Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Охарактеризуйте культурные достижения средневековой Западной Европы

Охарактеризуйте культурные достижения средневековой Западной Европы [16.09.11]

Тема: Охарактеризуйте культурные достижения средневековой Западной Европы

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.65K | Скачано: 264 | Добавлен 16.09.11 в 06:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


Содержание:

1. Введение 3 – 5

2. Государство и право 5 – 6

3. Архитектура 6 – 7

4. Религия и церковь 7 – 8

5. Литература 8 – 9

6. Музыка 9

7. Философия 9 – 10

8. Заключение 10

9. Список литературы 11

 

Введение.

Западноевропейский культурный тип был частью общемирового культурного процесса и в то же время обладал большой самобытностью и глубоким духовным единством.

Культура западноевропейского средневековья – это общность мировоззрения, религиозное единство, значительная стилистическая близость художественного творчества.

Термин «средние века» появился в XV в. в среде итальянских гуманистов, которые так называли эпоху, отделяющую их время от классической древности. Впоследствии «средними веками» стал обозначаться период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения. Так в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, т.е. античность, средневековье и новое время.

Эпоху средневековья обычно делят на три периода, соответствующие основным стадиям развития феодализма – становления, расцвета и упадка. Как правило, раннее средневековье датируют 10-15 вв., а в позднее средневековье – 16 – первой половиной 17 в.

Средневековая культура полностью выразила и сохранила дух своей эпохи, её мировосприятие и мироощущение. Именно тогда были заложены  основы социально-культурной общности Европы; на историческую арену вышли новые народы, появились новые государства; сложились современные европейские языки; расширились и укрепились связи Европы с соседними континентами (Северная Африка, Ближний Восток и пр.). В средние века возникло большинство современных государств, наций и национальностей, появились первые парламенты и конституции, были изобретены часы и ножницы, книгопечатание и огнестрельное оружие, сделаны выдающиеся географические открытия и технические изобретения. Если античная эпоха не сумела воспользоваться целым рядом технических и научных открытий и гипотез (из-за наличия дешёвого рабского труда, делавшего ненужным применение машин и механизмов), то средневековье началось с распространения водяных колёс и ветряных мельниц.

Как культура феодальной эпохи, она обладала рядом существенных характеристик, отличавших её от культур других эпох. Таковы символизм и аллегоризм, тяга к обобщенности, универсализму и в то же время к известной конкретизации, анонимность большинства произведений искусства, традиционность.

Средневековую культуру отличала глубокая контрастность, которая проступала в её истории, мировоззрении, искустве. Контрастность средневековой культуры отчётливо проявилась, например, в отношении этой эпохи к человеку: он мыслился, с одной стороны, как венец творения, а с другой – считался презренным «рабом божьим».

Исключительное место в западноевропейской средневековой культуре принадлежало изобразительному искусству и архитектуре. В обществе, где церковь занимала господствующее положение, где образование было её монополией, а грамотность – уделом немногих, где языком науки, учёности и богослужения была латынь, малопонятная безграмотному большинству, искусство и архитектура выполняли роль «проповеди в камне» и были наиболее действенным средством общения. Искусство средних веков было ансамблевым искусством: оно существовало в неразрывном единстве архитектуры, живописи, скульптуры, но роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Развитие отдельных видов искусства в средние века не было одновременным. Первенствовали то скульптура, то миниатюра и монументальная живопись.

Средневековое искусство развивалось на протяжении целого тысячелетия, а в некоторых странах этот период растянулся ещё на более длительный срок. Степень участия в художественном процессе отдельных государств не была одинаковой: в начале средних веков и на зрелом этапе феодализма наибольшую активность проявляли западные области Европы, на заключительном же этапе средних веков усилился вклад стран Центральной Европы.

На развитие средневекового искусства большое влияние оказало искусство

Византии. В средневековом мире Византия играла роль наставника, учителя, ибо она обладала стройной и самобытной художественной системой, в которой античность уже была переработана в соответствии с основами средневекового мировоззрения.

Средневековое искусство Западной Европы было тесно связано с ремеслом. Шедевры изобразительного искусства возникали как доведённое до артистизма ремесло.

Культура средневековья, как культура классового общества, была неоднородна по своей внутреннеей структуре. Современная культурология выделяет в ней уровни официальной, «высокой» культуры и культуры «низовой». Под последней понимаются, во-первых, светская культура в противоположность церковной; во-вторых, массовое сознание; в-третьих, фольклорная культура в противовес учёной, интеллектуальной культуре и, в-четвёртых, культура низших общественных слоёв.

 

Государство и право.

В эпоху Средневековья главенствующим принципом в отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти всё-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими богословами, разрабатывавшими учение о государе и праве, были Аврелий Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную точку зрения, был Марсилий Падуанский. Он утверждал, что за все беды и несчастья мира несёт ответственность церковь, и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путём. В период раннего средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян действовало римское право, у салических франков – салический закон и т.п. И только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути разработки права стала при этом работа в области церковного права и в первую очередь – канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнём, водой и т.п.; в 1215 г. решением латеранского собора ордалии были запрещены.

 

Архитектура.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и всё большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства всё более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлечённый и символический характер. При Карле Великом во Франции было развёрнуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и большинство зданий, построенных из дерева, погибло.

Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы.

С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить великую Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные их особенности – полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Такой стиль в архитектуре получил название романского. Для скульптуры романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

 

Религия и церковь.

На протяжении V-XI вв. произошло принятие христианства практически всеми народами Европы, причём к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна – подчинялась духовной власти папы римского.

С IV в. на Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.

Решающие перемены в церковной жизни были связаны с папой Григорием VII (понтификат : 1073-1086гг.). Именно Григорий VII первым выдвинул претензию папства на верховную светскую власть, т.е. он провозгласил тезис о том, что папы должны главенствовать над светскими государями. На протяжении всего своего правления он сам вёл непрерывную борьбу за власть с германским императором Генрихом IV, одержав ряд побед (моральных и политических), но в конце концов был вынужденбежать из Рима (после захвата его войсками Генриха IV) и погиб в изгнании.

При папе Урбане II (1088-1099 гг.) начинаются крестовые походы. В 1095 г. на Клермонском соборе он призвал всех присутствующих к «освобождению Гроба Господня от неверных». Крестовые походы вызвали к жизни такое важное явление Средневековья как рыцарско-монашеские ордена.

В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был введён целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о чистилище (где, как и в аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но откуда – в отличие от ада – спустя некоторое время можно, искупив муками грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. Они понимались как полное или частичноеосвобождение от дел покаяния (за совершённый грех), даваемое епископом или папой. Они давались за участие в строительстве храмов, паломничество в Рим, позднее – за участие в крестовых походах. С XIV в. индульгенция понимается ещё и как отпущение самого греха.Появляются индульгенции по поводу юбилейных дат. С XV в. стали даровать индульгенции душам умерших, находящимся в чистилище. Такие индульгенции могли купить родственники и друзья умерших.

 

Литература.

Первыми признаками средневековой литературы стало появление христианских евангелий (I века), религиозных гимнов Амвросия Медиоланского (340—397), работ Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на Латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года).

Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времён, сохранившийся у каждого европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» - учёные клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков, но на латыни же создавалась и поэзия вагантов.

 

Музыка.

Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актёров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

 

Философия.

Средневековая европейская философия получила название «схоластика» (от «схола», т.е. школа). В её истории выделяются три периода, в целом соответствующие общей периодизации Средневековья: это ранняя схоластика – IX-XII вв., зрелая схоластика – XIII в. и поздняя схоластика – XIV-XV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место «служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в основном опиралась на учения Аврелия Августина, переработавшего платонизм, а точнее, даже неоплатонизм, в духе христианства. Благодаря крестовым походам в руках западноевропейцев

оказывается большое число книг, вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских, еврейских философов. В конце XII – начале XIII вв. в Европу попадают труды Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома Аквинский – крупнейший философ эпохи – сумел достичь синтеза аристотелизма

и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в теологии и философии.

 

Заключение.

Таким образом, становление культуры средневековья представляло собой сложный процесс синтеза позднеантичной, христианской нарварской традиций. В этот период выкристаллизовывается определёный тип духовной жизни общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

В целом же следует отметить, что средневековая культура Западной Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин выросла блестящая культура эпохи Возрождения.

 

Список литературы:

  1. Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1996.

  2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры – М.: ООО «Юрайт», 1998.

  3. Маркова А.Н. Учебное пособие для вузов, Культурология – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  4. Сайт: http://prokulturu.ru/srednevekovaya-kultura-zapadnoj-evropy/

  5. Электронная Большая Советская Энциклопедия – 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.65K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
16.09.11 в 06:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе