Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Предмет и специфика философского знания

Предмет и специфика философского знания [12.01.15]

Тема: Предмет и специфика философского знания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.63K | Скачано: 196 | Добавлен 12.01.15 в 00:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: 2014


ПЛАН
1. Предмет философии. Основные элементы философского знания.    3
1.1. Понятие и предмет философии.    3
1.2. Предпосылки возникновения философии.    4
1. 3. Структура философского знания.    5
2. Основные вопросы философии.    7
2.1. Материализм и идеализм.    7
2.2. Познаваем ли мир?    8
2.3. Диалектика и метафизика.    9
3. Практическое задание.    10
Список использованной литературы    11

1. Предмет философии. Основные элементы философского знания.

1.1. Понятие и предмет философии.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Необходимо попытаться найти ответ на вопрос «Что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному, мудрствуя каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии.

Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно Пифагору принадлежит высказывание:

«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».

Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. 

Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и  гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. [5]

1.2. Предпосылки возникновения философии.

Философия возникла одновременно в трех центрах мира 2500 тыс. лет назад: в Др. Китае, в Др. Индии и в Др. Греции. С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимания действительности, чему способствует:

1. Разделение труда;

2. Экономическое развитие общества;

3. Формирование государств;

4. Присущее человеку творчество духа (Эдмунд Гуссерль считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).

1. 3. Структура философского знания.

Различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития

общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.[4]

         5. Метафилософия (от греч. meta - после, за пределами) и philosophia (философия, «любовь к мудрости») — теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии.

         6. История философии. Изучает основные направления и этапы становления философского знания.

         7. Диалектика. Изучает основные принципы и законы развития объективной и субъективной реальностей.

         8. Логика – наука о закономерностях функционирования человеческого мышления.

9. Этика – наука о морали.

10. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.

11. Аксиология – наука о ценностях.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.[3]

2. Основные вопросы философии.

            Главным и основным вопросом всей новейшей философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления.

«Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

2.1. Материализм и идеализм.

         Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646—1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829):

«Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.»

Материалисты исходят из того, что материя первично, а сознание вторично. Основателем данного направления считается древнегреческий философ Демокрит.

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам), согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений.

2.2. Познаваем ли мир?

         Субъективные идеалисты – не познаваем («Я» и мои ощущения). Следовательно, появилось такое направление в философии как агностицизм.  Это теория познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

         Гносеологический оптимизм. Философы полагают, что границ познанию не существует, что человек в принципе может иметь верные сведения о любом явлении действительности. Это направление поддерживается марксистской философии и классической наукой.[2]

Другие философы считают, что познавательные возможности человека так или иначе ограничены, что есть сферы, недоступные человеческому знанию - эти взгляды характерны для гносеологического пессимизма. К нему относят скептицизм (от греч. скептикос - рассматривающий, исследующий) - направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания.

2.3. Диалектика и метафизика.

Диалектика (от греч. «диалго» — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике (Андроник Родосский) — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

[5]

3. Практическое задание.

            Указать, по каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.

         Концепции вышеперечисленных философов можно классифицировать по таким основаниям как: по времени, по отношению религии, по направлениям и школам.

Классификация по времени:

1. Восточная философия: Конфуций, Лао-цзы;

2. Античная философия: Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель;

3. Философия средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский;

4. Философия Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Достоевский, Н. Бердяев.

5. Современная философия: К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, В. Ленин, Вл. Соловьев, М. Хайдеггер.

Классификация по религии, направлениям и школам:

1. Классическая китайская философия: Конфуций, Лао-цзы;

2. Классическая западная философия (античные философы);

3. Европейская (христианская) философия;

4. Классический рационализм (Декарт) и классический эмпиризм (Бэкон);

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель);

6. Философия марксизма (Маркс, Энгельс, Ленин);

7. Экзистенциальный тип философии: Хайдеггер, Бердяев, Достоевский.

[8]

Список использованной литературы

1. Джеймс У. Введение в философию. – М.: Республика, 2000.

2. Дильтей В. Сущность философии. - М.: Интрада, 2001.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Маркова А.А. Философия из хаоса. — М.: Канон, 2004.

5. Никитич Л.А. Философия. / Под ред. проф. Л.А. Никитич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004.

7. Философия: энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

8. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.63K
Скачано: 196
Скачать бесплатно
12.01.15 в 00:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе