Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Подходы к проблеме распределения (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль)

Подходы к проблеме распределения (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль) [04.03.09]

Тема: Подходы к проблеме распределения (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль)

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 47.46K | Скачано: 273 | Добавлен 04.03.09 в 20:55 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2008


Содержание.

1. Введение. 3

2.1. Учение А. Смита и его подход к проблеме распределения. 4

2.2. Учение Д. Рикардо и его подход к проблеме распределения. 9

2.3. Учение Дж. Ст. Милля и его подход к проблеме распределения. 17

3. Заключение. 24

4. Список использованной литературы. 27

 

1. Введение.

Проблема оптимального распределения общественного продукта – одна из наиболее сложных, многоаспектных и противоречивых. Ее реше­ние связано с эффективностью экономики, ее социальной структурой, целевым назначением. Проблема распределения – экономическая и вместе с тем этическая. Не случайно она до сих пор не имеет однозначно­го решения, порождает острые споры. Существует несколько направле­ний исследований. При этом каждое выявляет необходимые факторы, которые следует принимать в расчет, чтобы прийти к более точному по­ниманию распределения в современных экономических системах.

Не случайно проблема распределения занимала одно из центральных мест в трудах классиков экономической науки (А. Смит,  Д. Рикардо,  Дж. Ст. Милль). Они изучали эту проблему посредством разработки таких теорий как теория стоимости, теория труда, теория денег и капитала. Классики рассматривали распределение, главным образом с точки зрения образования отдельных видов дохода и форм их присвоения, в частности определяли средний абсолютный размер индивидуальных доходов представителей разных классов.

А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Ст. Милль показали, что источником богатства являет­ся не внешняя торговля как у меркантилистов, не природа как таковая по учению физиократов, а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах. Трудовая теория стоимости (ценности), не опровергающая начисто полезность продукта, послужила одним из исходных положений политической экономии.

Основатели первой действительно научной школы постарались отве­тить на вопрос, что является мерилом труда. Была продемонстрирована взаимосвязанность основных факторов производства; обозначены про­блемы, которые не укладывались в строгие рамки классической теории.

 

  2.1. Учение А. Смита и его подход к проблеме распределения.

 В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в качестве предмета изучения политической экономии А.Смит назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния. Как заметил в этой связи Н.Кондратьев, «весь классический труд Смита о богатстве народов на­писан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал».

Судя по разъяснениям в самом начале «Богатства народов», А.Смит, отрицая денежную суть экономического роста и повыше­ния благосостояния, настаивает на том, что «годичный труд каж­дого народа» превращается в богатство, прежде всего в виде мате­риальных (физических) ресурсов. А последние, на его взгляд, со­здаются исключительно в сфере производства, роль которой в хозяйственной жизни он заведомо считал приоритетной.

 «Богатство народов» А.Смита начинается с проблематики раз­деления труда вовсе не случайно. На ставшем хрестоматийным примере, показывающем, как в булавочной мануфактуре разделе­ние труда по меньшей мере трояко повышает производительность труда (речь идет о повышении квалификации работников; эконо­мии времени при переходе от одной операции (работы) к другой; изобретении машин и механизмов), он фактически подготовил «почву» для будущих рассуждений и споров по многим ключевым теоретическим проблемам политической экономии. Одной из та­ких теорий, имевших неоднозначное толкование еще до А.Смита, была теория стоимости (ценности) товаров и услуг. Эта теория впоследствии вплоть до конца XIX в. оставалась центральной тео­рией экономической науки.

Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости, первую А.Смит оставил без рассмотрения. Причина здесь в том, что в понятие «потребительная стоимость» А.Смит вкладывал смысл полезности не предельной, а полной, т.е. возможность отдельного предмета, блага удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребитель­ная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара.

Далее, отмежевавшись от рассмотрения потребительной стоимо­сти, А.Смит обращается к выяснению причин и механизма обме­на, сущности меновой стоимости, и в результате появились его выводы о том, что стоимость одинакового количества труда рабо­чего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому «имен­но труд составляет их (товаров. — Я.Я.) действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену».

Что касается смитовской сентенции о постоянстве стоимости труда, которая по сути означает условие производства каждой единицы товара при постоянных издержках, то она, конечно, не выдерживает никакой критики, так как в зависимости от объема производства удельные издержки, как известно, подвержены из­менению. Другой свой тезис, согласно которому труд «составляет действительную цену» товаров, А.Смит развивает с двойственных позиций, следуя которым впоследствии одни смитианцы увидели «трудовую» природу происхождения стоимости товаров, а дру­гие — через издержки. Сама же двойственность развития тезиса состоит в следующем.

Автор «Богатства народов» будто бы сделал окончательный вывод, говоря, что «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах». Но буквально через несколько страниц после­довали два уточнения. В соответствии с первым из них — только «в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоп­лению капитала и обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда... было, по-видимому, единственным основанием... для обмена их друг на друга». В соответствии со вторым уточнением — стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рен­та), поскольку «е каждом развитом обществе все эти три состав­ные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров ».

Итак, по приведенным выше уточнениям, связанным с теори­ей стоимости (ценности), можно было бы предположить, что А.Смит был склонен не к трудовой теории, а к теории издержек.

Но в двойственности его позиции не остается сомнений, когда в восьмой главе книги I он утверждает о трудовом происхождении всех доходов, из которых складывается цена, а не о сумме издер­жек, обусловливающих эти доходы, как составляющие цены. Ведь, по словам автора «Богатства народов» рента — это «первый вычет из продукта труда, затраченного на обработку земли»; прибыль — «второй вычет из продукта труда, затрачиваемого на обработку зем­ли»; заработная плата — «продукт труда», который «...составляет естественное вознаграждение за труд».

Автор «Богатства народов», введя в третьей главе книги II по­нятие производительного труда, сформулировал его как труд, ко­торый «...увеличивает стоимость материалов, которые он перера­батывает», а также «...закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и кото­рый существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно, непроиз­водительный труд, по Смиту, — это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для выполнения (оказания) которых: «ничего не добавляет к стоимости... имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения... не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи»

К сожалению, почти все представители классической полити­ческой экономии (кроме Дж.Мак-Куллоха, Н.Сениора и некото­рых других) безоговорочно приняли смитовское разграничение труда на производительный и непроизводительный виды, которое затем от К.Маркса перешло в так называемую «марксистско-ле­нинскую политическую экономию».

В пятой главе книги I А.Смит отмечает, что деньги сделались общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости». Затем в одиннадцатой гла­ве книги I мы видим историко-экономический экскурс в пользу количественной теории денег. Здесь, в частности, говорится, что «труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров, является действительным мерилом стоимости серебра»; осуждается меркантилистская система взглядов, соглас­но которой «национальное богатство заключается в изобилии золота и серебра, а национальная бедность — в их недостаточ­ном количестве».

Однако специально проблематике денег А.Смит посвятил вто­рую главу книги II. Именно здесь произнесена одна из его крыла­тых фраз: «Деньги — это великое колесо обращения». Высказан­ное в этой главе положение о том, что «падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов», — конечно, небе­зынтересно для читателя и в наше время. Наконец, следует под­черкнуть, что автор «Богатства народов» рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, тор­говли, ставя на первое место их функцию средства обращения.

По Смиту, годичный продукт распределяется в виде доходов между тремя классами — рабочими, капиталистами, землевладельцами.

Доход рабочих — заработная плата — в рассмотрении А.Смита находится в прямой зависимости от уровня национального богат­ства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит прежде всего в том, что в отличие, скажем, от У.Петти, физио­кратов, а затем и Д.Рикардо он отрицал так называемую законо­мерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточ­ного минимума. Более того, по его убеждению, «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более дея­тельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработ­ной плате...». Разве что, предупреждает автор «Богатства народов», «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчали­вой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочих выше ее существующего размера».

Прибыль как доход на капитал определяется, как пишет А.Смит в главе девятой книги I, «стоимостью употребленного в дело капи­тала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров это­го капитала» и ее не следует путать с заработной платой, устанав­ливаемой в «соответствии с количеством, тяжестью или сложно­стью... предполагаемого труда по надзору и управлению». По его мнению, сумма прибыли «предпринимателя, рискующего своим капиталом», — это часть созданной рабочими стоимости, направ­ляемая «на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».

Еще одному виду доходов — ренте специально посвящена пос­ледняя одиннадцатая глава книги I. Она гораздо слабее исследова­на, чем, скажем, у Д.Рикардо, но отдельные положения все же заслуживают внимания. В частности, по Смиту, пищевые продук­ты являют собой «единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую ренту землевладель­цу». Оригинальна здесь и его подсказка читателю: «Стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимос­тью человеческого желудка...».

В теории капитала А.Смита (первая глава книги II) очевидна его более прогрессивная позиция по сравнению с физиократами. Капитал характеризуется им как одна из двух частей запасов, «от которой ожидают получать доход», а «другая часть, — пишет он, — эта та, которая идет на непосредственное... потребление...». В отличие от физиократов, по Смиту, производительным являет­ся капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере материального производства. Кроме того, им вводится деле­ние капитала на основной и оборотный, показывается различие в соотношении между этими частями капитала в зависимости от отрасли хозяйства. Основной капитал, по мнению автора «Богат­ства народов», состоит в числе прочего «из приобретенных и по­лезных способностей всех жителей или членов общества», т.е. как бы включает в себя «человеческий капитал».

После блистательно показанного Ф.Кенэ механизма кругообо­рота хозяйственной жизни А.Смиту так и не удалось сколько-нибудь заметно углубиться в сущность теории воспроизводства. Разве что у последнего центральным звеном воспроизводственного процес­са объявлено не сельскохозяйственное производство, а сфера про­изводства в целом, что все равно не освобождает обоих этих авто­ров от приверженности принципам каузального метода анализа.

Между тем известно, что позицию А.Смита по этой проблема­тике К.Маркс оценил критически и назвал его теоретические воззрения «баснословной догмой Смита». Но критика К.Маркса на этот счет действительно значима, поскольку автор «Богатства на­родов», характеризуя то, из чего состоит подлежащая распределе­нию «вся цена годичного продукта труда», целиком сводит после­днюю к доходам -, из которых складывается, как он полагает, и цена любого товара. Иными словами, по Смиту, речь идет не о расши­ренном, а о простом воспроизводстве, при котором потребление исключает накопление на возмещение стоимости (амортизацию) средств производства.

 

2.2. Учение Д. Рикардо и его подход к проблеме распределения.

Уже в предисловии своего знаменитого произведения «Начала политической экономии...» Д.Рикардо, исходя из смитовского деления общества на три основных класса (землевладельцы, капиталисты, рабочие), а доходов соответственно на ренту, прибыль и заработную плату, сформулировал «главную задачу политической экономии». Она, по его словам, заключается в том, чтобы «определить законы, которые управляют этим распределением». Тем самым он показал, что его, как А.Смита, интересуют прежде всего неотвратимые экономические «законы», знание которых позволит управлять распределением создаваемых в сфере материального производства доходов.

Рикардо опирался на трудовую теорию стоимости при выведении своей теории распределения. При трудовой теории стоимости увеличение дохода одной из категорий ведет к уменьшению дохода в другой (см. Смита).

Так уменьшение доходов ведет к росту цены на сельскохозяйственную продукцию. Дорожает жизнь потребителей. Поэтому рабочие, так как они живут на минимуме затрат, первыми испытывают на себе повышение цен. Для выхода из такой опасной для капиталиста ситуации требуется либо повышение заработной платы, либо увольнение части рабочих. Таким образом в итоге от роста цен выигрывают собственники земли, а проигрывают держатели капитала.

Аналогично концепции естественного порядка А.Смита для приумножения богатства страны, рассматриваемого как соответствующая величина физического объема производства, Д.Рикардо главным условием считает свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Это, в частности, видно из его совершенно недвусмысленного заявления о том, что только «плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты». Поэтому, характеризуя методологическую позицию «классиков», Н.Кон­дратьев указывал: «Однако и он считал воз­можным вместе со Смитом и доктриной естественного права в качестве научной истины утверждать, что при свободной конку­ренции интересы индивида и целого не сталкиваются, что режим свободной конкуренции в общем с теми или иными практическими отступлениями является наиболее целесообразным и ближе всего отвечающим интересам нации».

Наряду с этим необходимо отметить, что Д.Рикардо, следуя А.Смиту, широко использовал и метод логической абстракции. Достижения Д.Рикардо в этой связи высоко оценил Й.Шумпетер, который пишет: «В этом абстрактном уточнении определенных принципов как раз и заключается вклад Рикардо. Его работы — это... творения мастера, в то время как все теоретики последующего периода — вплоть до появления теории предельной полезности — действительно являются «школярами».

Теории стоимости Д.Рикардо посвятил самую первую главу своих «Начал». При этом отрицая смитовскую двойственную оценку этой категории, он безапелляционно настаивает на том, что только один фактор «труд» лежит в основе стоимости. Согласно его фор­мулировке «стоимость товара или количество какого-либо друго­го товара, на которое он обменивается, зависит от относительно­го количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачи­вается за этот труд».

Позиции Д.Рикардо по теории денег базировались на положе­ниях, характерных для формы золотомонетного стандарта, согласно которому оговоренному законом количеству золота в отчеканен­ной для обращения монете подлежал свободный и гарантирован­ный размен бумажных денег. С учетом этого автор «Начал» писал, что «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Кроме того, Д.Ри­кардо был сторонником количественной теории денег, увязывая из­менение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении. Он также полагал, что «деньги служат всеобщим сред­ством обмена между всеми цивилизованными странами и распре­деляются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым уве­личением трудности добывания пищи и других предметов жизнен­ной необходимости для растущего населения». Наконец, по его мысли, деньги как товары при снижении своей стоимости обу­словливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь «...неизменно сопровождается повышением цены това­ров».

В теории Д.Рикардо о капитале, прежде всего, обращает на себя внимание положение о прямой зависимости снижения уровня меновой стоимости товаров от растущего использования в их про­изводстве основного капитала и убежденность в том, что «чем большую долю составляет основной капитал, тем больше будет то падение». Что же касается сути категории «капитал», то ее автор «Начал» характеризует как «часть богатства страны, которая упот­ребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструмен­тов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы при­вести в движение труд». Здесь его позиция хотя и созвучна с дру­гими представителями классической политической экономии, обращавшимися до него к теории капитала, но в отличие от них он сумел показать, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «...перемещается из одного занятия в другое».

Теория доходов Д.Рикардо существенно обогатила классичес­кую политическую экономию в части характеристики сущности ренты, прибыли и заработной платы. В связи с каждой из этих категорий ему принадлежат интересные концепции, получившие неоднозначную оценку, как у его сторонников, так и оппонентов.

Так, концепция Д.Рикардо о ренте сохраняет свою актуальность даже в наше время. Главные ее идеи заключаются в том, что рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество — неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки зем­ли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продук­тов. Как пояснял Д.Рикардо, «не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог», а сама «рента не есть составная часть цены товаров». Убедительны и названные им рентообразующие факторы: неодинаковый природный потенциал участков (плодородие) и разная удаленность этих участков от рынков, где может быть реализована полученная с них товарная продукция.

Очевидно, что для Д.Рикардо, как и других классиков, земля невоспроизводима и рассматривается как ресурс физический, а не экономический. Поэтому в его понимании не только земля, но и рента выступают в качестве «свободного дара земли». И поскольку ограниченный фонд земли используется только одним способом (например, как пашня или как пастбище), да еще и с закономер­ностью убывающей отдачи от нее (земли), — Д.Рикардо высказы­вает предостережение: «Труд природы оплачивается не потому, что она делает много, а потому, что она делает мало. Чем скупее ста­новится она на свои дары, тем большую цену требует она за свою работу».

Характеризуя «естественную цену труда» как возможность ра­бочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства, а «ры­ночную цену труда» как плату, складывающуюся с учетом реаль­ного соотношения спроса и предложения на труд, Д.Рикардо сде­лал весьма сомнительный (почти мальтусовский) прогноз по по­воду перспективного уровня заработной платы в обществе в связи с темпами народонаселения. Он писал: «При естественном движе­нии общества заработная плата имеет тенденцию к падению, по­скольку она регулируется предложением и спросом, потому что приток рабочих будет постоянно возрастать в одной и той же сте­пени, тогда как спрос на них будет увеличиваться медленнее». В подтверждение своего пессимистического прогноза Д.Рикардо добавлял также, что повышение заработной платы будет всегда не в той мере, «чтобы рабочий имел возможность покупать столь же много предметов комфорта и необходимости, сколько он покупал до повышения цены этих товаров». Правда, исследуя «законы, которые регулируют заработную плату», он делал принципиаль­ную оговорку, что доказываемая им тенденция заработной платы к падению может иметь место только в условиях «частной и сво­бодной рыночной конкуренции» и когда заработная плата не бу­дет «контролироваться вмешательством законодательства».

Как и в случае с заработной платой, в условиях свободной кон­куренции, по мнению Д.Рикардо, «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда». Однако здесь же он вполне право­мерно добавил следующее: «К счастью, эта тенденция, это, так сказать, тяготение прибыли, приостанавливается через повторные промежутки времени благодаря усовершенствованиям в машинах, применяемых в производстве предметов жизненной необходимос­ти, а также открытиям в агрономической науке, которые позволя­ют нам сберечь часть труда, требовавшегося раньше, и таким обра­зом понизить цену предметов первой необходимости рабочего».

Исследуя закономерности экономического развития общества, в котором господствуют принципы неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и свободы торговли, Д.Рикардо, пожалуй, не предвидел того, что в условиях экономического ли­берализма (и это подтвердил практический опыт мировой циви­лизации) неотвратимы ограничивающие их тенденции и как след­ствие кризисы несоответствия произведенной товарной продук­ции и услуг платежеспособному спросу на эти товары и услуги, т.е. так называемые кризисы перепроизводства (или, по другой трактовке, кризисы недопотребления). Сказанное свидетельствует о том, что Д.Рикардо признавал «за­кон рынков Сэя», т.е. догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. В частности, как бы в признание «закона Сэя» он писал: «Продукты всегда покупаются за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершает­ся этот обмен. Какой-нибудь товар может быть произведен в из­лишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещен капитал, затраченный на этот товар. Но это не может случиться одновременно со всеми товарами».

Адам Смит различал три класса получателей доходов: рабочие, капиталисты и землевладельцы. Риккардо берет это же разделение общества на классы. Национальный доход (Y) тогда разделяется на заработную плату (W), прибыль (П) и ренту (Т):

             i = n

(1)  У= ∑ l0iX=W+П+Т

           i=1

Начнем с определения совокупной ренты Т. Ценность товара (vi) определяется в наименее благоприятных условиях производства. Поэтому,  l0i – это самые большие прямые затраты труда на производство единицы продукта i. Если взять пример производства пшеницы на трех участках 1, 2 и 3 с падающим плодородием, то мы имеем l0b=l0b3. Если Х1b, Х2b, Х3b – продукция участков, соответственно, 1,2,3, то количество труда, использованное в отрасли для производства  Xb, равно Lb=l10bX1b + l20bX2b + l30bX3b. Так как l10b< l20b < l30b и

l0b= l30b, то мы имеем по определению Lb< l0bXb. Разница l0bXb- Lb – это полная рента Еb, выплачиваемая в отрасли. Распространяя эту аргументацию на все отрасли, мы получаем, что:

             i = n

(2)  Т= ∑ l0iX – L,

           i=1

где L – общее количество труда в экономике. Из (1) и (2) мы выводим:

(3) Т = У -  L

или

(4)   У – Т = W + П = L

Смысл равенства (4) ясен: после вычитания совокупной ренты, национальный доход, состоящий из заработной платы и прибыли, равен общему количеству труда, использованному в экономике. Поскольку оно является величиной заданной, общая ценность, подлежащая делению на заработную плату и прибыль подобна пирогу заданного размера, две части которого меняются в обратно пропорциональной зависимости. Основной вывод из рикардианской теории распределения – это существование обратной зависимости между заработной платой и прибылью. Эта зависимость является аналитическим выражением двух основных особенностей рикардианского представления общества:

- капиталисты и рабочие являются двумя основными классами (землевладельцы находятся в подчиненном положении);

- их интересы противоположны.

Из двух частей, на которые распадается национальный доход, совокупная заработная плата определена заранее. Она зависит фактически:

- от общего количества труда, использованного в экономике ( L );

- от годовой нормы заработной платы на работающего ( w ).

Таким образом:

(5) W = Lw.

Соотношение (4) может быть переписано следующим образом:

(6)  П = L (l – w).

Для заданного количества труда, использованного в экономике, масса прибыли находится в обратной зависимости от нормы заработной платы. Она сама зависит:

- от количества средств существования, составляющих годовое потребление наемного рабочего и его семьи (поскольку воспроизводство рабочего класса должно быть обеспечено в долговременной перспективе). Для данного состояния общества эти величины сами по себе заданы (значит, они соответствуют не «физиологическому минимуму», а некоторому общепризнанному уровню);

- от меновой ценности этих средств.

Если из n благ, l , j – это « блага, приобретаемые на заработную плату», потребляемые в количествах q1,  qj на каждую единицу затраченного труда, то имеем:

             i = j

(7)  w= ∑   vi qi .

           i=1

Поскольку количества потребительских благ, потребляемых на единицу труда, заданы, норма заработной платы зависит от цен на блага, приобретаемые на заработную плату (vi). Поскольку для заданного общего количества труда L прибыль меняется обратно пропорционально с нормой заработной платы (соотношение (6)), она увеличивается на столько же, насколько снижается цена потребительских благ.

Поскольку цены на потребительские блага, как и на любой другой товар, определяются затратами на их производство, можно сделать вывод, что прибыль меняется в обратной зависимости от затрат (прямых и косвенных) на производство потребительских благ. Этот результат очень важен для понимания внутренней динамики общества.

 

2.3. Учение Дж. Ст. Милля и его подход к проблеме распределения.  

Как видно уже из книги «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» Дж.С.Милль принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выд­винув на первый план «законы производства» и противопоставив их «законам распределения». Причем в последней главе книги III автор «Основ» почти повторяет своих предшественников по «школе», указывая, что в экономическом развитии нельзя не считаться с «возможностями сельского хозяйства».

В области методологии исследования у Дж.С.Милля очевидно как повторение достигнутого классиками, так и существенное поступательное продвижение. Так, в главе 7 книги III он солида­ризируется со сложившейся концепцией «нейтральности» денег, и в ряде последующих глав этой книги несомненна его привержен­ность количественной теории денег. Отсюда через недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса Дж.С.Милль следует упрощенной характеристике богатства. Последнее, на его взгляд, определяется как сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

В то же время специфичным для методологии автора «Основ» является противопоставление друг другу законов производства и за­конов распределения. Первые, какой полагает, неизменны и зада­ны техническими условиями, т.е. наподобие «физических истин» они имеют характер, «свойственный естественным, наукам»; «в них нет ничего, зависящего от воли». А вторые, поскольку ими управ­ляет «человеческая интуиция», таковы, «какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах». Именно законы распределения, на которые влияют «законы и обычаи данного общества», предоп­ределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между «тремя основными классами обще­ства». Из этой методологической посылки формирования законов распределения человеческими решениями Дж.С.Милль разрабаты­вает затем собственные рекомендации социального реформирова­ния общества.

В качестве другого нового момента в методологии исследования Дж.С. Милля правомерно обозначить попытку выявления разли­чий в заимствованных им у О.Конта понятиях «статика» и «дина­мика». В главе 1 книги IV он отмечает, что всем экономистам было свойственно стремление познать законы экономики «общества стационарного и неизменного» и что теперь следует добавить «ди­намику политической экономии к ее статике». Но, как пишет М.Блауг, «у Милля, однако, «динамика» означает анализ исторических изменений, тогда как «статикой», по-видимому, именует­ся то, что мы сейчас называем статическим анализом...». Это зна­чит, что «динамика» автора «Основ» не связана с анализом и вы­явлением тех переменных в экономических отношениях, которые могут быть учтены во временном аспекте, что ныне удается сде­лать благодаря математическим моделям с использованием диф­ференциальных исчислений.

К теории стоимости Дж.С.Милль обратился в третьей книге своего пятикнижия. В первой ее главе, рассмотрев понятия «мено­вая стоимость», «потребительная стоимость», «стоимость» и не­которые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (цен­ность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в главе 4 книги III автор «Основ» повторяет тезис Д.Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первосте­пенное значение» в случае изменения стоимости.

В книге III рассматривается и теория денег. Здесь Дж.С.Милль показывает свою приверженность количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, при прочих равных условиях стоимость самих денег «ме­няется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции». Далее, как видно из гла­вы 9, цены товаров регулируются, прежде всего, количеством на­ходящихся в обращении в данный момент денег, поскольку золо­той запас настолько велик, считает он, что возможные измене­ния издержек на добычу золота за тот или иной год не могут сразу повлиять на корректировку цен. При этом упоминавшийся выше тезис автора «Основ» о «нейтральности» денег сводится к выска­зыванию, согласно которому в «общественной экономике нет ни­чего более несущественного по своей природе, чем деньги, они важны лишь как хитроумное средство, служащее для экономии вре­мени и труда. Это механизм, позволяющий совершать быстро и удобно то, что делалось бы и без него, хотя и не столь быстро и удобно, и, как у многих других механизмов, его очевидное и не­зависимое влияние обнаруживается только тогда, когда он выхо­дит из строя».

По сути этой теории Дж.С.Милль целиком солидарен с А.Сми­том. В ее защиту автор «Основ» утверждает, что только производи­тельный труд (труд, результаты которого осязаемы) создает «богат­ство», т.е. «материальные блага». Новизна его позиции здесь лишь в том, что производительным им рекомендуется также признать труд на охрану собственности и на приобретение квалификации, позволя­ющей наращивать накопление. По утверждению Дж.С.Милля, до­ходы от производительного труда имеют производительное потреб­ление, если это потребление «поддерживает и увеличивает произ­водительные силы общества». Любые доходы от непроизводитель­ного труда, считает он, — это только простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом. Даже потребление заработной платы рабочих, по Миллю, производительно, если оно доставляет минимум средств, необходимых для поддержания ра­бочего и его семьи, и непроизводительно — в той части, в какой оно доставляет «предметы роскоши».

Судя по главе 10 книги I теория народонаселения Т.Мальтуса для Дж.С.Милля является просто аксиомой, особенно когда в тре­тьем разделе этой главы он констатирует, что в Англии в течение 40 лет после переписи населения 1821 г. средства для существова­ния не опережали темп роста населения. Затем в главах 12 и 13 кни­ги II мы видим многообразную аргументацию мер по ограниче­нию семьи за счет добровольного снижения рождаемости, эман­сипации женщин и т.п.

Но более красноречиво свою приверженность малътусовской теории народонаселения Дж.С.Милль высказал, пожалуй, в соб­ственной «Автобиографии», где есть такие строки: «Принцип на­родонаселения Мальтуса был для нас таким же объединяющим знаменем, как и любое мнение Бентама. Эту великую доктрину, поначалу выдвинутую как аргумент против теорий неограничен­ного прогресса человечества, мы горячо и ревностно подхватили, придав ей противоположный смысл, как указатель на единствен­ное средство реализации этого прогресса для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы всего работающего насе­ления за счет добровольного ограничения роста численности это­го населения».

С главы 4 по главу 6 книги I Дж.С.Милль посвящает теории ка­питала, который характеризует как «ранее накопленный запас про­дуктов прошлого труда». В главе 5, в частности, развивается инте­ресное положение о том, что капиталообразование как основа инвестиций позволяет расширить масштабы занятости и может предотвратить безработицу, если, правда, не имеются в виду «не­производительные расходы богатых».

Дж.С.Милль по существу заработной платы придерживался в основном взглядов Д.Рикардо и Т.Мальтуса. Характеризуя ее как плату за труд и полагая, что она зависит от спроса и предложения на рабочую силу, автор «Основ» повторил их вывод о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что стало основой его доктрины «рабочего фонда». В соответствии с последней ни классовая борьба, ни профсоюзы не могут предотвратить форми­рование заработной платы на уровне прожиточного минимума.

Но в 1869 г. в одной из своих статей Дж.С.Милль официально отказался от положений доктрины «рабочего фонда», признав, что профсоюзы действительно влияют на действия по ограничению заработной платы, которые может «совершить конкуренция на рынке труда».

Кроме того, следует отметить, что, по Миллю, заработная плата при прочих равных условиях более низка, если труд менее при­влекателен.

Наконец, как очевидно из главы 4 книги I, Дж.С. Милль, как и Д.Рикардо, не отождествляет понятие «минимум заработной пла­ты» с понятием «физиологический минимум», разъясняя, что первое превышает второе. При этом источником для выплаты заработной платы автор «Основ» называет некий «капитальный запас».

Осмысливая теорию ренты, автор «Основ» принимает положе­ния Д.Рикардо о рентообразующих факторах, видя в ренте «ком­пенсацию, уплачиваемую за пользование землей». Но, как уточняет Дж.С.Милль, следует также учитывать, что в зависимости от формы использования земельного участка он может либо обеспечи­вать ренту, либо, наоборот, потребует издержек, исключающих этот доход.

Первые суждения и трактовки о социализме и социалистичес­ком устройстве общества среди крупных представителей класси­ческой политической экономии принадлежат Дж.С.Миллю. Этих вопросов он коснулся вначале в главе 1 книги II в связи с пробле­мой собственности. Но при всей доброжелательности к «социализ­му» автор «Основ» принципиально размежевывается с социалис­тами в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, зада­ча состоит лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности.

Идеи активизации участия государства в социально-экономи­ческом развитии общества и связанные с этим реформы охваты­вают в работе Дж.С.Милля многие проблемы. Так, из глав 20 и 21 книги III следует, что государству целесообразно ориентировать центральный банк на рост (повышение) банковского процента, по­скольку за этим последует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса и, соответственно, бу­дет предотвращена утечка золота за границу. Далее, в главах 7—11 книги V разговор о функциях британского государства становит­ся гораздо более содержательным. Вначале (гл. 7) автор «Основ» обосновывает нежелательность крупных государственных расходов, затем (гл. 8~9) аргументирует, почему в Англии законные госу­дарственные функции выполняются неэффективно, и после этого (гл. 10-11) переходит к вопросам государственного вмешатель­ства.

Будучи убежденным в том, что «общим принципом должно быть laissez faire», Дж.С. Милль, судя особенно по главе 11 книги V, все же понимает, что существуют различные сферы общественной деятельности — сферы «бессилия рынка», где рыночный механизм не­приемлем. И для того, чтобы без ниспровержения «системы частной собственности» обеспечить «ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею вы­годах» и чтобы утвердился порядок, при котором «никто не бе­ден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опа­саться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед», автор «Основ» обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничи­вающих ее, и т.д.

Качества образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, что­бы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обя­зательное домашнее образование до определенного возраста. Го­сударственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Ос­нов», необходимо сочетать с системой государственных экзаме­нов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явит­ся компенсацией за продолжение образования), вменив в обя­занность государства обеспечение «денежной поддержки началь­ной школы».

Итак, доктрина социальных реформ Дж.С.Милля своим возник­новением «обязана» его допущением мысли о, том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения.

В этом — явное непонимание того, что «производство и распределе­ние не составляют обособленных сфер; они взаимно и почти всесто­ронне проникают друг в друга». Поэтому тенденциозны и главные положения его реформ, которые Ш.Жид и Ш.Рист свели к трем нижеследующим позициям:

1) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации;

2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

3) ограничение неравенства богатства при помощи ограниче­ния права наследования.

 

Заключение.

Классическая школа, начиная с физиократов, рассматривала распределение, главным образом с точки зрения образования отдельных видов дохода и форм их присвоения, в частности определение среднего абсолютного размера индивидуальных доходов представителей разных классов. Само понятие «фактор производства» и идея его разделения на труд, капитал и землю достались нам в наследство от классиков. А. Смит писал о ренте с земли, плате за труд и прибыли на капитал как о само собой разумеющихся формах и источниках доходов трех групп населения.

По Смиту, «естественные» уровни зарплаты, процента (у Смита употребляется слово «прибыль») и ренты определяют «естественную» цену товаров («естественная» цена у Смита аналогична знакомой нам цене длительного периода в отличие от «рыночной» цены, по которой происходит фактическая купля-продажа).

Смит не оставил, однако, какой-либо целостной теории по поводу определения самих «естественных» цен факторов. Однако Смит первым стал разбирать вопрос о динамике функционального распределения в долгосрочной перспективе. Например, в «раннем и примитивном состоянии общества» (определение Смита), когда люди ловили голыми руками бобров и оленей (пример Смита), земля не являлась экономическим благом, а капитала и вовсе не было, вся стоимость продукта (пойманного бобра, например) сводилась к труду, затраченному на его производство (поимку). В таком обществе распределения как такового не существует, все забирает собственник труда как фактора. В «развитом обществе» же в создании продукта участвуют наряду с трудом и другие факторы производства, т. е. появляются рента и процент. Более того, чем больше доля последних в общем доходе страны, тем больше доля непроизводительных работников в общем населении страны. (К непроизводительным работникам, по Смиту, относятся «домашние слуги <...> государь со всеми своими судебными чиновниками, вся армия и флот <...> священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.»).  Объяснение простое - получатели ренты и процента больше склонны оплачивать труд этих лиц, нежели простые работники. С прогрессом же человечества, считает Смит, доля ренты и процента будет уменьшаться в общем продукте, хотя сами эти доходы будут возрастать абсолютно.

Рикардо вывел свой «естественный» закон распределения дохода, который постулирует, что решающее значение в функциональном распределении играет цена хлеба, которая в свою очередь зависит от уровня сельскохозяйственной культуры страны. Цена хлеба как основного продукта потребления определяет совокупную стоимость средств существования рабочих, а, следовательно, и зарплату. Доход капиталиста же остается как остаток совокупного дохода после вычета ренты, величина которой определяется природными качествами почвы и заработной платы, которая должна поддерживаться на уровне, обеспечивающем поддержание трудоспособности. Рикардо как о «естественной» тенденции писал, что в длительном периоде уровень зарплаты не будет претерпевать значительных изменений, доля ренты должна повышаться, а процент на капитал, наоборот, понижаться.

Дж. С. Милль, которого считают «завершителем» классической школы, стал указывать на, как бы мы сейчас выразились, институциональные аспекты распределения: «...раздел продукта обусловлен двумя определяющими факторами: конкуренцией и обычаем». И, если анализ влияния конкуренции можно провести в границах экономической науки, то влияние обычаев есть предмет особого рассмотрения, неподвластный терминам экономистов. Более того, если законы производства, по Миллю, носят объективный характер, аналогично, например, законам физики, то законы распределения устанавливаются человеческими институтами. «Общество может подчинить распределение богатства любым правилам, какие оно считает наилучшими; но какие практические результаты проистекут из действия этих правил - это должно быть открыто, подобно любым другим физическим или отвлеченным истинам».

В целом, можно сказать, что у представителей классической школы учение о распределении сводится к учению о «естественных» уровнях цен факторов, каждый из которых находил свое объяснение в отдельной теории. Кроме того, цены на рынке продуктов классики приводили в зависимость от уровня цен на рынке факторов (в противоположность неоклассикам), а отсюда понятно их повышенное внимание к вопросам распределения как центральной проблеме экономики.

 

4. Список использованной литературы.

1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: 2000. - 320 с.

2. Гилен Делепляс. Лекции по истории экономической мысли. – Новосибирск. 2000 г. – 328 с.

3. Милль Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их при­ложения к социальной философии. В 3 т. – М.: Прогресс, 1980.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Ось-89, 1997.

5.Риккардо Д. Сочинения. Государственное издание политической литературы.  – М., 1955.

6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.: Экономика, 1995.

7. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. –  М. 1999 г.

8. История экономических учений/ Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2000.

9. Гусейнов Р.А., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Ю.В. Горбачевой. – М., 2000.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 47.46K
Скачано: 273
Скачать бесплатно
04.03.09 в 20:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе