и вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавлялись ещё 20. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел.

Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счёт сбыта своей продукции. Денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1: 10. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина временно замораживалась и позже обменивалась в соотношении 1: 20.

Обязательства банка и учреждений бывшего Рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк–Банк немецких земель- регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Свободные цены. Через 3 дня после денежной реформы последовала реформа цен, они были отпущены на свободу. Вместе с тем был принят Закон «о принципах хозяйственной структуры и политике цен», который дал право Л. Эрхарду отменить множество различных предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами и часто вопреки советам оккупационных властей (которые боялись быстрого перехода к рыночным отношениям) и просоциалистическим настроениям в

обществе. Однако, правильность политики Эрхарда вскоре была подтверждена на практике, когда исчез «чёрный рынок», магазины заполнились товарами и вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась и цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов и примерно в той же пропорции, что и заработная плата, которая росла за год на 1/ 3 за счёт повышения производительности труда.

Но главное, что способствовало сохранению стабильности валюты и избеганию гиперинфляции было принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.

Свободное предпринимательство. Основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. Поэтому Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, стремящихся к господству на рынке и душивших свободную конкуренцию. Оппонентов социального рыночного хозяйства было немало – это профсоюзы, левые партии и картели.

На свободу предпринимательства (без урезания прав потребителя) была направлена кредитная и налоговая политика, при которой покупатель снова стал «королём», определившим лицо рынка.

 

 «Линия Доджа-Шоупа».

Япония проиграла Вторую мировую войны и капитулировала 2 сентября 1945г. и была оккупирована американскими войсками. Военные действия унесли 2 млн. жизней людей. Экономика страны находилась в состоянии хаоса, отрасли лёгкой промышленности пришлось практически создавать заново. Восстановление осуществлялось медленно. И если в Европе в 1948г. объём производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг лишь 52 %. В Японии программа экономической стабилизации была разработана под руководством Доджа, финансового советника Верховного командования союзнических сил. Главные составляющие этой программы – установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничение на выплату заработной платы и банковский кредит, а также девальвация цен. Эта программа, осуществлявшаяся с 1948 года, сыграла главную роль в экономическом возрождении Японии. Она получила название «Линия Доджа».

К мероприятиям также относится: издание и реализация антимонопольного законодательства. В 1947г. изданы антимонопольные законы, которые запрещали монополиям доступ к финансовым ресурсам, разным рынкам; 1947-50гг. земельная реформа, по которой государство выкупало у помещиков землю и продавало ее крестьянам за плату, которая быстро обесценивалась; 1950г. бюджетная реформа, которая затрагивала многие финансовые вопросы, денежные отношения:

 (а) резкое снижение инфляции;

 (б) фиксирование иены;

 (в) отказ в финансах убыточным предприятиям;

 (г) безработица.

Банк Финансирования Восстановления (1947-1948гг.) сыграл важную роль. В Японию 1948 - 1951 гг. поставлялись американские товары, средства от продажи которых поступали в Фонд Финансирования Восстановления. Японская модель развития включала не только экономические, но и политические, и этнокультурные и социопсихологические факторы. Экономический аспект японской модели может быть описан по трем параметрам: количественному — экономико-стратегические характеристики, качественному — оценка эффективности экономической модели, прогностическому — оценка ее развития в перспективе. Качественный рост японской экономики обеспечивается: крупными структурными сдвигами и становлением инвестиционной модели экономического роста при последовательном увеличение доли наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсо- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и ее внедрение во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных системах и переходом к модели информационного общества.

Сделаем вывод: в результате за 30 послевоенных лет Япония из бедной с гипертрофированной военной индустрии превратилась в великую

экономическую державу. Адаптивность к изменяющимся условиям является общей характеристикой японской экономики. Первое место в мире по стабильности цен и уровню заработной платы среди ведущих капиталистических стран присваивается Японии.

 

 Заключение.

 

Экономические преобразования и реформы первых десятилетий после Второй мировой войны в разных странах имели естественные отличия, обусловленные различиями в системе государственного регулирования экономики, особенностями исторического развития, структурой экономики, спецификой частнокапиталистического сектора, формой государственного устройства, степенью развала экономики за годы войны и т.д.

Вместе с тем, национальные экономические программы возрождения при всём своём разнообразии содержали и общие черты. Среди них формирование обширного государственного сектора (во Франции, в Великобритании, Италии, ФРГ, Австрии и др.) не только в инфраструктуре, но и в промышленно-производственной сфере за счёт учреждений, транспорта, создания государственных и смешанных предприятий.

Разрабатывались и применялись финансовые и кредитные меры, определялся объём государственных субсидий для стимулирования частных инвестиций. Почти во всех западноевропейских странах был введён контроль над ценами и зарплатой. Всё больше значение стали приобретать краткосрочные, среднесрочные и длительные экономические прогнозы (в большинстве стран Западной Европы, США, Японии и др.)

Страны с централизованным хозяйственным механизмом (Западная Германия, Италия, Япония), вернувшись к рыночной системе и преодолев тяжёлый этап возрождения, вступил в длительный период быстрого экономического роста.

Весьма заметным и ощутимым фактором послевоенного развития новых отраслей производства в США, ускоренного роста японской и западногерманской экономики стали крупные государственные затраты. Результативность плана Маршалла, интеграционные тенденции наряду с традиционными методами антикризисного регулирования послужили залогом послевоенного развития новых отраслей производства США,

ускоренного роста японской и западноевропейской экономик, нового этапа НТР.

 

Список литературы:

  1. Сайт: http://www.america.gov/st/peacesec-russian/2008/August/20080814154423WRybakcuH0.5799328.html
  2. История мировой экономики. Учебник для вузов./ Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2004.- 727 с.
  3. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг./Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 1995.-191 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 15.61K
Скачано: 336
Скачать бесплатно
16.09.11 в 06:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе