Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Предмет и специфика философского знания и мировоззрения

Предмет и специфика философского знания и мировоззрения [12.02.12]

Тема: Предмет и специфика философского знания и мировоззрения

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.91K | Скачано: 265 | Добавлен 12.02.12 в 12:32 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Предмет философии.
Основные элементы системы философского знания 4
2 Основные вопросы философии 10
3 Практическое задание 13
Заключение 14
Список используемой литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Слово «философия» стало употребляться около двух с половиной тысячелетий тому назад в Древней Греции и означало «любовь к мудрости». Философия стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

 Актуальность данной темы состоит в том, что философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Цель данной работы изучить и проанализировать специфику философского мировоззрения. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи: определить понятие философия; обозначить связь мировоззрения с философией; рассмотреть и проанализировать основные элементы системы философского знания; изучить и проанализировать основные формы мировоззрения; раскрыть основные вопросы философии.

1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo-«любовь» и sjphia-«мудрость» и означает «любовь к мудрости»[5, c.10].

Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы)[1, c.8].

Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.

Возникновение философии – сложный процесс и связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия.

Появление философии и философского знания стало возможным благодаря предпосылкам, источникам философии: первый из них психологический - сущность его можно выразить как знание о незнании, только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения. Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единого мнения по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифологической концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

В итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

Предпосылками  для возникновения философии являются: возможности человека: выделение умственного труда; появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);  возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем; человек не только видит (созерцает) мир, но и понимает (имеет суждение, мировоззрение) как он устроен, и у него появляется желание использовать на практике полученные знания[3,с.15].

Первой формой мировоззрения является мифология. С самой ранней стадии развития человечество в форме мифов (сказаний, преданий) пыталось дать ответ на вопросы о происхождении и устройстве мироздания, явлений и природы. В мифе как ранней форме человеческой культуры, объединились зачатки знаний и верований. Слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного, привычного нам смысла добывания знания, а мироощущения, чувствования.

Мифы, помимо объяснительной функции, выполняли еще и функцию исторической преемственности. Они поддерживали, а иногда и порождали определенные нормы и правила поведения человека в обществе и природе.

Поэтому мифологическим назовем такое М., которое основано на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях. В эволюционном процессе философского знания миф – это наиболее ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения. По мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались «вечные» вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное.  Эта форма мировоззрения удвоила мир в сознании человека. Творческая всемогущая сила – Бог стоит над природой и вне ее. В таком случае мировоззрение приобретает характер вероучения. Такие конструкции регулируют и сохраняют нравы обычаи, традиции. Потребность в религии – это потребность в восполнении бессилия людей перед силами природы и перед собственной природой.

Религиозная вера зачастую не связана с невежеством. Это элемент религиозной идеологии. Основа религии – это нравственно-эмоциональный акт веры в сверхъестественное. Между тем все сверхъестественное – это естественное, но пока непознанное.

Следует отличать понятия «религиозная вера» и «вера» как доверие друг другу, уверенность в человеке, а также «веру» как надежность, проверенность знаний, научных выводов, подтвержденных на практике. В последнем случае «вера» и «истина» равнозначны.

 В отличие от религии, философия стремиться опереться на науку: вере противостоит – логика. Философия выводит человека познающего на теоретический уровень мировоззрения. Философия строит общую (обобщенную) картину мира.

Цель философии – познание общего в вещах, явлениях и процессах. В предмете философии реальный мир для познающего человека оказывается расколотым на две части: объективную и субъективную реальности – воспринятая часть природы и общества. Мы судим о разных предметах лишь потому, что видим, слышим, обоняем, осязаем, то есть ощущаем. Иначе мы ничего бы не знали о внешнем мире. Все, что мы знаем о вещах и явлениях – это, с одной стороны, всего лишь наши впечатления о них. Но было бы ошибкой считать, что без нашего восприятия вещи как бы не существуют. Все вещи, их свойства и отношения существуют объективно, то есть независимо от нас.

Философия как вечный поиск разумных и обоснованных ответов на краеугольные вопросы бытия: Что лежит в основе мироздания, каковы его начала? Может ли человек получить истинное знание об этих началах? Или познавательные возможности человека ограничены? (Каковы эти границы) Что есть Истина? И каковы пути достижения истинного знания? Что такое добро и зло? Прекрасное и безобразное? Откуда появился человек и в чем смысл его бытия? Последовательные и систематичные ответы на эти и другие  вопросы порождает философскую систему. Каждая философская система задает определенное мировоззрение. Существует два уровня мировоззрения: обыденное с момента рождения, формируется стихийно, его идеи поверхностны, но крайне необходимы для выживания и второй уровень: теоретический, характеризующаяся системным взглядом на мир и лишен предрассудков.  Виды мировоззрений: научное,  религиозное, художественно-эстетическое, философское.[1, c.6] Мировоззрение – это совокупность взглядов на объективный мир и место в нем человека к окружающей его действительности и самому себе, а также  сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценные острые ориентации.[4, c.15].

Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия и мышления, действующие во всех областях материального и духовного мира.

Функции поясняют по существу, как действует философия, что она дает человеку, для чего она нужна: мировоззренческая состоит в том, что давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире; культурологическая состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры - моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности; методологическая состоит в том, что философия формирует общий метод познания мира, то есть, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания; гносеологическая(познавательная) состоит в том, что 1) философия проявляет познавательное отношение человека к природе и сущности мира,  самого человека;2)вооружает людей знанием о мире, фиксирует и обобщает наличное знание о нем; 3)расширяет горизонты будущего познания мира, формулируя проблемы конкретно-исторической эпохи. Таким образом, философия-это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте и роли в этом мире. Другими словами, это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей.

Философия представляет собой целостную, качественно своеобразную область знаний. Но эта целостность не исключает многообразия философских знаний, образующих весьма сложную структуру. Современная философия включает в себя в качестве основных составляющих следующие обширные сферы знания: основной раздел философского знания–это онтология учение о бытие, его устройстве, свойствах, изменении и развитии; второй важнейший раздел философии - гносеология теория сознания и теория познания, исследующая человеческие познавательные способности, их возможности и границы; третье существенное направление философской мысли можно назвать аксиология и экзистенциальные проблемы(существование) – наука о ценностях, о сравнительном значении различных сторон бытия. Особую роль в этой части философского знания придавал Фридрих Ницше(1844-1900) [2, c.7]; четвертая ветвь древа философского знания, органично переплетающаяся с тем, о чем уже было сказано, это философская антропология и теория культуры – антропология учение о человеке, его происхождении и взаимоотношениях с окружающим миром, природой, обществом; социология – учение о происхождении человеческого общества, его структуре, изменении и развитии; также к структуре философского знания относятся логика учение о законах и формах правильного мышления; этика учение о моральных ценностях, способностях человека различать в окружающем мире добро и зло и строить соответствующим образом свое поведение; и эстетика учение о красоте.[2, c.7; 4, c.10-12]

2 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание и их взаимосвязь. Основной вопрос философии: что первично, а что вторично материя или идея (дух, сознание). Основной вопрос философии имеет две стороны – что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир. В зависимости от его решения философы разделились на два направления – материалистов и идеалистов. Материалисты считают, опираясь на научные данные, что первична материя, а сознание человека вторично. Мир всегда был, есть и будет существовать. При всех изменениях, качественных переходах из одного  состояния в другое мир сохраняется как целостность. Причина стабильности – материальное единство мира.

Формы материализма (от лат. materialis – вещественный, термин введен Лейбницем): наивный (связывают с античностью), механический или метафизический (Ф.Бекон, П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный – сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, диалектический (марксизм). Материалисты обосновывают вечность и несотворимость природы. Человек в концепции (мировоззрении) материалистов предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышлении человека выступает в таком случае как нечто вторичное по генезису ( становлению) и сущности, обусловленное материей и взаимодействующее с нею.

Идеалисты же настаивают на первичности духовного начала, что первично сознание и мысль. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от неё, называются объективными идеалистами (Платон образец и родоначальник, философы средних веков, Гегель и гегельянцы). В из представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом. Иную версию идеологического решения основного вопроса философии предполагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж. Брекли, Д. Юм,Э.Мах). Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (от лат. solus – один, ipse –сам, sum – существую) предполагает, что реально лишь мое сознание, существование остального проблематично и зависит от моих желаний. Итак материалисты считают, что началом всего является природа, а затем уже возникает сознание, дух. Идеалисты исходят из того, что дух, идея существовали раньше природы, а, следовательно, мир сотворен Богом или Абсолютным Духом.

В рамках этих течений существуют монистический и дуалистический подходы. Названные выше – это монистические. Они признают в качестве первоначала одну субстанцию. Дуализм (dualis – двойственность) считает сознание и материю самостоятельно существующими субстанциями, независимыми друг от друга, живущих как бы параллельно и при необходимости интегрирующихся. Яркий представитель – Декарт.

Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир?  В состоянии ли человек познавать действительный мир, - то большинство философов здесь придерживаются положительного ответа. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и другие.

В то же время известны мыслители (Пирон, Д. Юм, И. Кант), которые сомневаются в возможности познания сущности мира, считают, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности не может быть решен. Ученые таких философов называют агностиками, а их философию агностицизмом (а – отрицающее, гнозис – знание). Гностицизм, гносеологические оптимисты считают, что мир материален, а значит его познание – дело времени. Среди них есть рационалисты, которые отдают ведущую роль в познании – разуму, не зависящему от чувств (Декарт, Кант), и сенсуалисты (sesus – восприятие, чувство), которые считают, что ничего нет в разуме, чего бы не было бы в чувствах (Дж. Локк) [4, c. 13-14].

         Основными средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются диалектика и метафизика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей. Его принцип все находиться в движении, развитии и взаимосвязи.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Для метафизического метода рассмотрения предметов и явлений характерны черты: 1) явления природы и общества рассматриваются как неизменные, в статике; 2) связь между явлениями отрицается; 3) источники движения и развития мира остаются за гранью исследований.

Третий метод – синергетический, в основе которого лежит теория самоорганизации. Все философские методы находятся во взаимосвязи, представляют собой систему, которая и является общей методологией познания мира и человека.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

3 Практическое задание

Задание: По каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.

ОТВЕТ:  Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования.     Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические.

Идеализм признает  первичным началом всего существующего дух, идею, сознание.

К идеалистам относятся: Платон, Р. Декарт,  М. Хайдеггер, Г. Гегель, И. Кант, Н. Бердяев, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, М. Хайдеггер, Конфуций.

Материализм  решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания

К материалистам относятся: Гераклит, Демокрит, Фалес, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, В. Ленин, Ф. Бэкон, К. Маркс, Лао-Цзы,

Дуализм: Р. Декарт, Аристотель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия – это искусство построения сверхсложных понятных систем, которые в форме методологии передается другим, более узким и конкретным областям познания мира. Эту практическую значимость философии при поверхностном взгляде узреть так же трудно, как увидеть в странном по виду автомобиле для кольцевых гонок «Формула – 1» уникальные технические решения, которые затем находят практическое применение в массовом автомобилестроении.

Философия – это учение о высших и принципиально неразрешимых проблемах человека, и наиболее близкая к истине философская система – вся история философии. Философия заставляет людей думать. Изменить мир можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благополучие и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья. Философия зовет каждого человека к благоустройству, истине, прекрасному, добру, она не столько дает знания о мире, сколько открывает глаза на мир.

Способность ориентации в наиболее общих проблемах бытия, познания, человеческого существования и есть философская культура. Способствуя осмысленному разрешению постоянно возникающих в личной жизни повседневных проблем, философская культура стимулирует также и активное участие человека в решении судеб страны, что особенно важно в переломные период её истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонова Т.А. Краткий курс философии: учебно-методическое пособие / Т.А. Артамонова, С.М. Журавлева. Барнаул: Изд. АГАУ, 2009, 135 с.

2. Островский Э. В. Основы философских знаний: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, - 256с.

3. Курашов В.И. Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении: учебное пособие/ В. И. Курашов. – 4-е изд., испр. – М.: КДУ, 2009. – 136с.

4. Курс лекций по философии: учебное пособие для студентов педагогического университета/под ред. С.А. Ан и В.Е. Фомина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 398 с.

5. Философия : учебник / В. Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П.Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,2011. – 561 с. – Серия: Основы наук.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 17.91K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
12.02.12 в 12:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе